Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 03:29, курсовая работа
Задачи данной курсовой работы – это, прежде всего выявление закономерностей функционирования СМИ на современном этапе развития российского общества, а также изучение и анализ различных правовых источников для наиболее полного понимания структуры и системы функционирования СМИ.
Введение
История становления СМИ мощным социальным институтом
СМИ в современном мире
Особенности взаимодействия СМИ с властью и обществом
Сми как 4 власть: место и роль СМИ в политической жизни общества
Методы воздействия СМИ на поведенческие стереотипы масс
Методические приемы.
Телевидение и манипуляция сознанием в политике.
Введение
Проблема
взаимодействия власти и СМИ
приобрела большое значение в
условиях современной
Как правильно
заметила Н.Н. Лебедева [28], «современные
информационные, интеллектуальные
и телекоммуникационные
Данная
тема актуальна, потому что
наше общество находится на
этапе перехода к
Задачи
данной курсовой работы – это,
прежде всего выявление
На мой
взгляд, данная проблема, проблема
взаимоотношений власти и СМИ,
имеет в условиях развития
современного общества большое
значение: этот вопрос будет достаточно
актуален на протяжении ещё
очень долгого времени,
Объектом данной курсовой работы являются средства массовой информации.
Предметом – социологические и социально-психологические аспекты влияния СМИ на жизнь общества
Вся история развития журналистики говорит о том, что главным и приоритетным направлением в истории СМИ всегда было удовлетворение человеческой потребности в коммуникации. Люди общались, получали и передавали информацию с помощью масс-медиа. Сам человек в древнейшие времена выступал в качестве средства коммуникации. Знания передавались от одних членов племени к другим, от старейшин к молодым сородичам. Шаманы и оракулы сохраняли информацию на листах пергамента, в виде наскальной живописи, на глиняных дощечках. Если относить все эти способы сохранения знаний к примитивным средствам массовой информации, то можно говорить о том, что зачатки появления прессы относятся еще к 5-му веку до нашей эры. Тогда в Римской Империи стали выходить первые газеты. Современные печатные издания они стали напоминать во времена правления Юлия Цезаря (примерно 60-ый год до нашей эры). Имеются также сведения, что и в странах Азии выпускались доисторические издания в виде еженедельных бюллетеней. Конечно, они не были печатными, так как до появления печатных станков было еще далеко, однако, явной их функцией было доносить информацию до общественности.
В Средние Века информационную и прикладную функцию несли так называемые «летучие листки». Например, такие из них, как куранты, ревю или реляции, были очень широко распространены в то время. Но настоящий толчок к развитию прессы и, соответственно, журналистики, дало изобретение 1440-го года. Тогда Гуттенберг придумал процесс печатания с помощью подвижных литер. Родиной печатных изданий считают Западную Европу. Бельгийскую «Niewe Tydingen» («Все новости») считают первой газетой в том понимании слова, как принято у современного человека. Эта газета стала выходить в Антверпене в типографии Авраама Вергевена, начиная с 1605-го года. А в 1702-ом году стала издаваться первая ежедневная английская газета (историками зафиксирована даже точная дата – 11 марта) – «Daily Courant».
Важная причина, почему нельзя считать датой рождения прессы древнейшие времена, состоит в том, что в те столетия информация могла передаваться во множестве эпистолярных форм. К примеру, в летописях, жизнеописаниях, хрониках, путешествиях. Это как если бы Вы захотели подключить новую услугу на свой номер Билайн, пришли в салон связи и попросили рассказать о самой главной и важной услуге оператора. Понятно, что сотрудник салона связи придет в недоумение, ведь услуг много, и каждая из них по-своему важна. Так и в древности: много форм, но нет конкретного единого жанра. Официальные послания, личные письма, наказы, поучения и т.д. Появление печати позволило объединить все эти разнообразные формы изложения мыслей в конкретные журналистские жанры. Сначала появились такие жанры, как репортаж, памфлет, информация-хроника. Позднее оформились и другие.
В зависимости от исторического периода существования печати принято выделять следующие типы журналистик: религиозно-клерикальная (15-16 века), феодально-монархическая (16-18 века), буржуазная (19-20 века), социалистическая (20 век), общегуманистическая (начало 21-го века).
Развитие торговли требовало обмена информацией (о прибытии кораблей, ценах на товары, о продукции). В свете этого, уже в 19-ом веке средства массовой информации, представленные тогда опять же лишь печатными изданиями, стали важнейшей частью жизни общества. Более того, они стали влиять на общественные настроения. А с усилением политической борьбы СМИ приобретают ярко выраженную политическую направленность. Именно в это время происходит разделение СМИ на качественную прессу (или элитарную) и на популярную (или массовую). К концу 20-го века выделяют и промежуточные виды прессы.
