Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение символического интеракционизма как социологической теории в работах Дж.Мида.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
выяснить, кто оказал влияние на формирование идей Мида;
выяснить роль символического интеракционизма во взаимодействии между людьми;
рассмотреть сущность и виды символов;
рассмотреть значение языка, как особую форму социального взаимодействия;
рассмотреть процесс социализации как условие эффективной социальной интеракции, дать определение социализации;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА………………………………
Идейно-теоретические истоки символического интеракционизма, оказавшие влияние на формирование идей Дж. Мида.....…………………..
Основные принципы символического интеракционизма (по Дж.Миду)…………………….
Сущность символа и его значение в символическом интеракционизме (поДж.Миду)…………………….
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНОМ УРОВНЕ………………………………………………….
2.1. Механизмы социального взаимодействия…………...
2.2. Социализация как условие эффективной социальной интеракции …………………………………………………
2.3. Применение принципов символического интеракционизма к исследованию гендерных ролей……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Символический интеракционизм как социологическая теория в творчестве Дж.Мида
Выполнила
Студентка 2 курса
очной формы обучения
Научный руководитель
к. социол. н., доцент
Тюмень 2013
Регистрационный номер (кафедра)
________________
Работа выполнена на кафедре Общей и экономической социологии Института права, экономики и управления ТюмГУ
по направлению (специальности) «Социология»
по дисциплине «История социологии».
Допущено к защите: |
_____________2013 _________________ (подпись) |
Защищена Оценка______________ |
_____________2013 _________________ (подпись) |
СОДЕРЖАНИЕ |
стр. | |
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
||
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА……………………………… |
| |
|
| |
|
| |
| ||
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНОМ УРОВНЕ…………………………………………………. |
||
2.1. Механизмы социального взаимодействия…………... |
| |
2.2. Социализация как условие эффективной социальной интеракции ………………………………………………… |
||
2.3. Применение принципов символического
интеракционизма к исследованию гендерных
ролей…… | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… |
||
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
||
ВВЕДЕНИЕ
Проблема социального взаимодействия для социальных наук не является новой. Её разработка велась в рамках различных направлений как отечественной, так и зарубежной общественной мысли. Одним из наиболее заметных в западной социологии направлений, непосредственно обращавшихся к различным аспектам социального взаимодействия, является символический интеракционизм. Работы Дж. Мида дают творческие ориентиры для развития социологии знания. Он подготовил почву для рассмотрения реальных социологических связей между социальными процессами и сознанием, установив вместе с другими представителями прагматического направления тот органический процесс, посредством которого каждый мыслительный акт связывается с поведением человека и с отношениями взаимодействия. Ученый считал, что результаты социологии должны иметь практическое воплощение в решении социальных проблем. Свои воззрения Мид стремился претворить в жизнь, играя ключевую роль как в социальных исследованиях, так и в проводимом на их основе социальном реформировании.
Идеи символического интеракционизма, сформулированные Мидом, оказали широкое влияние на социологию.
Целью курсовой работы является изучение символического интеракционизма как социологической теории в работах Дж.Мида.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Объектом представленной курсовой работы являются социально-психологические взгляды Дж. Мида.
Предмет - принципы и идеи социологического интеракционизма, механизмы и противоречия социальной интеракции, также проблемы личности и социализации рассматриваемые в рамках теории символического интеракционизма.
Структура и содержание работы соответствуют цели и решаемым задачам исследования, и состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические источники и методологические принципы символического интеракционизма. Во второй главе изучаются проблемы социального взаимодействия на межличностном уровне
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА
В первой главе рассматриваются
теоретические источники и
1.1. Идейно-теоретические
истоки символического
Время зарождения символического интеракционизма относят к рубежу XIX и XX вв., хотя сам термин символический интеракционизм был предложен учеником Мида Г. Блумером только в 1937 г [Курбатов В.И. «Современная Западная социология» М.: НОРМА-ИНФРА- 2008. - 672с., с.317].
В 1894 г. Мид связывает
свою преподавательскую карьеру
с Чикагском университетом, в котором
работает до последних своих дней. Идеи,
высказанные ученым, были господствующими
в социологии Чикагского университета,
объединили вокруг него большой круг учеников
и последователей. Не случайно Чикагская
социологическая школа после его смерти
стала ассоциироваться с именем Мида и
называться символическим интеракционизмом
[Блумер Г. Теории символического
интеракционизма // http://www.i- u.ru/biblio/archive/blumer_
Творчество Дж. Мида основывалось на широком круге теоретических источников. Но наиболее значимым среди них был бихевиоризм. Но если классический бихевиоризм пытался интерпретировать поведение людей, как простую реакцию на символ, без учета социального опыта индивида, особенностей его ментальности, то Мида интересует прежде всего роль сознания в поведенческом действии, причем не только самого индивида, но и окружающих его людей. Мид также акцентирует роль жизненного опыта, считает, что он оказывает существенное значение на характер действия индивида в реакции на конкретный символ. Другим источником был прагматизм, которым Мид обязан Дарвину. Теория биологической эволюции Дарвина является основой прагматизма Мида. Эта теория рассматривает живой организм в состоянии непрерывной борьбы за возможность осуществлять контроль над окружающей его средой. Дарвин учил Мида и его единомышленников воспринимать мир в развитии, а не в виде неменяющихся состояний. «Основой проблемы эволюции, - писал Мид, - является признание того, что процесс развития определяет состояние (форму)». «Сам процесс развития в одном случае принимает одну форму, а в другом – иную, в зависимости от условий, в которых он протекает». [Козер Л. А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте // Пер. с анг. Т.И.Шумилиной; Под ред. д. ф. н., проф. И.Б.Орловой .-М.: Норма, 2006.-528 с., с. 262]
Из глубокого изучения
трудов Дарвина Мид извлек
много и других идей. Его
концепция жеста в
Как известно, введенное
А. Смитом понятие «
Среди своих современников
Мид, вслед за американскими
прагматиками, получил наибольшее
впечатление от трудов
Множество сложных и
Также есть
очень близкое сходство многих
идей Мида с идеями Кули, и Дж. Болдуина. Однако, хотя Мид и был
глубоко обязан им своими взглядами на
природу образа «Я», он в то же время отличался
от них, отрицая их интроспективное и менталистическое
объяснение этого понятия и утверждая
свое видение «образа Я», рождающегося
в объективном социальном процессе. Многое
в существовании этого различия между
ними, несомненно, связанно с различиями
в том социальном окружении, в котором
жили и работали ученые [Блумер Г. Теории символического
интеракционизма // http://www.i- u.ru/biblio/archive/blumer_
Информация о работе Символический интеракционизм как социологическая теория в творчестве Дж.Мида