СМИ как четвертая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 03:29, курсовая работа

Описание

Задачи данной курсовой работы – это, прежде всего выявление закономерностей функционирования СМИ на современном этапе развития российского общества, а также изучение и анализ различных правовых источников для наиболее полного понимания структуры и системы функционирования СМИ.

Содержание

Введение
История становления СМИ мощным социальным институтом
СМИ в современном мире
Особенности взаимодействия СМИ с властью и обществом
Сми как 4 власть: место и роль СМИ в политической жизни общества
Методы воздействия СМИ на поведенческие стереотипы масс
Методические приемы.
Телевидение и манипуляция сознанием в политике.

Работа состоит из  1 файл

Moya_kursovaya.docx

— 62.40 Кб (Скачать документ)
    1. Введение
    2. История становления СМИ мощным социальным институтом
    3. СМИ в современном мире
    4. Особенности взаимодействия СМИ с властью и обществом
    5. Сми как 4 власть: место и роль СМИ в политической жизни общества
    6. Методы воздействия СМИ на поведенческие стереотипы масс
    7. Методические приемы.
    8. Телевидение и манипуляция сознанием в политике.

 

Введение

 

      Проблема  взаимодействия власти и СМИ  приобрела большое значение в  условиях современной российской, а также международной ситуации  и заслуживает детального рассмотрения, именно поэтому данная тема  выбрана для написания курсовой  работы.

      Как правильно  заметила Н.Н. Лебедева [28], «современные  информационные, интеллектуальные  и телекоммуникационные технологии  вносят существенные изменения  в производство продуктов и  услуг, содержание и формы досуга, открывают для жизни новые  возможности в реализации их  прав. Но что более важно, они  оказывают решающее воздействие  на трансформацию института права,  способствуют изменению взаимоотношений  между государством и обществом,  государством и личностью, изменению  функций государства». Одной из  главной задач государства является  удовлетворение социальных потребностей  общества, в том числе потребностей  и информационного характера,  выражающихся в распределении  и использовании информации. Государство  фактически с момента возникновения  осуществляло сбор, хранение, накопление, переработку, а также распределение  информации по разнообразным  направлениям деятельности: например, в целях принятия управленческих  решений, для формирования политики  государства и др. [31]

      Данная  тема актуальна, потому что  наше общество находится на  этапе перехода к постиндустриальному,  информационному, обществу, где СМИ  играют одну из главных ролей.  Особая значимость СМИ на этом  этапе развития общества и  стала предметом данной курсовой  работы.

      Задачи  данной курсовой работы – это,  прежде всего выявление закономерностей  функционирования СМИ на современном  этапе развития российского общества, а также изучение и анализ  различных правовых источников  для наиболее полного понимания  структуры и системы функционирования  СМИ.

      На мой  взгляд, данная проблема, проблема  взаимоотношений власти и СМИ,  имеет в условиях развития  современного общества большое  значение: этот вопрос будет достаточно  актуален на протяжении ещё  очень долгого времени, следовательно,  те вопросы, которые поможет  раскрыть данная работа, обладают  определённой практической значимостью.

Объектом данной курсовой работы являются средства массовой информации.

Предметом – социологические и социально-психологические аспекты влияния СМИ на жизнь общества

 

  1. История становления СМИ мощным социальным институтом

Вся история развития журналистики говорит о том, что главным  и приоритетным направлением в истории  СМИ всегда было удовлетворение человеческой потребности в коммуникации. Люди общались, получали и передавали информацию с помощью масс-медиа. Сам человек  в древнейшие времена выступал в  качестве средства коммуникации. Знания передавались от одних членов племени  к другим, от старейшин к молодым  сородичам. Шаманы и оракулы сохраняли  информацию на листах пергамента, в  виде наскальной живописи, на глиняных дощечках. Если относить все эти  способы сохранения знаний к примитивным  средствам массовой информации, то можно говорить о том, что зачатки  появления прессы относятся еще  к 5-му веку до нашей эры. Тогда в  Римской Империи стали выходить первые газеты. Современные печатные издания они стали напоминать во времена правления Юлия Цезаря (примерно 60-ый год до нашей эры). Имеются также сведения, что и  в странах Азии выпускались доисторические издания в виде еженедельных бюллетеней. Конечно, они не были печатными, так  как до появления печатных станков  было еще далеко, однако, явной их функцией было доносить информацию до общественности.

