Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:16, шпаргалка
1. Предмет и функции социологии. Социология, как и любая другая наука, предстает в виде системы знаний, т.е. системы понятий (категорий, концептов), принципов, законов, теорий, отображающих, описывающих, объясняющих тот или иной фрагмент объективной реальности (объект социологии - общество, человек и т.д.). Сама система понятий («социальная система», «социальная структура», «социальные отношения», «социальный статус», «социальный институт», «социальная организация», «социальная роль», «социализация» и др.), выделяющая особый аспект объективной реальности, может быть определена как предмет социологии или «социальное»
5. Эмпирическая социология в XX веке.
Эмпирическое направление, возн
В наиболее явном выражении эмпирическая
социология формировалась как естественнонаучная
ориентация в структуре социологического
знания. Именно поэтому она адаптировала
следующие, безусловно, ценные для социологической
науки постулаты позитивистского типа:
1) социальные явления подчиняются законам,
в конечном счете, общим для природной
и социально-исторической действительности;
2) методы социологических исследований
должны быть такими же точными, строгими
и объективными, как методы естествознания;
3) социология должна быть свободной от
ценностных суждений идеологического
типа.
В настоящее время практически во всех
странах мира проводятся социологические
исследования, которые чаще всего носят
прикладной характер, т.е. осуществляются
по социальному заказу и предназначаются
для решения возникающих в процессе жизнедеятельности
людей социальных проблем.
Характерными чертами
1) отождествление научной социологии
с эмпирической социологией;
2) разрыв между теоретическими и эмпирическими
исследованиями в силу различных уровней
обобщения, особенностей концептуального
аппарата теорий;
3) увлечение математическими методами
анализа данных, приводящее в некоторых
случаях к сужению горизонта исследования
и отказу от теоретических обобщений.
Внутри эмпирической социологии выделяют
две ветви – академическую и прикладную.
Задача академической усматривается в
создании системы научного знания об отдельных
областях и явлениях общественной жизни
(социологии города, села, семьи, молодежи,
искусства и т.д.), которые используются
в качестве методологической основы конкретных
эмпирических исследований.
Прикладные эмпирические исследования,
в отличие от академических, направлены
на решение четко определенных практических
задач и непосредственно связаны с выполнением
функций социальной инженерии.
Для эмпирической социологии в целом
остается важной и нерешенной проблема
связи академической в
6. Современные социологические теории. Современной социологии присущ многовариантный, полипарадигмальный характер. Развитие социологии XX века во многом исходит из принципов, выработанных Марксом, Вебером, Дюркгеймом. В настоящее время социология характеризуется существованием и взаимодействием многих школ и направлений, что объясняется преимущественно полипарадигмальной ситуацией. Некоторые из них развиваются в русле «классических теорий», а другие ищут свои новые пути социологического познания. В литературе представлены различные варианты названия парадигм. Наиболее часто выделяют следующие: функционализм (структурно-функциональный анализ), конфликтологическая социология, символический интеракционизм, марксизм и др.
1. Эмпирическая социология появляется вместе с теоретической, но становится самостоятельной в начале XX в. Л. Кетле и Ф. Ле Пле считали, что социология должна быть точной наукой – собирать и изучать факты. Ландберг (радикальный эмпиризм) считал, что показателем социальных явлений является эмпирическое исследование. Это течение внесло большой вклад в разработку технологий опроса и анкетирования. Но на смену радикальному пришел умеренный эмпиризм – Лазарсфельд, Стауффер. Они разрабатывали логические приемы обобщения эмпирических данных, интересуясь в основном формально-логическими аспектами, а не процедурно-техническими.
В России проблемами эмпирических исследований занимались Г. В. Осипов, В. А. Ядов, А. Г. Здраво-мыслов.
2. Структурный функционализм. Его разработки связаны с именами Т. Парсона и Р. Мертона. Они понимали жизнь общества как пересечение большого числа социальных взаимодействий и структур, разработали «теорию социального действия» (анализ факторов человеческого поведения, взаимосвязь социальных структур и личности). Социология Парсонса-Мертона распадается на ряд течений. Неоэволюционисты и приверженцы социобиологи-ческих теорий (Э. Уилсон) рассматривали связь данных социологии, биологии, экологии и др. наук, называли социальную революцию продолжением биологической. Психоаналитическое направление объясняет общественную жизнь методами З. Фрейда и его учеников Юнга, Адлера, Фромма.
3. Социология, продолжающая идеи Зиммеля, М. Вебера. Феноменологическое направление основывалось на идеях Гуссерля и Шеллера. А. Щюц первый перенес в социологию идеи феноменологии, разработал концепцию интерсубъективного мира. Это направление изучает цели и мотивы индивидов общества. Их взаимодействие и есть социальная реальность («интерсубъективный мир»). Сюда же относят этнометодологию Гарфинкеля, экзистенциалистскую социологию Тирианьяна и символический интеракционизм (Д. Г. Мид).
4. Неомарксистская и радикально-критическая тенденции. Представители – М. Хорнхаймер, Т. Адор-но, Хабермас Ю. – работы по критическому анализу проблем социального отчуждения и авторитарной личности. К этому течению относят и конфликтологию (Р. Дарендорф, Л. Козер и т. д.). Дарендорф анализировал причины формирования и развития социальных конфликтов, выявляя их позитивные функции в жизни общества. Л. Козер критиковал Т. Парсон-са, доказывая, что в любой социальной системе существуют дисбаланс и конфликты – процессы, которые считаются обычно разрушающими (в этом он противостоит функционалистам), при определенных условиях рассматриваются как средства приспособления к окружающей среде. Козер говорил, что конфликты внутри группы часто способствуют формированию новых социальных норм или обновлению старых.
