Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 00:31, курсовая работа
Современное общество XXI века переживает глобальный кризис, охватывающий все сферы социального бытия, в частности и семьи. В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом. Семья – это один из основных социальных институтов, благодаря которому человечество осуществляет функции воспроизводства населения, преемственности поколений, социализации детей и остальные важнейшие функции. Семья - это краеугольный камень человеческой жизни.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Современная семья как объект социологического исследования……6
Эволюция семьи……………………………………………………………6
Причины кризиса в современной семье…………………………………12
Глава 2. Трансформация роли отца как проявление кризисного состояния семьи……………………………………………………………………………..16
2.1. Статусно-ролевая структура современной семьи……………………….16
2.2. Феномен отцовства…………………………………………………………22
2.3. Влияние общества на трансформацию роли отца………………………28
Глава 3. Возможности изучения изменения роли отца в семье на основе применения интервью………………………………………………………...…34
Заключение………………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………………40
Приложение……………………………………………………………………..42
По-мнению
И. Кона, кризис традиционного отцовства
связан не только с физическим отсутствием
отца в семье в результате развода
или занятостью на работе, но и незначительностью
и бедностью отцовских
В современных российских семьях отцы часто занимают периферическое, дистанционное положение по отношению к матери и к детям в связи с отрывом от процесса воспитания. Это создаёт условия для обесценивания его роли в глазах супруги и собственных детей. К тому же роль отца зачастую оценивается по критериям женской роли, т.к. она всегда на виду в отличие от мужской.
Кроме того, современные психологические исследования свидетельствуют о том, что растёт количество мужчин, вступающих в брак с инфантильными, а порой и потребительскими установками в отношении своей второй половины. Уже не так редко можно услышать выражение: "Муж – это мой большенький" (имея в виду, что муж - старший ребёнок в семье). Тот, от кого ожидается поведение "главы", "защиты" и "опоры", сам нередко ведёт себя как беспомощный ребёнок.
Конечно, так ведут себя далеко не все отцы. Но современных российских мальчиков на осознанное отцовство, на отцовство как ценность особо и не ориентируют (за исключением отдельных случаев в конкретных семьях). В советской России их внимание наравне с девочками концентрировали на профессиональные успехи, а сейчас – на самореализацию, личные достижения и независимость.
Принятый в 1995г. Семейный кодекс РФ в большей степени соответствует нормам равенства отца и матери, чем советское семейное законодательство. В современном правовом дискурсе на смену термину «мать» все чаще приходит термин «лицо с семейными обязанностями», и речь идет о лицах, «фактически осуществляющих уход за ребенком». Так Кодекс законов о труде (ст. 167 КЗоТ РФ) предусматривает, что «отпуск по уходу за ребенком по достижению им возраста трех лет может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом или другими родственниками», что обеспечивает каждому родителю независимо от пола равные возможности по осуществлению ими родительских прав. Однако государством поддерживается традиционная модель отцовства, и в обществе нет проблематизации прав отцов на осуществление заботы о ребенке, а роль отца сводится только к материальным выплатам, особенно после развода [25].
Е. Здравомыслова предлагает свою интерпретацию стереотипов в отношении роли отца в современной России: «только матери имеют детей в русском обществе. Отцы не принимаются во внимание ни социальными институтами, ни обществом в целом. Дискриминация отцов – типичное явление» [12].
Помимо разрушения традиционных для нашей культуры ценностей традиционной семьи в качестве основных причин изменения роли отца выделяют следующие:
а) увеличение количества неполных семей, когда мальчик не имеет возможности "списывать" свой поведение со значимого взрослого одного с ним пола в виду физического отсутствия такового и когда характер ребёнка мужского пола формируется под влиянием матери и бабушки, чьи модели поведения и способы реагирования он непроизвольно усваивает;
б) преобладание женщин во всей системе воспитания и образования, включая дошкольные, школьные и вузовские учреждения;
в) наличие большого количества психологически рассогласованных, дисфункциональных семей, в которых отец физически присутствует, но свои прямые обязанности в отношении домочадцев полноценно не выполняет, что также усваивается, а затем воспроизводится во взрослом возрасте в собственной семье. Причём, психологи установили жёсткую закономерность – ребёнок, выросший в уважении к своему отцу и матери, более жизнеспособен и оптимистичен. Он живёт в большей гармонии с самим собой и с окружающими. Если же уважения к родителям было потеряно, то это сказывается самым разрушительным образом и на его самоощущении и в будущем на особенностях его собственной семьи.
