Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение символического интеракционизма как социологической теории в работах Дж.Мида.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
выяснить, кто оказал влияние на формирование идей Мида;
выяснить роль символического интеракционизма во взаимодействии между людьми;
рассмотреть сущность и виды символов;
рассмотреть значение языка, как особую форму социального взаимодействия;
рассмотреть процесс социализации как условие эффективной социальной интеракции, дать определение социализации;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА………………………………
Идейно-теоретические истоки символического интеракционизма, оказавшие влияние на формирование идей Дж. Мида.....…………………..
Основные принципы символического интеракционизма (по Дж.Миду)…………………….
Сущность символа и его значение в символическом интеракционизме (поДж.Миду)…………………….
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНОМ УРОВНЕ………………………………………………….
2.1. Механизмы социального взаимодействия…………...
2.2. Социализация как условие эффективной социальной интеракции …………………………………………………
2.3. Применение принципов символического интеракционизма к исследованию гендерных ролей……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Значение первичных
групп.— Семья, игровая площадка и соседи.— Как велико влияние
более широкого общества.— Значение и
устойчивость «человеческой природы».—
Первичные группы, воспитатели человеческой
природы. [Кули Ч.Х. «Первичные группы»
Пер. с англ. Новиковой Т. // http://www.i-u.ru/biblio/
Под первичными
группами социолог Ч. Кули
В результате социализации человек
становиться личностью, у него возникает
самосознание и образ собственного «Я»,
отличного от других людей. Другие люди
выступают для него своеобразным зеркалом,
в которое он смотрится. «Подобно тому,
как мы видим в зеркале свое лицо, фигуру
и одежду и они представляют для нас интерес,
потому что принадлежат нам, так и в своем
воображении мы пытаемся представить,
как в мыслях других людей отражается
наша внешность, манеры, цели, поступки,
характер, друзья и так далее, и это определенным
образом действует на нас» - писал американский
социолог Чарльз Хортон Кули [Кули Ч.Х. «Первичные группы»
Пер. с англ. Новиковой Т. // http://www.i-u.ru/biblio/
1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие («я думаю, что люди обращают внимание на мою одежду»);
2) того, как они реагируют на то, что видят («они видят мою одежду, и она им нравится»);
3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию («поскольку моя одежда им нравится, я буду и впредь одеваться подобным образом»).
Дополняющей
и развивающей теорию «
По мнению Мида,
сознательное «Я» вырастает в
социальном процессе. Маленький ребёнок обнаруживает своё
я как существо, обладающее определёнными
намерениями только во взаимодействии
с другими. Если ребёнок обращается только
с одним человеком, его развитие как индивидуальности
будет сравнительно прямолинейным и одномерным.
Ребёнку требуется несколько взрослых,
которые по-разному реагируют на мир. К
тому же необходимо, чтобы значимые для
ребёнка другие сами контактировали с
«обобщённым другим»[ Блумер Г. Теории символического
интеракционизма // http://www.i- u.ru/biblio/archive/blumer_
Социализация осуществляется в результате межличностного взаимодействия. Вне социальных связей бессмысленно говорить о самооценке личности и об оценке ее со стороны общества. В процессе межличностного взаимодействия происходит передача смысла и значения тех или иных поступков, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей, прав и обязанностей - происходит обучение человека элементарным правилам человеческого общежития.
В теории
ролей социализация понимается
как непрерывный процесс освоения социальных ролей
на основе межличностного взаимодействия.
Американский психолог Джордж Герберт
Мид считал: формирование собственного
«Я» происходит не только в результате
реагирования человека на какой-то стимул,
но и по причине его принадлежности к какой-либо
социальной группе, что делает его носителем
определенных прав и обязанностей. Социализация,
как процесс формирования личности, по
Дж. Миду, включает три стадии, связанные
с принятием на себя ролей других людей.
Первая стадия - имитация. Дети копируют
поведение взрослых, не понимая его. Выражается
в том, что с помощью игрушек они совершают
те же действия, что и родители («варят
суп» на игрушечной плите и так далее).
Затем следует игровая стадия. Дети понимают
поведение, как исполнение определенных
ролей: врача, папы, мамы и так далее, в
процессе игры они приписывают своим персонажам
определенный характер, интонации, смысл.
Играя в куклы, маленькие дети обычно говорят
с ними, то ласково, то сердито, как родители,
и отвечают вместо кукол так, как мальчик
или девочка отвечают родителям. Переход
от одной роли к другой развивает у детей
способность придавать своим мыслям и
действиям такой смысл, какой придают
им другие члены общества. На этой стадии
формируется человеческое «Я» благодаря
реакции на воздействие со стороны значимых
для себя людей: родственников, близких.
Третья стадия - коллективная игра. Дети
учатся осознавать ожидания не только
отдельно взятого человека, но и целой
группы. На этой стадии формируется чувство
социальной идентичности, то есть принадлежности
к группе, обществу [Блумер Г. Теории символического
интеракционизма // http://www.i- u.ru/biblio/archive/blumer_
В результате
социального взаимодействия
Итак, социализация
не только дает нам
2.3 Применение
принципов символического
Гендерные роли
— одни из видов социальных
ролей, набор ожидаемых
Основной смысл
понятия «гендер» заключен в
идее социального
Представители
символического
Изучая характер
самости зарубежных юношей и
девушек, какие символы для
них более значимые и
Любопытные результаты выявили американские социологи при исследовании 500 студентов, как мужчин, так и женщин. Оказалось, что отношение мужских «I» о своих «Me» было гораздо выше, чем их оценивали посторонние наблюдатели. И напротив, женщины давали себе более заниженные оценки. Особенно их беспокоили такие символы, как вес, излишняя полнота, в то время как, с точки зрения мужчин, девушки были вполне привлекательны и соответствовали их ожидаемым требованиям. Исследователи объясняют эти данные тем, что в американской культуре сложились символы доминирования мужчин по отношению к женщинам, которые, принимая эти символы, переносят их на свой образ, содержащий компоненты превосходства, высокого самомнения. С переходом от традиционного к современному обществу появляются и новые символы, формируются новые взаимоотношения между «Me» и «I», что в итоге детерминирует сексуальные статусы и роли, их новые особенности [Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социологические исследования. № 11. 2000 C. 15-24., с.17].
Любопытное
исследование провели западные
социологи, проанализировав
Инструментарий
символического
Информация о работе Символический интеракционизм как социологическая теория в творчестве Дж.Мида