СМИ как четвертая власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 03:29, курсовая работа

Описание

Задачи данной курсовой работы – это, прежде всего выявление закономерностей функционирования СМИ на современном этапе развития российского общества, а также изучение и анализ различных правовых источников для наиболее полного понимания структуры и системы функционирования СМИ.

Содержание

Введение
История становления СМИ мощным социальным институтом
СМИ в современном мире
Особенности взаимодействия СМИ с властью и обществом
Сми как 4 власть: место и роль СМИ в политической жизни общества
Методы воздействия СМИ на поведенческие стереотипы масс
Методические приемы.
Телевидение и манипуляция сознанием в политике.

Работа состоит из  1 файл

Moya_kursovaya.docx

— 62.40 Кб (Скачать документ)

      СМИ обладают  различными возможностями и силой  воздействия, которые зависят,  прежде всего, от способа их  восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ, и, прежде всего, радио и телевидение.

      Потребности  политической системы в средствах  коммуникации прямо зависят от  её функций в обществе, численности  агентов политики, способов принятия  политических решений, размеров  государства и некоторых других  факторов.

      В традиционных  государствах прошлого потребности  в средствах коммуникации были  ограничены. Роль таких средств  выполняли главным образом гонцы,  курьеры и посланники, передававшие  в устной или письменной форме  политическую информацию: королевские  указы и распоряжения, письма  наместников и т.п.

      Многие  небольшие по территории государства  и города в качестве своего  рода закодированных СМИ использовали  колокола, оповещающие граждан города  и окрестностей об опасности,  сборе народного собрания или  о других важных политических  и религиозных событиях. Политические  и гражданские потребности в  коммуникации обслуживала почтовая  связь, использовавшая лошадей,  а затем и другой транспорт  в целях передачи информации.

      Изобретение  и распространение в ХIХ – ХХ вв. телеграфной и телефонной связи, радио и телевидения не только удовлетворило обострившиеся коммуникационные потребности государств, но и произвело в политике настоящую революцию. СМИ сделали практически возможным осуществление многих демократических и тоталитарных идей, казавшихся ранее утопичными, существенно изменили способы легитимации и осуществление власти, структуру её ресурсов.

      В постиндустриальном  обществе власть знаний и информации  становится решающей в управлении  обществом, оттесняя на второй  план влияние денег и государственного  принуждения. Непосредственными  носителями и, особенно, распространителями знаний и другой политически важной информации являются СМИ. В современном мире они всё в большей степени служат не только необходимым передаточным звеном в сложном механизме политики, но и её творцом. Как отмечает Н.Больц, «вследствие того, что наши знания о реальности опосредованы СМИ, стало бессмысленным отличать отображение от отображаемого явления… Что есть тот или иной политик или событие – это вообще можно понять лишь в их медиальной (через СМИ) инсценировке. То, что реально происходит, становится общественным событием только через своё медиальное отображение»[2].

      Какие же  политические задачи решают средства  массовой информации в современном  обществе?

      Функции  СМИ очень разнообразны. В любом  современном обществе в той  или иной форме выполняется  ряд общих политических функций.  Пожалуй, важнейшей из них является  информационная функция. Она состоит  в получении и распространении  сведений о наиболее важных  для граждан и органов власти  событиях. Добываемая и передаваемая  масс-медиа информация включает  не только беспристрастное, фотографическое  освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и  оценку.

      Конечно,  далеко не все распространяемые  СМИ сведения, например, прогноз  погоды, развлекательные спортивные  и другие подобные сообщения,  носят политический характер. К  политической информации относятся  те сведения, которые имеют общественную  значимость и требуют внимания  со стороны государственных органов  или оказывают на них воздействие.  На основе получаемой информации  у граждан формируется мнение  о деятельности правительства,  парламента, партий и других политических  институтов, об экономической, культурной  и иной жизни общества. Особенно  велика роль СМИ в формировании  мнения людей по вопросам, не  находящим непосредственного отражения  в их повседневном опыте, например, о других странах, политических  лидерах и т.п.

