Символический интеракционизм как социологическая теория в творчестве Дж.Мида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение символического интеракционизма как социологической теории в работах Дж.Мида.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
выяснить, кто оказал влияние на формирование идей Мида;
выяснить роль символического интеракционизма во взаимодействии между людьми;
рассмотреть сущность и виды символов;
рассмотреть значение языка, как особую форму социального взаимодействия;
рассмотреть процесс социализации как условие эффективной социальной интеракции, дать определение социализации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА………………………………


Идейно-теоретические истоки символического интеракционизма, оказавшие влияние на формирование идей Дж. Мида.....…………………..


Основные принципы символического интеракционизма (по Дж.Миду)…………………….


Сущность символа и его значение в символическом интеракционизме (поДж.Миду)…………………….
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНОМ УРОВНЕ………………………………………………….


2.1. Механизмы социального взаимодействия…………...


2.2. Социализация как условие эффективной социальной интеракции …………………………………………………


2.3. Применение принципов символического интеракционизма к исследованию гендерных ролей……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa_ISTORIYa_SOTsIOLOGII_SIMVOLIChESKIJ_INTER.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Символический интеракционизм как социологическая теория в творчестве Дж.Мида

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка  2 курса

очной формы обучения                                                             Петрушина Ю.А.

 

Научный руководитель

к. социол. н., доцент                                                                  Кичерова М.Н.

 

 

 

 

Тюмень 2013

 

 

 

 

 

Регистрационный номер (кафедра)                                                                                     Дата

________________                                                                                                         ______________2013

 

 

Работа выполнена на кафедре Общей и экономической социологии Института права, экономики и управления ТюмГУ

по направлению (специальности) «Социология»

по дисциплине «История социологии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допущено к защите:

_____________2013

_________________

(подпись)

Защищена

Оценка______________

_____________2013

_________________

(подпись)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА………………………………

 

 
    1. Идейно-теоретические истоки символического интеракционизма, оказавшие влияние на формирование идей Дж. Мида.....…………………..

 

 
    1. Основные принципы символического интеракционизма (по Дж.Миду)…………………….

 

 
    1. Сущность символа и его значение в символическом интеракционизме (поДж.Миду)…………………….

ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО   ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНОМ УРОВНЕ………………………………………………….                              

 
 

2.1. Механизмы социального взаимодействия…………...       

 

 

2.2. Социализация как условие эффективной социальной интеракции …………………………………………………

 
 

2.3. Применение принципов символического интеракционизма к исследованию гендерных ролей……                                                                         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..

 

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...

 
   
   
   
     

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема социального  взаимодействия для социальных наук не является новой. Её разработка велась в рамках различных направлений  как отечественной, так и зарубежной общественной мысли. Одним из наиболее заметных в западной социологии направлений, непосредственно обращавшихся к различным аспектам социального взаимодействия, является символический интеракционизм. Работы Дж. Мида дают творческие ориентиры для развития социологии знания. Он подготовил почву для рассмотрения реальных социологических связей между социальными процессами и сознанием, установив вместе с другими представителями прагматического направления тот органический процесс, посредством которого каждый мыслительный акт связывается с поведением человека и с отношениями взаимодействия. Ученый считал, что результаты социологии должны иметь практическое воплощение в решении социальных проблем. Свои воззрения Мид стремился претворить в жизнь, играя ключевую роль как в социальных исследованиях, так и в проводимом на их основе социальном реформировании.

Идеи символического интеракционизма, сформулированные Мидом, оказали широкое влияние на социологию.

Целью курсовой работы является изучение символического интеракционизма как социологической теории в работах Дж.Мида.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. выяснить, кто оказал влияние на формирование идей Мида;
  2. выяснить роль символического интеракционизма во взаимодействии между людьми;
  3. рассмотреть сущность и виды символов;
  4. рассмотреть значение языка, как особую форму социального взаимодействия;
  5. рассмотреть процесс социализации как условие эффективной социальной интеракции, дать определение социализации;
  6. выяснить влияние социальных взаимодействий в символическом интеракционизме;
  7. рассмотреть применение принципов символического интеракционизма к исследованию гендерных ролей;
  8. показать применение принципов символического интеракционизма на примере изучения гендерных ролей.

Объектом представленной курсовой работы являются социально-психологические взгляды Дж. Мида.

Предмет -  принципы и идеи социологического интеракционизма, механизмы и противоречия социальной интеракции, также проблемы личности и социализации рассматриваемые в рамках теории символического интеракционизма.

