Роль отца в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 00:31, курсовая работа

Описание

Современное общество XXI века переживает глобальный кризис, охватывающий все сферы социального бытия, в частности и семьи. В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом. Семья – это один из основных социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений, социализации детей и остальные важнейшие функции. Семья - это краеугольный камень человеческой жизни.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Современная семья как объект социологического исследования……6
Эволюция семьи……………………………………………………………6
Причины кризиса в современной семье…………………………………12
Глава 2. Трансформация роли отца как проявление кризисного состояния семьи……………………………………………………………………………..16
2.1. Статусно-ролевая структура современной семьи……………………….16
2.2. Феномен отцовства…………………………………………………………22
2.3. Влияние общества на трансформацию роли отца………………………28
Глава 3. Возможности изучения изменения роли отца в семье на основе применения интервью………………………………………………………...…34
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………40
Приложение……………………………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

куроптева. трансформации роли отца.docx

— 97.60 Кб (Скачать документ)

     Дети  благодаря существовавшим культурным нормам возрастного старшинства  рассматривались одновременно и  как находящиеся на содержании, и  как работники. Взрослые в такой семье также были зависимы от своих детей, нуждаясь в их экономической поддержке в старости, и поэтому уделяли огромное внимание успешной передаче экономических ресурсов семьи следующим поколениям. Подобная взаимосвязь, когда благополучие каждого определяется благополучием всей семьи, и есть основа фамилизма - как характеристики образа жизни, основанного на "семьецентризме". Соответственно в такой, ориентированной на семью и домохозяйство системе жизнедеятельности социальные роли мужчин и женщин были строго дифференцированными и взаимно дополняли друг друга [2]. 

     Доминантой  общественной жизни была власть родства. Семьи были не только большими и  сложными, объединяя в себе несколько  поколений и боковых ветвей, но и связанными многочисленными родственными связями и отношениями свойства с большим числом других семей, с  которыми они осуществляли "брачный" обмен. Жизнь традиционной семьи была неразрывно связана с землей. Земля была не только всеобщим базисом производства, но и основой, на которой держалась вся жизнь семьи и которая передавалась от поколения к поколению.

     Отличительное свойство патриархальной семьи - мощная власть межпоколенных связей. Возраст был основным агентом социального контроля, при котором старшие поколения, используя свое право распоряжения ресурсами семьи, отстаивали и увеличивали свой статус и власть.

    Эти пять фундаментальных признаков - семейная экономика, власть родственных связей, нераздельная связь с землей, многодетность  и приоритет старших поколений - обеспечивали семье устойчивость среди других социальных институтов.

    В эпоху индустриального общества отделение труда от семьи, выход всех членов из лона семейного производства в сферу наемного труда, индустриализация производства привели к   образованию нуклеарной семьи (от лат. “нуклус” - ядро), в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых-родительских. Такая семья состоит из самых необходимых для образования семьи членов - мужа и жены. В неё может  входить сколько угодно детей, но стало фактом уменьшение их количества и  даже образование бездетных нуклеарных семей (впервые название “нуклеарная” применил к семье американский социолог Ж. Мердок) [2].

    Переход ряда функций семьи к другим социальным институтам превращает семью в хозяйственно-потребительскую  ячейку, где каждый из ее членов вовлекается  в такую деятельность, в которой  семейные связи утрачивают свое прежнее  значение посредника, родство уступает место экономическим целям индивида. Общесемейная деятельность помимо гигиенических и физиологических процессов дополняется потреблением услуг внесемейных учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за порогом дома.

    Рождение  большого количества детей постепенно теряет свое экономическое значение. Удлинение периода социализации детей и изменение социальной роли ребенка усиливают экономическую  зависимость детей от родителей  и ослабляют репродуктивную мотивацию. Улучшение санитарно-гигиенических условий жизни, успехи медицины и здравоохранения удлиняют срок жизни и непосредственно воздействуют на уменьшение смертности. А это означает, что для самосохранения население не нуждается в какой-либо подстраховке через высокую рождаемость. Снимается запрет на применение контрацепции и абортов, в процессах урбанизации исчезает потребность в детях как работниках – все это приводит к ослаблению норм многодетности, редуцированию их до ее нижней границы (5 детей) и ниже до массовой однодетности.

