Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:16, шпаргалка

Описание

1. Предмет и функции социологии. Социология, как и любая другая наука, предстает в виде системы знаний, т.е. системы понятий (категорий, концептов), принципов, законов, теорий, отображающих, описывающих, объясняющих тот или иной фрагмент объективной реальности (объект социологии - общество, человек и т.д.). Сама система понятий («социальная система», «социальная структура», «социальные отношения», «социальный статус», «социальный институт», «социальная организация», «социальная роль», «социализация» и др.), выделяющая особый аспект объективной реальности, может быть определена как предмет социологии или «социальное»

Работа состоит из  1 файл

билеты соц.doc

— 368.00 Кб (Скачать документ)

Одним из наиболее широко распространенных форм практического  приложения социологических знаний во многих сферах общественной жизни являются маркетинговые исследования, опросы общественного мнения. Социально-практическое применение социологического знания связано с прогнозированием в социологии. Прогнозирование в социологии - (знание будущего) - одно из основных направлений социологических исследований, результатом которых является научное предвидение хода социальных процессов, изменений в системе общественных отношений, преобразования социальных объектов, их структур, динамического развития социальных систем. Практическое назначение социального прогнозирования состоит в подготовке заблаговременно обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок того, в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области и как действительно может протекать развитие. В социологии прикладников различают в зависимости от того, какими методами они оперируют. Выделяются два главных — инженерия социальная (см.) и клиническая социология. Инженер-социолог чаще Пользуется маломасштабными дешевыми опросами, сериями полевых экспериментов, разрабатывает проекты социальной перестройки небольших сообществ (например, молодежных кемпингов или производственных бригад), занимается планированием и дизайном. Задача «клинического социолога» — поставить диагноз, предложить альтернативу, проконсультировать и наметить «терапевтические» меры. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Социальная лестница

Важным элементом социальной жизни  является социальная стратификация (дифференциация), т. е. расслоение общества на группы, слои. Именно социальная стратификация показывает то, как неодинаково социальное положение членов общества, их социальное неравенство. Разные ученые по-разному определяют, в чем причина неравенства. М. Вебер видел эти причины в экономических критериях (доходы), социальном престиже (статус) и отношении члена общества к политическим кругам. Парсонс выделял такие дифференцирующие признаки, как:

1) то, чем человек обладает с рождения (пол, этническая принадлежность);

2) приобретенный статус (трудовая деятельность);

3) то, что человек имеет (собственность, моральные ценности, права).

Рассматривая историю общества и те сообщества, которые существовали ранее, можно сказать, что социальная стратификация – это естественное неравенство между членами общества, которое имеет свою внутреннюю иерархию и регулируется различными институтами.

Важно различать понятия «неравенство» и «несправедливость». «Неравенство» – естественный и обусловленный процесс, а «несправедливость» – проявление эгоистических интересов. Любой человек должен понимать, что эгаметаризм (учение о необходимости равенства) – это нереальное явление, которое не может просто существовать. Но многие использовали эту идею в борьбе за власть.

Существует стратификация:

1) одномерная (группу выделяют по одному признаку);

2) многомерная (группа, имеющая набор общих признаков).

П. Сорокин пытался создать общечеловеческую стратификационную карту:

1) односторонние группы (по одному признаку):

а) биосоциальные (расовые, половые, возрастные);

б) социокультурные (род, языковые, этнические группы, профессиональные, религиозные, политические, экономические);

2) многосторонние (несколько признаков): семья, племя, нация, сословия, социальный класс. Вообще проявление социальной стратификации необходимо рассматривать в определенно взятой стране и в определенное время. Поэтому те группы, которые рассматриваются, должны быть в постоянном движении, они должны быть в обществе, которое функционирует в полной мере. Поэтому социальная стратификация тесно связана с социальной мобильностью.

Изменение положения в стратификационной  системе может быть обусловлено  следующими факторами:

1) вертикальная и горизонтальная мобильность;

2) изменение социальной структуры;

3) появление новой системы стратификации.

Причем третий фактор – это очень  сложный процесс, который привносит  в жизнь общества много изменений  в экономической сфере, идеологических принципов, норм и ценностей.