  Структура и содержание работы соответствуют цели и решаемым задачам исследования, и состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические источники и методологические принципы символического интеракционизма. Во второй главе изучаются проблемы социального взаимодействия на межличностном уровне

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА

 

В первой главе рассматриваются  теоретические источники и методологические принципы символического интеракционизма. В ней описывается широкий  круг теоретических источников и ученых, которые повлияли на формирование идей Дж. Мида. Также в этой главе рассматриваются основные принципы социального интеракционизма. Здесь дается понятие символического интеракционизма, анализируются механизмы социального взаимодействия, понятие символа и его роль в социальном взаимодействии.

 

1.1. Идейно-теоретические  истоки символического интеракционизма,  оказавшие влияние на формирование  идей Дж. Мида

 

Время зарождения символического интеракционизма  относят к рубежу XIX и XX вв., хотя сам термин символический интеракционизм был предложен учеником Мида Г. Блумером только в 1937 г [Курбатов В.И. «Современная Западная социология» М.: НОРМА-ИНФРА- 2008. - 672с., с.317].

   В 1894 г. Мид связывает  свою преподавательскую карьеру с Чикагском университетом, в котором работает до последних своих дней. Идеи, высказанные ученым, были господствующими в социологии Чикагского университета, объединили вокруг него большой круг учеников и последователей. Не случайно Чикагская социологическая школа после его смерти стала ассоциироваться с именем Мида и называться символическим интеракционизмом [Блумер Г. Теории символического интеракционизма // http://www.i-  u.ru/biblio/archive/blumer_teorii/].

   Творчество Дж. Мида основывалось  на широком круге теоретических источников. Но наиболее значимым среди них был бихевиоризм. Но если классический бихевиоризм пытался интерпретировать поведение людей, как простую реакцию на символ, без учета социального опыта индивида, особенностей его ментальности, то Мида интересует прежде всего роль сознания в поведенческом действии, причем не только самого индивида, но и окружающих его людей. Мид также акцентирует роль жизненного опыта, считает, что он оказывает существенное значение на характер действия индивида в реакции на конкретный символ. Другим источником был прагматизм, которым Мид обязан Дарвину. Теория биологической эволюции Дарвина является основой прагматизма Мида. Эта теория рассматривает живой организм в состоянии непрерывной борьбы за возможность осуществлять контроль над окружающей его средой.  Дарвин учил Мида и его единомышленников воспринимать мир в развитии, а не в виде неменяющихся состояний. «Основой проблемы эволюции, - писал Мид, - является признание того, что процесс развития определяет состояние (форму)». «Сам процесс развития в одном случае принимает одну форму, а в другом – иную, в зависимости от условий, в которых он протекает». [Козер Л. А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте // Пер. с анг. Т.И.Шумилиной; Под ред. д. ф. н., проф. И.Б.Орловой .-М.: Норма, 2006.-528 с., с. 262]

   Из глубокого изучения  трудов Дарвина Мид извлек  много и других идей.  Его  концепция жеста в определенной  степени следует искать в работе  Дарвина «Выражение эмоций человеком  и животными». В прагматизме выражалось убеждение в безграничных возможностях науки, а также в превосходстве эмпирического знания над философией, которое могло бы быть использовано для совершенствования американского общества. В этой связи социология виделась не только наукой способной к сбору и анализу социальных фактов, но и к решению собственно социальных проблем. Сторонники прагматизма вообще не стремились к поиску и обоснованию окончательных истин. Скорее, их интересовали практические научные положения, которые могли бы активно изменять к лучшему сегодняшний мир и которые предполагалось заменить на новые научные приемы. Сам Мид подчеркивал, что его особо интересует практическая сторона того, как общество воздействует и контролирует умственные процессы индивидов и, соответственно, их поведение, а также то, как люди принимают, отвергают или изменяют нормы социального взаимодействия. Наконец, ещё одним источником следует назвать гегелевскую диалектику, инструментарием которой ученый прекрасно овладел, обучаясь в Германии. Для Мида на характер взаимодействия людей оказывают влияние как общество, прежде всего, социальная группа, так и ментальность взаимодействующих. При этом действия социальной группы социолог считал новым качеством, не сводимым к простому количеству действий отдельных членов данной группы. Социальное действие: символ - ответная осмысленная реакция. С точки зрения Мида, человеческая мысль и само поведение являются сугубо социальными [ Козер Л.А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте // Пер. с анг. Т.И.Шумилиной; Под ред. д. ф. н., проф. И.Б.Орловой .-М.: Норма, 2006.-528 с., с. 265]. Будучи сторонником бихевиоризма, он рассматривает взаимодействие людей через призму стимулов, порожденных символами, и соответствующих на них реакций. Но для Мида стимул - лишь возможность действия, а не автоматический бездумный ответ. В этой связи Мид принципиально различает действие (предполагает акт одного индивида) и социальное действие (включает двух и более людей с учетом их ментальности). Среди немецких ученых, оказавших на Мида наибольшее влияние, следует также упомянуть Вунда, под началом которого Мид проучился в течении семестра. Наиболее заметно это влияние проявилось в интерпретации Мидом понятие «жест».  Вундт определял жест как такое средство общения, которое можно обнаружить уже на ранних стадиях развития в качестве составной части социального акта, и который позднее становится содержательным символом. Это та составная часть социального акта, которая служит стимулом для последующих актов. Согластно Дарвину, жесты выражают эмоции животных, но Вундт, возражая ему, утверждал, что этим не исчерпываются функции жестов. Мид неоднократно подчеркивал, что понимание связи языка с жестом во многом было развито Вундтом, но в то же время добавлял, что Вундт упустил в трактовке жеста понятие коммуникации. Во всяком случае, Мид это осознал сам, непосредственно  работая в традиции Вундта, когда изучал природу значащих жестов.