В Средние Века информационную и прикладную функцию несли так  называемые «летучие листки». Например, такие из них, как куранты, ревю или  реляции, были очень широко распространены в то время. Но настоящий толчок к  развитию прессы и, соответственно, журналистики, дало изобретение 1440-го года. Тогда  Гуттенберг придумал процесс печатания  с помощью подвижных литер. Родиной  печатных изданий считают Западную Европу. Бельгийскую «Niewe Tydingen» («Все новости») считают первой газетой в том понимании  слова, как принято у современного человека. Эта газета стала выходить в Антверпене в типографии Авраама Вергевена, начиная с 1605-го года. А в 1702-ом году стала издаваться первая ежедневная английская газета (историками зафиксирована даже точная дата – 11 марта) – «Daily Courant».

Важная причина, почему нельзя считать датой рождения прессы древнейшие времена, состоит в том, что в  те столетия информация могла передаваться во множестве эпистолярных форм. К  примеру, в летописях, жизнеописаниях, хрониках, путешествиях. Это как  если бы Вы захотели подключить новую  услугу на свой номер Билайн, пришли в салон связи и попросили  рассказать о самой главной и  важной услуге оператора. Понятно, что  сотрудник салона связи придет в  недоумение, ведь услуг много, и каждая из них по-своему важна. Так и в  древности: много форм, но нет конкретного  единого жанра. Официальные послания, личные письма, наказы, поучения и т.д. Появление печати позволило объединить все эти разнообразные формы  изложения мыслей в конкретные журналистские  жанры. Сначала появились такие  жанры, как репортаж, памфлет, информация-хроника. Позднее оформились и другие.

В зависимости от исторического  периода существования печати принято  выделять следующие типы журналистик: религиозно-клерикальная (15-16 века), феодально-монархическая (16-18 века), буржуазная (19-20 века), социалистическая (20 век), общегуманистическая (начало 21-го века).

Развитие торговли требовало  обмена информацией (о прибытии кораблей, ценах на товары, о продукции). В  свете этого, уже в 19-ом веке средства массовой информации, представленные тогда опять же лишь печатными  изданиями, стали важнейшей частью жизни общества. Более того, они  стали влиять на общественные настроения. А с усилением политической борьбы СМИ приобретают ярко выраженную политическую направленность. Именно в это время происходит разделение СМИ на качественную прессу (или  элитарную) и на популярную (или массовую). К концу 20-го века выделяют и промежуточные  виды прессы.

Социалистическую журналистику относят к особой категории опять  же в свете идеологической направленности как всего общества в то время, так и непосредственно средств  массовой информации.

В общегуманистической журналистике, выходящей на первые роли в 21-ом веке, проповедуется отказ от любого принудительного воздействия на членов общества. Средства массовой информации призваны выражать общественное мнение, а не навязывать чьи-либо идеалы.

Выделим основные этапы в  развитии СМИ:

- до начала нашей эры  наблюдались прагазетные явления,

- эпоха рукописных изданий  охватывает период с начала  нашей эры до 15-го века,

- 15-17 века – период  становления газетно-журнального дела, изобретение и широкое распространение книгопечатания,

- с 17-го до начала 20-го  веков происходит совершенствование  полиграфической базы, журналистика  формируется как общественный  институт,

- первая половина 20-го  века ознаменована позиционированием  СМИ как рычага власти, а порой  и еще одной властвующей структурой  в дополнение к уже имеющимся,

- вторая половина 20-го  века характеризуется становлением  электронных средств коммуникации, а соответственно и электронных  СМИ,

- в современном мире  средства массовой информации  играют важнейшую роль во всех  сферах жизни общества, журналистика  стала более доступной, открытой  и распространенной, что открывает  ей большие возможности для  участия в процессе формирования  мировоззрения людей.

 

  1. СМИ в современном обществе

 

В наше время СМИ являются одним из главных источников информации для большинства людей, и, как  следствие, основным инструментом управления общественным мнением. Сейчас СМИ способны повлиять практически на все сферы  нашей жизни: на нашу работу, на отдых, на политику, культуру, историю и  тд. Не редко средства массовой информации использовались для дезинформации и манипуляции людьми, причем, зачастую, совсем не обязательно искажать факты, достаточно лишь приподнести их в нужном свете. Известны случаи, когда из-за ложной информации в СМИ разорялись банки, компании, предприятия, именно поэтому очень важно, чтобы данный инструмент находился в руках добросовестных людей, стремящихся предоставлять точную и безпристрастную информацию, на основании которой каждый смог бы сделать свои собственные выводы.

