Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:10, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Работа состоит из  1 файл

лекции по общей социологии.docx

— 200.92 Кб (Скачать документ)

 

 Существует множество подвидов готов: «антикварные», «ренессансные», «романтические», «викторианские», «рабы корпораций», «киберготы», «глиттерготы», «цыгане», «хиппи», «фетишисты», «панк-готы», «вестерн-готы», «вампиры» и прочие. То есть чистого готовского стиля не существует – есть определенная жизнетворческая интонация.

 

Эмокиды – поклонники эмо-музыки. Движение сформировалось в 2000-е годы. Как и для субкультуры готов, для них характерна андрогинность. Кроме яркого прикида, прически и макияжа, у эмокидов есть другие способы выразить себя: через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни. Самое главное стремление эмокида – найти большую чистую любовь. Влюбившись, они целиком отдаются этому всепоглощающему чувству. А если окажется, что они ошиблись и этот человек ненастоящая вторая половинка, то страданиям эмокидов не будет предела, ближайшие дни они посвятят размышлениям о несовершенстве нашего мира. Но поплакав пару дней, они устремляются к дальнейшему поиску. Особенно сильные эмоции вызывает в эмокидах музыка. На эмо-фестивалях толпы эмокидов в яркой одежде не в силах справиться со своими эмоциями и едва ли не заливают слезами танцпол.

 

В 2003-м году впервые заявили  о себе мобберы (флэшмобберы) (от англ. flashmob – «мгновенная толпа»). Это  сетевые пользователи, инициирующие и проводящие краткосрочные уличные  акции. Технология флэшмоба достаточно проста: по адресам потенциальных  мобберов, зарегистрировавшихся на соответствующем  сайте (например, www.flashmob.com), рассылается  инструкция с изложением сюжета акции, перечнем необходимых аксессуаров, указанием точного времени и  путей отхода. Пример флэшмоб-акции: 30 августа 2003 г. в Одессе около полусотни  мобберов, одетых во все черное, устроили минуту молчания рядом с куклой клоуна, украшающей вход в местный «Макдональдс»; возложив к ногам клоуна охапку траурных цветов, толпа рассеялась.

 

Субкультура рейва  возникла в 80-е годы XX века в США и Великобритании. В России начала распространяться с 1990 – 91 годов. Неотъемлемая часть рейверского  стиля жизни – ночные дискотеки  с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рейверов характерны яркие краски и использование  искусственных материалов (винил, пластик). Развитие субкультуры рейва шло  параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью  «расширения сознания» стало, к  сожалению, практически неотъемлемой частью рейверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи, – ключевые фигуры рейв-субкультуры – высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков. В последние годы рейв утратил свою контркультурную тональность в духе психоделической хиппи-революции 60-х, он стал забавой подростков, легким и ярким развлечением, приравнявшись к диско.

 

Рэперы (они же хип-хоперы) – те, что таскают на плече магнитофоны, носят одежду на пару размеров больше и танцуют на улице, а порой неплохо рисуют граффити. К основным составляющим хип-хоп культуры можно отнести: рэп, брейк, граффити, ди-джеинг, некоторые виды спорта. Рэп – или читка – пожалуй, главный способ воздействия этой субкультуры на сознание окружающих. Фактически рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст. Хип-хоп зарождался как музыка и субкультура негритянского гетто с резко агрессивным отношением к белому населению. В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странном положении. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не на расовом признаке, а по социальным (бедные – богатые), культурным (конформисты – нонконформисты) и другим категориям.

 

Брейк – это танцевальный компонент данной субкультуры, включающий в себя элементы акробатики и пантомимы. Граффити – своеобразная, легкоузнаваемая  роспись, сделанная с помощью  красок, распыляемых из баллончиков, с почти обязательным присутствием текста. Ди-джеинг – это музыкальное  сопровождение для рэпа и брейка, хотя, конечно, ди-джеинг может существовать и отдельно. Ди-джеи создают как свои записи, так и используют чужие, «вырезая» кусочки записей (сэмплы) и вставляя их в свои композиции.

 

Роллерами называют любителей  роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. На роликах не просто катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые пируэты и  сальто. В России роллеры-одиночки появились  в начале 90-х годов, возникновение  групп роллеров относится к середине 90-х годов. Излюбленное место йошкар-олинских роллеров – площади Ленина и Никонова. В основном роллеры – школьники  старших классов (13 – 16 лет), но есть и студенты, младшие школьники.

 

Наравне с увлечением роликовыми коньками последователи хип-хопа пустились  и на другие экстремальные эксперименты, связанные с удовлетворением  потребностей в новых физических ощущениях, свежих порциях адреналина в крови. Возникло целое движение экстремалов, к которым относятся  скейтбордисты (катание на роликовых  досках), bmx (горный велосипед, или маунтинбайк), сноубордисты (катание с гор на досках), серферы (плавание на досках), трейсеры (бег с преодолением естественных препятствий) и другие. Главное для  экстремалов – не достижение определенных результатов, а острота ощущений.

