Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 19:48, курсовая работа
Цель исследования: Изучение социальной работы с неформальными группами.
Объект исследования: Социально-педагогическая работа с неформальными молодежными объединениями.
Предмет исследования: Техника, методики социальной работы с неформальными группами.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить различия в понятиях «неформальные молодежные объединения» и «субкультура» ;
2. Рассмотреть историю возникновения молодежных объединений ;
3. Выявить виды и направления молодёжных неформальных объединений
4. Определить функции субкультуры;
5. Рассмотреть влияние субкультуры на молодежь.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Сущность понятия неформальные молодежные объединения…………………………………………………………… …………6
1.1. Определение понятий «Неформальные группа» и «Неформальные молодежные объединения»………………………………………………………6
1.2. История возникновения молодежных неформальных объединений………………………………………………………….………........7
1.3. Виды и направления деятельности неформальных объединений……....14
2. Субкультура как фактор социального развития….…………………………………………………………………….....18
2.1 Понятие и функции субкультуры. Классификация субкультур.………………………………………………….................................18
2.2 Влияние субкультур на молодежь…………………………………………………………………………24
2.3. Социальная работа с неформальными объединениями…………………..29
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………………………………….39
Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей.[11,ст.189-206]. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения также постоянно снижается.
Феномен молодёжных субкультур давно привлекает к себе внимание многих исследователей: педагогов, психологов, социологов. Каковы причины их появления? Почему молодые люди восстают против общественных устоев? Что подталкивает молодёжь уйти в закрытое молодёжное сообщество или в секту; присоединиться к тому или иному, подчас социально опасному движению; встать в оппозицию взрослому миру?
Учёные пытаются объяснить причину появления субкультур экономическими, социальными, культурологическими причинами, выводят данную проблему из конфликта отцов и детей и т.д. Всё существующее множество объяснений не лишний раз говорит о том, что данная проблема является достаточно сложной, а продолжающиеся исследования наводят на мысль, что однозначного ответа нет и в ближайшее время не предвидится.
Если нет однозначного ответа, то, следовательно, нет и путей разрешения данной проблемы, т. е. мы имеем факт существования молодёжных субкультур, но не знаем, что с ними делать. Выходы из данного затруднения могут быть разными. К примеру, можно, как это было раньше, объявить все молодёжные неформальные движения социально опасными и начать с ними борьбу соответствующим образом. Однако, как показывает история молодёжных выступлений в прошлом, данные меры не приведут ни к чему хорошему и только усилят антисоциальную доминанту внутри молодёжного движения. Можно, наоборот – оставить вне общественного внимания существующие субкультуры и надеяться, что переходный период когда-нибудь закончится и молодёжь рано или поздно покинет субкультуру. [8,ст.151-158]
Субкультуры действительно
играют роль своеобразного буфера,
в котором молодёжь восполняет недостаток
социализации, приобретает недостающие
навыки, осваивает социальные роли.
Вместе с тем свободный поток
любой информации, отсутствие объективных
критериев при её усвоении молодыми
людьми создают ситуацию риска, при
которой молодые люди усваивают
антисоциальные и деструктивные
нормы поведения. Еще одним, более
продвинутым вариантом в
Субкультура – это не только набор определённых свойств и признаков, не только специфический образ жизни, но прежде всего некая внутренняя потребность, на которой как на основании вырастает жизненное древо субкультуры. В самом деле происходит смена политических режимов, изменяются экономические условия жизни, происходит активное знакомство с другими культурами и религиями, а субкультуры продолжают возникать, активно заявлять о своём существовании. Уже сам факт появления субкультур вне их зависимости от экономических, политических, словом, материальных причин, наводит на размышления об иной причине их появления, не детерминированной внешними обстоятельствами.
Другими словами,
материальные потребности, их количество
и качество, связанные с условиями
жизни, не могут быть существенными
для определения причин, по которым
появляется молодёжная субкультура. В
таком случае остаются потребности
духовного характера. В гуманитарной
науке под данными
Представителей
молодёжной субкультуры характеризует
скепсис к общепринятым «кумирам»
человеческого общежития и
Осознание духовных причин зарождения молодёжных субкультур позволит значительно расширить и одновременно углубить имеющиеся представления о молодёжи, поможет понять её смятения и крайности. А там, где станет возможным понимание, станет возможным и плодотворный позитивный диалог, помощь молодёжи в преодолении негативных сторон субкультурной жизни.
2.3. Социальная работа с неформальными объединениями.
Анализирование субкультуры вывело некоторые советы для помощи социальным работникам в работе с неформальными группами.
Социально-педагогическая деятельность с неформальными молодежными объединениями будет эффективной если:
1. Специалист по социальной
2. Специалист по социальной
3. Будут определены источники
построения социально-
На современном этапе развития социальной работы считается, что участие в каких-либо неформальных объединениях приводит к отклоняющемуся (девиантному) поведению. На основе этого была разработана стратегия предупреждения и профилактики девиантного поведения.
В стратегии предупреждения и профилактики девиантного поведения возможны два основных подхода: можно идти от наиболее острых сиюминутных ситуаций, которые будут задавать тон отношениям педагогов по социальной работе и подростков, или опережать развитие событий, опираясь на социально-педагогический анализ и прогноз развития ситуации социализации, помогая подросткам и юношам вырваться из под гнета обстоятельств.
В современной педагогической
практике наблюдается
- 1-й тип таких стратегий - попустительские
стратегии, или стратегии
- 2-й тип этих стратегий - «тушение
пожаров»- оперативное реагирование
на уже случившиеся
- 3-й тип - карающая реакция
на девиантное и
- 4-й тип стратегий - вовлечение
в деятельность, «отвлекающую» от
бесцельного
- 5-й тип стратегий - индивидуально-
- 6-й тип стратегий - стратегии
организации системы охранно-
Особенность социальной работы в современных условиях - ее гуманистическая направленность, единство требований и уважения к детям, то есть сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.
Чтобы ясно представлять себе
специфику социально-
- первостепенной является
- оказание помощи подростку,
- анализ состояния социального
воспитания в различных
- социальная работа призвана анализировать, обобщать и распространять, пропагандировать позитивный опыт;
она должна направлять
- социальный работник занимается координацией и объединением различных специалистов, организацией, решающих проблемы подростка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав;
- одна из функций социальной работы сводится к организации исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных работников, коллективов, различных педагогических центров.
Таким образом, функции социальной работы можно сформулировать следующим образом, включив и те, что были перечислены нами выше. Это:
Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую среду, процесс его социализации, его адаптации в ходе обучения и воспитания.
Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.
Социально-реабилитационная функция- это воспитательная и образовательная работа с неформальными группами.
Информация о работе Социальная работа с неформальными группами