Шпаргалки по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:16, шпаргалка

Описание

1. Предмет и функции социологии. Социология, как и любая другая наука, предстает в виде системы знаний, т.е. системы понятий (категорий, концептов), принципов, законов, теорий, отображающих, описывающих, объясняющих тот или иной фрагмент объективной реальности (объект социологии - общество, человек и т.д.). Сама система понятий («социальная система», «социальная структура», «социальные отношения», «социальный статус», «социальный институт», «социальная организация», «социальная роль», «социализация» и др.), выделяющая особый аспект объективной реальности, может быть определена как предмет социологии или «социальное»

Работа состоит из  1 файл

билеты соц.doc

— 368.00 Кб (Скачать документ)

Конечно же, ответная реакция людей  на ту или иную санкцию зависит  от индивидуальной шкалы оценок. Поэтому  эффект социального контроля может  быть двояким: либо усиливать социальные отклонения, либо сводить их к минимуму.

Социальный контроль рассчитан на установление определенных рамок в поведении индивида, но все же должен предоставлять гражданам инициативу, права. Здесь большое значение имеет самоконтроль личности.

Таким образом, социальный контроль –  очень важный процесс жизнедеятельности человека, который должен не только контролировать поведение человека, но и учитывать при этом общественное мнение, интересы, потребности людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

27. Социализация. Социализация личности - процесс социального взаимодействия, посредством которого человек приобретает знания, мнения, взгляды и формирует модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества. Социализация означает процесс интеграции индивида в общество, в различные типы общностей. Механизм социализации связан с усвоение элементов культуры, социальных норм и ценностей, которые выступают основой формирования социально значимых черт личности. В процессе социализации выделяют две фазы: адаптации, когда индивид пассивно приспосабливается к социальной среде и ее требованиям, приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам.; интеграции (интериоризации), когда он активно взаимодействует с социальной средой, изменяется сам и изменяет в соответствии со своими взглядами социальное окружение. Процесс превращения внешних требований (норм, ценностей и т.д.) во внутренние мотивы поведения человека. Социализация включает: воспитание, обучение и информацию (личный жизненный опыт объекта социализации). Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт. На этом положении основывается единство двух противоположных процессов — социализации и индивидуализации. Социализация — не противоположность индивидуализации, процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом потому, что усвоение социального опыта всегда глубоко индивидуально. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по- разному переживаются различными типами личностями. Соответственно, и социальный опыт, который выносится из объективно одинаковых ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только субъективно усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности.

В современном обществе именно индивидуализация становится доминирующей формой взаимодействия личности и общества, потому что современное общество не интегрирует человека в свои функциональные сферы как целостную личность. Сегодня объединяет всех людей в наиболее развитых странах одно общее желание - вести собственную жизнь. Анализ данной проблемы привел к формированию концепции общества собственной жизни. Жить собственной жизнью означает взвалить на себя ответственность за личное несчастье и непредвиденные события, если даже они касаются множества других людей и связаны со всеобщими социальными процессами: экономическим кризисом, структурной безработицей, политическими или природными катаклизмами. В тоже время индивиды не пассивно сталкиваются с обстоятельствами, а активно формируют свою биографию в пределах возможного. Удача всегда только личная и поражение только личное. Следствием является то, что явления общественного кризиса можно превратить в риск одиночки. Социальные проблемы сводятся к психическим и психологическим, а социально измеряются косвенно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Личность как деятельный субъект.

 Личность не растворяется  в социальной среде, модифицирует нормы и ценности культуры общностей своим индивидуальным их восприятием и наложением на них своего опыта. Возникает диалог (взаимодействие) личности и общности (общества). В зависимости от результата социализации личность стремится к сохранению, упрочению, развитию, обновлению или разрушению окружающей его социальной среды. Деятельность является практическим выражением, итогом мыслительного процесса личности. Любая деятельность основана на использовании двух механизмов: мотивационного и диспозиционного.

Мотивационный механизм представляет собой способ выработки мотива деятельности и включает последовательность следующих операций:

1) ощущение потребности (в еде, одежде, жилище);

2) осознание интереса в удовлетворении данной потребности (мне нужно поесть, одеться, построить дом);

3) выработку мотива - побудительной причины, повода к деятельности (еды нет, одежда износилась, дом развалился). Диспозиционный механизм определяет предрасположенность личности к тому или иному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности. Он включает стимулы - внешние побудители к деятельности (благоприятная или неблагоприятная ситуация, наличие или отсутствие средств, возможностей, навыков, умений) и установки - общую ориентацию, направленность сознания личности на тот или иной вид деятельности (например, еду можно купить, приготовить самому или украсть). Существуют три уровня диспозиций личности: высший - формирование у личности концепции жизни и ее воплощение в ценностных ориентациях (получить образование, упорно трудиться, родить и вырастить детей); средний - обобщенная установка личности на социальные объекты и институты (вуз, в котором я учусь - лучший в городе, моя семья - моя крепость); нижний - саморегуляция действий личности в конкретной ситуации (у меня есть свободное время - схожу в кино). ( См. вопросы 12. и 25.)

 

29. Социальные изменения.

