Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 00:31, курсовая работа
Современное общество XXI века переживает глобальный кризис, охватывающий все сферы социального бытия, в частности и семьи. В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом. Семья – это один из основных социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений, социализации детей и остальные важнейшие функции. Семья - это краеугольный камень человеческой жизни.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Современная семья как объект социологического исследования……6
Эволюция семьи……………………………………………………………6
Причины кризиса в современной семье…………………………………12
Глава 2. Трансформация роли отца как проявление кризисного состояния семьи……………………………………………………………………………..16
2.1. Статусно-ролевая структура современной семьи……………………….16
2.2. Феномен отцовства…………………………………………………………22
2.3. Влияние общества на трансформацию роли отца………………………28
Глава 3. Возможности изучения изменения роли отца в семье на основе применения интервью………………………………………………………...…34
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………40
Приложение……………………………………………………………………..42
Дети
благодаря существовавшим культурным
нормам возрастного старшинства
рассматривались одновременно и
как находящиеся на содержании, и
как работники. Взрослые в такой семье
также были зависимы от своих детей, нуждаясь
в их экономической поддержке в старости,
и поэтому уделяли огромное внимание успешной
передаче экономических ресурсов семьи
следующим поколениям. Подобная взаимосвязь,
когда благополучие каждого определяется
благополучием всей семьи, и есть основа
фамилизма - как характеристики образа
жизни, основанного на "семьецентризме".
Соответственно в такой, ориентированной
на семью и домохозяйство системе жизнедеятельности
социальные роли мужчин и женщин были
строго дифференцированными и взаимно
дополняли друг друга [2].
Доминантой общественной жизни была власть родства. Семьи были не только большими и сложными, объединяя в себе несколько поколений и боковых ветвей, но и связанными многочисленными родственными связями и отношениями свойства с большим числом других семей, с которыми они осуществляли "брачный" обмен. Жизнь традиционной семьи была неразрывно связана с землей. Земля была не только всеобщим базисом производства, но и основой, на которой держалась вся жизнь семьи и которая передавалась от поколения к поколению.
Отличительное свойство патриархальной семьи - мощная власть межпоколенных связей. Возраст был основным агентом социального контроля, при котором старшие поколения, используя свое право распоряжения ресурсами семьи, отстаивали и увеличивали свой статус и власть.
Эти пять фундаментальных признаков - семейная экономика, власть родственных связей, нераздельная связь с землей, многодетность и приоритет старших поколений - обеспечивали семье устойчивость среди других социальных институтов.
В эпоху индустриального общества отделение труда от семьи, выход всех членов из лона семейного производства в сферу наемного труда, индустриализация производства привели к образованию нуклеарной семьи (от лат. “нуклус” - ядро), в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых-родительских. Такая семья состоит из самых необходимых для образования семьи членов - мужа и жены. В неё может входить сколько угодно детей, но стало фактом уменьшение их количества и даже образование бездетных нуклеарных семей (впервые название “нуклеарная” применил к семье американский социолог Ж. Мердок) [2].
Переход
ряда функций семьи к другим социальным
институтам превращает семью в хозяйственно-
Рождение
большого количества детей постепенно
теряет свое экономическое значение.
Удлинение периода социализации
детей и изменение социальной
роли ребенка усиливают
Участие
обоих супругов в производстве, их
относительно равный вклад в общее
хозяйство и юридическое
Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной – семья, в которой нет одного из супругов.
Кроме нуклеарной семьи, выделяют также расширенный тип семьи. Расширенная семья - семья, в которой брачная пара и дети живут совместно или недалеко, продолжая контактировать друг с другом. В этих семьях иногда два - три поколения живут в одном месте или неподалёку. Такие семьи могут включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, тётей, дядей, племянников и т.д.
Таким
образом, семья - это исторически изменяющееся
явление. Эволюция семьи прошла три этапа.
На первом этапе существовали архаичные
большие семьи с коллективной или групповой
собственностью. На втором этапе они трансформировались
в поздние большие патриархальные семьи
с развитым семейным производством и родством.
На третьем этапе эти ячейки превратились
в малые или нуклеарные семьи с развитой
частной собственностью. Но семья - является
вневременной социальной единицей, уходящей
корнями в социальную и биологическую
природу человека. Поэтому если общество
непрерывно изменяется, то и семья также
менятся, приспосабливаясь к социальным
переменам.
По мнению специалистов, современная семья переживает трудности, и в настоящее время институт семьи находится в состоянии кризиса. Проявления кризиса наблюдаются в самых различных сферах. Кризисом затронуты основы, на которых базируется современная семья, особенно экономическая, ее социальный статус, осуществляемые многообразные функции. Происходят существенные изменения в структуре семьи, ее ценностных ориентациях.