    Участие обоих супругов в производстве, их относительно равный вклад в общее  хозяйство и юридическое равенство  членов семьи с развитием  демократических начал способствует становлению в семье эгалитарных  отношений. Современная нуклеарная семья становится эгалитарной (от лат. “эгалитаре” - уравнительный), т.е. семьёй с равной долей прав и ответственности всех её взрослых членов с достаточно независимым положением детей [12].

    Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной – семья, в которой нет одного из супругов.

    Кроме нуклеарной семьи, выделяют также расширенный тип семьи. Расширенная семья - семья, в которой брачная пара и дети живут совместно или недалеко, продолжая контактировать друг с другом. В этих семьях иногда два - три поколения живут в одном месте или неподалёку. Такие семьи могут включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, тётей, дядей, племянников и т.д.

    Таким образом, семья - это исторически изменяющееся явление. Эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе существовали архаичные большие семьи с коллективной или групповой собственностью. На втором этапе они трансформировались в поздние большие патриархальные семьи с развитым семейным производством и родством. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью. Но семья - является вневременной социальной единицей, уходящей корнями в социальную и биологическую природу человека. Поэтому если общество непрерывно изменяется, то и семья также менятся, приспосабливаясь к социальным переменам. 

    1. Причины кризиса в современной  семье.
 

      По  мнению специалистов, современная семья  переживает трудности, и в настоящее время институт семьи находится в состоянии кризиса. Проявления кризиса наблюдаются в самых различных сферах. Кризисом затронуты основы, на которых базируется современная семья, особенно экономическая, ее социальный статус, осуществляемые многообразные функции. Происходят существенные изменения в структуре семьи, ее ценностных ориентациях.

     В начале XX в. многие социологи констатировали кризис семьи как необходимой формы рождения и воспитания детей, тщательно описывали все составляющие этого процесса "таяния " семейных функций государством и обществом [9]. Отмена частной собственности, резкое усиление роли государственного вмешательства в частную жизнь семьи привели к разрушению семейного домопроизводства и семейного наследования.

     Во  второй половине XX столетия система факторов, связанных с "модернизацией" индустриально развитых стран капитализма, привела к целому ряду затяжных и негативных тенденций, свидетельствующих о глубоком кризисе института семьи.

    Кризисные тенденции связаны, прежде всего, с переходом от патриархальных стандартов к новым ценностным ориентирам. Как считают А.И. Антонов и В.М. Медков, Россия переживает кризис "фамилистической цивилизации", усматривая корень кризиса в семейной аномии - нарушении семейного равновесия, распада семейных связей, ценностных ориентаций. Система ценностей фамилизма в традиционном обществе, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, семейная ответственность, ценность детей как вкладов в благополучную старость родителей, доминирование авторитета родителей и родственников, по мере "модернизации" становится менее устойчивой и престижной, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений, т.е. система "семьецентризма" уступает место системе "эгоцентризма" [2].

    Пpoцесс нуклеаризации, т.е. распространение нуклеарной, двухпоколенной семьи, состоящей из родителей и детей, при повзрослении которых происходит отдаление их от родителей, ослабляет семью как союз родственников, т.е. разъединяет старшие, средние и младшие поколения. Что приводит к индивидуализации жизни, т.е. одиночно-индивидуального образа жизни, где преобладают ценности эгоцентрического существования, массовости малодетной семьи и ее несостоятельность в социализации потомства. Семья теряет роль посредника между личностью и обществом.

     Посредничество  семьи понимается институционально. Так, являясь базисной институциональной  подсистемой общества, семья призвана, как утверждал Т. Парсонс, "увязывать органическую систему с человеческой деятельностью". Невыполнение семьей своих главных функций (репродуктивной и социализационной) свидетельствует о глубокой институциональной дисфункции [2].