Социальная лестница - образное понятие, моделирующее феномен вертикальной мобильности. Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия. Все хотят подниматься и никто не хочет опускаться. Как правило, восхождение по социальной лестнице - дело добровольное, а нисхождение - принудительное. Все стремятся наверх и никто - вниз.

Долгое время в нашей стране происходил отказ от такого явления, как неравенство. Важно понимать, что неравенство в обществе просто необходимо. Ведь без него общество перестанет функционировать, поскольку члены этого общества уже не будут иметь целей, не будут стремиться их достичь. Зачем школьнику хорошо учиться, поступать в институт, изучать предметы, искать хорошую работу, ведь все равно все будут равны? Социальное неравенство стимулирует деятельность членов общества.

 

 

 

 

 

40. Социология преступности. Социология преступности - одна из отраслей социологии, изучающая преступность (делинквентность) как разновидность социальной девиации, ее социально-психологические аспекты, причины и меры предупреждения, пресечения, влияние на нее различных видов наказания. Социология рассматривает преступность в качестве социального явления, которое носит деструктивный для общества характер. Можно выявить некоторые тенденции преступности в России: 1) процесс омоложения преступности, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность; 2)увеличивается организованность преступности (рэкет, проституция, торговля наркотиками; 3) феминизация преступности (кражи, соучастие в мошенничестве, вымогательство); 4) увеличивается количество воинских преступлений; 5) рост тяжких преступлений (умышленных убийств, разбоев). Причины преступности: отрицательное влияние в семье; распространение стереотипов поведения, несовместимых с общественными ценностями (пропаганда наркотиков, культ силы); давление демагогии, экстремизма; распад системы трудоустройства у подростков и молодежи. Эти обстоятельства формируют криминогенную личность, равнодушную к проблемам общества, с существенным искажением нравственного и правового сознания. Часто в основе преступлений лежат конфликты: бытовые, межличностные, между преступными группами и преступной средой, межнациональные и т.д. Как правило, в их результате совершаются преступные действия, гибнут люди. В последние годы «выяснения конфликтных отношений» в преступной среде стали носить особо жесткий характер, принимая формы заказных убийств, терроризма, захвата заложников, шантажа, бандитизма.

В общем виде, рост преступности связывают с усилением аномии, т. е. такого состояния в обществе, при котором снижено значение норм. Социальные нормы - это принятые в обществе правила поведения, отношения к окружающим, критерии оценки `хорошего -плохого`.  
Теорию аномии развивали Э. Дюркгейм и Р. Мертон. Различаются нормы-цели поведения и деятельности человека, а также нормы-средства достижения этих целей. Типы аномии зависят от того, какие нарушаются принятые в обществе цели или средства. Так, человек может соглашаться с целями, но нарушать средства(это характерно для воровства); соглашаться со средствами, но нарушать общепризнанные цели(крайний бюрократизм, волюнтаризм); может не соглашаться ни с целями, ни со средствами(это характерно для маргинальной части общества, т. е. бомжей, бродяг). Возможна ситуация, когда одни нормы отрицаются, но на их место предлагаются новые. Это мятежники, революционеры, те, кто стремится радикально преобразовать общество. Во время социального кризиса аномия возрастает. Для стабилизации общества необходимо преодолеть аномию.  
Преступность также объясняется нарушением социализации, когда человек либо не усвоил общепризнанные социальные нормы, либо усвоил негативные, неприемлемые в обществе нормы. Это связано с воздействием среды, с нарушением структуры ценностей. Важную роль в становлении человека имеют референтные группы, т. е. люди, имеющие для данного человека значение, на которых он ориентируется, берет с них пример. Иногда референтной группой для подростка может стать преступная группировка.  
Перевоспитать человека - это добиться переориентации его на другую референтную группу, имеющую социальноодобряемые ценности и поведение. Перевоспитание также означает корректировку результатов социализации, с тем , чтобы человек с отклоняющимся поведением принял в качестве `правильных` общепринятые нормы. Иногда, в связи с наркоманией, алкоголизмом, человек теряет усвоенные ранее нормы - это называется десоциализацией. Признав неправильным нарушение норм человек может постараться вновь следовать общепризнанным нормам , это называется ресоциализацией. Задача общества - помочь преступнику встать на путь ресоциализации. Особенно это важно в период , когда человек вышел после заключения на свободу. В цивилизованных общества существуют социальные службы, которые оказывают помощь бывшим заключенным, бродягам, алкоголикам, наркоманам, пожелавшим встать на путь исправления. Социология изучает социальные причины преступности, личность преступника.  

