Социальная работа с неформальными группами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Изучение социальной работы с неформальными группами.
Объект исследования: Социально-педагогическая работа с неформальными молодежными объединениями.
Предмет исследования: Техника, методики социальной работы с неформальными группами.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить различия в понятиях «неформальные молодежные объединения» и «субкультура» ;
2. Рассмотреть историю возникновения молодежных объединений ;
3. Выявить виды и направления молодёжных неформальных объединений
4. Определить функции субкультуры;
5. Рассмотреть влияние субкультуры на молодежь.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Сущность понятия неформальные молодежные объединения…………………………………………………………… …………6
1.1. Определение понятий «Неформальные группа» и «Неформальные молодежные объединения»………………………………………………………6
1.2. История возникновения молодежных неформальных объединений………………………………………………………….………........7
1.3. Виды и направления деятельности неформальных объединений……....14
2. Субкультура как фактор социального развития….…………………………………………………………………….....18
2.1 Понятие и функции субкультуры. Классификация субкультур.………………………………………………….................................18
2.2 Влияние субкультур на молодежь…………………………………………………………………………24
2.3. Социальная работа с неформальными объединениями…………………..29
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 74.95 Кб (Скачать документ)

                  ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«КЕМЕРОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра социальной работы и  менеджмента социальной сферы

Курсовая  работа

по  истории социальной работы 

Тема: Социальная Работа с неформальными группами.

                                                                                                      Выполнила:

студентка 1 курса СР-091

Ушакова Р.А.

Научный руководитель:

к.и.н., ст. преп. Чигаева В.Ю.

Работа  защищена  с оценкой

___________________________           

“_____”______________200__ г.                                                  

___________________________

       (подпись научного руководителя) 
 

Кемерово 2010

Содержание: 

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Сущность понятия неформальные молодежные объединения…………………………………………………………… …………6

1.1. Определение  понятий «Неформальные группа» и «Неформальные молодежные объединения»………………………………………………………6

1.2. История возникновения молодежных неформальных объединений………………………………………………………….………........7

1.3. Виды и направления деятельности неформальных  объединений……....14

2. Субкультура как фактор социального развития….…………………………………………………………………….....18

2.1 Понятие и  функции субкультуры. Классификация субкультур.………………………………………………….................................18

2.2 Влияние субкультур на молодежь…………………………………………………………………………24

2.3. Социальная  работа с неформальными объединениями…………………..29

Заключение……………………………………………………………………….37

Список  используемой литературы……………………………………………………………………….39 
 
 

Введение.

В настоящее  время увеличивается количество молодёжных субкультур и много молодых  людей не задумываясь, присоединятся  к ним. Попадая в молодежную субкультуру, подросток попадает под влияние ее внутренних ценностей, приоритетов, способа осознания себя и других, а также способа самовыражения и образа жизни. Но это не всегда именно тот образ жизни, что хотелось бы молодому человеку. Из-за недостаточного знания всех тонкостей данного движения, их основных целей и способа их достижения, молодой человек может чувствовать себя неуютно, ущемлено, и не сможет должным образом проявить себя, что может негативно сказаться на его дальнейшей жизни. Выполнение исследования состоит в уточнении сущности неформальных молодежных объединений, выявлении их видов в описании специфики социально-педагогической работы с молодежью в современных условиях.

Актуальность  этой темы вызвана тем, что современная  социально-политическая ситуация показывает, что неформальные молодежные объединения - это очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами»  не из-за каких-либо убеждений, целей, а  только из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость  и самостоятельность. Также актуальность в том, что существуют два обстоятельства, обуславливающие необходимость  социально-педагогического исследования в данной сфере. Во-первых, стихийное, неуправляемое общение молодых  людей в группах опасно перерождением  объединений в асоциальные. Во-вторых, в настоящее время наблюдается  скачкообразный рост неформальных молодежных объединений. Участие подростков в  неформальных молодежных объединениях может привести к различным последствиям в их дальнейшей жизни. В последнее  время государства пытаются привести в жизнь законы и программы, которые помогли бы молодому поколению адаптироваться в обществе. Но, этих законов и программ не достаточно.