Социальное  изменение (социальная динамика) - переход социальной системы (общества, общности, института, организации и т.д.) из одного состояния в другое. Социальная динамика - это всякое изменение социальных систем, характеризующееся вступлением социальных субъектов в определённые отношения, направленные на преобразование существующих структур. Понятие "социальное изменение" конкретизируется понятиями: "развитие" и "процесс". Развитие - необратимое, направленное изменение состояния социального объекта. Социальный процесс - это последовательная смена состояний, движение элементов социальной системы или её подсистем. Процесс обладает устойчивым порядком взаимодействия, продолжительным по времени и направленным к тому или иному состоянию социальной системы как некоторому его результату, достижение или недостижимость которого являются характеристикой эффективности процесса. Виды социальных процессов: автономные (внутренние) и гетерономные, т.е. обусловленные, главным образом, внешними тенденциями; интеграция и дезинтеграция; сплочение и конфликты; сотрудничество и конкуренция; реформа и революция; прогресс и регресс и т. д.. Анализ динамики общества как системы - это проблема источников и движущих сил. Конечный источник социальных процессов - потребности и интересы людей. Социальные процессы протекают во времени и пространстве. Социальное пространство - это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от отдельного человека и кончая обществом в целом. Социальное время - это форма общественного бытия, которая характеризует становление человеческой деятельности и последовательность различных стадий исторического развития. (Помимо социального пространства и времени выделяют физическое, биологическое и др., согласно формам движения материи). Социальное пространство не совпадает с физическим: президент и рядовой гражданин стоят рядом, но социально отделяет их громадная дистанция. Рабочие Америки и России, учёные из разных стран... Социальное пространство представляет сущностную характеристику условий и возможностей социального развития индивидов, групп, организаций. Социальное время является формой движения любой общественной системы. В качестве носителей социального времени выступают: индивид, группа, организация, общество в целом. Социальное время выражает качественную и количественную сторону общественного процесса. Общество стремится управлять временем: синхронизирует процессы. Относительная повторяемость многих процессов определяет цикличность в развитии социальных систем. В социальном процессе наблюдается взаимосвязь 3-х модусов времени: настоящего, прошедшего и будущего. Растёт влияние будущего на настоящее. Различают три режима протекания социальных процессов: режим функционирования (нулевая динамика), режим развития и режим регресса (упадка).

 

30. Социальные революции и реформы.

К видам социальных процессов  относят социальную революцию и социальную реформу. Социальная революция - это относительно быстрые изменения в социальной системе, характеризующиеся как коренной качественный переворот в социальных отношениях при доминировании насилия при его осуществлении. Основоположниками революционной теории преобразования общества являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская концепция развития общества базируется на формационном подходе в интерпретации истории. Согласно этому подходу человечество в своем развитии проходит пять основных стадий: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Переход от одной общественно-экономической формации к другой совершается путем социальной революции. Реформа - постепенные качественные изменения в социальной системе, характеризующиеся нововведениями, совершенствованием социальных структур. Реформа представляет основу социальной эволюции — глобального осмысления исторического процесса как части процесса эволюции космоса. Представителем социального эволюционизма является Г. Спенсер. Согласно его взглядам человеческое общество развивается по историческим стадиям: от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному и т.д.

Социальная реформа занимает основное место во многих социологических работах, ибо ни общества, ни их составные части никогда не бывают статичными. Для этих целей применяется целый ряд теоретических подходов и методов, доступных в рамках социологии.

Понятие социальной реформы не содержит оценочного компонента, т. е. безразлично к направленности, в отличие от социального развития.

Реформы могут происходить на макроуровне (международные системы, нации, государства), на мезоуровне (корпорации, социальные институты, ассоциации), на микроуровне (семья, сообщество, группа). В социологии выделяются четыре вида изменений:

1) структурные, т. е. изменения, касающиеся структур различных социальных образований (государств, корпораций, социальных образований, семьи и т. д.);

2) процессуальные, т. е. затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий;

3) функциональные, касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т. д.;

4) мотивационные, происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности.

По своему характеру и степени  влияния на общество социальные реформы подразделяются на эволюционные и революционные. Под эволюционными понимают постепенные, плавные, частичные изменения общества, они могут охватывать различные сферы жизнедеятельности общества: экономическую, политическую, правовую, социальную, культурную.

Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни.

Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части или элементы.

Под революционными понимаются относительно быстрые, всесторонние, коренные изменения  общества. Революционные изменения  носят скачкообразный характер и  представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое. Марксисты считали, что революции – это прогрессивное и закономерное явление в истории, в то время как большинство ученых видят в социальной революции аномалию, отклонение от естественного хода истории.

Эволюционные и революционные изменения представляют собой сопряженные стороны социального развития и взаимосвязаны между собой.

 

31. Концепции социального прогресса. Социальный прогресс - один из режимов протекания социальных процессов, обеспечивающих развитие, совершенствование социальной системы. Другим режимом является регресс. Понятие «регресс», по своей направленности противоположное прогрессу.

Социальный прогресс - движение вперед, поступательное движение общества от низших ступеней к высшим. В социологии представления о прогрессе и регрессе тесно связаны. Среди концепций социального прогресса выделяют два основных направления: социального эволюционизма (концепции Г. Спенсера, Э. Дюркгейма,Ф. Тенниса, и концепции индустриального и постиндустриального обществ Р. Арона, Д. Белла, 3. Бжезинского, О. Тоффле- ра, А. Турена, Ж. Фурастье) и революционизма (концепции К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина).

Прогресс обычно понимается как  совершенствование социального  устройства общества и культурной жизни  человека. Оно предполагает такую направленность социального и всего общественного развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. Тут важно отметить такие компоненты, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед обществом.

Общая совокупность социальных изменений  в историческом масштабе от первобытного общества к современным может  быть охарактеризована как прогрессивное  развитие. Хотя, конечно, очень трудно найти какую-то универсальную теоретическую, научную формулу такого развития.

Существуют сферы, к которым  не применимо понятие прогресса (как переход от простого к сложному). Это область искусства как  социального института, религия. Есть области, которые точно можно относить к прогрессу: техника, технология.

Информация о работе Шпаргалки по "Социологии"