В начале XX в. многие социологи констатировали кризис семьи как необходимой формы рождения и воспитания детей, тщательно описывали все составляющие этого процесса "таяния " семейных функций государством и обществом [9]. Отмена частной собственности, резкое усиление роли государственного вмешательства в частную жизнь семьи привели к разрушению семейного домопроизводства и семейного наследования.
Во второй половине XX столетия система факторов, связанных с "модернизацией" индустриально развитых стран капитализма, привела к целому ряду затяжных и негативных тенденций, свидетельствующих о глубоком кризисе института семьи.
Кризисные тенденции связаны, прежде всего, с переходом от патриархальных стандартов к новым ценностным ориентирам. Как считают А.И. Антонов и В.М. Медков, Россия переживает кризис "фамилистической цивилизации", усматривая корень кризиса в семейной аномии - нарушении семейного равновесия, распада семейных связей, ценностных ориентаций. Система ценностей фамилизма в традиционном обществе, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, семейная ответственность, ценность детей как вкладов в благополучную старость родителей, доминирование авторитета родителей и родственников, по мере "модернизации" становится менее устойчивой и престижной, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений, т.е. система "семьецентризма" уступает место системе "эгоцентризма" [2].
Пpoцесс нуклеаризации, т.е. распространение нуклеарной, двухпоколенной семьи, состоящей из родителей и детей, при повзрослении которых происходит отдаление их от родителей, ослабляет семью как союз родственников, т.е. разъединяет старшие, средние и младшие поколения. Что приводит к индивидуализации жизни, т.е. одиночно-индивидуального образа жизни, где преобладают ценности эгоцентрического существования, массовости малодетной семьи и ее несостоятельность в социализации потомства. Семья теряет роль посредника между личностью и обществом.
Посредничество семьи понимается институционально. Так, являясь базисной институциональной подсистемой общества, семья призвана, как утверждал Т. Парсонс, "увязывать органическую систему с человеческой деятельностью". Невыполнение семьей своих главных функций (репродуктивной и социализационной) свидетельствует о глубокой институциональной дисфункции [2].
Если оценивать выполнение репродуктивной функции – семья есть и всегда будет единственным социальным институтом, обеспечивающим воспроизводство населения. Хотя в современных условиях эта функция теряет свою значимость. Массовость малодетной семьи приводит к снижению уровня рождаемости населения. По данным Росстата, если в 1960-е годы число детей на одну женщину приходилось 2,5; 1990г. – 1,9; то в 2008-м году – 1,5, а в 2009-м – 1,3.
Что же касается функции социализации, при этом решающую роль в потере семьей ключевого положения в воспитании новых поколений имела поддерживаемая государством, особенно в советский период, передача социализирующих функций семьи специализированным институтам воспитания и образования (детским дошкольным учреждениям, школам, интернатам, пионерлагерям, училищам, вузам и т.д.).
В
связи с исчезновением
Процесс
конъюгализации – сведение единства
семейной жизнедеятельности к супружескому
партнерству и сексу, т.е. к тем отношениям,
которые предполагают минимизацию родственно-родительских
связей или их полное отсутствие, девальвации
семьи, детей, родительства ослабляет
триединство супружества-родительства-
Кризисное
состояние института семьи
В отношении разводов картина менее оптимистична В 2007 году, по данным Госкомстата, на каждые 100 браков приходилось 54 развода. В 1992 году было зарегистрировано 60% разводов, в 2000 году— уже 69%. (1960г. -1,5, 1990г. – 3,8, 2000г. – 4,3, 2008г. -5,0). Уменьшение количества браков и увеличение разводов приводит к повышению количества неполных семей, которые тем более не могут выполнять свои прямые функции.
Таким
образом, основными причинами кризиса
семьи являются: невыполнение семьей своих
функций, ослабление семьи как союза родственников
(процессом нуклеаризации), союза родителей
и детей (процесс конъюгализации), союза
супругов (процесс индивидуализации),
и вообще ослабление триединства супружества-родительства-
Глава
2. Трансформация
роли отца как проявление
кризисного состояния
семьи.
2.1.
Статусно-ролевая структура
современной семьи.
Статусно-ролевая структура семьи – это такая структура семейных отношений, которые определяются характером и содержанием семейных ролей и статусов.
Основные положения статусно-ролевой теории были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом и антропологом Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций [5].
Статус понимается как структурная единица, определяющая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся определенной совокупностью прав и обязанностей, которые он получает, благодаря своему положению. Каждый человек в социальной системе обладает множеством статусов, но в этом статусном наборе обязательно существует главный. Главным является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Разновидностями социального статуса выступают: приписываемый – статус, в котором человек рожден, навязанный обществом независимо от усилий и заслуг личности, и достигаемый – определяется усилиями самого человека.