В свою очередь изучением данных проблем, связанных  с неформальными группами и их историей развития занимались следующие исследователи: Г.Хебнер, И.П. Башкатов, С.А. Сергеев, М. Топалов, Айзенштадт Ш., Т. Адорно. Отмечалось, что возникновение неформальных молодежных объединений - это объективное явление. Поэтому своевременной является постановка вопроса о профилактике отклоняющегося поведения в неформальных молодежных объединениях. В этих целях, прежде всего, требуется преодоление стереотипов отношения к ним. Прежде всего, это то, что все члены групп зачисляются в разряд детей группы риска. На основе этого изученность обращается к вопросу о стратегиях социально-педагогической превенции девиантного поведения членов неформальных групп.

Цель исследования: Изучение социальной работы с неформальными группами.

Объект исследования: Социально-педагогическая работа с неформальными молодежными объединениями.

Предмет исследования: Техника, методики социальной работы с неформальными группами.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить  следующие задачи:

1. Определить  различия в понятиях «неформальные молодежные объединения» и «субкультура» ;

 2. Рассмотреть историю возникновения молодежных объединений ;

3. Выявить  виды и направления молодёжных  неформальных объединений

4. Определить функции субкультуры;

5. Рассмотреть влияние субкультуры на молодежь.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущность понятия неформальные молодежные объединения.
    1. Определения понятий «неформальная группа» и «неформальное молодежное объединение».

Неформальная  группа- вид группы малой, возникает в рамках формальной социальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий и т.д. Это такой тип организации социальных отношений, который характеризуется относительной независимостью от социальных структур, нечетко выраженной целью групповой деятельности и неформальным контролем, основанным на традиции и зависящим от степени осознанности группового членства. Эту группу называют также "психологической" или "группой по интересам", так как в основе ее образования лежат либо чисто психологические, эмоциональные отношения, либо общие личные интересы. Существенную роль при ее образовании играет ситуация. Она образуется на личностной основе в результате инициативы индивидов, ее составляющих. В группе в целом самопроизвольно развивается система поведения, способствующая удовлетворению потребностей ее членов.  Это группа, деятельность, которой определяется,  прежде всего, активностью ее членов, а не инструкциями каких-либо инстанций. Неформальные группы играют важную роль в жизни детей,     подростков и молодежи,   удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности:  дают возможность узнать то,  о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Как отмечает В.В. Воронов, чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры,  тем больше он стремится в  «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности [5].  Обычно неформальная группа насчитывает от 3-5 до нескольких десятков человек. Контакты ее членов носят ярко выраженный личностный характер. Эта группа не всегда имеет четкую организацию, чаще порядок основан на традиции, уважении и авторитете. Факторами ее сплочения служат симпатии, привычки, интересы ее членов.  Она имеет одного или нескольких неформальных лидеров.   Основной формой деятельности является общение членов группы,  которое удовлетворяет потребности в психологическом контакте.

Неформальное  молодежное объединение – своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей,  существующее на протяжении нескольких десятилетий, часто имеющее международный  характер. Неформальные объединения  для ребят есть способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного (со стороны  взрослых)  общения.  Они могут  принимать большие или меньшие  количественные размеры, носить характер нездоровой эпидемии, иметь как социально  значимые или индифферентные, так  и асоциальные цели. Направленность неформальных молодежных объединений  представлена широким спектром: от явно асоциальных группировок до вполне безобидных и законопослушных.  Различные неформальные молодежные объединения имеют свою идеологию,  специфику типичных видов деятельности, символику одежды, сленг и т. п. Неформальные молодежные объединения  следует отличать от таких смежных  образований, как неформальная группа, неформальная группировка и неформальная организация.

    1. История возникновения неформальных молодежных объединений.

