Роль отца в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 00:31, курсовая работа

Описание

Современное общество XXI века переживает глобальный кризис, охватывающий все сферы социального бытия, в частности и семьи. В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом. Семья – это один из основных социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений, социализации детей и остальные важнейшие функции. Семья - это краеугольный камень человеческой жизни.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Современная семья как объект социологического исследования……6
Эволюция семьи……………………………………………………………6
Причины кризиса в современной семье…………………………………12
Глава 2. Трансформация роли отца как проявление кризисного состояния семьи……………………………………………………………………………..16
2.1. Статусно-ролевая структура современной семьи……………………….16
2.2. Феномен отцовства…………………………………………………………22
2.3. Влияние общества на трансформацию роли отца………………………28
Глава 3. Возможности изучения изменения роли отца в семье на основе применения интервью………………………………………………………...…34
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………40
Приложение……………………………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

куроптева. трансформации роли отца.docx

— 97.60 Кб (Скачать документ)

      Роль  определяется Р. Линтоном как «динамический аспект статуса» [5]. Она приводит в действие статус личности. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Человек вынужден корректировать свое поведение в соответствии с ролевыми ожиданиями тех, кто функционально связан с данным статусом. Если роль не исполняется должным образом, то к человеку применяются санкции. Таким образом, роль является основным средством обеспечения эффективного функционирования социальной системы, ее институтов.

      Семейная роль  - один из видов социальных ролей человека  в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида  в семейной группе и подразделяются в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра, старший, младший).

     Выделяют  роли, описывающие взаимодействие членов семьи на макросистемном уровне семьи. Он включает в себя роли, возникновение которых обусловлено супружескими связями (свекор, теща, невестка, зять и др.) и роли, обусловленные кровным родством (бабушка, дедушка, внук, двоюродный брат и др.).

     В функциональных семьях структура семейных ролей целостна, динамична, носит  альтернативный характер ролей. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет мера согласованности роли с личностью  исполнителя (в этой связи говорят о возможностях усвоения, внутреннего принятия роли), чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация.

     Статусно-ролевая структура при выполнении определенных семейных функций может характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. При совместном исполнении ролей в рамках данной функции исполнители роли имеют согласованное и определенное представление о требованиях, предъявляемых к этой роли как обществом, так и ролевым партнером, и о своем месте и месте других членов семьи в ролевой структуре. При наличии способности данного члена семейной группы к усвоению роли, складывается отношение  ролевого согласия.

     Ролевой конфликт  чаще всего проявляется следующим образом. Конфликт  ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи. В этом случае представления, например, супругов о том, каковы их права  и обязанности  в рамках семьи. Их модели ролевого поведения в значительной мере противоположны, особенно модели своего и места других членов семьи.

      Межролевой конфликт,  при котором противоречие  кроется в сложности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода сложности, в частности, наблюдаются в многопоколенных семьях,  где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли.

     Внутриролевой конфликт,  при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли.

     Особое  место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности усвоения роли, обусловленные, как правило,  такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость,  неподготовленность к исполнению супружеских и особенно родительских ролей.  

     Оценка  состояния современной семьи  позволяет говорить о существовании  целого ряда противоречий между ролями и статусами носителей этих ролей.

     Особенно  ярко статусно-ролевой конфликт виден на примере российских женщин. Женщина в современной российской семье исполняет роль хозяйки, матери, жены. Её обязанности перед семьёй трактуются весьма широко: ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, профессиональная деятельность и многое другое. Женщина несет на себе двойную нагрузку, выполняя традиционные женские роли в семье и современную роль, предполагающую обеспечение семьи материальными средствами наравне с мужчинами. Препятствие профессиональной деятельности к осуществлению основных биологической и социальной обязанностей женщины, которые состоят в продолжении рода, является причиной демографического кризиса. Стране нужна не столько женщина-личность, сколько женщина-мать. Совмещение же этих двух ролей в одну без ущерба для той или другой фактически невозможно. В подобных ситуациях особенно возрастают требования к гибкости ролевого переключения, что затрудняет формирование целостного ролевого образа женщины.

