Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:10, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

лекции по общей социологии.docx

— 200.92 Кб (Скачать документ)

1.Объект и предмет социологии. Место социологии в системе общественных наук.

 

Объектом  социологической познания является общество. Социология  - учение об обществе. Общество является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии и др).

Предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Социальное - относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Специфика социологии заключается в том, что она имеет устойчивые связи с прикладной математикой, статистикой, логикой, лингвистикой, историей и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.

Место соц-ии в системе наук: а)в отличие от других общественных наук соц-ия изучает общество в целом; б)соц-ия выступает как методологическая и теоретическая основа для специальных общественных наук; в)она разрабатывает методы для изучения общества, используемые другими науками.

Но  соц-ия не может развиваться без  взаимодействия с общественными  науками: философией, политологией, историей, психологией, правоведением, экономикой и математикой.

 

2.Научно-теоретические и исторические предпосылки возникновения социологии.

 

Хотя социология как самостоятельная  наука оформилась в 19в, но до того эти  же проблемы рассматривались многими  философами. Вопросы социальной философии (или социологии в широком смысле этого слова) рассматривались еще  в работах Платона и Аристотеля. Социально-философские идеи античности имели явно выраженные мифологический, идеалистический и утопический  смысл. Главной целью античных социально-философских  концепций было стремление оздоровить общество, избавить его от внутренних конфликтов и подготовить к борьбе с внешней опасностью. И эта  борьба как бы была лейтмотивом всей истории человечества. Поэтому каждому  новому поколению философов приходилось  создавать новые концепции гармонизации человеческого общества.

В средние века складывается теологический  тип культуры и произошла переориентация философского интереса с ценностей  земной жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного миропорядка. Социальный антагонизм переводится  в плоскость борьбы двух миров: божественного  и земного, духовного и материального, доброго и злого. Но к 13в, когда  стали пробиваться ростки нового позитивного (научного) знания, иррационализм  стал утрачивать свое значение.

В Новое время старые идеи иррационально-схоластических концепций человека и общества утрачивают свое значение, складывается концепции  рационального характера, ориентированные  на принципы научного (позитивного) познания. Хотя в целом, социальные теории философов  того времени представляли собой  пестрый спектр различных воззрений, в которых сочеталось рациональное и иррациональное. Одной из ветвей рационального направления  социальных теорий явилось марксистское учение — с их точки зрения теории общественного  развития основывались на принципах  материализма и революционных преобразований общества. С совершенно других позиций  подходили к анализу общества позитивисты, которые обращали большее  внимание на духовные аспекты социальной жизни.

 

История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются  и развиваются лишь отдельные  элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее  ее сущность и содержание (1). Иначе  говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каждая наука возникает  как ответ на потребности общественного  развития. И хотя сам термин социология связан с именем О.Конта, это вовсе  не означает, что именно он создал эту  науку. Его гений проявился в  том, что он сумел обобщить и по-новому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII – начала XIX столетия. В этот период под влиянием Великой французской  революции происходило формирование гражданского общества со всеми присущими  ему качественными характеристиками и гуманистическими особенностями, в центр которого постепенно становился человек в его специфическом общественном измерении.

 

Стремительное развитие капитализма, нарастающая волна социальных конфликтов, противоречия в функционировании буржуазной демократии настоятельно требовали  не столько абстрактного, сколько  позитивистского изучения и объяснения социальных процессов и явлений. Происходящее, одновременно быстрое  развитие других общественных наук –  истории, экономики, права, социальной философии – лишь высветило новый  комплекс проблем, которые лежали на грани этих наук и требовали самостоятельного рассмотрения

 

3.Роль и функции социологии в обществе.

 

  1. Познавательная – дает новые знания об обществе, о социальных группах, об индивидах и закономерностях их поведения. Выполнению этой функции служат как фундамент так и эмпирическое исследование.
  2. Прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических научных и социальных задач.
  3. Контролирующая – политические партии и власть используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной деятельности.
  4. Прогностическая – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития.
  5. Идеологическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно-технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества.
  6. Гуманистическая – проведение социальных исследований, доведение их результатов до общественности, могут служить улучшением взаимопонимания и взаимоотношений между людьми, группами, могут способствовать совершенствованию общественных отношений, развитию общества.

 

Функции соц-ии: а)теоретико-познавательная(соц-ия накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину соц-ых отношений и процессов); б)критическая(с одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, развить; с другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований); в)описательная(систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг); г)прогностическая(выдача сц-ых прогнозов – кроткосрочных и долгосрочных); д)практически-преобразовательная(выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния соц-го субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений); е)идеологическая(использование действительно корректных выверенных количественных данных, фактов); ж)организаторская, управленчиская(нахождение разумных способов решения конкретных общественных проблем);

 

4.Структура социологического знания. Соотношение эмпирического и теоретического уровней социологического познания.

 

В современной социологии сосуществуют три подхода к структуре  данной науки.

 

Первый  (содержательный)  предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов:

  1. эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;
  2. теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов
  3. методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.

 

Второй подход (целевой). Фундаментальная социология  (базовая, академическая) ориентирована на прирост знания и научный вклад в фундаментальные открытия. Она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития. Прикладная социология ориентирована на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение реального социального эффекта. Как правило, фундаментальная и прикладная социологии вбирают и эмпирию, и теорию, и методологию.

