Символический интеракционизм как социологическая теория в творчестве Дж.Мида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение символического интеракционизма как социологической теории в работах Дж.Мида.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
выяснить, кто оказал влияние на формирование идей Мида;
выяснить роль символического интеракционизма во взаимодействии между людьми;
рассмотреть сущность и виды символов;
рассмотреть значение языка, как особую форму социального взаимодействия;
рассмотреть процесс социализации как условие эффективной социальной интеракции, дать определение социализации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА………………………………


Идейно-теоретические истоки символического интеракционизма, оказавшие влияние на формирование идей Дж. Мида.....…………………..


Основные принципы символического интеракционизма (по Дж.Миду)…………………….


Сущность символа и его значение в символическом интеракционизме (поДж.Миду)…………………….
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНОМ УРОВНЕ………………………………………………….


2.1. Механизмы социального взаимодействия…………...


2.2. Социализация как условие эффективной социальной интеракции …………………………………………………


2.3. Применение принципов символического интеракционизма к исследованию гендерных ролей……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa_ISTORIYa_SOTsIOLOGII_SIMVOLIChESKIJ_INTER.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

Значение первичных  групп.— Семья, игровая площадка и соседи.— Как велико влияние более широкого общества.— Значение и устойчивость «человеческой природы».— Первичные группы, воспитатели человеческой природы. [Кули Ч.Х. «Первичные группы»  Пер. с англ.   Новиковой Т. // http://www.i-u.ru/biblio/archive/noname_hrestposociolog/4.aspx].

   Под первичными  группами социолог Ч. Кули подразумевает  группы, характеризующиеся тесными,  непосредственными связями и  сотрудничеством. Они первичны  в нескольких смыслах, но главным  образом из-за того, что являются  фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида. Результатом тесной связи в психологическом плане является определенное слияние индивидов в некое общее целое, так что даже самость индивида, по крайней мере во многих отношениях, оказывается общей жизнью и целью группы. Возможно, наиболее простой способ описания этой целостности — сказать, что они есть некое «мы»; она заключает в себе тот тип сопереживания и взаимного отождествления, для которого «мы» является естественным выражением. Человек живет, погружаясь в эту целостность ощущения, и обнаруживает главные цели своей воли именно в этом ощущении [Кули Ч.Х. «Первичные группы»  Пер. с англ.   Новиковой Т. // http://www.i-u.ru/biblio/archive/noname_hrestposociolog/4.aspx].

     В результате социализации человек становиться личностью, у него возникает самосознание и образ собственного «Я», отличного от других людей. Другие люди выступают для него своеобразным зеркалом, в которое он смотрится. «Подобно тому, как мы видим в зеркале свое лицо, фигуру и одежду и они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам, так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражается наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья и так далее, и это определенным образом действует на нас» - писал американский социолог Чарльз Хортон Кули [Кули Ч.Х. «Первичные группы»  Пер. с англ.   Новиковой Т. // http://www.i-u.ru/biblio/archive/noname_hrestposociolog/4.aspx].   Он полагал, что осознание человеком своего «Я», складывается из трех компонентов:

1) того, как, по нашему  мнению, нас воспринимают другие («я думаю, что люди обращают  внимание на мою одежду»);

2) того, как они реагируют  на то, что видят («они видят  мою одежду, и она им нравится»);

3) того, как мы отвечаем  на воспринятую нами реакцию («поскольку моя одежда им нравится, я буду и впредь одеваться подобным образом»).

   Дополняющей  и развивающей теорию «зеркального»  я стала концепция «обобщённого  другого», разработанная Дж. Мидом. «Обобщённый другой» означает анонимных людей, народ, общество, как абстрактное лицо - сеть институтов: семья, религия, образование, государство. Формирование в сознании «обобщённого другого» - решающая фаза социализации.

   По мнению Мида, сознательное «Я» вырастает в  социальном процессе. Маленький ребёнок обнаруживает своё я как существо, обладающее определёнными намерениями только во взаимодействии с другими. Если ребёнок обращается только с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным. Ребёнку требуется несколько взрослых, которые по-разному реагируют на мир. К тому же необходимо, чтобы значимые для ребёнка другие сами контактировали с «обобщённым другим»[ Блумер Г. Теории символического интеракционизма // http://www.i-  u.ru/biblio/archive/blumer_teorii/].

   Социализация осуществляется в результате межличностного взаимодействия. Вне социальных связей бессмысленно говорить о самооценке личности и об оценке ее со стороны общества. В процессе межличностного взаимодействия происходит передача смысла и значения тех или иных поступков, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей, прав и обязанностей - происходит обучение человека элементарным правилам человеческого общежития.

