Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:11, шпаргалка

Описание

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.).

Работа состоит из  1 файл

sotsiologia_shpory_raspechatat.doc

— 515.50 Кб (Скачать документ)

1. Предмет и метод социологии. Место социологии в системе  общественных наук

Термин ”социология” происходит  от латинского слова  ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что  ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной - социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.). Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Метод в социологии зависит не только от исследования  социологией проблемы и построенной теории, но от общей  методологической ориентации. Метод включает определенные правила, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Методы социального познания можно разделить на всеобщие и конкретно-научные. Всеобщими методами социологии есть материалистическая диалектика. Суть всеобщих методов социологии в том, что экономический базис общества признается первичным, а политическая надстройка — вторичной. При изучении социальных процессов применяются такие принципы материалистической диалектики: объективность, историзм и системный подход

Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук определяется прежде всего, тем, что социология есть наука об обществе, а, следовательно включает общую социологическую теорию, которая может служить теорией и методологией всех других общественных и гуманитарных наук. По отношению к специальным общественным наукам социология находится в таком положении, в каком общая биология находится по отношению к специальным биологическим отраслям знаний: зоологии, ботанике и др. Как общая биология служит основой для ботаники и других отраслей знания о природе, так и социология служит фундаментом для  специальных общественных наук.

Среди общественных наук, которые имеют дело с миром  людей, социология выполняет генерирующую функцию. Если история концентрирует внимание на изучении социальных явлений выступающими уникальными и неповторимыми во времени и пространстве, то социология изучает свойства всего общества которые повторяются во времени и пространстве, т.е. становятся общими для всех социокультурных явлений — для всех войн, всех наций, всех религий, всех революций и т.п. и т.д. И история и социология имеют объектом изучения общество. История как и социология сталкивается с двумя основными проблемами, во-первых, с наличием определенных социальных закономерностей, и во-вторых, с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые оказывают влияние на зигзаги в развитии общества.

Основная форма деятельности общества — это материальное производство и экономическая деятельность. Изменения в средствах производства изменение роли и места человека в производственном процессе — все это оказывает огромное влияние на эволюцию социальной деятельности людей. Именно поэтому-то социология не может не взаимодействовать с политической экономией. Тесно связана социология и с психологией. Социология изучает гражданское общество, политология — политическую жизнь общества, политические отношения. Взаимодействие двух наук — социология и политологии породило новую отрасль науки — политическую социологию.

Социология тесно связана  с философией. В основе связи — изначальная целостность социальной мысли человечества.

 

2. Структура и функции социологии. Проблема эмперического и теоретического

Структуру социологии можно представить состоящую из 4-х основных блоков:

I. Теоретико-методологические  основы социологии.

II. Огромное  количество социальных теорий (социология  журналистики в т.ч.), т.е. вся  проблематика.

III. Методы  социологического исследования, методы обработки, анализа и обобщения социологической информации, т.е. эмпирический и методологический арсенал науки.

IV. Социоинженерная  деятельность, социальные технологии, т.е. знания по организации  и деятельности служб социального  развития, о роли социологии в народном хозяйстве и управлении.

I. Исследование  социального явления предполагает  выявление сущности и природы  социального феномена, его исторической  специфики, сопряженность с экономической  и политической сторонами жизни.  Этот этап познания представляет собой фундаментальные теоретические основы изучения любого социального явления.

II. Социология  имеет дело с отдельными социальными  явлениями (единственными или  массовыми, приведенными к среднестатистическому  факту). В их изучении выделяются два момента:

1) знание природы  конкретного социального явления  (личность, трудовой коллектив, самовыражение  субъекта через какую-либо деятельность, проявление социальной позиции  субъекта в отношении к чему-либо  или мнению).

2) знание природы  самого состояния социального явления как момента и предела в его развитии.

III. Специфика  познавательной деятельности —  теория и методы социологического  исследования, методы сбора, обработки,  анализа первичной информации  о состоянии социального явления,—  важная самостоятельная часть социологии.

IV. Теория  организации и деятельность служб  социального развития, раскрывающая  функции и роль социолога —  самостоятельная специфическая  часть социологии.

