Социальная работа с неформальными группами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Изучение социальной работы с неформальными группами.
Объект исследования: Социально-педагогическая работа с неформальными молодежными объединениями.
Предмет исследования: Техника, методики социальной работы с неформальными группами.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить различия в понятиях «неформальные молодежные объединения» и «субкультура» ;
2. Рассмотреть историю возникновения молодежных объединений ;
3. Выявить виды и направления молодёжных неформальных объединений
4. Определить функции субкультуры;
5. Рассмотреть влияние субкультуры на молодежь.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Сущность понятия неформальные молодежные объединения…………………………………………………………… …………6
1.1. Определение понятий «Неформальные группа» и «Неформальные молодежные объединения»………………………………………………………6
1.2. История возникновения молодежных неформальных объединений………………………………………………………….………........7
1.3. Виды и направления деятельности неформальных объединений……....14
2. Субкультура как фактор социального развития….…………………………………………………………………….....18
2.1 Понятие и функции субкультуры. Классификация субкультур.………………………………………………….................................18
2.2 Влияние субкультур на молодежь…………………………………………………………………………24
2.3. Социальная работа с неформальными объединениями…………………..29
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 74.95 Кб (Скачать документ)
  1. Молодежь, живет в общем социальном  и  культурном  пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не  отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Каково  общество - такова и молодежь, следовательно, и молодёжная субкультура.
  2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека, как со  стороны родителей, так и педагогов,  всех  представителей "взрослого" мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой  -  к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь.
  3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный "образ" субкультуры не в меньшей степени, чем основные  агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением наиболее распространенный  вид  досуговой  самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура   просто   повторяет телевизионную субкультуру.

   Молодежная  субкультура  есть  искаженное зеркало  взрослого мира вещей, отношений и ценностей.[11,ст.189-206]. Рассчитывать  на эффективную  культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения также постоянно снижается.

   Феномен молодёжных субкультур давно привлекает к себе внимание многих исследователей: педагогов, психологов, социологов. Каковы причины их появления? Почему молодые  люди восстают против общественных устоев? Что подталкивает молодёжь уйти в  закрытое молодёжное сообщество или  в секту; присоединиться к тому или  иному, подчас социально опасному движению; встать в оппозицию взрослому  миру?

Учёные пытаются объяснить причину появления  субкультур экономическими, социальными, культурологическими причинами, выводят  данную проблему из конфликта отцов  и детей и т.д. Всё существующее множество объяснений не лишний раз  говорит о том, что данная проблема является достаточно сложной, а продолжающиеся исследования наводят на мысль, что  однозначного ответа нет и в ближайшее  время не предвидится.

Если нет однозначного ответа, то, следовательно, нет и  путей разрешения данной проблемы, т. е. мы имеем факт существования  молодёжных субкультур, но не знаем, что  с ними делать. Выходы из данного  затруднения могут быть разными. К примеру, можно, как это было раньше, объявить все молодёжные неформальные движения социально опасными и начать с ними борьбу соответствующим образом. Однако, как показывает история молодёжных выступлений в прошлом, данные меры не приведут ни к чему хорошему и только усилят антисоциальную доминанту внутри молодёжного движения. Можно, наоборот – оставить вне общественного внимания существующие субкультуры и надеяться, что переходный период когда-нибудь закончится и молодёжь рано или поздно покинет субкультуру. [8,ст.151-158]

Субкультуры действительно  играют роль своеобразного буфера, в котором молодёжь восполняет недостаток социализации, приобретает недостающие  навыки, осваивает социальные роли. Вместе с тем свободный поток  любой информации, отсутствие объективных  критериев при её усвоении молодыми людьми создают ситуацию риска, при  которой молодые люди усваивают  антисоциальные и деструктивные  нормы поведения. Еще одним, более  продвинутым вариантом в разрешении проблем молодёжных субкультур можно  назвать создание искусственных  движений на основе выявленных особенностей жизни молодёжных субкультур. Этот вариант представляется особенно привлекательным  ещё и потому, что позволяет  заранее создавать безопасную для  общества систему норм и ценностей, на которые будет ориентироваться  молодёжь. Однако и в этом случае остаётся проблема уже существующих движений. Как быть с ними? Кроме  того, при опоре на неформальные признаки и свойства субкультуры, которые  известны исследователям и на основании  которых создавалась бы искусственная  субкультура, последняя, вероятней  всего, очень быстро потеряла бы свой субкультурный статус и стала  формальной.

