Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 00:31, курсовая работа
Современное общество XXI века переживает глобальный кризис, охватывающий все сферы социального бытия, в частности и семьи. В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом. Семья – это один из основных социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений, социализации детей и остальные важнейшие функции. Семья - это краеугольный камень человеческой жизни.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Современная семья как объект социологического исследования……6
Эволюция семьи……………………………………………………………6
Причины кризиса в современной семье…………………………………12
Глава 2. Трансформация роли отца как проявление кризисного состояния семьи……………………………………………………………………………..16
2.1. Статусно-ролевая структура современной семьи……………………….16
2.2. Феномен отцовства…………………………………………………………22
2.3. Влияние общества на трансформацию роли отца………………………28
Глава 3. Возможности изучения изменения роли отца в семье на основе применения интервью………………………………………………………...…34
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………40
Приложение……………………………………………………………………..42
Содержание
Введение......................
Глава 1. Современная семья как объект социологического исследования……6
Глава
2. Трансформация роли отца как проявление
кризисного состояния семьи………………………………………
2.1. Статусно-ролевая структура современной семьи……………………….16
2.2. Феномен
отцовства………………………………………………………
2.3. Влияние общества на трансформацию роли отца………………………28
Глава
3. Возможности изучения изменения роли
отца в семье на основе применения интервью……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение.
Современное общество XXI века переживает глобальный кризис, охватывающий все сферы социального бытия, в частности и семьи. В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом. Семья – это один из основных социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений, социализации детей и остальные важнейшие функции. Семья - это краеугольный камень человеческой жизни.
По мнению специалистов, современная семья переживает трудности, и в настоящее время институт семьи находится в состоянии кризиса. В этих условиях сегодняшняя семья изменяется, значит, меняются структура, функции, отношение к семье как институту. По оценке социологов, демографов, сегодня распадается каждый второй брак. Десять лет назад подавала на развод каждый третья пара [25]. Рост просто огромный - в полтора раза. Меняются и отношения внутри семьи, а также и статус выполняемых семейных ролей.
Семейно-брачные отношения - одна из наиболее значимых сфер в функционировании общества. На фоне общего кризиса традиционной семьи изменения, происходящие в брачных отношениях, способствовали повышению интереса к гендерным проблемам. Однако возросший интерес к этой проблематике в научных исследованиях позволяет обнаружить, что теме отцовства, «мужского» в мировой культуре и России, в том числе, уделяется недостаточное внимание. В связи с ослаблением традиционных ценностей семьи, трудовой занятостью женщин, кризисом маскулинности происходит перекос гендерных отношений в современном мире, смещается роль отца. Возникает необходимость переосмысления места и роли отцовства в формировании и развитии не только семьи, но и личности ребенка, что является своего рода гарантией организации нормального существования общества.
Проблема отцовства имеет комплексный характер и её понимание тесно связано с темой семьи, ролевых отношений в семье, воспитания молодого поколения. Семья издавна является объектом социологического изучения.
Феномен отцовства же мало изучен, можно выделить лишь небольшое количество работ, в которых выражен научный смысл к проблеме отцовства: М.Мид – культурологическая концепция на гендерных функциях отцовства и материнства; И.С. Кон – изучение отцовства как социокультурного феномена; В.А. Сухомлинский, Усова С. - педагогические аспекты отцовства; О. А. Шаграева, Бездерева: исследование материнства и в связи с ним отцовства, Андреева Т. В., Борисенко Ю. В. – социально-психологические аспекты отцовства, Гурко Т.А. – исследование отцовства как аспекта родительства. С.И.Голод и А.АКлецин провели историко-социологический анализ семьи и брака, раскрыли значение социально-психологических ценностей семьи.
В
настоящее время проблемы, связанные
с рождением и воспитанием
нового поколения россиян, особенно
актуальны. Российская семья становится
главным объектом общенационального
интереса, а пропаганда семейных ценностей
– конкретной государственной задачей.
Сегодня появилось понимание
того, что реализация демографической
политики неотрывна от жизни семьи.
От состава каждой семьи, ее материального,
духовного и культурного
Объект: роль отца в современной семье.
Предмет: изменение роли отца в современной семье.
Цель работы – описание роли отца в современном мире и процесс ее измененяе.
Задачи:
Методологическая основой нашей работы является статусно-ролевая теория Дж. Мида и Р. Линтона.