     В связи с этим мужчины в современной эгалитарной семье постепенно перенимают некоторые функции женщин – хозяйственная, воспитательная, уход за детьми и другие.  Здесь возможно возникновение внутриролевого конфликта. Роль воспитателя требует от мужчины, например, твёрдости и последовательности и, вместе с тем, терпения и снисходительности к воспитуемому. Совмещать противоположные, по сути, подходы сложно. В результате зачастую роль выполняется не качественно.

     Еще одна из причин возникновения конфликта - наложение ролей друг на друга. Супружеская и родительская роли пересекаются, так как эмоциональная поддержка необходима супругам как по отношению друг к другу, так и по отношении к детям [24]. Мужчина чаще любит в женщине жену, а не мать, тогда как женщина, прежде всего, ценит в нём отцовские качества, а затем супружеские.

     Как отмечает М.К. Горшков, социально-экономические реформы повлияли на семью не только с позиций переоценки супружеских ролей и статусов. Сформировался новый стиль во взаимоотношениях взрослых и детей. Так, родители 90-х лет предоставляют всё больше свободы и самостоятельности детям. Дети всё раньше выходят из пол родительской опёки. Между двумя поколениями возникает дистанция. И как следствие всё шире распространяется такие явления, как одиночество престарелых и сиротство детей. Карцева отмечает, что “это приводит к возникновению новых ролевых ожиданий: они чаще носят негативный характер” [6].

     Выделяют  следующие факторы, влияющие на статусно-ролевые позиции в семье: этнополитический, экономический, территориальный, культурологический, социально-психологический, но главным все же остаётся социально-экономический.

     Распределение ролей супругов зависит от их экономического статуса: чем он выше, тем шире объём  их прав, тем масштабнее сфера лидерства1. 
В семьях, где мужчины сумели реализовать свой интеллектуальный, творческий потенциал, главенство принадлежит им. В тех семьях, где высокие заработки - удел женщины, они руководят семьёй.  
Распределение власти в российской семье начала XXI века в меньшей степени зависит от традиционных установок в обществе и в большей от статуса, так как уровень доходов одного либо обоих супругов определяет их совместное материальное благополучие.

     Кроме социально-экономического очень важным является территориальный аспект. Модели семейной власти напрямую связаны с тем, к какой нации принадлежит семья и в каком регионе она функционирует. В регионах восточного менталитета высокий статус мужчины не подлежит сомнению, как и подчинённое положение детей по отношению к взрослым. Если же речь идёт о смешанных в расовом, конфессиональном и национальном отношениях семьях, то более высоким будет статус тех отцов семейства, которые принадлежат к титульной расе или нации, и более низким статус мужчин, не относящихся к данной категории людей. Например, в национальных территориальных образованиях цена жениха или невесты, мужа или жены некоренной национальности ниже, чем их партнёра титульной нации. Так проявляется влияние этнополитического фактора.

     Ещё один фактор, влияющий на статусно-ролевые позиции в семье - социально - психологический. В числе особенностей взаимодействия людей в семье - разделяемые ими нормы и ценности, взгляды и убеждения, представление о себе и других, об окружающей социальной и природной среде, проявление характера и темперамента, самооценка.  
Статус в семье тем выше, чем выше интеллект его носителя, общий и социальный, более адекватна самооценка, гибче социальные установки, многообразие представлений об окружающем мире. Следовательно, определить лидерский потенциал мужа или жены, можно лишь в том случае, если будут учтены все вышеназванные характеристики.

     Современные модели семьи, возникшие во второй половине ХХ века. С. И. Голод называет детоцентрическими либо супружескими. В детоцентрической семье дети становятся смыслом существования. В супружеской семье в центре оказываются отношения между брачными партнёрами, их интимность, автономия, личное взаимодействие, индивидуализация, взаимная ответственность ввиду интенсивной вовлечённости женщин в профессиональную деятельность и их социально-нравственная эмансипация [6].

