Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:16, шпаргалка
1. Предмет и функции социологии. Социология, как и любая другая наука, предстает в виде системы знаний, т.е. системы понятий (категорий, концептов), принципов, законов, теорий, отображающих, описывающих, объясняющих тот или иной фрагмент объективной реальности (объект социологии - общество, человек и т.д.). Сама система понятий («социальная система», «социальная структура», «социальные отношения», «социальный статус», «социальный институт», «социальная организация», «социальная роль», «социализация» и др.), выделяющая особый аспект объективной реальности, может быть определена как предмет социологии или «социальное»
Глобализация – процесс все
возрастающего воздействия
10. Социальные группы и общности.
Социальные группы и общности – это такие объединения людей, которые способствуют удовлетворению потребностей этих людей в результате совместных действий. Люди осознанно объединяются, реально понимая, что совместными усилиями они добьются больших результатов, нежели каждый в отдельности. В любом обществе есть много таких групп и общностей. Есть три основных признака, определяющих суть этих объединений:
1) группы и общности – это органически целостный механизм;
2) устойчивость и определенность границ таких объединений – стабильность существования;
3) в группах и общностях существуют определенные социальные отношения, которые определяют социальные ценности определенных масс людей. Но все же необходимо разграничивать понятия «социальная группа» и «социальная общность».
Социальные группы более стабильны и устойчивы, сплоченны и однородны, нежели социальные общности. Для социальных общностей характерны неустойчивость состава, неопределенность границ. По количественному составу они могут быть от двух и до бесконечности числа людей; по продолжительности существования – от нескольких минут и до столетий; по сплоченности – от аморфных образований до коллектива. Примером социальных общностей являются политические движения,спортивные, любительские объединения.
Можно сделать вывод, что не любое сплочение и объединение людей можно назвать социальной группой. Поэтому такие объединения – кратковременные, неустойчивые (толпа, очередь) – называют квазигруппами.
Разные социологи рассматривали социальные группы, Р. Мертон выделял три важных признака социальной группы:
1) взаимодействие людей в этом объединении;
2) понимание людьми своей принадлежности к определенной группе;
3) признание принадлежности других людей к этой группе.
Социальные группы (общности) по численности бывают: малые (2-15 человек) и большие. Малые группы, несмотря на свой малочисленный состав, очень устойчивы, ее члены имеют процент совпадения норм и ценностей. Большие социальные группы носят и непосредственный, и опосредованный характер (территориальные, национальные). Можно сказать, что размер группы влияет на их функционирование.
Также существуют первичные (семья, друзья) и вторичные (политические, экономические) социальные группы. Первичные характеризуются межличностным взаимодействием, а вторичные – безличностным, которое направлено на достижение конкретных целей этой группы людей.
И хотя в современном мире все больше возрастает господство вторичных групп, первичные все равно играют очень важную роль.
По социальному положению различают следующие социальные группы:
1) социально-классовые;
2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, родители и т. д.);
3) этносоциальные (нации, племена);
4) социально-территориальные (город, деревня);
5) социально-профессиональные и др.
В некоторых обществах большую роль играют религиозные группы.
Существует великое множество социальных групп и общностей, и их особые свойства проявляются при взаимодействии с другими элементами общественной структуры – социальными институтами и организациями.