Отказ от традиционных, очень хорошо согласованных между собой моделей поло-ролевого поведения, замена их на новые, основанные на идее достижения всеобщего "гендерного равенства", очень опасен. В конечном счёте, он неизбежно приводит к разрушению всего уклада жизни, принятого в той или иной культуре.
Таким
образом, мы проследили динамику изменения
роли отца в зависимости от исторического
развития общества, от традиционного общества
и до общества наших дней.
Глава
3. Возможности изучения
изменения роли отца
в семье на основе
применения интервью.
В рамках исследования трансформации роли отца нами было проведено интервью с руководителем проекта «Родительская академия» Ливенцевой Еленой Николаевной. Данный проект реализуется в рамках программы «Дорога к дому» г. Череповца.
Цель проекта – создание условий для развития успешных детско-родительских отношений, с передачей ответственности детям за их жизнь и удовлетворение своих естественных потребностей, развитие самостоятельности детей. Целевой группой являются родители несовершеннолетних детей, испытывающие трудности в воспитании детей.
Проведенное формализованное интервью было сфокусировано на теме отцовства в современной семье.
Интервью относится к опросным методам социологии и представляет собой устную беседу между двумя индивидами, выполняющими разные роли, преследующими разные цели и придерживающимися разных сценариев поведения. Интервью — это обязательно целенаправленная беседа. И не просто беседа, а как бы разведывание, выяснение важных сведений, новых данных. Иными словами, способ получения информации с помощью устного опроса [11].
Если сравнивать два самых популярных метода в социологии - анкетирование и интервьюирование, то можно выделить следующие преимущества последнего: вопросов без ответов в нем практически не бывает; неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены; имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций; получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой, что особенно важно при изучении такого сложного феномена – роли отца.
Основой качественного анализа станут обобщения содержания интервью, оценка мнения на изменение роли отца в современной семье.
Цель нашего исследования – выявить мнение по проблеме изменения роли отца в современной семье.
Исследователем предполагалось изучить следующие вопросы: важность роли отца, процесс ее изменения, как общество и государство относится к этой проблеме.
Проанализируем проведенное интервью.
По мнению Ливенцевой Елены Николаевны, роль отца представляется исключительно важной для ребенка. Ребенку для благополучного развития необходима полноценная семья, включающая и мать, и отца. Отец передает детям несколько иные черты характера, чем мать. Прежде всего, это творчество, гибкость, умение рисковать, передача ответственности и мотивация на достижение.
На сегодняшний день роль отца изменилась. Ливенцева Е. Н. считает, что появился новый тип отца – «приемный отец», который является не родным отцом для детей, но ему приписывается выполнение отцовской роли. Особенно это актуально в сегодняшнем российском обществе в связи с увеличением количества разводов.
До советского времени институт семьи, брака, роль отца имели устойчивое положение в обществе. Это прежде всего было связано с потребностью мужчин в продолжении своего рода и передаче наследства своему потомству, для чего необходимо было закрепить права на женщину.
С приходом советской власти, государство забрало эту роль отца в передачи наследства, подменило собой роль отца. Государство стало заботиться обо всех, воспитывать подрастающие поколения. Мужчины теряют свою роль отца.
В современном обществе, по мнению Ливенцевой Е. Н., государство намерено отказывается от выполнения тогдашних функций. Больше нет детских организаций в таком количестве, нет такой обширной воспитательной работы, нет пионерских организаций и т.п. Особенно это повлияло на неполные семьи, потеряв полную государственную поддержку, они больше остальных семей пострадали. Таким образом, мужчинам приходится вновь брать на себя функции воспитания и обучения. Но это сопряжено с различными проблемами: некоторые отцы вообще не приемлют для себя эту роль, а некоторые еще не успели перестроиться на нее.
