Символический интеракционизм как социологическая теория в творчестве Дж.Мида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение символического интеракционизма как социологической теории в работах Дж.Мида.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
выяснить, кто оказал влияние на формирование идей Мида;
выяснить роль символического интеракционизма во взаимодействии между людьми;
рассмотреть сущность и виды символов;
рассмотреть значение языка, как особую форму социального взаимодействия;
рассмотреть процесс социализации как условие эффективной социальной интеракции, дать определение социализации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА………………………………


Идейно-теоретические истоки символического интеракционизма, оказавшие влияние на формирование идей Дж. Мида.....…………………..


Основные принципы символического интеракционизма (по Дж.Миду)…………………….


Сущность символа и его значение в символическом интеракционизме (поДж.Миду)…………………….
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА МЕЖЛИЧНОСТНОМ УРОВНЕ………………………………………………….


2.1. Механизмы социального взаимодействия…………...


2.2. Социализация как условие эффективной социальной интеракции …………………………………………………


2.3. Применение принципов символического интеракционизма к исследованию гендерных ролей……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa_ISTORIYa_SOTsIOLOGII_SIMVOLIChESKIJ_INTER.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

   Дословно слово  «самость» можно перевести как  «я сам». В парадигме символического  интеракционизма данный термин  имеет несколько иной смысл.  Как утверждает Мид, через процесс принятия роли индивиды развивают самость - способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли. По Миду, именно самость отличает человеческое общество от остального живого мира, делая само человеческое общество возможным. Самость формируется только на основе социального опыта и поддерживается благодаря социальным контактам, прежде всего, языковой коммуникации. Говоря о сути формирования самости, социолог отмечает: «Мы постоянно, особенно благодаря использованию голосовых жестов, пробуждаем в себе те отклики, которые мы вызываем в других, так что мы перенимаем установки других, включая их в свое собственное поведение. Решающее значение языка для развития человеческого сознания заключается в том, что этот стимул обладает способностью воздействовать на говорящего индивида так, как он воздействует на другого» [Мид Дж. «Аз и Я» Пер. с англ. Гараджи А. // http://flc.philos.msu.ru/info/pr/mid.html].

Происхождение и развитие самости своими корнями уходит в  принятие роли другого. При этом социолог различает два аспекта формирования самости. Первый – Я (соответствует английскому "I") - спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя. Второй аспект - Я (соответствует английскому "Me")- обобщенные представления других, которые усваиваются индивидом. Мид считал, что «Я»-продукт социальный, формирующийся на основе взаимоотношения с другими людьми. В начале, будучи маленькими детьми, мы не способны объяснить себе мотивы поведения других. Научившись осмысливать свое поведение, дети делают тем самым первый шаг в жизнь. Научившись думать о себе, они могут думать о других; ребенок начинает приобретать чувство своего «Я». По мнению Мида, человеческое «Я» состоит из двух частей: «Я-сам» и «Я-меня». «Я-сам» - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. «Я-меня» - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей. «Я-сам» реагирует на воздействие «Я-меня» так же, как и на воздействие других людей. Например, «Я-сам» реагирую на критику, старательно обдумываю ее суть; иногда под влиянием кратики мое поведение меняется, иногда нет; это зависит от того, считаю ли я эту критику обоснованной. «Я-сам» знаю, что люди считают «Я-меня» справедливым человеком, всегда готовым прислушаться к мнению других. Человек, глядя на себя с точки зрения кого то другого, может воспринимать впечатления о себе. [Бачинин В. А., Сандулов Ю. А. История западной социологии. Спб.: Издательство «Лань», 2002. — 384 с., 38].

Сущность категории  «Я-сам», согластно Миду, определяется ее рефлекторностью. «Я-сам» индивида всегда является особенным, индивидуальным, лишь в зависимости от других. Только через способность индивида воссоздавать в воображении установки других его «Я-сам» становиться объектом  его собственного размышления. Именно в проявлении «Я-сам» как объекта и субъекта и состоит его социальная сущность. Хотя индивидуальность и основывается на социальности, каждый субъект вносит свой индивидуальный вклад в  социальный процесс [Бачинин В. А., Сандулов Ю. А. История западной социологии. Спб.: Издательство «Лань», 2002. — 384 с., 39].

