Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 00:31, курсовая работа
Современное общество XXI века переживает глобальный кризис, охватывающий все сферы социального бытия, в частности и семьи. В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом. Семья – это один из основных социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений, социализации детей и остальные важнейшие функции. Семья - это краеугольный камень человеческой жизни.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Современная семья как объект социологического исследования……6
Эволюция семьи……………………………………………………………6
Причины кризиса в современной семье…………………………………12
Глава 2. Трансформация роли отца как проявление кризисного состояния семьи……………………………………………………………………………..16
2.1. Статусно-ролевая структура современной семьи……………………….16
2.2. Феномен отцовства…………………………………………………………22
2.3. Влияние общества на трансформацию роли отца………………………28
Глава 3. Возможности изучения изменения роли отца в семье на основе применения интервью………………………………………………………...…34
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………40
Приложение……………………………………………………………………..42
Традиционная роль отца, хотя и весьма различающаяся в разных культурах, сводится к следующим главным функциям: обеспечение и защита семьи и детей, утверждение родительской власти как средство воспитания детей, приучение детей к дисциплине, порядку, в случае необходимости - наказание детей.
Традиционная
«правильная» модель мужчины, прежде всего,
связана с его работой и
успехом как кормильца семьи:
мужчина должен работать без устали
и усталости, делать карьеру, зарабатывать
деньги, по возможности иметь успех
и в семье. Но, главное, кормить
ее. Сознательно или подсознательно
мужчины следуют данной модели, она
руководит ими. При этом ограничиваются
возможности мужчин для освоения
других моделей ролевого поведения.
Другой важный аспект традиционной роли
отцовства - это руководящие функции
в семье. «Традиционный» отец заботится
о своей семье как
Но современным отцам сложно соответствовать данному образу, так как, в большинстве семей мужчины уже не являются единственными кормильцами; защита детей от угроз современной цивилизации является задачей, значительно превышающей возможности отдельного человека; дистанцированный стиль взаимодействия с детьми приводит к отчуждению и конфликтам в семье. Как правило, логическим продолжением этой традиционной модели являются роль «отсутствующего» отца, которая является следствием кризиса традиционной роли отца.
«Отсутствующий отец» - это отец, который практически не включен в повседневную жизнь своего ребенка либо утратил контакт с детьми вследствие развода; другими словами отсутствующий отец - это мужчина, не имеющий психологического или физического контакта со своими детьми. Отцовство для таких мужчин означает лишь принадлежность к семье.
Феномен отсутствующего отца наиболее широко был представлен в нашей стране в советское время. Гегемонная маскулинность обязывает мужчину быть первым везде и во всем, но соответствовать данному канону крайне тяжело. Государство рассматривало мужчину, мужа, отца в качестве проводника своей политики в семье и при этом значительно ограничивало возможности для самореализации мужчин в частной сфере, предоставляя им небольшой набор легитимных социальных ролей, главным образом связанных с «внешним», публичным миром.
Обусловленность реализуемой модели отцовского поведения традиционным каноном маскулинности подчеркивается и И.С. Коном: «Физическое отсутствие отца в патриархальной семье, его отстраненность от ухода за детьми - не только следствие его внесемейных обязанностей или его нежелания заниматься подобными делами, но и средство создания социальной дистанции между ним и детьми ради поддержания отцовской власти» [16].
Поэтому основными атрибутами традиционного отцовства является власть, подкрепленная экономическими ресурсами, и связанное с ней право принятия решения относительно будущего детей. Отношения же близости и взаимопонимания между отцом и детьми, эмоциональная составляющая отцовства находится на второстепенном месте.
Изменение гендерного порядка, плюрализация семейных отношений, экономическая эмансипация, обусловленная массовой занятостью женщин в профессиональной сфере, развитие гендерно-ориентированных общественных движений привели к изменению роли отца, возникновению новой модели «ответственного» отцовства, которая формировалась как оппозиция к традиционной модели.
«Ответственное» отцовство предполагает ответственного и заботливого отца. Основной акцент делается не столько на экономической поддержке детей со стороны отца, сколько на эмоциональной составляющей - близость с детьми, вовлеченность в непосредственный уход, общение и игры с ребенком, забота о детях, ответственность за их физическое и личностное развитие.
Ответственное отцовство мыслится как важная сфера самореализации мужчин, которые, достигнув определенного уровня личного - материального и духовного - развития, начинают менять свое отношение к семейной жизни и проявляют активный интерес к воспитанию детей. Они становятся равноправными участниками процесса подготовки к рождению ребенка - во многом нового аспекта семейных отношений и поведения будущих отцов. Самим отцам становится важно и интересно находиться в «информационном пространстве» процесса беременности. Будущие отцы помогают женам готовиться к родам, присутствуют при рождении детей, что, по мнению специалистов, формирует их эмоциональную связь с детьми, осуществляют повседневный уход за маленькими детьми. Отцы вместе с матерями ухаживают за маленькими детьми и активно включены в воспитание и развитие, как сыновей, так и дочерей.
Содержание отцовского поведения весьма похоже на материнское поведение, однако вклад отца в развитие и воспитание ребенка в целом меньше материнского вклада. Такие отцы пока не готовы отложить свои профессиональные дела и остаться дома на время болезни ребенка, оформив больничный лист; они также не готовы прервать свою карьеру, чтобы какое-то время вместо матери осуществлять уход за маленьким ребенком. В случае развода такие отцы не прерывают контакты с детьми и сохраняют с ними психологическую связь.