 

Байкеры – мотоциклисты, которых у нас часто именовали  рокерами, что неточно: рокеры –  это любители рок-музыки. Первых байкеров называли «харлеистами» – по известной  марке мотоцикла “Harley-Davidson”. Подлинное  признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х  годах ряды байкеров пополнились  за счет ветеранов второй мировой  войны. Тогда и появились первые «дикие» мотоклубы, в частности, знаменитые «Ангелы ада». В 60-е годы байкерское движение приняло на вооружение рок-музыку и испытало в своем  развитии очередной бум. Их самый  главный символ – незаметная нашивка  «1%», обозначающая «внутренний орден», который объединяет настоящих байкеров против остального мира. Понятие «1%»  имеет свою историю. 4 июля 1957 г. в  городе Холлистер в Калифорнии были разрешены мотогонки, которые проводила  Американская мотоциклетная ассоциация (АМА). В тот же день в город  с шумом и скандалом ворвалась  банда байкеров, в результате чего было насмерть задавлено несколько  прохожих. При официальном разборе  этого дела представитель AMA заявил, что 99% всех байкеров соблюдают правила  ассоциации. Это заявление вызвало возмущение в свободном байкерском мире и с тех пор появилась нашивка «1%».

 

Отечественная субкультура  байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70-х – начале 80-х годов, другой – уже в 90-е годы. Российские байкеры, насколько можно судить, законопослушны и конформны в большей степени, чем американские «Ангелы ада». Любимый напиток байкера – пиво. Одеваются они, как и положено любителям рока, в джинсы, черные футболки, кожаный жилет или куртку. Часто байкеры сплошь покрыты татуировками. Байкеров в большом количестве можно встретить на ежегодном байк-шоу, а на улицах – только ночью, когда есть «свобода передвижения». Отсюда и название тусовок – «Ангелы ночи», «Ночные волки». В Йошкар-Оле местный байкерский клуб носит название «Ангелы дорог».

 

Стрейт-эдж (англ. Straight edge –  путь напрямик, сокращенно sXe) – философское  ответвление панк-движения, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая законные алкоголь и табак), разборчивость в половых связях, а также политические взгляды, характерные всему панк-движению. Стрейт-эдж всегда был связан с хардкором (стрейт-эджевские группы – “Minor Threat”, “First Step”, “Earth Crisis”). Стрейт-эджеры делятся на хардлайнеров (наиболее строгие адепты движения, которые пренебрегают даже кофеином, допускают секс только для зачатия, ведут борьбу за защиту животных), милитантов (наиболее бескомпромиссные представители, которые громят алкогольные и порномагазины, а также магазины с мехами и кожей), веганов (увлечены вегетарианством). Есть среди стрейт-эджеров и скинхеды.

 

«Панк» – так раньше называли на уличном жаргоне проституток. В этом значении слово встречается  в пьесе У.Шекспира «Мера за меру». В Америке в начале ХХ в. его  относили к заключенным-«шестеркам». Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня употребляется в значении «грязь», «гнилье», «отбросы». Движение панков зародилось в середине 1970-х годов XX века в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия панков – философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А».

 

Стандартной панковской прической  считается «ирокез» – полоска  длинных вертикально стоящих  волос на стриженой голове. Панки  предпочитают рваную, грязную одежду. Панки – самые заядлые тусовщики. Без них не обходится ни один сейшн, даже если панк-группы там не играют.

 

Еще это большие «специалисты»  по выпивке, наркотикам, дракам – видимо, от безделья.

 

О посвящении в панки ходят  легенды. В одних компаниях «новобранец» должен откушать на помойке со всей братией, в других – посидеть какое-то время в мусорном баке, закидываемый объедками…

 

В СССР панковская субкультура  проникла в 1979 году. Одними из первых панков были известные питерские рок-музыканты  Андрей Панов («Свин») и Виктор Цой. Многие из советских панков поддерживали тесные контакты с хиппи, входили  в «Систему», как именовала себя общность российских хиппи. Подобная субкультурная  диффузия характерна для молодежных субкультур российской провинции 80-х  годах XX века.

 

В 90-е годы субкультурная  диффузия охватывает субкультуры панков и металлистов (музыка стиля хэви-металл).

 

Деструктивный и нигилистический  характер носит субкультура сатанистов. Еще в конце 80-х годов от субкультуры  металлистов отделилась группа «черных  металлистов», сблизившаяся с приверженцами  Церкви сатаны. В середине 90-х годов  в России формируется сатанинская  субкультура.