В работе использованы общенаучные методы исследования, такие как анализ, сравнение, классификация, группировка, обобщение, и специальный метод - интервью.
Эмпирической
основой является социологическое
исследование, проведенное в форме
интервью с руководителем проекта
«Родительская академия»
Композиционно
работа состоит из введения, где
формулируется цель, задачи, метод,
объект, предмет исследования, определяется
актуальность, степень изученности
поставленной проблемы, определяется
структура работы; а также трех глав, в
которых заключено основное содержание
работы; и заключения, где даётся выводы
по работе. В конце прилагается список
использованной по теме литературы
и приложение.
Глава
1. Современная семья
как объект социологического
исследования.
Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом. Социология изучает семью как неотъемлемый атрибут жизнедеятельности общества, занимающее ключевое положение среди социальных институтов по своей экзистенциальной сущности - по поддержанию существования членов семьи, по рождению и по социализации детей.
Семья – это малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.
Через существование и преемственность семейных поколений достигается физическое и духовно-нравственное воспроизводство населения в обществе, воспроизводство трудовых ресурсов и носителей социальных ролей. Поэтому социальная необходимость в семье является условием функционирования всей социальной структуры, существования самого общества.
В
своей работе «Происхождение семьи,
частной собственности и
Кровнородственная
семья характеризуется
В пуналуальной семье из полового общения исключаются ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников этого же поколения. Этому типу семьи всё ещё присущ групповой брак. Однако принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это - брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнёрами является группа сестёр из одного рода и группа братьев из другого рода [25]. В рамках такого типа семейной жизни всё более частыми оказываются устойчивые и положительные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это - первый шаг к появлению парного брака.
Переходным историческим типом выступает синдасмическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства, в ней один мужчина живёт с одной женщиной. Полигамия, т.е. многобрачие, или в данном случае многожёнство, остаётся исключительным правом мужчины. Регулируя половые отношения определённого мужчины и определённой женщины, синдасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи.
В первобытном обществе или дофамилистической эпохе выживание индивидов было следствием адаптации рода к среде и следствием успеха обучения индивида общепринятым формам жизни, усвоения правил, проверенных опытом образцов поведения. Приобщение потомства к адаптивным нормам жизнедеятельности посредством социализации, а не инстинктов отличает человеческие племена от популяций животных. Проводниками этой социализации оказывались старшие члены рода, а не кровные "родители". Потребовалась длительная эволюция для выделения и детализации социальных ролей матери и отца, других родственных уз [2]. Усилия семьи прежде всего тратились на противостояние высочайшей смертности индивидов и гибели родов с помощью обеспечения существования членов рода и поддержки высокой рождаемости, компенсирующей все людские потери.
Отсюда
тенденция к раннему вовлечению
в брачные отношения всех достигающих
половой зрелости и к продолжению
деторождения вплоть до потери плодовитости.
Отсюда и "сцепление воедино" (ради
единой цели - многодетности) брачно-сексуального,
репродуктивного и
Социальные нормы высокой рождаемости функционировали прежде всего в форме табу на всякое предупреждение и прерывание беременности (хотя средства предупреждения и прерывания беременности были известны издревле).
Семья-род или семья-община, основанные на групповом браке, по мере социальной дифференциации и обособления социальных институтов, прежде всего, государства, появления экономики и собственности, отношений власти и подчинения локализуются в хозяйственные объединения родственников, центром которых становится парный брак, парная семья. В связи с разложением родового строя, на ранних стадиях рабовладельческого строя возникает моногамная семья, которая отличается тесной связью между мужчиной и женщиной. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было появление частной собственности и стремление её защитить, т.е. обеспечить бесспорность отцовства и права потомства на владение семейным имуществом.
Семейные отношения, главенствующее положение в которых принадлежит мужчине, получили название патриархата. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Однако в чистом виде матриархат встречается редко. Патриархальная семья была устойчивым и достаточно крупным производственным объединением в традиционном обществе. В ней производственно-хозяйственная деятельность сочеталась с воспитательно-профессиональной передачей знаний и навыков подрастающим поколениям, с укреплением моральных ценностей и религиозных традиций. Семья была полифункциональна, но ядром широкого круга выполняемых ею функций оставалось обеспечение воспроизводства населения. Так как экономика и семья были неразрывны, то увеличение численности семьи прямо определяло ее благосостояние и могущество с точки зрения интересов семейного производства, что в свою очередь усиливало мотивы многодетности.