Я в смысле"Me" - это  то, как люди видят себя, но глазами других. "Me" - результат влияния социальных групп в виде норм и стандартов на личность. Характер самовосприятия индивида, а также то, как он интерпретирует реакции окружающих на себя оказывает существенное влияние на сознание и все поведение человека. Так, если он на основе сложившегося самопредставления считает себя лидером социальной группы, то такой человек во всех ситуациях будет претендовать на управленческие роли. Даже если человек по тем или иным причинам лишается институциональных постов, его поведение определенное время будет детерминировано прежней самостью - в нем так или иначе сохраниться властная направленность. И напротив, если человек считает себя трусливым (в этом представлении неизбежно присутствуют и представления других), то он вряд ли будет вести себя смело в опасных ситуациях.

Общим механизмом формирования и развития самости является рефлексивность - способность индивида бессознательно ставить себя на место и других и действовать так, как ведут  себя окружающие. В результате люди обретают способность оценивать себя, как если бы это делали другие [Кули Ч.Х. «Социальная самость» Пер. с англ. Новиковой Т. //            http://www.i-u.ru/biblio/archive/noname_hrestposociolog/4.aspx].      

Любое организованное сообщество (спортивная команда, семья, иная социальная группа), которое через выражение отношения всего сообщества к действиям индивида обеспечивает тем самым формирование его самости, Мид называет обобщенным другим. «Установка обобщенного другого есть установка всего сообщества» [Мид Дж. «Аз и Я» Пер. с англ. Гараджи А. // http://flc.philos.msu.ru/info/pr/mid.html]. Люди видят себя с точки зрения обобщенного другого. Это создает основу для мышления, которое становится постоянно идущим внутренним диалогом между обобщенным другим и индивидом. Человек постоянно спрашивает, что подумают люди, и постоянно ожидает отношения к себе со стороны социальных групп, к которым принадлежит. Мид считает, что в форме обобщенного другого социальный процесс оказывает влияние на поведение индивидов, а сообщество осуществляет контроль над их действиями. Точнее, через адаптацию обобщенного другого осуществляется непосредственное воздействие на компонент "Me" самости. Все это создает основу для коммуникаций и социального контроля: по существу, "Me" осуществляет контроль над самовыражением "I".

Однако в обществе существует несколько обобщенных других. Естественно, не все обобщенные другие оказывают одинаковое воздействие  на индивида. Среди множества людей, с которыми индивид осуществляет коммуникацию, он выделяет тех, чьи оценки являются для него гораздо более важными. Эти люди становятся для индивида значимым другим. Часто можно столкнуться с тем фактом, что целенаправленный воспитательный процесс, осуществляемый рядом обобщенных других, не совпадает с характером воздействия значимого другого. В таком случае ребенку приходится выбирать ценностные ориентиры и в конечном счете самому отвечать за свой выбор, за свои действия. Благодаря двойственной природе самости индивиды обладают способностью не только усваивать, но и отвергать определенные ценностные установки. В принципе "I" у здорового человека способно подвергать сомнению и выдерживать социальное давление со стороны "Ме", разумеется, в пределах того, что у общества всегда сохраняется возможность устанавливать ценности и нормы, регламентирующие приемлемое поведение. Так в итоге возникает множество различных самостей.

Как считают выдающиеся современные социологи П. Бергер и Т. Лукман, Мид предложил оригинальную диалектическую теорию соразвития индивидов  и общества. Благодаря конфликтам между "Ме" и "I", а также  между самостями и обществом  осуществляется развитие мира к свободной, открытой и совершенной коммуникации [Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: «Аспект-пресс» 2001 - 288с., 183-184].

  Итак, можно сделать  вывод, что именно в форме обобщенного другого социальный процесс влияет на поведение вовлеченных в него и поддерживающих его индивидов, т. е. сообщество осуществляет контроль над поведением своих индивидуальных членов, ибо как раз в этой форме социальный процесс (сообщество) проникает в качестве определяющего фактора в мышление индивида. В абстрактном мышлении индивид принимает установку обобщенного другого по отношению к себе безотносительно к ее выражению в любых других конкретных индивидах; в конкретном же мышлении он принимает эту установку постольку, поскольку она выражается в установках по отношению к его поведению тех других индивидов, вместе с которыми он вовлечен в данную социальную ситуацию или данное социальное действие. Но лишь принимая установку обобщенного другого по отношению к себе тем или иным из этих способов, он только и может мыслить вообще; ибо только так мышление — или интернализованное общение жестами, составляющее мышление,— может иметь место. И лишь благодаря принятию индивидами установки или установок обобщенного другого по отношению к ним становится возможным существование универсума дискурса как той системы общепринятых или социальных смыслов, которую в качестве своего контекста предполагает мышление.