 

 

 

41. Социология труда Социология труда - одна из отраслей социологии, изучающая социальные группы, индивидов, включенных в процесс труда, их социальные и профессиональные роли и статусы, условия и формы их трудовой деятельности. Предметом социологии труда как специальной социологической теории являются структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальные процессы в сфере труда. Трудовые отношения могут быть рассмотрены в двух аспектах: функциональном и социологическом. Социологический аспект трудовых отношений состоит в существовании неравенства и различий социального положения групп работников и основан на общественном разделении труда. Социально-трудовые отношения могут быть сформированы по разным основаниям: содержание трудовой деятельности, субъект трудовых отношений, властные полномочия, характер распределения доходов, степень регламентированности отношений, способ общения работников в процессе труда. Теоретиками социологии труда являются Ф. Тейлор (рассматривал рабочего как автоматического исполнителя трудовых приемов); Э. Мэйо (согласно его доктрине «человеческих отношений» важное значение играют связи между руководителями и работниками); Ф. Херцберг (согласно его теории «обогащения труда» труд надо стимулировать через сам труд, использовать потребность человека в творческом самовыражении). Пример вопроса для составления анкеты по социологии труда: если бы Вам снова пришлось выбирать свою профессию, повторили бы Вы свой выбор? Варианты ответов: безусловно, да; вероятнее всего; вряд ли повторил бы; безусловно нет; затрудняюсь ответить. ( См. вопросы: 47 и 48).

 

42. Ассоциация. Ассоциация[лат. associatio — соединение] — группа, в которой отсутствуют объединяющие ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения. В них заметна некоторая автономия от среды. Ассоциации свойственно: защита интересов своих членов, членство зависит от личного желания каждого, значительная часть внутренних норм носит неформальный спонтанный характер (регулятивные функции осуществляются спонтанно). Ассоциативные организации строятся на взаимном удовлетворении интересов друг друга. Примерами ассоциаций могут служить: семья, научная школа, неформальная группа. Современная семья эволюционирует в сторону усиления в ее функционировании неформальных норм.

Ассоциация  В зависимости от общественной направленности опосредствующих факторов различают: 1. Просоциальные А., в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкой социальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности; в случае включения этих А. в совместную деятельность, обусловленную общественно значимыми задачами и соответствующей им организацией и руководством, они, как правило, проходят путь позитивного группообразования и превращаются в общности высокого уровня социально-психологического развития.

2. Асоциальные А., где ценностные  ориентации имеют негативный, иногда  антиобщественный характер, в  условиях антиобщественно направленных организации и руководства такие А. легко превращаются в корпоративные сообщества чаще всего закрытого типа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Социальная роль, ранг и положение. Социальная роль - совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе индивидов, в зависимости от их статуса (положения) или позиции и само поведение, реализующее эти нормы. Социальные роли усваиваются в процессе социализации. Сначала наблюдая за окружающими, а затем, подражая им, ребенок учится действовать так, как принято в данном обществе или группе, к которой он принадлежит. По мере взросления количество ролей, которые известны человеку, увеличивается. Интеграция социальных ролей осуществляется благодаря личности, которая вбирает их в себя и превращает в инструменты достижения целей и способы адаптации к социальному контексту.

Каждая личность в обществе имеет  определенный социальный статус. А  каждый социальный статус предполагает особое поведение, которое соответствует  его социальному статусу, т. е. человек выполняет определенные социальные роли в обществе. Человек выполняет несколько ролей в своей жизни, и это называется ролевой системой (Р. Мертон говорил о ролевом наборе).

Социальные роли определены в обществе формально (законы, правовые акты) и неформально (нормы поведения, которые приняты в обществе).

Необходимо отличать ролевое поведение (реальное поведение) человека от социальной роли (ожидаемое поведение).