Социалистическую журналистику относят к особой категории опять же в свете идеологической направленности как всего общества в то время, так и непосредственно средств массовой информации.
В общегуманистической журналистике, выходящей на первые роли в 21-ом веке, проповедуется отказ от любого принудительного воздействия на членов общества. Средства массовой информации призваны выражать общественное мнение, а не навязывать чьи-либо идеалы.
Выделим основные этапы в развитии СМИ:
- до начала нашей эры наблюдались прагазетные явления,
- эпоха рукописных изданий охватывает период с начала нашей эры до 15-го века,
- 15-17 века – период
становления газетно-
- с 17-го до начала 20-го
веков происходит
- первая половина 20-го
века ознаменована
- вторая половина 20-го
века характеризуется
- в современном мире
средства массовой информации
играют важнейшую роль во всех
сферах жизни общества, журналистика
стала более доступной,
В наше время СМИ являются одним из главных источников информации для большинства людей, и, как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. Сейчас СМИ способны повлиять практически на все сферы нашей жизни: на нашу работу, на отдых, на политику, культуру, историю и тд. Не редко средства массовой информации использовались для дезинформации и манипуляции людьми, причем, зачастую, совсем не обязательно искажать факты, достаточно лишь приподнести их в нужном свете. Известны случаи, когда из-за ложной информации в СМИ разорялись банки, компании, предприятия, именно поэтому очень важно, чтобы данный инструмент находился в руках добросовестных людей, стремящихся предоставлять точную и безпристрастную информацию, на основании которой каждый смог бы сделать свои собственные выводы.
Сейчас огромную популярность набирает Интернет и для многих он уже стал основным источником информации. Через него узнают поселдние новости в мире политики, технологий, равлечений; общаются с друзьями, делают покупки. Когда нам нужно купить электронику, мы читаем обзоры, чтобы выбрать лучшее и сэкономить, мы ищем через интернет услуги, стаясь найти лучшее и не далеко от дома. Делая ремонт, мы можем спросить, как клеить обои и что такое стеклохолст, где лучше купить плитку, какая сантехника надежнее и чем стеклообои отличаются от обычных обоев. Мы можем узнать о достоинствах нового телефона и получить реальный отзыв от тех, кто его уже купил и тд. Понимая это, многие компании делают заказные обзоры и рецензии на свою продукцию и услуги, сегодня интернет завален огромным количеством информации, причем далеко не всегда достоверной и чтобы не потеряться во всем этом обилии информации, важно научитсья сравнивать данные из разных источников, находить надежные ресурсы и заводить полезные знакомства.
В течение длительного
времени в СССР главным источником
информации для широкой публики
служила пресса—газеты и
С появлением радио радикальным образом изменился механизм освещения информации, сделалось возможным передавать ее через государственные границы неограниченному числу слушателей. К началу второй мировой войны радио стало одним из главных политической мобилизации общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его роль в послевоенный период, с созданием сети вещания во всех развитых странах.
Для телевидения период от
его возникновения до превращения
в важный политический инструмент оказался
еще короче, что объясняется главным
образом бурными темпами его
развития и распространения. В 70 - 80-х
годах телевидение стало
В зависимости от того, в чьих руках оно находится, его можно использовать как для объективного оперативного информирования людей о реальных событиях в мире, их просвещения и воспитания, так и для манипулирования в интересах тех или иных групп людей.
Пресса, радио и телевидение являются своеобразными «глазами и ушами общества». Они предупреждают его, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности, или коррупции в коридорах власти и т.д. Они могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности.
Необходимо отметить, что, апеллируя
к таким чувственным
Будучи частью современной действительности, со всеми ее противоречиями, конфликтами и неурядицами, СМИ в той или иной форме воспроизводят их. Поэтому потоки информации нередко состоят из множества противоречивых, часто взаимоисключающих друг друга сообщений и материалов.
Телевидение, высоко ценимое влиятельными людьми, инвестиции в которое дают почти что магический результат, превратилось в прямом и переносном смысле этого слова в поле боя для тех, кто хочет удержать или захватить политическую власть.
Основным принципом в производстве политического телевидения является понимание того, что все всегда голосуют за свои собственные интересы и ключ успеха заключается в том, чтобы соединить свою позицию с нуждами электората, который бы смог, таким образом, считать вашу позицию отвечающей его собственным интересам.
3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВОМ.
Непосредственное,
контактное взаимодействие
СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их отличительные черты – это публичность, то есть неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделённое в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнёров; однонаправленность воздействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье[1].
К СМИ
относятся пресса, массовые карманные
справочники, радио,