Субкультура –  это не только набор определённых свойств и признаков, не только специфический  образ жизни, но прежде всего некая  внутренняя потребность, на которой  как на основании вырастает жизненное  древо субкультуры. В самом деле происходит смена политических режимов, изменяются экономические условия жизни, происходит активное знакомство с другими культурами и религиями, а субкультуры продолжают возникать, активно заявлять о своём существовании. Уже сам факт появления субкультур вне их зависимости от экономических, политических, словом, материальных причин, наводит на размышления об иной причине их появления, не детерминированной внешними обстоятельствами.

Другими словами, материальные потребности, их количество и качество, связанные с условиями  жизни, не могут быть существенными  для определения причин, по которым  появляется молодёжная субкультура. В  таком случае остаются потребности  духовного характера. В гуманитарной науке под данными потребностями  понимается потребность в развитии личности; в осуществлении самого себя; в самореализации; в самоактуализации; в осмыслении своего назначения в  мире; в удовлетворении чувства прекрасного, чувства справедливости; в сущностном познании окружающего мира и т. п. Выходя за границы социальной и биологической  природы, данные потребности составляют особую сферу высших ценностей, духовного  опыта, осмысления себя и своей жизни. [2,ст.74-81]

Представителей  молодёжной субкультуры характеризует  скепсис к общепринятым «кумирам»  человеческого общежития и непризнание  за этими «кумирами» их абсолютности или божественности. Отсюда вытекает стремление к выходу из «лицемерного»  социума, стремление к объединению  с себе подобными. Но вследствие грехопадения молодёжный поиск приобрёл характер «блуждания во тьме». Отсюда его крайности, выраженные в разнообразных формах: декларирование своей антисоциальности, деструктивность, сектантская закрытость, экспериментирование с наркотическими и галлюциногенными средствами и  т.д. Потребность в Боге может  быть удовлетворена только Богом, Православная церковь может сыграть значительную роль в диалоге общества с молодёжными  субкультурами, может дать ответы на все вопросы ищущей молодой души, поскольку имеет богатейший опыт в сфере духовных исканий человечества.

Осознание духовных причин зарождения молодёжных субкультур позволит значительно расширить  и одновременно углубить имеющиеся  представления о молодёжи, поможет  понять её смятения и крайности. А  там, где станет возможным понимание, станет возможным и плодотворный позитивный диалог, помощь молодёжи в  преодолении негативных сторон субкультурной  жизни.

2.3.  Социальная работа  с неформальными  объединениями.

Анализирование  субкультуры вывело некоторые советы для помощи социальным работникам в работе с неформальными группами.

 Социально-педагогическая деятельность с неформальными молодежными объединениями будет эффективной если:

   1. Специалист по социальной работе  будет компетентен в сущности  неформальных молодежных объединений,  в их видах, причинах возникновения.

   2. Специалист по социальной работе  будет учитывать специфику педагогической  деятельности с молодежью в  современных условиях.

   3. Будут определены источники  построения социально-педагогической  работы с неформальными молодежными  объединениями. [6,ст.53-57]

На современном  этапе развития социальной работы считается, что  участие в каких-либо неформальных объединениях приводит к отклоняющемуся (девиантному)  поведению. На основе этого была разработана стратегия предупреждения и профилактики девиантного поведения.

В стратегии  предупреждения и профилактики девиантного  поведения возможны два основных подхода: можно идти от наиболее острых сиюминутных ситуаций, которые будут задавать тон отношениям педагогов по социальной работе и подростков, или опережать развитие событий, опираясь на социально-педагогический анализ и прогноз развития ситуации социализации, помогая подросткам и юношам вырваться из под гнета обстоятельств.

