В противоположность идеалам
и догматам современного западного
общества хиппи выдвинули свою,
более гуманистическую, как они
считали, систему ценностей. «Творите
любовь, а не войну»- один из
лозунгов хип - движения. Они подчеркивали
красоту земного мира, радость
и богатство человеческих чувств.
В одежде хиппи использовали
красочные атрибуты разных национальных
культур: буддистские четки, индейские
талисманы, амулеты, мокасины, европейские
гитары и губные гармошки. Символом
хип-движения были цветы. Они
означали любовь для них, естественную,
не изуродованную человеческими
условностями жизнь. