Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:38, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение символического интеракционизма как социологической теории в работах Дж.Мида.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
выяснить, кто оказал влияние на формирование идей Мида;
выяснить роль символического интеракционизма во взаимодействии между людьми;
рассмотреть сущность и виды символов;
рассмотреть значение языка, как особую форму социального взаимодействия;
рассмотреть процесс социализации как условие эффективной социальной интеракции, дать определение социализации;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА………………………………
Идейно-теоретические истоки символического интеракционизма, оказавшие влияние на формирование идей Дж. Мида.....…………………..
Основные принципы символического интеракционизма (по Дж.Миду)…………………….
Сущность символа и его значение в символическом интеракционизме (поДж.Миду)…………………….
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНОМ УРОВНЕ………………………………………………….
2.1. Механизмы социального взаимодействия…………...
2.2. Социализация как условие эффективной социальной интеракции …………………………………………………
2.3. Применение принципов символического интеракционизма к исследованию гендерных ролей……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Итак, можно
сделать вывод, что
1.2 Основные
принципы символического
Работы Мида дают творческие ориентиры для развития социологии знания. Он подготовил почву для рассмотрения реальных социологических связей между социальными процессами и сознанием, установив вместе с другими представителями прагматического направления тот органический процесс, посредствам которого каждый мыслительный акт связывается с поведением человека и с отношениями взаимодействия [Мелентьева Н. В. Современная американская социология. М: 1994 – 296 с., с. 33]. Когда Мид высказал идею о том, что сознание представляет собой внутренний дискурс, ведущийся общедоступными средствами, то есть, личный опыт, ставший возможным в результате использования значащих социальных символов и, следовательно, организованный с позиции «обобщенного другого», он тем самым проложил путь для обстоятельных исследований, устанавливающих связь различных способов выражения мысли с социальными структурами. Мид создал ориентиры для последующих исследований, устанавливающих связь индивидуальных дискурса с «миром дискурса» целых исторических эпох или отдельных социальных слоев, или групп внутри данного общества. Поскольку он подчеркивал, что мышление по самой своей природе связано с той социальной ситуацией, в которой оно возникает, он тем самым подготовил платформу для установления связей между мыслящим человеком и его аудиторией [Козер Л. А. Мастера социологической мысли. Идеи в историческом и социальном контексте // Пер. с анг. Т.И.Шумилиной; Под ред. д. ф. н., проф. И.Б.Орловой .-М.: Норма, 2006.-528 с., с. 249].
Под влиянием
Мида сформировалось научное
направление, названное
Мид рассматривал
поступки человека как
Термин «символический» обозначает, что здесь делается акцент на смысле, который вкладывают действующие индивиды, когда они вступают во взаимодействие, интеракцию друг с другом, то есть в этой теории общество рассматривается с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие.
Символический интеракционизм исходит из утверждения первичности межличностных взаимодействий. В центре внимания данной перспективы – человек с его субъективным социальным знанием. В основе концепции – оригинальная теория Дж. Мида о человеческой эволюции. Ее фундаментальный вопрос: что отличает человека от животных? По мнению Дж. Мида, у человека отсутствует развитая система инстинктов как основных регуляторов поведения. Вследствие этого человек обрел способность изобретать и применять символы [Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688с., с. 138]. Это стало основой для сознательного приспособления к окружающей среде, сознательного поведения и самонаблюдения.
Дж. Мид выделяет
две ступени социального
Возникновение
символического
Таким образом,
символический интеракционизм
1.3 Сущность символа и его значение в символическом интеракционизме
С точки зрения
Мида, человеческая мысль и само
поведение являются сугубо
Социальное взаимодействие понимается в традиции символического интеракционизма в качестве процесса, происходящего на двух уровнях: межиндивидуальном и внутриличностном. На межиндивидуальном уровне оно рассматривается в виде специфического взаимодействия, осуществляемого людьми посредством интерпретации ими действий друг друга, которая осуществляется при помощи символов. Здесь взаимное влияние людей друг на друга никогда не бывает прямым, а всегда имеет посредствующую стадию в виде интерпретации действий. Особенность этой интеракции заключается в том, что люди определяют действия друг друга, а не просто реагируют на них. Их реакции не вызываются непосредственно действиями другого, а основываются на значении, которое они придают подобным действиям. Таким образом, интеракция людей опосредуется использованием символов, их интерпретацией или приданием значения действиям другого. Использование в процессе взаимодействия символов предполагает осознанное поведение партнеров.