 

Сейчас огромную популярность набирает Интернет и для многих он уже стал основным источником информации. Через него узнают поселдние новости в мире политики, технологий, равлечений; общаются с друзьями, делают покупки. Когда нам нужно купить электронику, мы читаем обзоры, чтобы выбрать лучшее и сэкономить, мы ищем через интернет услуги, стаясь найти лучшее и не далеко от дома. Делая ремонт, мы можем спросить, как клеить обои и что такое стеклохолст, где лучше купить плитку, какая сантехника надежнее и чем стеклообои отличаются от обычных обоев. Мы можем узнать о достоинствах нового телефона и получить реальный отзыв от тех, кто его уже купил и тд. Понимая это, многие компании делают заказные обзоры и рецензии на свою продукцию и услуги, сегодня интернет завален огромным количеством информации, причем далеко не всегда достоверной и чтобы не потеряться во всем этом обилии информации, важно научитсья сравнивать данные из разных источников, находить надежные ресурсы и заводить полезные знакомства.

В течение длительного  времени в СССР главным источником информации для широкой публики  служила пресса—газеты и журналы. Предоставляя информацию о различных  сторонах общественной жизни, пресса приучила рядовых граждан рассматривать  себя частью более широкого мира и  реагировать на происходящие в нем  события

С появлением радио радикальным  образом изменился механизм освещения  информации, сделалось возможным  передавать ее через государственные  границы неограниченному числу  слушателей. К началу второй мировой  войны радио стало одним из главных политической мобилизации  общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более возросла его  роль в послевоенный период, с созданием  сети вещания во всех развитых странах.

Для телевидения период от его возникновения до превращения  в важный политический инструмент оказался еще короче, что объясняется главным  образом бурными темпами его  развития и распространения. В 70 - 80-х  годах телевидение стало доминирующим СМИ. В настоящее время оно  обладает огромными возможностями  для воздействия на общественное мнение

В зависимости от того, в чьих руках  оно находится, его можно использовать как для объективного  оперативного информирования людей о реальных событиях в мире, их просвещения  и воспитания, так и для манипулирования  в интересах тех или иных групп  людей.

Пресса, радио и телевидение  являются своеобразными «глазами и  ушами общества». Они предупреждают  его, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности, или коррупции в коридорах  власти и т.д. Они могут пролить  свет на скрытые пружины политики правящих кругов, обратить внимание общественности на наиболее одиозные стороны их деятельности.

Необходимо отметить, что, апеллируя  к таким чувственным компонентам  общественного сознания, как чувство  любви к родине, националистические и патриотические настроения и т.д., СМИ способны организовать поддержку  значительными слоями населения  тех или иных акций правящих кругов либо отдельных заинтересованных групп. Эта особенность функционирования СМИ отчетливее всего проявляется  в избирательном процессе, во время  избирательных кампаний.

Будучи частью современной действительности, со всеми ее противоречиями, конфликтами и неурядицами, СМИ в той или иной форме воспроизводят их. Поэтому потоки информации нередко состоят из множества противоречивых, часто взаимоисключающих друг друга сообщений и материалов.

Телевидение, высоко ценимое влиятельными людьми, инвестиции в которое дают почти что магический результат, превратилось в прямом и переносном смысле этого слова в поле боя для тех, кто хочет удержать или захватить политическую власть.

Основным принципом в  производстве политического телевидения  является понимание того, что все  всегда голосуют за свои собственные  интересы и ключ успеха заключается  в том, чтобы соединить свою позицию  с нуждами электората, который  бы смог, таким образом, считать вашу позицию отвечающей его собственным  интересам.

 

3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВОМ.

      Непосредственное, контактное взаимодействие людей  требует использования специальных  средств передачи информации, обеспечивающих  единство воли, целостность и  единую направленность действий  множества людей. Эти средства  называются средства массовой  информации (СМИ), средства массовой  коммуникации (СМК) или масс-медиа.

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной  передачи с помощью специального технического инструментария различных  сведений любым лицам. Их отличительные  черты – это публичность, то есть неограниченный и надперсональный круг потребителей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непрямое, разделённое в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнёров; однонаправленность воздействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье[1].

      К СМИ  относятся пресса, массовые карманные  справочники, радио, телевидение,  кино- и звукозапись, видеозапись.  В последние десятилетия средства  коммуникации претерпевают существенные  изменения вследствие распространения  спутниковых средств связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем, а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров).

Информация о работе СМИ как четвертая власть