   Как известно, введенное  А. Смитом понятие «беспристрасного  наблюдателя» во многом сходно с «обобщенным другим» Мида. Но это объяснилось тем, что Мид находился под влиянием  А. Смита, когда учился в Гарварде и даже написал там работу о Смите [Козер Л. А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте // Пер. с анг. Т.И.Шумилиной; Под ред. д. ф. н., проф. И.Б.Орловой .-М.: Норма, 2006.-528 с., с. 265]. 

  Среди своих современников  Мид, вслед за американскими  прагматиками, получил наибольшее  впечатление от трудов французского  философа Бергсона, в которых понимание жизни как постоянного процесса приобретения опыта  на основе впечатлений особенно привлекало Мида. Согласно Бергсону, отмечал Мид с одобрением, «жизнь – это происходящий в мире процесс постоянной перестройки, каким мы его познаем в нашем опыте» [Козер Л.  А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте // Пер. с анг. Т.И.Шумилиной; Под ред. д. ф. н., проф. И.Б.Орловой .-М.: Норма, 2006.-528 с.6, с. 266]. Мид не следовал Бергсону, когда тот придавал своей философии жизни антирационалистический и антиинтелектуальный уклон. Бергсон не сумел увидеть, как утверждал Мид, что процесс развития, новизна, интерпретация, которым он придает такое значение, не ограничиваются непременно лишь их интерпретацией в собственном потоке сознания.

  Множество  сложных и запутанных  нитей взаимного влияния связывает  Мида с Дж. Болдуином, Кули и,  прежде всего, с Дьюи. Понятие  акта как социального действия  по своей природе было для  Мида, как и для Кули и Дьюи, основной метафорой. Дьюи показал, что идеи Мида в области социальной психологии  «произвели революцию в наших взглядах», и очевидно, что многие места в работах Мида могут, в сою очередь, быть приписаны влиянию Дьюи [Блумер Г. Теории символического интеракционизма // http://www.i-  u.ru/biblio/archive/blumer_teorii/]. Моррис убедительно показывает это взаимодействие, когда говорит об участии этих двух ученых в естественном разделении труда при выполнении общей задачи. Ни один из них не находился по отношению к другому с позиции учителя к своему ученику; оба обладали равным интелектуальным достоинством. Если Дьюи определял сферу и видение исследуемого, то Мид придавал ему аналитическую глубину и научную точность.

   Также есть  очень близкое сходство многих  идей Мида с идеями Кули, и Дж. Болдуина. Однако, хотя Мид и был глубоко обязан им своими взглядами на природу образа «Я», он в то же время отличался от них, отрицая их интроспективное и менталистическое объяснение этого понятия и утверждая свое видение «образа Я», рождающегося в объективном социальном процессе. Многое в существовании этого различия между ними, несомненно, связанно с различиями в том социальном окружении, в котором жили и работали ученые [Блумер Г. Теории символического интеракционизма // http://www.i-  u.ru/biblio/archive/blumer_teorii/].

Информация о работе Символический интеракционизм как социологическая теория в творчестве Дж.Мида