Роль отца в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 00:31, курсовая работа

Описание

Современное общество XXI века переживает глобальный кризис, охватывающий все сферы социального бытия, в частности и семьи. В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом. Семья – это один из основных социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений, социализации детей и остальные важнейшие функции. Семья - это краеугольный камень человеческой жизни.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Современная семья как объект социологического исследования……6
Эволюция семьи……………………………………………………………6
Причины кризиса в современной семье…………………………………12
Глава 2. Трансформация роли отца как проявление кризисного состояния семьи……………………………………………………………………………..16
2.1. Статусно-ролевая структура современной семьи……………………….16
2.2. Феномен отцовства…………………………………………………………22
2.3. Влияние общества на трансформацию роли отца………………………28
Глава 3. Возможности изучения изменения роли отца в семье на основе применения интервью………………………………………………………...…34
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………40
Приложение……………………………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

куроптева. трансформации роли отца.docx

— 97.60 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение..................................................................................................................3

Глава 1. Современная семья как объект социологического исследования……6

    1. Эволюция семьи……………………………………………………………6
    2. Причины кризиса в современной семье…………………………………12

Глава 2. Трансформация роли отца как проявление кризисного состояния семьи……………………………………………………………………………..16

2.1. Статусно-ролевая структура современной семьи……………………….16

2.2. Феномен отцовства…………………………………………………………22

2.3. Влияние общества на трансформацию роли отца………………………28

Глава 3. Возможности изучения изменения роли отца в семье на основе применения интервью………………………………………………………...…34

Заключение………………………………………………………………………38

Список  литературы………………………………………………………………40

Приложение……………………………………………………………………..42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение. 

      Современное общество XXI века переживает глобальный кризис, охватывающий все сферы социального бытия, в частности и семьи. В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом. Семья – это один из основных социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений, социализации детей и остальные важнейшие функции. Семья - это краеугольный камень человеческой жизни.

      По  мнению специалистов, современная семья  переживает трудности, и в настоящее время институт семьи находится в состоянии кризиса. В этих условиях сегодняшняя семья изменяется, значит, меняются структура, функции, отношение к семье как институту. По оценке социологов, демографов, сегодня распадается каждый второй брак. Десять лет назад подавала на развод каждый третья пара [25]. Рост просто огромный - в полтора раза. Меняются и отношения внутри семьи, а также и статус выполняемых семейных ролей.

      Семейно-брачные отношения - одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества. На фоне общего кризиса традиционной семьи изменения, происходящие в брачных отношениях, способствовали повышению интереса к гендерным проблемам. Однако возросший интерес к этой проблематике в научных исследованиях позволяет обнаружить, что теме отцовства, «мужского» в мировой культуре и России, в том числе, уделяется недостаточное внимание. В связи с ослаблением традиционных ценностей семьи, трудовой занятостью женщин, кризисом маскулинности происходит перекос гендерных отношений в современном мире, смещается роль отца. Возникает необходимость переосмысления места и роли отцовства в формировании и развитии не только семьи, но и личности ребенка, что является своего рода гарантией организации нормального существования общества.

    Проблема  отцовства имеет комплексный  характер и её понимание тесно связано с темой семьи, ролевых отношений в семье, воспитания молодого поколения. Семья издавна является объектом социологического изучения.

     Феномен отцовства же мало изучен, можно  выделить лишь небольшое количество работ, в которых выражен научный  смысл к проблеме отцовства: М.Мид – культурологическая концепция на гендерных функциях отцовства и материнства; И.С. Кон – изучение отцовства как социокультурного феномена; В.А. Сухомлинский, Усова С. - педагогические аспекты отцовства; О. А. Шаграева, Бездерева: исследование материнства и в связи с ним отцовства, Андреева Т. В., Борисенко Ю. В. – социально-психологические аспекты отцовства, Гурко Т.А. – исследование отцовства как аспекта родительства. С.И.Голод и А.АКлецин провели историко-социологический анализ семьи и брака, раскрыли значение социально-психологических ценностей семьи.

    В настоящее время проблемы, связанные  с рождением и воспитанием  нового поколения россиян, особенно актуальны. Российская семья становится главным объектом общенационального  интереса, а пропаганда семейных ценностей  – конкретной государственной задачей. Сегодня появилось понимание  того, что реализация демографической  политики неотрывна от жизни семьи. От состава каждой семьи, ее материального, духовного и культурного развития, характера ценностных ориентаций матерей и отцов зависит, в конечном счете, благополучие всего общества. В России 2008 год был объявлен «Годом семьи», появился новый праздник 6 ноября «День отца». Все это подтверждает несомненную актуальность проблемы семьи и отцовства.

     Объект: роль отца в современной семье.

     Предмет: изменение роли отца в современной  семье.

    Цель  работы – описание роли отца в современном  мире и процесс ее измененяе.

     Задачи:

  1. Рассмотреть современную семью как объект социологического исследования;
  2. Описать теоретико-методологические подходы к анализу ролевых отношений в семье;
  3. Описать отцовство как феномен и социальную роль;
  4. Проанализировать особенности, причины и тенденции трансформации роли отца в условиях современной российской семьи.

      Методологическая  основой нашей работы является статусно-ролевая теория Дж. Мида и Р. Линтона.