      Информационная  деятельность СМИ позволяет людям  адекватно судить о политических  событиях и процессах лишь  в том случае, когда она дополняется  их образовательной функцией. Эта  функция проявляется в сообщении  гражданам знаний, позволяющих адекватно  оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из средств массовой  информации и других источников, правильно ориентироваться в  сложном и противоречивом потоке  информации. Конечно, СМИ не могут  обеспечить систематическое и  глубокое усвоение политических  знаний. Это задача специальных  образовательных учреждений –  школ, университетов и т.п. И  всё же масс-медиа, сопровождая  человека в течение всей его  жизни, в том числе и после  завершения учёбы, в значительной  мере влияют на восприятие  им политической и социальной  информации. При этом под видом  политического образования у  людей могут формироваться и  псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при её восприятии.

      Образовательная  роль СМИ тесно связана с  функцией социализации и, по  существу, перерастает в неё. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

      В демократическом обществе важнейшая политико-социлизационная функция СМИ – массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства.

      Информационная, образовательная и социализационная деятельность позволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только СМИ, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако, критика СМИ отличается широтой и даже неограниченностью своего объекта. Так, если критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях, то объектом внимания СМИ являются и президент, и правительство, и королевские особы, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.

      Их контрольная  функция основывается на авторитете  общественного мнения. Хотя они,  в отличие от государственных  и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные  или экономические санкции к  нарушителям, их контроль часто  не менее эффективен и даже  более строг, поскольку они  дают не только юридическую,  но и моральную оценку тем  или иным событиям и лицам.

      В демократическом обществе в осуществлении контрольной функции СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. Они проводят собственные журналистские расследования, после публикации результатов которых порою создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения. Контрольная функция СМИ особенно важна в условиях слабости оппозиции и специальных государственных институтов контроля.

      СМИ не  только критикуют недостатки  в политике, но и выполняют  конструктивную функцию артикуляции  различных общественных интересов,  конструирования и интеграции  политических субъектов. Они обеспечивают  представителям различных общественных  групп возможность публично выражать  своё мнение, находить и объединять  единомышленников, сплачивать их  общностью целей и убеждений,  чётко формулировать и представлять  в общественном мнении свои  интересы.

      Артикуляция  политических интересов осуществляется  в обществе не только СМИ,  но и другими организациями  и, прежде всего, партиями и  группами интересов, обладающими  не только информационными, но  и другими ресурсами политического  влияния. Однако без использования  СМИ и они обычно не в состоянии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия.

      В современных  условиях доступ к СМИ –  необходимое условие формирования  влиятельной оппозиции. Не имея  такого доступа, оппозиционные  силы обречены на изоляцию  и не способны получить массовую  поддержку, особенно при политике  их компрометации со стороны  государственных радио и телевидения.  СМИ – это своего рода корни,  с помощью которых получает  жизненные силы любая политическая  организация.

      Все рассмотренные  выше функции СМИ прямо или  косвенно служат осуществлению  ими мобилизационной функции.  Она выражается в побуждении  людей к определённым политическим  действиям (или сознательному  бездействию), их вовлечении в  политику. СМК обладают большими  возможностями в воздействии  на разум и чувства людей,  на их образ мысли, способы  и критерии оценок, стиль и  конкретную мотивацию политического  поведения.