     Итак, из сказанного вытекают следующие выводы. Роль и статус являются важными характеристиками структуры семьи, которые в первую очередь необходимо учитывать при анализе семейных отношений в целом. Можно констатировать, что основное отличие семьи наших дней состоит в большей демократизации, эгалитаризации внутрисемейных отношений, повлиявшей на социальные установки и ролевые ожидания людей. Статусы не только мужчины и женщины, но и взрослых детей тяготеют к выравниванию ввиду усиливающейся тенденции к женской эмансипации. И главным фактором, определяющим статусно-ролевые позиции в семье, является материальный.  

     2.2. Феномен отцовства. 

     В привычной нам культурной среде материнство - одна из главных аспектов женского стереотипа, а социальные характеристики материнской роли очерчены гораздо определеннее, чем отцовской, и ей приписывается большее значение в деле первичной социализации. Нормативная неопределенность отцовской роли по сравнению с материнской является результатом того, что: отцовские функции биологически труднее конкретизировать, исторически они институциализируются гораздо позднее, распределение материнских и отцовских функций базируется на более общей полоролевой дифференциации, и имеет как социальные, так и биологические предпосылки.

     Если  рассматривать данный вопрос исторически, то следует отметить, что отцовство  не является обязательным компонентом  семьи; оно скорее выражает принадлежность к определенному типу культуры, а  не биологическую функцию. При всем разнообразии человеческих культур, их условно можно разделить в этом плане на «отцовские», т. е. такие, в которых «отцовская роль мужчины значительна», и «безотцовские», т. е. такие, в которых «мужчина выступает в большей мере как самец, чем как отец». Последние, например, встречаются в афро-азиатском регионе. «Безотцовские» культуры характеризуются большей мужской агрессивностью, резким антагонизмом между мужчинами и женщинами, менее теплыми отношениями между всеми членами семьи [4].

     Феномен отцовства тесно связан с такими понятиями, как эмоциональная, мотивационная  и ценностно-смысловая сферы, социальная роль отца, различающаяся в зависимости  от общественной системы, социальной, экономической и политической сфер общества, статуса мужчины в данном социуме, социальных стереотипов, предписывающих определенные правила выполнения этой роли, в том числе и гендерных стереотипов.

     Поэтому определение отцовства не рассматривается с точки зрения врождённого чувства, которое побуждает мужчину поступать в отношении своего ребёнка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью. А представляет собой интегральную совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающую в себя все уровни жизнедеятельности человека.

     Русское слово «отцовство» в английском языке передается терминами fatherhood и fathering. Первое слово обозначает отцовство как социальный институт, то, как его представляет себе общество, это система прав, обязанностей, статусов, социальных ожиданий и требований, предъявляемых к мужчине как родителю и коренящихся в нормативной системе культуры и в структуре семьи. А второе - отцовство как деятельность, практики и стили поведения в повседневной жизни, то есть деятельность, связанная с социальной заботой и воспитанием детей. Для исследования этих явлений нужны разные источники и методы. В первом случае осуществляется реконструкция и анализ социокультурных норм, чего общество ожидает от отца «вообще». Во втором случае происходит описание и анализ того, что фактически делают и чувствуют конкретные отцы, какова психология отцовства [17].

     Отцовская идентификация - это процесс осознания  себя в качестве родителя и принятие (или отрицание) имеющихся культурных норм поведения отца (принятие роли). Феномен отцовства может быть рассмотрен с двух точек зрения: как обеспечение условий развития ребенка и как часть личностной сферы мужчины. Оба эти подхода взаимосвязаны. Они рассматривают один и тот же феномен с точки зрения двух его функций. Если отцовство рассматривается с первой точки зрения, то акцентируется влияние отца на развитие ребенка. Изучение отцовства с этой позиции включает анализ личностных вкладов отцов в развитие ребенка (детей). Рассмотрение отцовства со второй точки зрения позволяет выделить функцию самореализации мужчины как отца. Родительство для мужчины такая же значимая сфера реализации себя, как и для женщины.

     А.АКлецина выделяет две основные модели отцовства: традиционную и «ответственную» [15].

Информация о работе Роль отца в современном мире