Символический интеракционизм как социологическая теория в творчестве Дж.Мида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение символического интеракционизма как социологической теории в работах Дж.Мида.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
выяснить, кто оказал влияние на формирование идей Мида;
выяснить роль символического интеракционизма во взаимодействии между людьми;
рассмотреть сущность и виды символов;
рассмотреть значение языка, как особую форму социального взаимодействия;
рассмотреть процесс социализации как условие эффективной социальной интеракции, дать определение социализации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА………………………………


Идейно-теоретические истоки символического интеракционизма, оказавшие влияние на формирование идей Дж. Мида.....…………………..


Основные принципы символического интеракционизма (по Дж.Миду)…………………….


Сущность символа и его значение в символическом интеракционизме (поДж.Миду)…………………….
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНОМ УРОВНЕ………………………………………………….


2.1. Механизмы социального взаимодействия…………...


2.2. Социализация как условие эффективной социальной интеракции …………………………………………………


2.3. Применение принципов символического интеракционизма к исследованию гендерных ролей……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa_ISTORIYa_SOTsIOLOGII_SIMVOLIChESKIJ_INTER.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

     Итак, гендерные роли – это продукт значимых символов которые формируются в сложном процессе интеракций индивидов с обобщенными другими, которые  предназначают нам,  какие выполнять сексуальные статусы и роли. Основную характеристику ролей, по существу, задает общество, которое через распространение определенных значимых символов ставит индивидов женского и мужского пола перед лицом выбора специфических символов, что способствует формированию адекватных реакций. Гендерные роли рассматриваются в рамках различных социологических теорий. Но имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных ролей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основные цели и задачи, сформулированные в данной работе выполнены. Изучены теоретические источники  символического интеракционизма, где выяснено, что формирование идей Мида основывалось на широком круге теоретических источников и ученых. Прежде всего влияние Чикагской школы, где его идеи были господствующими и объединили вокруг него большой круг учеников и последователей; бихевиоризм, который пытался интерпретировать поведение людей, как простую реакцию на символ; также воздействие эволюционной теории Дарвина с ее подчеркиванием значения процесса изменения и утверждением, что не существует ничего постоянного, кроме самого этого процесса.

Выявлены основные принципы социологического интеракционизма. Сущность символического интеракционизма состоит  в том, что взаимодействие между  людьми рассматривается как непрерывный  диалог, в процессе которого они  наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.  Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на коммуникации, мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения.

Рассмотрев сущность символа и его значение в символическом интеракционизме, можно сделать следующие вывод, что символическая интеракция необходима, так как у людей нет инстинктов поведения в социальной среде. Чтобы существовать люди должны жить в мире осознанных значений. Социальный мир человека и человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играет «символическое окружение». Общение между людьми осуществляется при помощи особых средств – символов, к которым он относит жест и язык. Символическое окружение человека оказывает на него решающее влияние, поскольку способствует формированию сознания личности и человеческого Я.

   Анализ механизмов  социального взаимодействия показал,  что любое организованное сообщество (спортивная команда, семья, иная  социальная группа), которое через выражение отношения всего сообщества к действиям индивида обеспечивает тем самым формирование его самости, Мид называет обобщенным другим. «Установка обобщенного другого есть установка всего сообщества». Люди видят себя с точки зрения обобщенного другого. Это создает основу для мышления, которое становится постоянно идущим внутренним диалогом между обобщенным другим и индивидом. Именно в форме обобщенного другого социальный процесс влияет на поведение вовлеченных в него и поддерживающих его индивидов, т. е. сообщество осуществляет контроль над поведением своих индивидуальных членов, ибо как раз в этой форме социальный процесс (сообщество) проникает в качестве определяющего фактора в мышление индивида.

Рассмотрев процесс  социализации как условие эффективной социальной интеракции, стало очевидно, что социализация это важнейший вид социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как полноправного и полноценного члена общества. Влияние социальных взаимодействий играет существенную роль в символическом интеракционизме, поэтому социализация является специфической формой социальной интеракции. Способность воспринимать знания и ожидания окружающих позволяет людям общаться с окружающим миром, осваивать свои социальные роли, а тем самым сохранять само общество, прививая ему общепринятую культуру сознания и поведения. социализация не только дает нам возможность общаться между собой посредством освоенных социальных ролей.

Рассмотрев применение принципов символического интеракционизма к исследованию гендерных ролей, можно отметить что, гендерные роли – это продукт значимых символов. Основную характеристику ролей, задает общество, ставит индивидов перед лицом выбора специфических символов,  что способствует формированию адекватных реакций. Постепенно формируемые роли – это результат постоянно идущего внутреннего диалога индивида с обобщенными другими, которые выражают мнение окружающих социальных групп.

Делая общий вывод, можно  сказать, что преимущество символического интеракционизма в том, что он вводит "людей" в панораму социологического исследования. Он направляет внимание на деятельность индивидов в их повседневной жизни и видит в людях не роботов, механически выполняющих предписания социальных правил и институциональных норм, а ведущих общественный образ жизни существ, наделенных способностью мыслить. Посредством взаимодействия они оперируют символами и значениями, которые позволяют им интерпретировать ситуации, оценивать преимущества и недостатки определенных действий и затем выбирать одно из них. Итак, представители символического интеракционизма предлагают образ человека как индивида, активно формирующего свое поведение, а не пассивно реагирующего на внешний диктат структурных ограничений.

Однако подход символического интеракционизма имеет свои слабые стороны. В повседневной жизни люди не обладают полной свободой в формировании своих действий. Хотя представители символического интеракционизма признают, что во многих действиях человек руководствуется системами установившихся смысловых значений, включая культуру и общественный строй, некоторые социологи принижают роль, которую играет в нашей жизни социальная структура. Критики утверждают, что теория социального взаимодействия на основе символов делает чрезмерный акцент на сиюминутной ситуации и «преувеличивает внимание к преходящему, эпизодическому и мимолетному».

 

 

 

 


Информация о работе Символический интеракционизм как социологическая теория в творчестве Дж.Мида