7. Русская социологическая мысль. Во 2-й половине XIX века, по мере становления социологии на Западе, новая социальная наука стала проникать и в Россию. На рубеже веков российская социологическая мысль стала выходить на мировой уровень, В развитии социологии в России выделяют ряд академических школ и направлений: пози- тивистско-натуралистическое направление (Л. И. Мечников и др.), психологическое течение (Е. В. Де Роберти, Л. И. Петражицкий и др.), плюралистическая концепция общества (М. М. Ковалевский), неопозитивистское направление (П. А. Сорокин). К идеологизированным направлениям относят: субъективное течение (П. А. Лавров, Н. К. Михайловский и др.), марксистское направление (Г. В. Плеханов, А. А. Богданов, В. И. Ленин).
Главной особенностью социологии в России считается ее ценностная направленность. Социология в России после октября 1917 года испытывала кратковременный подъём (начало 20-х гг.). Развивались отраслевые социологии: социология труда - А. К. Гастев (1882-1942), С. Г. Струмилин( 1877-1974); аграрная и экономическая социология - А. В Чаянов. (1888-1937), Н. Д. Кондратьев Н. Д. (1892-1938). До 1922 года в Советской России работал П. Сорокин - автор теории социальной мобильности и стратификации, концепции социокультурной динамики. Основные результаты по этим исследованиям были опубликованы им уже в США. В 1922 году многие известные российские учёные и философы были депортированы, среди них был и П. Сорокин. В течение 40 лет социология находилась под запретом: тоталитарные режимы не нуждаются в социологии. Только в конце 50-х гг. на волне «хрущевской оттепели» она начинает вновь возрождаться, была создана Советская социологическая ассоциация и некоторое время спустя первое социологическое подразделение в рамках Института философии - сектор труда и быта рабочего класса. В конце 1964 г. на философском факультете МГУ была создана кафедра конкретно-социологических исследований, в 1969 г. был создан Институт конкретно-социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 г. выходит специализированный журнал «Социологические исследования». С начала 70-х годов появились работы Г. М. Андреевой, А. Г. Здравомыслова, Г. В. Осипова и др. посвященные программе и инструментарию, процедуре и организации социологического исследования. Социологи продолжали испытывать давление со стороны власти (обсуждение вышедших в свет «Лекций по социологии» Ю. Левады). Начиная с 1988 г. постановлением ЦК КПСС социология была призвана для решения проблем перестройки. В 1991 г. успехи российской социологии были закреплены образованием института социологии РАН (В. А. Ядов). Среди известных современных российских социологов выделяют: Ю. Давыдова, Т. Заславскую, Г. Осипова, Ж. Тощенко, В. Ядова и др.
8.Общество и социальные институты. Общество - центральное и самое сложное понятие социологии. Существует ряд определений. Например, общество - исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности (восходит к К. Марксу); общество - это объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную систему и определенную национальную (социокультурную) идентичность. Термин общество используют в более узком смысле (как синоним компании или общество любителей животных), для обозначения определенного типа общества, в историческом аспекте: (буржуазное, феодальное, капиталистическое). Используют понятие общество и в территориальном смысле (европейское, российское). В социологии понятие «общество» рассматривается одновременно в аспекте трех подходов: структурного, функционального и системного. 1. Общество структурно. Люди и отношения между ними представляют основные структурные элементы общества. 2. Общество функционально. Оно обеспечивает существование человека как активного деятельного существа. 3. Общество - это система. Взаимодействие людей придаёт обществу качество новой реальности. Совокупность общественных отношений создаёт условия для существования человека, других социальных субъектов и общества в целом. Функциональность общества обуславливает появление в нем различных социальных институтов.
Социальные институты
- исторически сложившиеся
9. Мировая система и процесс глобализации.
В ряду макросоциологических понятий определение мировой системы занимает высшую ступеньку. Действительно, государство и страна по смыслу уже мировая система. Общество занимает промежуточное положение: оно может быть очень конкретным и локальным, а может быть абстрактным и глобальным (человечество).
Мировую систему надо понимать в
узком и широком смысле. Мировая
система – концепция
1) мировые империи;
2) мировые экономические системы. Мировая империя включает несколько территорий, объединенных военной и политической властью. Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец, СССР, который также относят к типу мировых империй, представляют собой очень разнородные (культурно, социально, экономически, реже – религиозно), обширные по территории, непрочные образования. Они создаются принудительно и быстро распадаются. Мировые империи – множество территорий, политически объединенных в одно государственное образование.
Мировая экономическая система – совокупность территорий или стран, объединенных экономическими связями. Мировые экономические системы – страны, развивающие сходную экономику, но политически в одно государство не объединенные. древности они практически совпадали с мировыми империями либо служили их источником. Если множество территорий объединено только тем, что с них собирают налоги или дань, то это экономическая система. У нее нет единого политического центра и органа управления. Последняя из мировых экономических систем – современный капитализм. К типу мировых экономических систем следует отнести так называемый социалистический лагерь, куда в б0-80-е гг. XX в. входили несколько государств. У них не было единого правительства, каждая страна – суверенное государство. Стало быть, это не империя. Зато между ними существовали международное разделение труда, кооперация и экономический обмен.
В широком смысле мировая система включает все ныне существующие на планете страны. Она получила наименование мирового сообщества. Его следует называть квазиобществом, чтобы избежать путаницы с обществом в собственном смысле.
С понятием «мировая система» тесно
связано понятие «глобализация»