В качестве символов способны выступать жесты, которые по своему характеру могут быть незначимыми и значимыми. К незначимым жестам Мид относил жесты, способные вызывать реакции, в которых практически отсутствует мысль. Мид выделял незначимый жест, который представляет собой автоматический рефлекс вроде моргания. Многие поступки, рассмотренные сторонниками теории обмена, относятся к этому типу. С точки зрения Мида более важную роль играет значимый жест. В этом случае люди не реагируют автоматически на воздействие извне. Они разгадывают значение поступка, прежде чем ответить на него. Когда два мальчика спорят и один из них замахивается на другого, второй, наверное, стремиться уклониться от удара. Он действует автоматически, то есть совершает незначимое действие. Но два боксера сражаются на ринге в более сложной ситуации. Один из них, может быть, не станет уклоняться от удара, если он истолковал его как ложный удар. Вместо этого он может воспользоваться ситуацией и сам нанести удар. Это значимое действие, так как оно связано с осмыслением не только поступков, но и намерений. К значимым жестам прежде всего относятся звуковые жесты, особенно в виде конкретных слов языка. Значимые жесты, ведущие к осмысленному взаимодействию, способствуют развитию человеческого общества, для которого характерны значимые символы. [Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688с., с. 136].
По Миду, значимый символ
представляет собой жест, свойственный
только человеку. Значимые символы, способны
вызывать вполне определенную, предсказуемую
реакцию, у тех, кому они адресованы,
благодаря чему возникает собственно
человеческая коммуникация: «индивид
откликается на свой собственный стимул
точно так же, как откликаются другие люди.
Когда это имеет место, тогда символ становится
значимым, тогда начинают высказывать
нечто» [Мид Дж. «От жеста к символу»
Пер. с англ. Гараджи А. // http://www.fidel-kastro.ru/
Итак, центральным
в учении Мида является
Итак, голосовой
жест обладает таким значением,
Таким образом,
согласно Миду, можно сделать
вывод, что социальный мир
человека и человечества
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНОМ УРОВНЕ
Во второй главе изучаются проблемы социального взаимодействия на межличностном уровне. Здесь рассматривается социализация как условие эффективной социальной интеракции, стадии социализации и необходимость социализации в социальном взаимодействии. Также в этой главе рассматривается применение принципов символического интеракционизма к исследованию гендерных ролей. Здесь рассматривается применение символического интеракционизма в исследовании значимых символов.
2.1 Механизмы социального взаимодействия
Более или менее бессознательно
мы видим себя так, как видят нас
другие. Мы бессознательно обращаемся к себе так, как обращаются
к нам другие: таким же образом, как воробей
подхватывает напев канарейки, мы производим
отбор окружающих нас диалектов. Разумеется,
эти особые отклики должны иметься в нашем
собственном (психическом) аппарате. Мы
вызываем в другом нечто такое, что мы
вызываем в себе самих, так что бессознательно
мы переносим эти установки. Мы бессознательно
ставим себя на место других и действуем
так, как действуют другие. Здесь выделяется
некий всеобщий механизм, потому что он
обладает фундаментальным значением для
развития того, что мы называем самосознанием
и возникновением самости. Мы постоянно,
особенно благодаря использованию голосовых
жестов, пробуждаем в себе те отклики,
которые мы вызываем в других, так что
мы перенимаем установки других, включая
их в свое собственное поведение. Решающее
значение языка для развития человеческого
сознания заключается в том, что этот стимул
обладает способностью воздействовать
на говорящего индивида так, как он воздействует
на другого [Мид Дж. «От жеста к символу»
Пер. с англ. Гараджи А. // http://www.fidel-kastro.ru/
Информация о работе Символический интеракционизм как социологическая теория в творчестве Дж.Мида