 

2.2 Социализация  как условие эффективной социальной интеракции

 

Важнейшим видом социального  взаимодействия, в ходе которого совершается  формирование любого человека как полноправного  и полноценного члена общества, является социализация. Социологи используют этот термин для описания процесса, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесса, делающего возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Этот процесс концептуализируется двумя путями. Социализацию можно понимать как интернализацию социальных норм: социальные нормы становятся обязательными для индивида в том смысле, что они, скорее, устанавливаются им самим для себя, нежели навязываются ему средствами внешней регуляции и являются, таким образом, частью собственной индивидуальности личности. Благодаря этому индивид ощущает внутреннюю потребность в приспособлении к окружающей его социальной среде. Социализацию можно представить как сущностный элемент социального взаимодействия на основе предположения о том, что люди желают повысить цену своего собственного само-имиджа, добиваясь одобрения и повышения статуса в глазах других; в этом случае индивиды социализируются в той мере, в какой они направляют свои действия в соответствии с ожиданиями других.

Социализацию принято разделять на три стадии: на первичной стадии (социализация младенца) главным агентом социализации выступает семья; вторичная стадия охватывает период получения формального образования; и третья стадия - это социализация взрослого человека, когда социальные б кторы входят в роли, к которым первичная и вторичная социализации не могут подготовить их в полной мере (например, становление наемного работника, мужа, жены, родителя). Приобщение индивидуального интеллекта к социальному совершается в процессе социализации и является важной частью ее.

Чем выше уровень «социального»  развития того или иного вида живого организма, тем большую роль в  индивидуальном развитии играет социализация. В прогрессивно возрастающей степени  это относится уже к общественным животным, у которых подавляющая часть поведенческих актов носит подражательный характер. Оставшись в изоляции, особь общественного вида - будь то пчела, муравей или птица - просто обречена на гибель. Умственное же (а интеллектуальное в особенности) развитие, являющееся своеобразным венцом высшей нервной деятельности, практически всецело зависит от процесса обучения, то есть целенаправленного и систематического получения информации из социальной среды. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе [Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688с., 103 - 105].

Если понаблюдать за поведением родившегося ребенка, не трудно заметить его зависимость от взрослых. Люди не обладают врожденными образцами поведения, и у них отсутствует изначальная приспособленность к жизни в обществе. Они вынуждены осваивать навыки необходимые для выживания. Если у животных подобные навыки запрограммированы в генах, то человек приобретает их в процессе социализации.

   Успешная социализация  обусловлена тремя факторами:  ожиданиями, изменением поведения  и стремлением к конформизму.  Примером успешной социализации  может служить группа школьных  сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

   Разумеется, социализация  осуществляется не только под  влиянием сверстников. Мы также  учимся у своих родителей, учителей, начальников и так далее. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас - социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить свое поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда, соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

       Влияние социальных взаимодействий играет существенную роль в символическом интеракционизме, поэтому социализация является специфической формой социальной интеракции. «В русле интеракционизма социализация трактуется как процесс и следствие межличностных взаимодействий людей», при котором информация не только получается, но и приспосабливается к своим потребностям. Способность воспринимать знания и ожидания окружающих позволяет людям общаться с окружающим миром, осваивать свои социальные роли, а тем самым сохранять само общество, прививая ему общепринятую культуру сознания и поведения. Для  представителей символического интеракционизма личность является объектом социализации.

   Большой вклад  в объяснение процесса социализации  внесли представители школы символического  интеракционизма Ч. Кули и Дж. Мид.

   По их мнению, каждый человек строит своё «я», основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Стержень личности - это результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами других людей. Человек имеет столько социальных «я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Решающая роль в социализации отводится первичным группам, в которых складываются неформальные и доверительные отношения.

Информация о работе Символический интеракционизм как социологическая теория в творчестве Дж.Мида