Социальная работа с неформальными группами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Изучение социальной работы с неформальными группами.
Объект исследования: Социально-педагогическая работа с неформальными молодежными объединениями.
Предмет исследования: Техника, методики социальной работы с неформальными группами.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить различия в понятиях «неформальные молодежные объединения» и «субкультура» ;
2. Рассмотреть историю возникновения молодежных объединений ;
3. Выявить виды и направления молодёжных неформальных объединений
4. Определить функции субкультуры;
5. Рассмотреть влияние субкультуры на молодежь.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Сущность понятия неформальные молодежные объединения…………………………………………………………… …………6
1.1. Определение понятий «Неформальные группа» и «Неформальные молодежные объединения»………………………………………………………6
1.2. История возникновения молодежных неформальных объединений………………………………………………………….………........7
1.3. Виды и направления деятельности неформальных объединений……....14
2. Субкультура как фактор социального развития….…………………………………………………………………….....18
2.1 Понятие и функции субкультуры. Классификация субкультур.………………………………………………….................................18
2.2 Влияние субкультур на молодежь…………………………………………………………………………24
2.3. Социальная работа с неформальными объединениями…………………..29
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 74.95 Кб (Скачать документ)

   Отсюда вытекают прикладные задачи социальной работы, на что ориентируется и в соответствии, с чем строит свою работу социальный педагог, социальный работник. Эти прикладные задачи можно сформулировать так: воспитать делать добро, научить организовывать свою жизнь, развивать познавательные интересы, помочь организовать свою индивидуальность, свои задатки и способности.

   Последнее столетие было прорывом  в научной, изобретательской деятельности  человечества, но, как и у любого  явления у научно технического  прогресса существуют свои позитивные  и негативные стороны, а в  частности в последнее время  очень острой становится проблема  зависимости воспитания от социальной  среды. Ведь подросток впитывает  в себя как губка не только  положительные аспекты общественной  жизни, но и отрицательные моменты. И именно социальная работа занимается этой проблемой, она анализирует, как влияет изменяющаяся среда на формирование личности, как в новом обществе решается социальная проблема образования подрастающего поколения. Социальная педагогика занимается проблемой: подросток и общество, регулирует отношения подростка в обществе. В кризисных условиях современной семьи подростку социальный работник помогает найти место в обществе, приспособиться к условиям жизни. Социальный работник в первую очередь обращается к проблемам детства. Детство как социальная проблема общества оказалось больше всего незащищенной, в современных условиях дети приняли на себя все удары кризиса общества.

   Социальная работа обращается к проблемам взаимодействия человека и среды, к существующему состоянию образования и воспитания личности, к современной системе образования и школе, профессиональной подготовке, работе в социальных центрах защиты детей и подростков.

   Как решается проблема всеобщего,  равного образования, способность  и возможность личности получить  образование в период, когда государство  отстранилось от образования  подрастающего поколения. Как  преодоление кризиса общественного  образования выдвигаются в качестве  приоритетных задач самообразования,  самоорганизации и самовоспитания. Практика социального работника направлена на то, чтобы помочь подростку пройти этот переломный период в его жизни, достичь социальной и духовной стабильности в обществе, создания новых отношений.

   Для наиболее эффективной работы социального работника, с подростками являющимися членами неформальных молодежных объединений необходимы различные пути, методы и средства воздействия. Но так как на современном этапе развития социальной педагогики практическая деятельность в отношении неформальных молодежных объединений не так хорошо освещена, как другие направления социальной педагогической работы, то предполагается, что методы, средства и пути, которыми пользуется социальный работник в работе с различными категориями общества могут иметь положительный характер и в работе с такой категорией, как неформальные молодежные объединения .

   В современных условиях очень  важно чтобы специалист по  социальной работе работал совместно  с родителями и педагогами.

   Важное направление в работе  специалиста по социальной работе - работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских  активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам  воспитания детей в семье.

   Эти направления очень важны  в работе специалиста с «неформалами».  Но на данном этапе только  этими направлениями ограничиваться  нельзя и поэтому ученые разработали  рекомендации специалисту по  социальной работе, работающему  с неформальными молодежными объединениями .

   Другим профилактическим средством  является выведение неформальных  молодежных объединений из «подполья». Ведь молодежь тянется к тому, что «нельзя», ажиотаж и запреты  порождают проявления эксцентричности.

   Успех профилактической работы  во многом зависит и от того, насколько будет преодолен «образ  врага», формирующийся часто в  сознании лиц, ответственных за  воспитание молодежи и профилактику  правонарушений. Раздражение, недовольство  по поводу причесок, атрибутов,  увлечений отдаляют субъект профилактики. В результате «образ врага»  складывается и у некоторых членов групп по отношению к представителям правоохранительных органов и педагогам. Нужно говорить с молодежью «на одном языке», то есть глубоко разбираться в проблемах, волнующих молодежь, знать истоки модных, популярных течений, их позитивное и негативное содержание и последствия.

   Некоторые педагоги, социологи предлагают  путь разобщения групп, но практика  показывает, что он малоэффективен. При работе с неформальными  молодежными объединениями возможны  следующие варианты:

   - переориентация лидера (вожака) группы  и последующее воздействие через  него на всю группу; в отдельных  случаях не исключена изоляция  «неподдающегося» вожака от группы (направление его в специальное  техническое училище или в  спецшколу);

   - включение нескольких участников  группы (под разными предлогами) в другие объединения подростков  с положительной направленностью  (спортивные команды, поисковые  группы и тому подобное) и организация  последующего их влияния на  остальных участников группы  неформальных молодежных объединений;

   - приобщение всей группы к  увлекательным и вместе с тем  полезным видам деятельности  под руководством опытного, авторитетного  воспитателя.