Функции социолгии:

1. Познавательная:

а) Теоретический  и эмпирический анализ социального факта в качестве исходного момента практики социального преобразования действительности

б) Познание процесса преобразовательной деятельности

в) Разработка теории и методов социологического исследования,

методики

2. Прогностическая

а) Создание условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития личности, общности, социальной группы, общества

3. Социального  проектирования

и конструирования

а) Разработка моделей конкретной организации  с оптимальными параметрами ее функционирования

б) Определение  путей проектирования социального  процесса

4. Организационно-технологическая

а) Разработка комплекса организационных мер  по обеспечению внедрения и реализации предусмотренных технологией процессов

б) Выработка  организационных мер по осуществлению социологической технологии

5. Управленческая

а) Принятие управленческого решения

б) Социальное планирование и разработка социальных показателей

в) Определение  основных направлений повышения  эффективности деятельности

6. Инструментальная

а) Определение  методов изучения социальной реальности

б) Определение  методов сбора, обработки и анализа  первичной социологической информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные категории социологии

Для социологии одной из основных и предельно  широкой категорией является категория “социального”.  Социальное по своему содержанию — это отражение организации и жизнедеятельности общества как субъекта исторического процесса. Оно аккумулирует в себе опыт, тадиции, знание, способности и т.д. Поэтому знание социального проявляет себя в следующих функциях:  — как критерий оценки соответствия состояния общества и его элементов достигнутому  уровню социального прогресса;  — способствует пониманию, в какой степени социальное явление, процесс, общность содействует гармоничному развитию общества и личности в их целостном единстве;  — выступает основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и прогнозов  общественного развития;  — детерминирует содержание интересов, потребностей мотивов, установок в деятельности социальных общностей и личностей;  — оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и  жизненных позиций людей, их образ жизни; — выступает мерой оценки каждого из видов общественных отношений, их соответствия  реальной практике и интересам общества и человека.

Следующая, не менее важная категория в социологии, с которой согласуются все  остальные  группы и ряды категорий  и понятий, является категория “социальное  в его конкретном состоянии”. Касается ли это какого-либо социального субъекта  (социальная общность, семья, трудовой коллектив, личность и т. п.) или какого-то социального процесса (образ жизни, общение, борьба за осуществление социальных интересов и т. п.) оно связано с выявлением социального в его конкретном осуществлении.

Самостоятельное и значительное место в системе категорий и понятий социологии занимают  категории (понятия), отражающие специфику сбора и обработки социальной информации, организации и поведения социологического исследования.  Здесь категории: “социологическое исследование”, “программирование и организация соц. исследования”, “техника и методика соц. исследования”, “методы сбора первичной информации”, “инструментарий соц. исследования” и т. д. 

Четвертый раздел социологии имеет свой понятийный аппарат: “социальная инженерия”,  “социальное проектирование”, “социальные технологии”, и т. п. Эта группа категорий раскрывает специфический характер применения знания социологии  для преобразования жизнедеятельности социального субъекта. Закон – это существенная связь или существенное отношение, обладающее всеобщностью,  необходимостью и повторяемостью при данных условиях. Социальный закон – это выражение существенной, необходимой связи социальных явлений и процессов,  прежде всего связей социальной деятельности людей или их действий

 

4. Основные этапы исторического  развития социологической мысли

Истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов – в мудрых советах  по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, индийские тексты «Махабхараты».

Античная  мысль дала новый толчок исследованиям  социальной сферы. Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а также «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе.

В эпоху Возрождения  появляются направленные на изучение различных сторон общества новые  изыскания, которые можно отнести  к области социологии. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – подняли проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.

Позднее деятели  эпохи Просвещения в корне  изменили взгляд на общество и на место  в нем человека. Клод Адриан Гельвецкий, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер  начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появление неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создавая механическую, рациональную модель общества, они рассматривают отдельно человека как независимый субъект, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий.

Толчком к  исследованию социальных вопросов послужило  развитие производства, когда люди столкнулись с ограниченностью  ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы. Возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействие между людьми и результаты таких взаимодействий.

Слово социология, обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем О.Контом в 30-х годах 19 века в его работе «Курс позитивной философии». О.Конт в своих работах проводил аналогию между социальными явлениями и явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, что ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни.

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны  и сформулированы основные научные  концепции и появилась возможность  создания теоретических основ изучения социальных явлений. Это классический период развития социологии. Здесь можно отметить трех выдающихся мыслителей, живущих в период с середины XIX и до начала XX века. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм.

К.Маркс впервые  представил общество как продукт  исторического развития, как динамично  развивающуюся структуру.

М.Вебер разработал общественную социологическую теорию. Одним из центральных пунктов  теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе – социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.

Э.Дюркгейм –  основатель французской социологической  школы. Он стремился прежде всего  к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций. Э.Дюркгейм считал, что существование и закономерности общества не зависят от действий отдельных индивидов. Первым социологом, давшим узкую трактовку социологической науки, был Э.Дюркгейм. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию, к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, то есть самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук – политэкономии, философии, истории и других.»

Учение об обществе Э.Дюркгейма легло в  основу многих современных социологических  теорий и современные ученые справедливо  называют его классиком в области социологии.

Таким образом, название науки «социология», столь  удачно примененное О.Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретическим  содержанием благодаря трудам К.Маркса, М.Вебера и Э.Дюркгейма. В результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"