Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".
1) Теологическая (фиктивная)
стадия. На ней человек объясняет
процессы, происходящие в жизни,
действием сверхъестественных
2) Метафизическая (абстрактная ) стадия. Представления о сверхъестественных силах заменяются абстракциями, воплощенными в различных идеях.
3) Научная (позитивная) стадия.
Человечество, признав невозможность
полного познания мира, отказывается
от решения глобальных проблем.
Огюст Конт хотел ответить не на вопрос «почему?»а на вопрос «как?» происходят явления. Хотя многие его последователи пытались ответить на вопрос «почему?».
Суть позитивной науки – рассматривать все явления как подчиненные естественным наукам. Первые и конечные причины не познаваемы. Когда проблемы в социальном знании будут ликвидированы, социальная физика может повести человечество к прогрессу. Закон трех стадий Конт хотел сделать основополагающим в социологии. Закон трех стадий противостоял теологическим и спекулятивным подходам к пониманию истории.
Иерархия положительных знаний и роль социологии
Огюст Конт пытался определить место и роль социологии в системе естественных наук. Все науки он разделил на теоретические и практические. Социология по Конту –теоретическая, прикладная наука.
Теоретические ,в свою очередь, делятся на абстрактные (их цель- открытие законов, которые управляют явлениями –например, Всемирный закон тяготения ) и конкретные (их цель – применение этих законов к действительности ).Абстрактные науки – основные. У Конта появился получился ряд наук , расположенных по убывающей значимости и возрастающей сложности. Социология при этом получает свое обоснование в биологии. Конт отрицал роль психологии. Рассматривал социальную физику как подвид физики органической, занимающейся феноменами организованных тел.
Применение позитивного метода в жизни
Развитие общества подчиняется природным законам . Социология – часть естествознания.
1879 год- Конт сменил
термин «социальная физика» на
термин «социология». Это было
связано с тем, что
Конт придавал большое значение сравнительному методу. Сравнительный метод можно использовать только подчиняя теории развития человечества. Поэтому более надежен метод исторического сравнения (историко-сравнительный метод) Этот метод оставался господствующим вплоть до 30 х годов 20 го века.(Вебер, Ковалевский и др.)
В своем понимании исторического развития человечества, которое составляет основу его социального учения , Конт основывался на работах Шарля Монтескье «Дух законов»и Жака Кондорсе «Эскиз исторической картины и духа человеческого разума. У первого почерпнул – законы- суть необходимое отношение ,вытекающее из природы вещей ,у второго – прогресс разума человека – суть изменений общества. В итоге, соединяя идеи Монтескье и Кондорсе, Конт формирует основной смысл своего учения – неизбежный прогресс ума есть главный аспект истории человечества.
6.Теория социального факта (Э.Дюркгейм).
Содержание социальной реальности составляют социальные факты, которые не следует сводить ни к экономическим, ни к правовым, ни к каким-либо другим фактам действительности. Эти социальные факты обладают следующими самостоятельными характеристиками:
1) объективное существование,
т. е. не зависящее ни от
какого отдельно взятого
2) способность оказывать
давление на любого отдельно
взятого индивида
Что же касается духовных социальных фактов, то они не менее объективны (т. е. имеют внешнюю по отношению к каждому отдельному члену общества природу, не зависят от него и обладают принудительной силой), нежели морфологические, хотя и не имеют столь «вещественного» воплощения. К ним следует отнести «коллективные представления», совокупность которых образует коллективное или общее представление.
Социальные нормы и другие социальные факторы оказывают влияние на поведение отдельных членов общества через определенные механизмы их усвоения, причем эффективность действия социальных регуляторов проявляется в том, что выполнение норм становится желательным для самого индивида.
7«Понимающая социология» М. Вебера.
Неклассический тип научности
социологии разработан немецким мыслителем
Макс Вебером (1858-1918). В основе этой методологии
лежит представление о
Легальный, в которых господство обусловлено интересами, т.е. рациональными соображениями повинующихся. Господство государства Вебер определял как «шанс встретить повиновение определенному приказу». Бюрократия является чистым типом легального государства. Этот тип государства представлен в Англии, Франции, США.
Традиционный, он обуславливается
просто нравами, привычками к определенному
поведению. Этот тип господства схож
с семьей, он патриархален, тут есть
господин, лично зависящие от него
слуги и аппарат управления. Традиционные
господство в свою очередь подразделяется
на две форме: чисто патриархальную
и сословную структуру
Харизматическое господство. Харизматические качества — это особые способности, не столько приобретенные, сколько дарованные свыше, которые выделяют лидера из среды современников. Ими обладали, по Веберу, Будда, Иисус, Магомет, Цезарь, Наполеон и другие великие субъекты. Здесь особенно велика роль авторитарности, по сути, отрицается традиция, право, рациональность, велика роль случайности.
8.Социологические теории конфликта (К.Маркс, Р.Дарендорф).
Дарендорф (р. 1929) утверждает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, что люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограниченны, и поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Картина социального мира, с точки зрения Р. Дарендорфа, представляет собой поле битвы: множество групп, борющихся друг с другом, возникающих, исчезающих, создающих и разрушающих альянсы. Функция власти состоит в поддержании целостности, сохранении согласованности ценностей и норм, Р. Дарендорф придает наибольшее значение ее неинтегративному аспекту, порождающему конфликтные интересы и соответствующие ролевые ожидания.
Обладающий властью или влиянием заинтересован в сохранении status quo; не обладающий ими заинтересован в их перераспределении, в изменении существующего положения. Этим интересам придается объективный характер, вытекающий из представления о включенности их во внутреннюю структуру ролей наряду с четырьмя «функциональными реквизитами» Т. Парсонса, направленными на поддержание организации как таковой.
К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры.
Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем противоречия накапливаются, что приводит к новым столкновениям, ведущим к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это в конечном счете вызывает глобальный классовый конфликт и появление новой качественной определенности - бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация.
9.Теория символического интеракционизма (Дж. Мид)
С точки зрения интеракционистов человеческое общество состоит из индивидов, обладающих "личностным я", т.е. они сами формируют значения; индивидуальное действие - есть конструирование, а не просто совершение, оно осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации.
Личностное я - человек может служить
объектом для своих действий.
Формирование значений - набор действий,
в ходе которых индивид замечает предмет,
относит его со своими ценностями, придает
ему значение и решает действовать на
основе данного значения.
Истолкование действий другого -
определение для себя значений тех или
иных действий окружающих.
С точки зрения
10.Структурный функционализм (Т. Парсонс)
Структурный функционализм (Т. Парсонс) основан на следующих фундаментальных идеях: 1) в любой социальной системе доминирует инструментальная, функциональная реальность – организационная цель; 2) общество имеет технико-экономическую структуру – профессиональную и стратификационную (при этом технология и экономика являются источниками социальной динамики, а культура – это консервативная сила, стабилизирующая общество); 3) глубина и степень влияния в обществе определяются положением в иерархии отношений на ролевой основе.
Центральные категории структурно-
Теория социального действия,
являющаяся органичной частью структурного
функционализма, фактически, стала
развитием и углублением