   В современной педагогической  практике наблюдается несколько  типов таких стратегий:

   - 1-й тип таких стратегий - попустительские  стратегии, или стратегии ухода  от работы по предупреждению  и профилактике отклонений в  поведении и правонарушений, и  перекладывания ответственности  за это на кого-либо другого  (на родителей, милицию и так  далее)- к сожалению, это самый  распространенный тип стратегий.  Попустительские стратегии не  являются в точном смысле слова  стратегиями деятельности. Это скорее  антистратегии деятельности.

   - 2-й тип этих стратегий - «тушение  пожаров»- оперативное реагирование  на уже случившиеся происшествия, на явные и наметившиеся (иногда - не наметившиеся) отклонения в  поведении и коррекция девиантного  поведения социально-психологическими  и социально-педагогическими методами  (встречается достаточно часто).

   - 3-й тип - карающая реакция  на девиантное и противоправное  поведение несовершеннолетних (встречается  еще довольно часто). Заключается  в организации «наказаний за  нарушения дисциплины и порядка». Этот тип стратегий наименее  продуктивен как негуманистический,  поскольку он очень быстро  истощает свой «воспитательный  ресурс», а, следовательно, может  быть не правилом, а лишь исключением  из него.

   - 4-й тип стратегий - вовлечение  в деятельность, «отвлекающую» от  бесцельного времяпрепровождения,  организация разнообразной развивающей (социализирующей) деятельности и общения, создание среды социализации личности (встречается, но, к сожалению, все реже и реже).

   - 5-й тип стратегий - индивидуально-профилактическая  работа, основанная на знании  личности ребенка (подростка,  юноши, девушки), на анализе субкультурных  групповых процессов и тенденций  в сообществах сверстников и  оперативной криминогенной обстановки. Заключается в прогнозе предупреждения  и организации превентивных (упреждающих)  мер воздействия (взаимодействия) педагогов и учащихся (этот тип  стратегий распространен значительно  реже, но, тем не менее, встречается).

   - 6-й тип стратегий - стратегии  организации системы охранно-защитной  социально-педагогической и социально-психологической  превенции (раннего предупреждения) десоциализации детей, подростков  и юношества.

 Особенность социальной работы в современных условиях - ее гуманистическая направленность, единство требований и уважения к детям, то есть сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.

   Чтобы ясно представлять себе  специфику социально-педагогической  работы в нашем исследовании  очень важно то, какие функции выполняет социальная работа с неформальными группами:

   - первостепенной является изучений  подростка, его состояния, отношений  в семье, школе, с группой  во дворе, его состояние в  стадии конфликта;

   - оказание помощи подростку, попавшему  в беду. Важно найти пути, варианты  выхода из кризиса, поддержать  в трудное время;

   - анализ состояния социального  воспитания в различных социальных  сферах, окружающих ребенка и  воздействующих на него;

   - социальная работа призвана анализировать, обобщать и распространять, пропагандировать позитивный опыт;

   она должна направлять деятельность  подростка на самовоспитание, самообучение  и умение самостоятельно организовывать  свою жизнь и поступки;

   - социальный работник занимается координацией и объединением различных специалистов, организацией, решающих проблемы подростка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав;

   - одна из функций социальной работы сводится к организации исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных работников, коллективов, различных педагогических центров.

   Таким образом, функции социальной работы можно сформулировать следующим образом, включив и те, что были перечислены нами выше. Это:

  • воспитательная;
  • социально-правовая;
  • социально-реабилитационная.

   Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую среду, процесс его социализации, его адаптации в ходе обучения и воспитания.

   Социально-правовая  означает заботу государства о детях, их правовую защиту.

   Социально-реабилитационная  функция- это воспитательная и образовательная работа с неформальными группами.

Информация о работе Социальная работа с неформальными группами