      Круг политических  функций СМИ не исчерпывается  вышеназванными. Некоторые учёные, подходя к этому вопрос с  других позиций, выделяют и  такие функции, как инновационную,  проявляющуюся в инициировании  политических изменений путём  широкой и настойчивой постановки  определённых общественных проблем  и привлечения к ним внимания  властей и общественности; оперативную  – обслуживание политики определённых  партий и ассоциаций; формирование  общественности и общественного  мнения. [33]

      Без радио,  телевидения, газет и журналов  даже хорошо образованный человек  не сможет правильно ориентироваться  в сложной мозаике противоречивых  политических процессов, принимать  ответственные решения. СМИ позволяют  ему выйти за узкий горизонт  непосредственного индивидуального  опыта, делают обозримым весь  мир политики. Именно поэтому  так важен вопрос о выполнении  СМИ своих политических и общесоциальных функций, что является гарантией стабильности развития общества и государства и эффективности управления обществом. И, напротив, невыполнение СМИ своих функций в политической системе способно коренным образом исказить её цели и ценности, нарушить её эффективность и подорвать жизнеспособность, превратить нормальное функционирование общества в иллюзию, форму манипулятивного господства правящей элиты.

 

4. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК «ЧЕТВЁРТАЯ ВЛАСТЬ». МЕСТО И РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

 

      Согласно  толковому словарю юридических  терминов [35], «власть – это способность  и возможность оказывать определяющее  воздействие на деятельность, поведение  людей с помощью каких-либо  средств – воли, авторитета, права,  насилия (родительская власть, государственная,  экономическая и др.); политическое  господство, система государственных  органов». Рассматривая отдельные  части этого определения, становится очевидно, что средства массовой информации обладают определённой властью. Но настолько ли эта власть сильна, чтобы называть СМИ «четвёртой властью»?

      Механизм  государственной власти требует  комплексного, системного исследования, что означает необходимость рассмотрения  его составных элементов (институтов) не только в их взаимосвязях  и взаимоотношениях, но и в  процессе функционирования. Можно  ли говорить о целостности  механизма государственной власти? Ответ на этот вопрос далеко  не прост. Представляется возможным  говорить о целостном механизме  государственной власти и в  тоталитарном, и в демократическом  государстве, то есть способ  взаимосвязи между элементами (институтами)  механизма государственной власти  может быть различным, но обеспечивающим  его целостность и единство. В  то же время понять то качество, которое объединяет элементы (институты)  в единое целое, нельзя, анализируя  только эти элементы, оставаясь  в рамках (пределах) механизма государственной  власти. Необходимо выйти за указанные  рамки, пределы во внешнюю окружающую  среду – политическую систему,  гражданское общество – и исследовать  роль, назначение механизма государственной  власти в этой среде. Изменения  внешней среды, роли и назначения  в ней механизма государственной  власти должны вести к изменению  способа взаимосвязи между элементами (институтами) механизма государственной власти, и наоборот. В противном случае теряется целостность последнего (это и наблюдается в механизме российской государственной власти). [32]

Неотъемлемой составной  частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается  в специальных средствах информационного  обмена, в  установлении и поддержании  постоянных связей между её субъектами. Политика невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между различными носителями власти, а также между государством и гражданами.

      Хотя масс-медиа  призваны решать определённые  задачи в политической системе  и обществе, в реальной жизни  они достаточно самостоятельны, имеют и собственные, нередко  расходящиеся с потребностями  общества цели деятельности и  используют для их достижения  различные методы. Политическое  влияние СМИ осуществляется через  влияние на разум и чувства  человека.

      В демократических  государствах явно преобладает  рациональная модель массовых  коммуникаций, рассчитанная на убеждение  людей с помощью информации  и аргументации, построенной в  соответствии с законами логики. Эта модель соответствует сложившемуся  там типу менталитета и политической  культуры людей. Она предполагает  состязательность различных СМИ  в борьбе за внимание и доверие  аудитории. В этих государствах  запрещено законом использование  СМИ для разжигания расовой,  национальной, классовой и религиозной  ненависти и вражды. Однако и  в них различные политические  силы для пропаганды своих  идей и ценностей широко применяют  методы преимущественно эмоционального  воздействия, что особенно ярко  проявляется в периоды избирательных  кампаний.

Информация о работе СМИ как четвертая власть