Эта модель включает в себя такую роль как «новый отец». Это наименее распространенный тип поведения по сравнению с предыдущими, и в большей мере характерен для западной, чем для отечественной культуры. Всевозможные меры социальной политики, ориентированные на «активизацию» отцовства, активное конструирование образа «нового» - любящего, заботливого отца способствовало увеличению участия мужчин в новых для мужчин сферах родительского поведения. Отличительной особенностью поведения таких отцов является реализация принципа эгалитарности во всех аспектах родительской роли. Такие отцы осуществляют постоянный контакт со своими детьми, они включены в их дела и проблемы, проводят с детьми много времени, играют с ними и помогают в учебе. Особенно заметен вклад таких отцов в воспитание детей до трех лет; если у традиционных отцов этот вклад ничтожен, то у новых отцов он примерно равен материнскому вкладу.
Главная
отличительная особенность
Таким
образом, мы рассмотрели основные модели
отцовства как феномена, каждая из
которых предполагает различные
роли отцов в семье.
2.3.
Влияние общества на
трансформацию роли
отца.
В дореволюционной России жизнь большинства населения определялась православным вероисповеданием. В православии предусматривается четкая супружеская и детско-родительская иерархия и признание семьи как безусловной ценности. Мужчина должен быть главой семьи, добытчиком (кормильцем) и защитником. От женщины ожидается, прежде всего, что она будет хорошей матерью, женой, хозяйкой. Дети воспринимаются как дар Божий и воспитываются в уважении к старшим.
По
древним русским
В некоторых местностях России мужу полагалось имитировать родовые муки жены. Он охал в так с нею, издавал вопли и крики. Если роды шли тяжело, то будущий отец мог облегчить, по поверью, своему ребенку появление на свет, выполняя некоторые магические действия.
В русской традиции на протяжении многих веков сложился образ отца как человека, воплощавшего закон и долг, которому дано право определять жизнь детей, принимать решения, обеспечивающее их счастье и благополучие, наказывать и миловать. Именно поэтому отец, не вмешиваясь в мелкие домашние заботы и хлопоты, всегда выступал на первый план в ответственные моменты жизни своих детей.
Отец продолжал играть свою главную роль на протяжении всей жизни ребенка: он решал вопрос об обучении сына или дочки в школе, работе сына в охотничьей или рыболовецкой артели, а дочери в няньках, какому ремеслу обучаться, за отцом было последнее слово при выборе брачной пары для сына или дочери.
В тоже время отец должен был принимать самое активное участие в воспитании детей, особенно мальчиков, которое необходимо начинать, как считали русские, когда наступал период отрочества, то есть в 7-8лет. Отец должен был обучать сыновей работе, которую должен знать мужчина, будущий глава семьи, хозяин, привить ему "мужское поведение". Обучение проходило по принципу "делай как я", наблюдая за отцом, мальчик строил по его примеру свои отношения со взрослыми людьми, стариками, женщинами и мужчинами, учился отвечать на обиду, благодарить за добро, вести себя так как положено в той или иной ситуации мужчине.
Общественное мнение требовало от отца в воспитании детей прежде всего строгости. Мужчина, проявлявший к своим детям "ласкоту", то есть нежность, мягкость, заботливость, не мог считаться хорошим воспитателем [19].
В христианской традиции и культуре роль отца была особой. Отец (а слово это не случайно одного корня с отечеством и отчизной) – непререкаемый авторитет. Он выполняет традиционную роль отца - является главой семьи, несёт ответственность за семейное благополучие, осуществляет помощь и защиту. Он все свои действия старается согласовывать с волей Божией, понимая, что кому много дано, с того и много спросится. В этой системе ценностей российские мальчики воспитывались с раннего детства. Взрослые мужчины создавали семьи с осознанием того, что они дадут ответ перед Богом за выполнение обязанностей в отношении своих домочадцев. Так было принято в дореволюционной России. Такие требования сохранились в нашей культуре до сих пор в виде ожиданий от "настоящего (идеального) отца".
Октябрьский переворот повлек за собой не только смену политического строя, но и резкую смену идеологии, приведшую, в конечном счете, к революции семейных отношений. «Советское отцовство» рассматривается как «особый тип родительства». Сложившаяся в советский период модель семьи представляла собой «альянс женщины и государства, из которого исключен мужчина-отец». Эту ситуацию поддерживала советская гендерная политика – декларативного гендерного равенства. Идея достижения "всеобщего равенства и братства" была прописана на уровне законодательных актов советского государства, прежде всего в Конституции 1936г. [25]. Мужчины и женщины уравнивались в правах и обязанностях, от них ожидалась одинаковая отдача физических и интеллектуальных сил.
Женщины
получили возможность квотного представительства
в законодательных и
Роль отца сводится к фрагментарному и ситуативному участию мужчины в воспитании детей, так как в советской семейной политике, направленной на поддержку материнства и детства, государство брало на себя основную часть материальной и моральной ответственности за образование и воспитание детей. Родительство определялось преимущественно как материнско-государственная функция, роль отца представлялась как экономический долг. С этого периода развития российского общества начинается традиция отчуждения отцовства, которая поддерживалась государственной политикой. Советский отец был выведен за пределы ответственности за семью, он стал маргинальной фигурой в приватной сфере.
Эмпирические исследования, проведенные Т. А. Гурко, свидетельствуют о том, что возникшая в советское время традиция отчужденного отцовства воспроизводится и в последующие десятилетия. Такое исполнение отцовской роли в наибольшей степени характерно для мужчин, работающих в старом секторе экономики и занятых трудом невысокой квалификации. Они не видели перспективы в передаче детям своих навыков и того, чему их учили родители, у них значительно снижен интерес к занятиям, как с сыновьями, так и с дочерьми. Такие отцы, по свидетельству матерей, демонстрируют худшие образцы самоутверждения в своей маскулинности - авторитарность, агрессию, насилие, уход в алкоголизм. Основная стратегия общения с подростками в таких случаях - запреты и наказания вместо поощрения и демонстрации положительных видов деятельности [8].