      В теории  ролей социализация понимается  как непрерывный процесс освоения социальных ролей на основе межличностного взаимодействия. Американский психолог Джордж Герберт Мид считал: формирование собственного «Я» происходит не только в результате реагирования человека на какой-то стимул, но и по причине его принадлежности к какой-либо социальной группе, что делает его носителем определенных прав и обязанностей. Социализация, как процесс формирования личности, по Дж. Миду, включает три стадии, связанные с принятием на себя ролей других людей. Первая стадия - имитация. Дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Выражается в том, что с помощью игрушек они совершают те же действия, что и родители («варят суп» на игрушечной плите и так далее). Затем следует игровая стадия. Дети понимают поведение, как исполнение определенных ролей: врача, папы, мамы и так далее, в процессе игры они приписывают своим персонажам определенный характер, интонации, смысл. Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят с ними, то ласково, то сердито, как родители, и отвечают вместо кукол так, как мальчик или девочка отвечают родителям. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общества. На  этой стадии формируется человеческое «Я» благодаря реакции на воздействие со стороны значимых для себя людей: родственников, близких. Третья стадия - коллективная игра. Дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы. На этой стадии формируется чувство социальной идентичности, то есть принадлежности к группе, обществу [Блумер Г. Теории символического интеракционизма // http://www.i-  u.ru/biblio/archive/blumer_teorii/].

   В результате  социального взаимодействия осуществляется  интернализация, то есть превращение  внешних норм и предписаний во внутренние правила поведения и убеждения. В связи с этим не возможна не только самооценка, но и самопознание изолированного индивида, подобного Маугли или Робинзону Крузо. «Дети джунглей», воспитанные в животной среде, усваивают только их повадки, и даже вернувшись в общество, они не становятся личностями. Их называют феральными людьми - не ставшие полноценными членами общества по причине их изоляции от общества, формирования их вне общения с людьми (семьей, близкими, социальной группой).

   Итак, социализация  не только дает нам возможность  общаться между собой посредством  освоенных социальных ролей. Она  также обеспечивает сохранение  общества. Хотя количество его  членов постоянно меняется, так  как люди рождаются и умирают,  социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения. Главное назначение социализации состоит в переходе человека из биологического существа в социальное, в обретении личностью самостоятельности и определения своего социального места в обществе. Этот процесс растянут во времени: он начинается с момента рождения и заканчивается смертью. Человек на протяжении всей жизни выполняет значительное число ролей, освоение которых вызвано конкретными обстоятельствами: возрастом, карьерным движением, женитьбой или замужеством и т.д. И всякий раз он вынужден усваивать опыт и установки, соответствующие своим социальным ролям.

 

2.3 Применение  принципов символического интеракционизма  к исследованию гендерных ролей

 

   Гендерные роли  — одни из видов социальных  ролей, набор ожидаемых образцов  поведения (или норм) для людей  того или иного пола, представителей  определенной сексуальной ориентации. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и так  далее.

   Основной смысл  понятия «гендер» заключен в  идее социального моделирования  или конструирования пола посредством  социальной практики. В обществе  возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных половых ролей и соответственно возникает довольно жесткий ряд представлений о том, что есть «мужское» и «женское» в этом обществе. Таким образом, гендер - это совокупность социальных конструкций и репрезентаций, а не данность, закрепленная природой. «Гендер становится «полезной многоуровневой категорией социального анализа, которая «работает» на уровне анализа идентичности, межличностных отношений, системном и структурном уровне». Мужчины и женщины, как представители социальных групп функционируют в различных социальных пространствах, а эти социальные пространства охватывают все сферы социальной реальности, следовательно, гендерные отношения существуют в разных социальных сферах: на макроуровне, в системе межгруппового и межличностного взаимодействия.

