Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 19:48, курсовая работа
Цель исследования: Изучение социальной работы с неформальными группами.
Объект исследования: Социально-педагогическая работа с неформальными молодежными объединениями.
Предмет исследования: Техника, методики социальной работы с неформальными группами.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить различия в понятиях «неформальные молодежные объединения» и «субкультура» ;
2. Рассмотреть историю возникновения молодежных объединений ;
3. Выявить виды и направления молодёжных неформальных объединений
4. Определить функции субкультуры;
5. Рассмотреть влияние субкультуры на молодежь.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Сущность понятия неформальные молодежные объединения…………………………………………………………… …………6
1.1. Определение понятий «Неформальные группа» и «Неформальные молодежные объединения»………………………………………………………6
1.2. История возникновения молодежных неформальных объединений………………………………………………………….………........7
1.3. Виды и направления деятельности неформальных объединений……....14
2. Субкультура как фактор социального развития….…………………………………………………………………….....18
2.1 Понятие и функции субкультуры. Классификация субкультур.………………………………………………….................................18
2.2 Влияние субкультур на молодежь…………………………………………………………………………24
2.3. Социальная работа с неформальными объединениями…………………..29
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………………………………….39
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра социальной работы и менеджмента социальной сферы
Курсовая работа
по
истории социальной
работы
Тема: Социальная Работа с неформальными группами.
студентка 1 курса СР-091
Ушакова Р.А.
Научный руководитель:
к.и.н., ст. преп. Чигаева В.Ю.
“_____”______________200__
г.
___________________________
(подпись научного
Кемерово 2010
Содержание:
Введение ………………………………………………………
1. Сущность понятия
неформальные молодежные объединения…………………………………………………
1.1. Определение
понятий «Неформальные группа» и «Неформальные
молодежные объединения»………………………………………………
1.2. История возникновения
молодежных неформальных объединений…………………………………………………
1.3. Виды и направления деятельности неформальных объединений……....14
2. Субкультура как
фактор социального развития….……………………………………………………
2.1 Понятие и
функции субкультуры.
2.2 Влияние субкультур
на молодежь…………………………………………………………
2.3. Социальная
работа с неформальными
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………………
Введение.
В настоящее время увеличивается количество молодёжных субкультур и много молодых людей не задумываясь, присоединятся к ним. Попадая в молодежную субкультуру, подросток попадает под влияние ее внутренних ценностей, приоритетов, способа осознания себя и других, а также способа самовыражения и образа жизни. Но это не всегда именно тот образ жизни, что хотелось бы молодому человеку. Из-за недостаточного знания всех тонкостей данного движения, их основных целей и способа их достижения, молодой человек может чувствовать себя неуютно, ущемлено, и не сможет должным образом проявить себя, что может негативно сказаться на его дальнейшей жизни. Выполнение исследования состоит в уточнении сущности неформальных молодежных объединений, выявлении их видов в описании специфики социально-педагогической работы с молодежью в современных условиях.
Актуальность
этой темы вызвана тем, что современная
социально-политическая ситуация показывает,
что неформальные молодежные объединения
- это очень актуальная проблема
на сегодняшний день, так как огромное
количество подростков становятся «неформалами»
не из-за каких-либо убеждений, целей, а
только из-за того, что им нравится атрибутика
«неформалов», относительная независимость
и самостоятельность. Также актуальность
в том, что существуют два обстоятельства,
обуславливающие необходимость
социально-педагогического
В свою очередь изучением данных проблем, связанных с неформальными группами и их историей развития занимались следующие исследователи: Г.Хебнер, И.П. Башкатов, С.А. Сергеев, М. Топалов, Айзенштадт Ш., Т. Адорно. Отмечалось, что возникновение неформальных молодежных объединений - это объективное явление. Поэтому своевременной является постановка вопроса о профилактике отклоняющегося поведения в неформальных молодежных объединениях. В этих целях, прежде всего, требуется преодоление стереотипов отношения к ним. Прежде всего, это то, что все члены групп зачисляются в разряд детей группы риска. На основе этого изученность обращается к вопросу о стратегиях социально-педагогической превенции девиантного поведения членов неформальных групп.