11. Виды общностей и групп. Различают квазигрупповые и групповые общности. Квазигрупповые характеризуются: аморфностью (рыхлой структурой); неупорядоченностью, случайным характером образования; ситуативным способом существования; открытостью, размытостью границ; межгрупповой природой (гетерогенностью). Примеры: аудитория, толпа, очередь и т.д. Группы или групповые общности подразделяются на малые и большие. Групповым общностям свойственны: целостность, органический характер, определённость и устойчивость границ (относительно высокая стабильность); способность осуществлять многообразные виды деятельности; выраженная гомогенность (однородность) состава (наличие признаков, присущих всем индивидам); вхождение в более широкие общности в качестве их структурного образования. Основные виды больших групп: демографические, этнические, социально- классовые, профессиональные, территориальные и др. Самой большой общностью современности является общество как мировая система. Демографические общности в совокупности образуют демографическую структуру, составной частью которой является тендерная структура, отражающая социальные отношения между мужчинами и женщинами в обществе. Демографические общности - группы, различающиеся по полу, возрасту, семейному положению. Группы: мужчины, женщины, дети, молодёжь, взрослое население, старики. Этнические общности - совокупность различных этносов. Этнос - совокупность индивидов, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, включая язык и психологический склад, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Этнические общности: этнографические группы, народности, племена. Совокупность классов и классоподобных групп образуют социально-классовую структуру общества. Основания, по которым отличают один класс от другого: отношение к собственности (К. Маркс); отношение к власти (Р. Дарендорф); отношение к группе признаков - богатство - власть - престиж (М. Вебер). Социально-территориальные общности - совокупность людей, объединённых единством отношения к определённой территории: двор (дом) - хутор - деревня (село, станица, аул), район (сельский) - город - область (край) - республика - регион - страна. «Общество» и «цивилизация» являют примеры самых крупных общностей: супер-общностей, макро-общностей.
12. Общность и личность Общественное состояние - естественное состояние человека. На это указывал ещё Аристотель, определяя человека как «политическое животное». С рождения человек получает телесную ориентацию, в которой запрограммирована возможность его универсального социально-деятельного развития. Человек - это социальное или природно-социальное существо; индивид - это единичный представитель человеческого рода, семьи, общности; личность - конкретное выражение сущности человека, совокупность социально значимых черт, качеств, отношений индивида; индивидуальность - уникальное выражение личностных качеств. По К. Марксу, сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Компоненты социальной структуры личности: 1. Память - система знаний, интегрированных личностью. 2. Культура - совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руководствуется в своей деятельности. 3. Деятельность - определяется образом жизни личности. 4. Убеждения - стереотипы или стандарты (образцы поведения), при помощи которых человек проявляет свои социальные качества. Стереотипы усваиваются под влиянием его социального окружения. Обладание этими компонентами обеспечивается процессом социализации личности. Социализация личности - это процесс интеграции индивида в общество, в различные типы общностей.
Общность - составляющая среды социализации. Механизм социализации состоит в усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей общности (общностей), которые окружают индивида. Культуры общностей (семьи, малой группы, класса, этноса и т.д.) выступают основой формирования социально значимых черт личности. В процессе социализации выделяют две фазы: социальная адаптация и интериоризация. Социальная адаптация - приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам общностей. Интериоризация - процесс превращения внешних требований (норм, ценностей и т.д.) во внутренние мотивы поведения человека внутри общности (общностей) - социальной среде. Но личность не растворяется в социальной среде, модифицирует нормы и ценности культуры общностей своим индивидуальным их восприятием и наложением на них своего опыта. Возникает диалог личности и общности (общества). (См. вопросы: 25 и 28).
13. Малые группы и коллективы
Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида (как в общем и наоборот: индивида на общество) является малая группа . Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек) , занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни.
Малые группы - группы людей, в которых общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов (Г: Андреева).
Малую группу характеризует
14. Социальная организация Большая часть групп существует в виде организаций. Организация - это система отношений, объединяющих некоторое множество индивидов для достижения определённых целей. Социальная структура организации - это целерациональное взаимодействие ее подсистем, индивидов и социальных групп, которые обеспечивают достижение ею цели, что свидетельствует о ее самоорганизационной природе. Формирование человеческих организаций - социальный процесс. Организация обеспечивает эффект приращения, концентрацию усилий в ходе совместной деятельности, который называют синергией. Признаки организации (существенные): наличие цели, конкретно воплощаемые отношения общественной власти, совокупность функционирования статусов и ролей, иерархия, правила, регулирующие отношения между ролями, формализация значительной части отношений и целей. Функция организации - упорядоченность действий её членов. По формам различают: деловые организации (предприятия и учреждения), общественные союзы, промежуточные формы организаций (кооперативы), ассоциативные (семья, научная школа, неформальная группа), поселения. В целях эффективности работы организаций ими осуществляется руководство. Существует несколько базовых моделей управления организациями: директивный, демократический и пассивный. Директивный (автократический) предполагает, что руководитель держит дистанцию, избегает неформальных контактов; берет на себя всю полноту власти и ответственности за все, происходящее в организации; лично контролирует весь объем отношений, стараясь влиять не только на результат, но и на процесс; решения принимает единолично; работники получают лишь самую необходимую информацию. Демократический (коллегиальный) предполагает ориентацию как на формальные, так и на неформальные отношения с подчиненными; руководитель поддерживает товарищеские отношения, не допуская фамильярности; стремится разделить власть между собой и подчиненными; при принятии решений учитывает мнение коллектива; стремится контролировать только конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса; работники получают достаточно полную информацию о своем месте в выполнении общего задания, о перспективах своего коллектива. Пассивный (попустительский) предполагает максимально неформальные отношения с сотрудниками, руководитель предоставляет подчиненным полный простор деятельности; решения принимаются коллегиально; руководитель включается в производственный процесс, осуществляет контроль, стимулирует работу лишь в случае необходимости.