        В работе использованы общенаучные методы исследования, такие как анализ, сравнение, классификация, группировка, обобщение, и специальный метод - интервью.

      Эмпирической  основой является социологическое  исследование, проведенное в форме  интервью с руководителем проекта  «Родительская академия» Ливенцевой Еленой Николаевной  с 17 по 18 мая 2010г.

      Композиционно работа состоит из введения, где  формулируется цель, задачи, метод, объект, предмет исследования, определяется актуальность, степень изученности  поставленной проблемы, определяется структура работы; а также трех глав, в которых заключено основное содержание работы; и заключения, где даётся выводы по работе. В конце прилагается список использованной  по теме литературы и приложение. 
 
 
 

Глава 1. Современная семья  как объект социологического исследования. 

    1. Эволюция  семьи.
 

     Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом  глобального развития. В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом. Социология изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества, занимающее ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциальной сущности - по поддержанию существования членов семьи, по рождению  и  по социализации детей.

     Семья – это малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.

    Через существование и преемственность семейных поколений достигается физическое и духовно-нравственное воспроизводство населения в обществе, воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Поэтому социальная необходимость в семье является условием функционирования всей социальной структуры, существования самого общества.

    В своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс рассматривает основные стадии развития института семьи. Кровнородственная семья, как первая ступень семьи развилась из существовавшего на низшей ступени дикости промискуитета - первобытного состояния неупорядоченных половых отношений, когда семейная жизнь была идентична общественной [25].

    Кровнородственная семья характеризуется групповым  браком, половое  общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все, кто принадлежит к одному поколению, т.е. братья и сёстры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих одному поколению или племени. Сужение круга половых партнёров в рамках семьи подобного типа  произошло под влиянием развития общества и привело  к  возникновению  более  развитой формы семьи - пуналуальной.

    В пуналуальной семье из полового общения исключаются ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется  и на остальных, более дальних родственников этого же поколения. Этому типу семьи всё ещё присущ групповой брак. Однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это - брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная  семья,  таким образом, представляет собой такую форму  брачных  отношений,  когда брачными партнёрами является группа сестёр из одного рода и группа братьев из другого рода [25]. В рамках такого типа семейной жизни всё более частыми оказываются устойчивые и положительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это - первый шаг к появлению парного брака.  

    Переходным  историческим типом выступает синдасмическая семья,  которая появляется на рубеже дикости и варварства, в ней один мужчина живёт с одной женщиной.  Полигамия, т.е. многобрачие, или в данном случае многожёнство, остаётся  исключительным  правом  мужчины. Регулируя половые отношения определённого мужчины и определённой женщины, синдасмическая семья  делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи.

    В первобытном обществе или дофамилистической эпохе выживание индивидов было следствием адаптации рода к среде и следствием успеха обучения индивида общепринятым формам жизни, усвоения правил, проверенных опытом образцов поведения. Приобщение потомства к адаптивным нормам жизнедеятельности посредством социализации, а не инстинктов отличает человеческие племена от популяций животных. Проводниками этой социализации оказывались старшие члены рода, а не кровные "родители". Потребовалась длительная эволюция для выделения и детализации социальных ролей матери и отца, других родственных уз [2]. Усилия семьи прежде всего тратились на противостояние высочайшей смертности индивидов и гибели родов с помощью обеспечения существования членов рода и поддержки высокой рождаемости, компенсирующей все людские потери.

     Отсюда  тенденция к раннему вовлечению в брачные отношения всех достигающих  половой зрелости и к продолжению  деторождения вплоть до потери плодовитости. Отсюда и "сцепление воедино" (ради единой цели - многодетности) брачно-сексуального, репродуктивного и самосохранительного поведения личности [2].

    Социальные нормы высокой рождаемости функционировали прежде всего в форме табу на всякое предупреждение и прерывание беременности (хотя средства предупреждения и прерывания беременности были известны издревле).

    Семья-род  или семья-община, основанные на групповом  браке, по мере социальной дифференциации и обособления социальных институтов, прежде всего, государства, появления экономики и собственности, отношений власти и подчинения локализуются в хозяйственные объединения родственников, центром которых становится парный брак, парная семья. В связи с разложением родового строя, на ранних стадиях рабовладельческого строя возникает моногамная семья, которая отличается тесной связью между мужчиной и  женщиной. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление   частной собственности и стремление её защитить, т.е. обеспечить бесспорность  отцовства и права потомства на владение семейным имуществом.

    Семейные  отношения, главенствующее положение  в которых принадлежит мужчине, получили название патриархата. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Однако в чистом виде матриархат встречается редко. Патриархальная семья была устойчивым и достаточно крупным производственным объединением в традиционном обществе. В ней производственно-хозяйственная деятельность сочеталась с воспитательно-профессиональной передачей знаний и навыков подрастающим поколениям, с укреплением моральных ценностей и религиозных традиций. Семья была полифункциональна, но ядром широкого круга выполняемых ею функций оставалось обеспечение воспроизводства населения. Так как экономика и семья были неразрывны, то увеличение численности семьи прямо определяло ее благосостояние и могущество с точки зрения интересов семейного производства, что в свою очередь усиливало мотивы многодетности.

Информация о работе Роль отца в современном мире