     Если  оценивать выполнение репродуктивной функции – семья есть  и всегда будет единственным социальным институтом, обеспечивающим воспроизводство населения. Хотя в современных условиях эта функция теряет свою значимость. Массовость малодетной семьи приводит к снижению уровня рождаемости населения. По данным Росстата, если в 1960-е годы число детей на одну женщину приходилось 2,5; 1990г. – 1,9; то в 2008-м году – 1,5, а в 2009-м – 1,3.

     Что же касается функции социализации, при этом решающую роль в потере семьей ключевого положения в воспитании новых поколений имела поддерживаемая государством, особенно в советский период, передача социализирующих функций семьи специализированным институтам воспитания и образования (детским дошкольным учреждениям, школам, интернатам, пионерлагерям, училищам, вузам и т.д.).

     В связи с исчезновением семейного  производства и отрывом от семьи  работой человек большую часть  своего времени проводит вне семьи, что ослабляет семейные отношения. В то же время родители возлагают  обязанности воспитания, обучения и  социализации на различные социальные институты. Так нарушается культурная и духовная преемственность поколений.

     Процесс конъюгализации – сведение единства семейной жизнедеятельности к супружескому партнерству и сексу, т.е. к тем отношениям, которые предполагают минимизацию родственно-родительских связей или их полное отсутствие, девальвации семьи, детей, родительства ослабляет триединство супружества-родительства-родства. И как следствие этого наблюдаются структурные изменения в семье - различные составляющие (брак, родительство, дети, домохозяйство) как бы приобретают самостоятельное значение [23].

     Кризисное состояние института семьи проявляется в отношении к самому браку как ценности – по итогам выборочного обследования «Семья и рождаемость» за 2009г. Госкомстата, абсолютное большинство состоит в незарегистрированном браке (85% респондентов). Что касается заключаемых браков то, если в 1960г. на тысячу человек приходилось 12,5, 1990г. – 8,9, 2000г. – 6,2, 2006г. – 7,8. Хотя за последние года прослеживается тенденция увеличения заключаемых браков (2007г. – 8,9, 2008г.- 8,3), что возможно связано с политикой государства на поддержку семьи. В период с 2000 года по 2009 год заметна устойчивая тенденция к росту количества регистрируемых браков по стране.

     В отношении разводов картина менее  оптимистична В 2007 году, по данным Госкомстата, на каждые 100 браков приходилось 54 развода. В 1992 году было зарегистрировано 60% разводов, в 2000 году— уже 69%. (1960г. -1,5, 1990г. – 3,8, 2000г. – 4,3, 2008г. -5,0). Уменьшение количества браков и увеличение разводов приводит к повышению количества неполных семей, которые тем более не могут выполнять свои прямые функции.

     Таким образом, основными причинами кризиса семьи являются: невыполнение семьей своих функций, ослабление семьи как союза родственников (процессом нуклеаризации), союза родителей и детей (процесс конъюгализации), союза супругов (процесс индивидуализации), и вообще ослабление триединства супружества-родительства-родства из-за исчезновения семейного производства, совместной деятельности родителей и детей (процесс замены семьецентризма эгоцентризмом). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Трансформация  роли отца как проявление кризисного состояния  семьи. 

     2.1. Статусно-ролевая структура современной семьи. 

     Статусно-ролевая структура семьи – это такая структура семейных отношений, которые определяются характером и содержанием семейных ролей и статусов.

     Основные  положения статусно-ролевой теории были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом и антропологом Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций [5].

      Статус  понимается как структурная единица, определяющая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся  определенной совокупностью прав и  обязанностей, которые он получает, благодаря своему положению. Каждый человек в социальной системе обладает множеством статусов, но в этом статусном наборе обязательно существует главный. Главным является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. Разновидностями социального статуса выступают: приписываемый – статус, в котором человек рожден, навязанный обществом независимо от усилий и заслуг личности, и достигаемый – определяется усилиями самого человека.

Информация о работе Роль отца в современном мире