   Прежде всего, необходим индивидуальный  подход к каждому участнику  группы и дифференцированный  подход к каждой группе (В.С.Овчинский). Надо делать упор не на запрещение  групп, а на обсуждение проблем,  волнующих эту молодежь, убеждать  в заблуждениях, показать истинные  ценности отечественной и зарубежной  культуры.

   В некоторых случаях следует  применять и запрет, если в  группе пропагандируются наркотики,  пьянство, насилие, жестокость, порнография,  проституция, неофашизм, и тогда, когда деятельность группы приобретает противоправный характер.

   При разработке рекомендаций  по профилактике поведения «неформалов»  нельзя не сказать об организации  свободного времени подростка. В общем, социальна работа с неформальными группами это процесс долгий и трудный. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Рассмотрев  различные субкультуры и определив  их функции и влияние на развитие современной молодежи можно сделать ряд выводов:

1. Специфическими  проблемами, возникающими у представителей  юношеских субкультур являются: компенсация негативного отношения  к себе крайним преувеличением  и мифологизацией своей инаковости; выбор определенного внешнего  субкультурного образа, который  подменяет ценностное самоопределение  при отсутствии у него соответствующего  социального опыта; конфликтность  взаимоотношений с взрослыми  и сверстниками, вызываемое провоцирующим  имиджем и некомпетентностью  в общении. 

2. Социально-педагогическая  помощь обеспечит разрешение  проблем социализации школьников — представителей неофициальных юношеских субкультур, если:

— социальный работник владеет референтным для  подростков видом деятельности, его  имидж адекватен юношеской субкультуре,

— подросток  участвует в клубном сообществе, созданном на основе юношеских субкультурных  практик,

— взаимодействие социального работника и подростка  представляет собой конструктивный диалог.

3. Деятельность  социального работника в процессе  оказания социально-педагогической  помощи представителям неофициальных  юношеских субкультур предполагает: создание позитивного эмоционального  климата; содействие в приобретение  необходимого социального опыта  (конструктивного межличностного  взаимодействия, самовыражения, обсуждения, осмысления и понимания идеологии  субкультуры и понимания себя), расширение представлений о способах  и вариантах самовыражения, помощь  подростку в самоопределении,  осуществление посредничества в  конфликтах со взрослыми и  сверстниками.

4. В частности, в более детальном изучении нуждаются вопросы:

— дифференциации социально-педагогической помощи представителям юношеских субкультур в зависимости от социокультурных особенностей (региона, типа поселения, образовательного учреждения и т.п.),

— подготовки и переподготовки кадров для осуществления  социально-педагогической помощи представителям юношеских субкультур.

     Подростку  нужно определить границы своих реальных  возможностей,  узнать,  на  что он  способен, утвердиться в обществе. Подтверждением этому может служить следующая цитата  Эриксона: «Молодой  человек должен,  как акробат   на  трапеции,  одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть  и ухватиться  за следующую перекладину зрелости.  Он  должен  сделать   это за  очень короткий  промежуток   времени, полагаясь на надежность  тех,  кого  он должен   отпустить,  и   тех,   кто   его   примет   на  противоположной стороне». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы: 

  1. Башкатов  И.П. “О подростках”- М., 1970г.     С.115-120.
  2. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. “Психология подростка”- М., 1965 г.    С.74-78.
  3. Кон И.С. “Молодежь” БСЭ. 3-е изд.    С.48.
  4. “Социология молодежи” под ред. В. Т. Лисовского Изд-во СПбГУ, 1996г.    С.32-40.
  5. Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы, кто есть кто? Просвещение, 1994.                       С.88-89,90-112.
 
  1. Сенченко  Н.А. Социально-педагогическая помощь школьникам — представителям юношеских  субкультур // Социокультурная имитация в социальном воспитании учащихся: Сборник статей / Под ред. Б.В. Куприянова; 2004. — С.53-57.
  2. Григорьев Д.В. Социокультурное самоопределение подростка// Педагогика. – 2000, № 7.   С.93-95.
  3. Кле М. Психология подростка// Фролов Ю.И. Психология подростка. – М., 1997.   С.151-158.
  4. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка// Вопросы психологии. – 2003. - № 6.   С.15-16.
  5. Кон. И.С. «Психология ранней юности».   С.32-60.
  6. Гусейнов Н.Н. Этическая мысль. М. Издательство полит. литературы.1998.   С.189-206.
  7. Мудрик. А.В. «Время поисков и решение». М. 1990.   С.19,27.
  8. Айзенштадт Ш. «Модернизация, протест и перемены» 1966   С.205-207. , «Традиция, перемены и современность» 1973.   С.248-249.
  9. Эрик Г. Эриксон  Идентичность: юность и кризис // Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.    С.304-307.
  10. Хоггарт Р. Оксфордская иллюстрированная  литература Народы и культуры Инфра-М . 2000г.   С.82-85.
  11. Адорно Т. Диалектика Просвещения: философские фрагменты / Авт. M.Horkheimer и др.  Москва: Медиум, Ювента, 1997.   С.95-99.

Информация о работе Социальная работа с неформальными группами