Цель исследования: Изучение социальной работы с неформальными группами.
Объект исследования: Социально-педагогическая работа с неформальными молодежными объединениями.
Предмет исследования: Техника, методики социальной работы с неформальными группами.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить различия в понятиях «неформальные молодежные объединения» и «субкультура» ;
2. Рассмотреть историю возникновения молодежных объединений ;
3. Выявить виды и направления молодёжных неформальных объединений
4. Определить функции субкультуры;
5. Рассмотреть
влияние субкультуры на молодежь.
Неформальная группа- вид группы малой, возникает в рамках формальной социальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий и т.д. Это такой тип организации социальных отношений, который характеризуется относительной независимостью от социальных структур, нечетко выраженной целью групповой деятельности и неформальным контролем, основанным на традиции и зависящим от степени осознанности группового членства. Эту группу называют также "психологической" или "группой по интересам", так как в основе ее образования лежат либо чисто психологические, эмоциональные отношения, либо общие личные интересы. Существенную роль при ее образовании играет ситуация. Она образуется на личностной основе в результате инициативы индивидов, ее составляющих. В группе в целом самопроизвольно развивается система поведения, способствующая удовлетворению потребностей ее членов. Это группа, деятельность, которой определяется, прежде всего, активностью ее членов, а не инструкциями каких-либо инстанций. Неформальные группы играют важную роль в жизни детей, подростков и молодежи, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, о чем не так просто поговорить со взрослыми, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Как отмечает В.В. Воронов, чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в «свою компанию», что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности [5]. Обычно неформальная группа насчитывает от 3-5 до нескольких десятков человек. Контакты ее членов носят ярко выраженный личностный характер. Эта группа не всегда имеет четкую организацию, чаще порядок основан на традиции, уважении и авторитете. Факторами ее сплочения служат симпатии, привычки, интересы ее членов. Она имеет одного или нескольких неформальных лидеров. Основной формой деятельности является общение членов группы, которое удовлетворяет потребности в психологическом контакте.
Неформальное молодежное объединение – своеобразное культурное течение, включающее в себя большое количество молодых людей, существующее на протяжении нескольких десятилетий, часто имеющее международный характер. Неформальные объединения для ребят есть способ свободного самовыражения, неограниченного проявления инициативы и бесконтрольного (со стороны взрослых) общения. Они могут принимать большие или меньшие количественные размеры, носить характер нездоровой эпидемии, иметь как социально значимые или индифферентные, так и асоциальные цели. Направленность неформальных молодежных объединений представлена широким спектром: от явно асоциальных группировок до вполне безобидных и законопослушных. Различные неформальные молодежные объединения имеют свою идеологию, специфику типичных видов деятельности, символику одежды, сленг и т. п. Неформальные молодежные объединения следует отличать от таких смежных образований, как неформальная группа, неформальная группировка и неформальная организация.
Для того чтобы понять «
Г.Хебнер дает краткий очерк
послевоенной истории
В конце 40-х - начале 50-х годов
в западных различных странах
стали появляться в
1953-1954 годы - начало эры рок-н-ролла.
Его звезды Билли Хэйли, Бадди
Холи, Чак Бери, Элвис Пресли. С
помощью дискотек рок начал
формировать новый тип
В сходное положение попали
представители
В середине 50-х годов во многих
европейских странах появились»
В 1964 году появилась молодежная группа mods. Возраст участников от 12 до 20 лет. Это выходцы из семей квалифицированных рабочих. Парадируя принятые в обществе манеры поведения, они были подчеркнуто, тщательны в одеждах и прическах. Трудясь в рабочие дни недели, они бунтовали по выходным в местах публичного отдыха. Выступая, подобно «сердитым молодым людям» и теддам, против окружающих, они делали это в скандальной кричащей форме.
На смену указанным молодежным
группам пришло несравненно
более массовое и мощное хип-
Информация о работе Социальная работа с неформальными группами