С точки зрения Ливенцевой Е. Н., сегодняшним отцам очень трудно, так как у них не было модели хорошего отца. Поэтому сейчас мужчин как никогда надо поддерживать, холить, лелеять, показывать им, что они сейчас крайне важны в семье.
Сейчас очень много шагов делается в направлении работы по отцовству: проводятся акции для отцов, праздники, посвященные отцовству, 23 февраля стал государственным праздником, что свидетельствует о том, что роль отца меняется. Сегодня отцы сильнее чувствуют свое назначение, у них никто не забирает роль воспитателя, кормильца, никто не берет эти функции на себя как раньше. Также на процесс изменения роли отца в семье повлиял тот факт, что детей стали меньше рожать, женщины выходят на работу, появилось равноправие в воспитании и содержании детей между мужчиной и женщиной.
По мнению Ливенцевой Е. Н., отцы стали активнее проявлять свои функции. Они посещают родительские группы, ходят на городской электорий, охотно занимаются с детьми в рамках проекта «Родительской академии».
Ливенцева
Е. Н. считает, что государственное
отношение проявляется в
Ливенцева Е. Н., оценивая кризисное состояние института отцовства, считает, что кризис это всегда рост, переоценка чего-то, в том числе и роли отца. Просто нельзя смешивать тех кто достиг чего-то, преодолел возникшие трудности при смене семейных ценностей, и тех, кто не стал бороться, пошли по кривой дорожке алкоголизма. Всегда есть и трудности, есть и достижения. И тот мужчина, который в семье, который в ней видит выполнение своей главной роли, дает своим детям очень много. Эти семьи являются наиболее благополучными, в таких семьях меньше проблем, различных заболеваний, лучше жизнь, ощущение четкого статуса, карьерный рост.
Таким
образом, проанализировав проведенное
интервью, можно сделать вывод
о том, что роль отца наравне с ролью
матери очень важна для полноценного развития
личности. И в современном обществе роль
отца существенно меняется, что связано
прежде всего с изменениями ценностей
в семье, изменением отношения к роли отца
самого мужчины, а также поддержкой государства
роли отца в семье.
Заключение.
Таким образом, в данной курсовой работе был рассмотрен процесс изменения роли отца в семье.
Первая глава была посвящена семье как самому важному социальному институту в обществе. Мы проследили эволюцию развития семейного института и выявили основные причины его кризисного состояния, которые заключаются в следующем: процесс нуклериализации семьи, т.е. распад традиционной семьи, привел к ослаблению связи супружества – родства – единства. Что приводит к индивидуализации жизни человека, т.е. одиночно-индивидуального образа жизни, где преобладают ценности эгоцентрического существования, массовости малодетной семьи и ее несостоятельность в выполнении своих главных функций – воспроизводства и социализации потомства. Семья теряет важную роль посредника между личностью и обществом, отходит на второй план.
Во второй главе мы рассмотрели статусно-ролевую структуру семьи, в которой на сегодняшний день существуют ролевые конфликты, возникающие с демократизацией, эгалитаризацией внутрисемейных отношений, повлиявшей на социальные установки и ролевые ожидания людей. И главным фактором, определяющим статусно-ролевые позиции в семье, является материальный.
Проанализировав феномен, отцовства мы пришли к выводу, что он существует в двух аспектах: как социальный институт и реальная практика отца. На сегодняшний день существует две модели отцовства как поведения: традиционная и «ответственная», каждая из которых предполагает различные роли отцов в семье. Если первая предполагает ориентацию роли отца на экономические достижения, выполнение в первую очередь функций кормильца и защитника, то в рамках ответственного отцовства акцент делается на эмоциональной составляющей, большем участии мужчины в осуществлении ухода и заботы о ребенке. Затронули и такие явления как явления «отсутствующего» и «нового» отца, которые являются продолжением двух вышеназванных моделей соответственно.