   Для того чтобы понять «трудных»  подростков и юношей из неформальных  молодежных объединений, надо  знать историю возникновения  этих групп, их современные  виды, развитие этих групп и  причины возникновения. Только  после этого можно выработать  к ним свое отношение и наметить  средства воспитательного воздействия.

   Г.Хебнер дает краткий очерк  послевоенной истории неформальных молодежных групп в странах Запада, где они приобрели наибольшую выраженность. Возникновение их связано с неприятием молодежью сложившихся в их странах общественно-экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого существования. Этот молодежный протест значительно усилился в период общественных переломов и кризисов.[5,ст.88-89]

   В конце 40-х - начале 50-х годов  в западных различных странах  стали появляться в значительном  количестве группы молодежи, стремившиеся  обособиться от окружающего мира  и противопоставить себя ему.  У них появились особые прически  и одежда, специфические жесты,  язык, способы поведения и особые  формы искусства, в первую очередь  музыки. Для них характерен пристальный  интерес к самому себе и  себе подобным, к музыке и в  то же время пробуждающееся  стремление к участию в политической  жизни. Таковыми были, в частности,  битники, не имевшие постоянного  места жительства, обитавшие в  подвалах, носившие примитивные  одежды. Свой образ жизни они  демонстративно противопоставляли  презираемому ими буржуазному  комфорту. Они были заняты поисками  смысла жизни и не отвергали  работу, но лишь по желанию  и насколько это необходимо  для поддержания жизни.

   1953-1954 годы - начало эры рок-н-ролла.  Его звезды Билли Хэйли, Бадди  Холи, Чак Бери, Элвис Пресли. С  помощью дискотек рок начал  формировать новый тип массовой  культуры, затрагивая широкий круг  проблем-от секса до внешней  политики. Правящие круги западных  стран, преодолев первоначальную  враждебность, не препятствовали  распространению рока. Они лишь  постарались с помощью средств  массовой информации убрать в  музыке ноты протеста и использовать  ее в таком виде для «спускания  пара из котла» - устранения общественного недовольства отвлечения внимания от острых и нерешенных социальных проблем.

   В сходное положение попали  представители распространившейся  в середине 60-х годов бит-музыки (Биттлз, Роллинг Стоунс, Дейв Кларк, Файв, Ху). Отражая широкий спектр молодежных проблем, битлы, естественно, стремились сделать свою музыку- протест популярной. Она стала производиться и продаваться в большом количестве, превращаясь тем самым в товар.

   В середине 50-х годов во многих  европейских странах появились»  сердитые молодые люди», одетые  в кожаные пиджаки. Возраст  их от 14 до 20 лет. Они были выходцами  из бедных рабочих семей, многие  из них потеряли в войну  отцов и не имели работы. Стремясь  привлечь внимание общественности  к своему драматическому положению,  Они громили витрины магазинов,  оформление улиц и мест большого  скопления людей. Позднее возникло  схожее движение теддов. В слепой  ненависти и гневе они выходили  на улицы и обрушивали свою  ярость не только на имущество,  но и на случайных прохожих, особенно небелого цвета кожи.

   В 1964 году появилась молодежная  группа mods. Возраст участников от 12 до 20 лет. Это выходцы из семей квалифицированных рабочих. Парадируя принятые в обществе манеры поведения, они были подчеркнуто, тщательны в одеждах и прическах. Трудясь в рабочие дни недели, они бунтовали по выходным в местах публичного отдыха. Выступая, подобно «сердитым молодым людям» и теддам, против окружающих, они делали это в скандальной кричащей форме.

   На смену указанным молодежным  группам  пришло несравненно  более массовое и мощное хип-движение. Своего пика оно достигло в  1967 году. В течение ряда лет  хиппи заполняли улицы больших  городов Западной Европы и  Северной Америки. Особенно нравились  им Сан-Франциско, Нью-Йорк, Лондон. В большинстве своем хиппи вышли из зажиточных мелкобуржуазных семей, некоторые - из «высшего света».

Информация о работе Социальная работа с неформальными группами