Социальные роли четко описывают  человека, его социальные взаимоотношения с другими (отец, руководитель и т. д.).

В повседневной жизни человек выполняет  множество ролей (в автобусе –  пассажир, в автомагазине – покупатель, дома – отец). Значение ролевого поведения  в жизни человека очень велико. Не успевая быстро менять социальные роли, человек оказывается в ситуации ролевого конфликта.

Социальная роль – соответствующий  принятым нормам способ поведения людей  в зависимости от их статуса или  позиции в обществе, в системе  межличностных отношений. Ее можно определить иначе как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Понятие социальной роли было введено  в научный оборот независимо друг от друга американскими социологами  Р. Линтоном и Дж. Мидом.

Т. Парсонс выделяет пять основных черт любой социальной роли:

1) эмоциональность – одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности;

2) способ получения – одни предписывают, другие завоевывают;

3) масштабность – часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта;

4) формализация – действие в строго установленных правилах либо произвольно;

5) мотивация – на общее благо, на личную прибыль и т. д.

Таким образом, социальная роль –  это совокупность требований, предъявляемых  обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции.

Социальная роль каждого человека в обществе должна соответствовать  принятым социальным нормам и ожиданиям  окружающих в зависимости от индивидуальных способностей каждого человека.

Развитие социальных отношений  и институтов ведет к ломке социальных ролей. Особенно радикальная ломка ролей происходит в революционные периоды (например, рабочий класс превращается в господствующий), процесс социального развития (например, развитие современного общества меняет роль в семье, устанавливает равенство между полами).

Решающее значение для принятия человеком той или иной роли для  себя имеют собственное развитие личности, его потребности и интересы.

 Социальная позиция - место индивида или социальной группы в социальной структуре. Ранг - формально признаваемое положение, занимаемое индивидом в иерархии той или иной социальной системы, которое гарантирует ему определенные права и обязанности (чин, персональное звание и т.п.).

 

 

44. Натуралистическая социология XIX века Во второй половине XIX века появились школы социальной биологии, социальной физики, социальной механики. Их представители сравнивают социальные процессы с природными (физическими, химическими и т. п.) процессами. К натуралистическим школам относят: 1) Социал- дарвинизм (Т. Мальтус, У. Беджгот, JI. Гумплович). Т. Мальтус считается непосредственным предтечей социального дарвинизма, его работа «Опыты о законе народонаселения» (1798), в ней обосновывался тезис о борьбе за выживание сильнейшего в качестве важнейшего фактора социальной жизни. У Беджгот стремился применить идеи Дарвина к социальной теории. Он считал, что особенно важную роль естественный отбор в биологическом смысле играет в начальный период человеческой истории, сильнейшие убивали слабейших. Основным социальным законом является стремление одних наций господствовать над другими, одних социальный групп над другими внутри нации. Л. Гумплович акцент делал на роли конфликтов в соцшшьной жизни. Взаимоотношение между группами - это бесконечная борьба и непрерывная борьба, которая может камуфлироваться, но не прекращаться. Если в начале истории, побежденные физически уничтожались, то в последствии они стали порабощаться и возникло государство. Внутри государства конфликты не исчезают, а приобретают форму борьбы между социальными группами и политическими партиями. 2) Расово- антропологическая школа (А. Гобино). Для Гобино расовое неравенство представляется наиболее фундаментальным, исходным, первичным. Из иерархии рас проистекают все остальные иерархии, поэтому она выдвигается на первый план в качестве движущей силы истории. Гобино подчеркивал интеллектуальное превосходство белой расы, но другие расы имеют превосходство в области чувств. Например, выше всех в сфере художественного творчества. В сфере смешения рас ищет ответ на проблему возникновения и гибели цивилизаций. Ведущую роль в процессе создания рас отводит белой расе, ей присуще «мужское начало». Все человечество делит на активные и пассивные расы. 3) Географическая школа (К. Хаусхофер, Ю. Челлен, JI. И. Мечников). Мечников объяснил неравномерность общественного развития под влиянием географических условий (водных ресурсов и путей сообщения). Именно эти факторы определяют историю человеческого общества в развитии от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям, покоящихся на кооперативных формах хозяйствования.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"