 

Третий  подход   (масштабный) делит науку на макро- и микросоциологию. Первая изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.); вторая - сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сфера повседневной реальности).

В социологии выделяются также содержательно-структурные  элементы разного уровня: общее социологическое  знание; отраслевые социологии (экономическая, индустриальная, политическая, досуговая, управленческая и др.); самостоятельные  социологические школы, направления, концепции, теории.

Однако кроме горизонтального  строения социология, как и любая  другая наука, имеет еще вертикальный срез. Его наглядным отображением может служить пирамида.

 

Научная картина мира - совокупность общетеоретических и философских категорий, описывающих реальность, которая изучается данной наукой.

Общая теория - совокупность логически взаимосвязанных теоретических понятий и суждений, объясняющих крупный фрагмент реальности, которая изучается данной наукой.

Частная теория - логически взаимосвязанная система конкретно-научных понятий и суждений, описывающих отдельное явление (группу явлений) или процесс (совокупность процессов), получивших эмпирическое подтверждение на основе фундаментального исследования.

Эмпирическое исследование - фундаментальное исследование, проведенное в соответствии с требованиями научного метода и направленное на подтверждение частной теории. Главная цель - приращение научных знаний, открытие новых закономерностей и обнаружение неизвестных социальных тенденций. На подготовку эмпирического исследования уходит от 3 до 10 лет. Над его организацией трудится многочисленный коллектив. Оно проводится только академическими социологами. Пример: межстрановые, общенациональные, региональные исследования и др. Основой эмпирического исследования является получение репрезентативной (достоверной и представительной) информации.

Эмпирические исследования поставляют ученым развернутую информацию о самых разных явлениях и процессах, опираются в отличие от теоретических  исследований, проводимых с помощью  общенаучных методов (индукция и  дедукция, системный и сравнительный  методы), на статистический анализ и  конкретные методы: анкетирование, интервью, анализ документов, наблюдение, эксперимент.

Прикладное исследование - оперативное исследование, проведенное на одном объекте (предприятие, банк, деревня) в короткие сроки с целью социальной диагностики ситуации, объяснений конкретного явления (процесса) и подготовки практических рекомендаций.

 

5.Социологический позитивизм О. Конта.

 

На представления Конта  о прогрессе повлиял Жак Тюрго - французский экономист, общественный жеятель. Он предвосхитил разделение Контом культуры на три фазы:

 

1) спекулятивная 

2) религиозная 

3) научная 

 

Конт ценил Ж.де Местра и Ж. Кондорсе. Ж.де Местр - сторонник  королевской власти, мыслитель консервативных, традиционалистских взглядов. Во время  революции во Франции был советником русского императора Александра I. Ж. Кондорсе – сторонник революции, прогресса, гражданских свобод. Не смотря на эту  противоположность, Огюст Конт рассматривал их как взаимодополняющих, его лозунг –«Порядок и прогресс». И, конечно же, большое влияние на О.Конта оказал Сен-Симон, хотя сам Конт отрицал это влияние. О. Конт многое у него заимствовал: даже выражение «позитивная философия» использовалось Сен-Симоном. У Сен-Симона также можно найти тезисы, близкие Конту:

 

1) Наука о человеке - социальная  физика, базирующаяся на наблюдении.

2) Ее методы сходны с  естественными науками. 

3) Общество как социальная  система 

 

Но Огюст Конт - не просто продолжатель идей Сен-Симона. Между  ними есть теоретические и социально-практические расхождения, видение будущего развития науки и человека:

 

1) Сен-Симон делает акцент  на проблемах социального прогресса,  но придает большое значение  социальному порядку. 

2) Огюст Конт – сторонник  жесткой социальной иерархии, субординации  в обществе, в то время как  Сен-Симон обосновал исчезновение  государства со временем.

 

Конт стремился объединить противоречивые традиции своего времени - идею прогресса (свобода, равенство, братство) и идею традиционализма ,рационализм Просвещения со средневековым католицизмом и его ролью в жизни европейцев. Религия по Конту вечна как сам человек. Человек- существо не сколько рациональное, сколько эмоциональное и верующее. Конт считал, что для обновления религии нужны новые интеллектуальные обоснования.

 

Стремление создать новую  науку об обществе- один из симптомов  недовольства философией эпохи Просвещения .Но если одни мыслители противопоставляли  рационализму старые религиозные догмы (как Де Местр), то другие искали выход в научном исследовании социальных явлений. Конт и Сен-Симон встали на позиции «научной реакции» против политической метафизики. Они разработали новую религию человечества. Они хотели вывести Западную Европу из состояния умственной анархии после революции.

 

Важный момент, определивший понимание Контом общественной жизни-отторжение рационалистской философии 18 века, которая рассматривала социальную жизнь, социальные институты как продукт осознанной деятельности людей (Ж.Ж.Руссо, теория общественного договора). Он считал такие идеи опасными для государства. Парадокс состоял в том, что воспитавшись под влиянием Просвещения, он не мог всецело встать на теологические позиции. Поэтому в социологии Конта нашла отражение следующая мысль о происхождении государства: общественные явления естественны, возникают и развиваются подобно естественным организмам. Признание общества частью природы приводило к идеи закономерности общественного развития. Человек не может изменить общественную жизнь по своему произволу. Конт противопоставляет духу отрицания созидательный и позитивный дух. «Категория позитивного» становится наиболее общей и главной в мировоззрении Конта. Основное достижение Конта- «Закон трех стадий развития человечества. Конт исходил из трех состояний нашего знания:

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"