 

Копируя «адскую» эстетику своих  кумиров, доморощенные металлисты одеваются  во все черное, носят майки с  «бесовскими» рожами и черепами, цепи, перевернутые пентаграммы, рисуют эти же пентаграммы на стенах, прибавляя число «666». Мировоззрением сатанистов является упрощенное, вывернутое наизнанку христианство: место Иисуса занимает Сатана. Развлечения у них разные: ночные походы на кладбища, осквернение церквей, нападения на хиппи с целью принуждения их поклониться Сатане. Некоторые из сатанистов заигрываются: известны случая, когда подростки убивали своего товарищи, обставляя это как ритуальное жертвоприношение.

 

Хакеры – компьютерные пользователи, программисты, придерживающиеся активной, наступательной линии поведения  в сетевом пространстве. Объектами  атаки хакеров являются чужие сайты и серверы, которые они взламывают, выводят из строя. В 1988 году мир впервые испытал на себе мощь одного из самых эффективных хакерских орудий – компьютерного вируса. Некоторые специалисты предрекают возникновение веб-мафии, которая займется кибершпионажем и кибертерроризмом. Вместе с тем хакеры как таковые выступают против корпоративности, они превыше всего ценят свободу и своеволие. Хакерами в основном являются студенты вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно, потому что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, не все хакеры осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.

 

Активность приверженцев экстремистской молодежной субкультуры  скинхедов (скинов, неонацистов) в России заметно возросла. Быть может, это  самые агрессивные из неформалов. Идеи у них типично нацистские: «Россия – русским!», «Смерть  евреям (неграм, китайцам, кавказцам…)!». Идеальным политическим деятелем для  них является А. Гитлер. Скины, как  правило (но не всегда), выделяются начисто  выбритой головой. Одеваются скинхеды в подобие военной формы или  просто в узкие темные джинсы. На ногах – тяжелые ботинки –  «хаки», которыми скинхеды умело действуют в драке. Любимая их музыка – это стиль oi (политизированное ответвление хардкора), а также немецкие военные марши. Враги скинхедов – все, кто не скинхеды. Они часто нападают на людей с другим цветом кожи, на бомжей, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Особая ненависть – к рэперам и всем длинноволосым. Основную массу скинхедов составляют молодые люди от 14 до 22 лет, преимущественно выходцы из рабочих кварталов и окраин, школьники, учащиеся техникумов, студенты вузов. Многие скинхеды, особенно молодые, – фанаты  какого-либо футбольного клуба.

 

Футбольные хулиганы (футбольные фанаты) – лица, нарушающие общественный порядок, связывающие свои действия с футбольными пристрастиями  и обосновывающие их ими. Как правило, преступления на почве футбольного  хулиганства совершаются до или  после футбольных матчей, а также  в местах больших скоплений футбольных болельщиков.

 

Футбольное хулиганство  зародилось в Англии в конце 1950-х  годов XX века. Во многом благодаря английскому  влиянию на трибунах советских стадионов  стали звучать футбольные песни, речевки и сленг, но, что еще  более важно, вместе с ними пришла и хулиганская ментальность, отличающая английский «околофутбол». Одним из основных последствий английского  влияния стал резкий рост насилия  среди болельщиков.

 

В настоящее время российский «околофутбол» можно назвать  сформировавшимся социальным явлением с ярко выраженными чертами английского  стиля поддержки клуба как на домашних, так и на гостевых поединках. Свои банды (на сленге – «фирмы») имеют практически все клубы российского национального футбольного первенства вплоть до команд второй лиги. В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма.

 

Главными игроками на российской околофутбольной сцене традиционно  являются фанаты московских клубов ЦСКА («воины») и «Спартак» («гладиаторы»), чьи столкновения носят самый  ожесточенный характер и вызывают широкий  общественный резонанс. Следом за ними идут фанаты клуба «Зенит» из Санкт-Петербурга, находящиеся в постоянной вражде со всеми бандами московских клубов. Далее в негласном рейтинге располагаются  фанаты московских клубов «Динамо» и  «Локомотив».

 

Наконец, криминальная молодежная субкультура – гопники. Расцвет  ее пришелся на 80-е годы XX века. Особый характер это движение (так называемый «казанский феномен») обрело в городах  Среднего Поволжья, в частности, в  г. Йошкар-Оле (с 1986 г.). В Йошкар-Оле насчитывалось более 10 таких группировок, среди которых наиболее крупными были «Сомбат» и «Микрашка». Основные черты «казанского феномена»:

 

- наличие территории влияния  и борьба за ее расширение;

 

- установление системы  прав и обязанностей участников  группировок, а также системы  наказаний за нарушение существующих  правил и традиций;

 

- поддержание иерархии  соподчиненности на основе возрастных  различий, авторитетности и права  «сильного»;

 

- образование союзов, объединений,  поглощение слабых более сильными;

 

- планирование противоправных  акций;

 

- использование приемов  и методов разжигания вражды;

 

- сбор денег внутри  группировки, поборы с других  подростков, проживающих на контролируемой  территории.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"