15. Социальные движения Социальные движения - совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления социальным изменениям в обществе или социальной группе. Это определение объединяет: политические, религиозные, национальные, классовые (рабочее, крестьянское и т.п.), молодежные, экологические, антиглобалистские, феминистские и др. движения. Социальные движения обладают признаками квазигрупповой общности, проходят ряд стадий (беспокойства, возбуждения, формализации и институализации). Прослеживается связь социальных движений с социальными изменениями прослеживается. Она заключается в том, что целью социальных движений является утверждение в общественную жизнь каких-либо новых элементов (новых законов, отношений, привычек), либо отрицание (приостановка, предотвращение или обращение вспять) существующих элементов (загрязнения окружающей среды, роста преступности). Социальные движения приводят к социальным изменениям, это их конечная и главная цель. Исследователи особо подчеркивают роль СМИ в процессе появления и функционирования современных социальных движений, потому что они формируют общественное мнение, которое позволяет гражданам выйти за пределы личного мира, обратиться к опыту других людей. Средства массовой информации создают возможности для сравнения собственной жизни с жизнью других. Люди обнаруживают, что лишены многих благ, приобретают психологическую готовность к участию в социальных движениях. Через СМИ граждане узнают о политических взглядах и желаниях других людей, благодаря чему формируется солидарность, выходящая за узкие локальные рамки.
16. Социальное неравенство Социальное неравенство - положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным ценностям. Неравенство отчетливо проявляется в более крупных и сложных обществах. В основе функционалистских теорий лежит идея о том, что некоторые виды деятельности общество ценит выше, чем другие. Сторонники конфликтологических теорий полагают, что неравенство вызвано более выгодным положением тех, кто контролирует общественное богатство. В европейской традиции было выработано несколько теорий социального неравенства. Наибольшую известность получили теория классов и теория элит. Понятие класса было введено и разработано экономистами и философами (А. Смит, К-А Сен-Симон, Ф. Гизо и др.) еще в XVIII в. Но подлинным смыслом его нагрузил только К. Маркс. Его теория объясняет социальное неравенство при помощи понятия конфликта. Один класс занимает господствующее положение и владеет средствами производства, а так же другим эксплуатируемым классом. Это положение вещей можно изменить, если сам эксплуатируемый класс объединит свои усилия и совершит революцию. В теории М. Вебера основное отличие от Маркса заключается в том, что класс не является субъектом действия и классы возникают только в капиталистическом обществе. Он не предложил четкой классовой структуры, но ее можно реконструировать: рабочий класс, лишенный собственности; мелкая буржуазия; технические специалисты и интеллигенция; администраторы и менеджеры; владельцы средств производства. Теория элит возникла и сформировалась как реакция на радикальные социалистические учения, прежде всего марксизм. Существуют два подхода к определению элит: 1) властный (элитой являются те, кто обладает властью) Ч. Миллс, Г. Моска); 2) меритократи- ческий (элита - это те, кто обладает особым достоинством и личными качествами, независимо от принадлежности к власти) В. Парето. (См. вопросы: 17,18,19,20,39 и 46).