   Представители  символического интеракционизма  исходят от того, что гендерные роли являются продуктом значимых символов и формируются в сложном процессе интеракций индивидов с обобщенными другими. Поэтому подавляющее большинство из нас хочет выполнять те сексуальные статусы и роли, которые обобщенные другие и, прежде всего, значимые другие предназначает нам. Основную характеристику ролей, по существу, задает общество, которое через распространение определенных значимых символов ставит индивидов женского и мужского пола перед лицом выбора специфических символов и, соответственно, способствует формированию адекватных реакций. С момента рождения специфические символы по-разному распространяются среди мальчиков и девочек, что выражается в форме одежды, прическах, покупаемых игрушках: куклы, посудные наборы, мягкие игрушки - для девочек, а пистолеты, ружья, машины - для мальчиков. [Клецин А. Дилеммы гендерной социологии // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Под ред. Жеребкиной И. Харьков: ХЦГИ, 1998 – 356 с., с.186]. На стадии игры мальчики изображают себя полицейскими и суперменами, а девочки - матерью или учительницей. И вот они подрастают и переходят к соревновательной стадии. Здесь мальчики обычно играют в «войну», им рекомендуют силовые виды спорта, непригодные для «маменькиных сыночков»; девочки же играют в «дочки-матери», увлекаются спортом, который развивает грацию и женственность их фигуры. По существу, постепенно формируемые роли - результат постоянно идущего внутреннего диалога индивида с обобщенными другими, которые выражают мнение окружающих социальных групп, оно-то и мотивирует сексуальные стратегии мужчин и женщин. Если, скажем, иные девушки глазами весьма разных обобщенных других видят себя матерью и женой, хранительницей домашнего очага, то весьма велика вероятность, что их типичные действия, брачное поведение будет мотивировано этими сложившимися символами. А если, как было у нас в недавнем прошлом, в глазах большинства обобщенных других девушки выступали как общественницы, передовики производства, то от них следовало ожидать «I», стремящегося к комсомольской и партийной карьере. Данные символы были более значимы, чем символы материнства и семейного благополучия. Они были более распространены среди самых разных обобщенных других, что в итоге сказывалось на характере их самости вообще и «I» в особенности.

   Изучая характер  самости зарубежных юношей и  девушек, какие символы для  них более значимые и подвержены  ли они изменениям, интересное исследование провела М. Горнер из Мичиганского университета со своими студентами. Она обнаружила, что 65% студентов-девушек, которые по своим знаниям опережали своих коллег мужчин, не только не стремились сделать карьеру, но боялись её, пытались вообще избежать конкуренции с мужчинами. Эти эмпирически выявленные данные социолог объясняет так: девушки полагали, что их успех может помешать иметь нормальную семью (наиболее значимый символ) и не по-женски будет в соревновании с мужчинами, тем более побеждать их. Интерес представляет прослеживание конфликтов между «Me» и «I» [Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования. № 11. 2000 C. 15-24.,с. 15].

   Любопытные результаты выявили американские социологи при исследовании 500 студентов, как мужчин, так и женщин. Оказалось, что отношение мужских «I» о своих «Me» было гораздо выше, чем их оценивали посторонние наблюдатели. И напротив, женщины давали себе более заниженные оценки. Особенно их беспокоили такие символы, как вес, излишняя полнота, в то время как, с точки зрения мужчин, девушки были вполне привлекательны и соответствовали их ожидаемым требованиям. Исследователи объясняют эти данные тем, что в американской культуре сложились символы доминирования мужчин по отношению к женщинам, которые, принимая эти символы, переносят их на свой образ, содержащий компоненты превосходства, высокого самомнения. С переходом от традиционного к современному обществу появляются и новые символы, формируются новые взаимоотношения между «Me» и «I», что в итоге детерминирует сексуальные статусы и роли, их новые особенности [Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования. № 11. 2000 C. 15-24., с.17].

     Любопытное  исследование провели западные  социологи, проанализировав множество  телепередач, книг со сказками, адресованных детям. Оказалось,  что мужские сказочные герои  и персонажи телепередач изображались в виде королей, полицейских, суперменов и так далее, которые, обладая незаурядным умом и физическими данными, всегда побеждают злые силы, где-то «за морями и океанами». Типичные женские персонажи - волшебницы и золушки, дочки и матери - никогда не покидают дом, они всегда отзывчивы и милосердны, все время готовят, шьют, наводят порядок и, конечно же, ждут и ждут, когда «однажды придет принц». Вместе с тем социологи заметили, что в самое последнее время на экранах и в сказках, рекламных роликах стали появляться персонажи сильных и независимых девочек. Очевидно, в обществе стали утверждаться новые значимые символы феминистского толка, которые вносят корректировки в традиционный процесс сексуальной цивилизации [Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования. № 11. 2000 C. 15-24., 19].

   Инструментарий  символического интеракционизма  может быть применен и для  анализа сексуальных статусов  и ролей российского общества  в условиях развития рыночных отношений и личных свобод. Исследования, проведенные российскими социологами М. Руткевичем, Г. Силласте, Т. Гурко и других, свидетельствуют, что позитивная подача средствами массовой информации символов порнографии, проституции, насилия придали сексуальным стратегиям коммерческий и потребительский характер, с акцентом на собственные силы, индивидуализм и гедонизм. Современные россиянки отнюдь не «домашние золушки». Напротив, они способны «свое суждение иметь», готовы к обоюдной инициативе в сексуальных отношениях. По результатам некоторых опросов, «дамское счастье» более половины женщин-респондентов ассоциируют с высокой зарплатой, модными вещами и красивой одеждой, влиятельными связями и развлечениями, личной свободой. [Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования. № 11. 2000 C. 15-24., 21].

Информация о работе Символический интеракционизм как социологическая теория в творчестве Дж.Мида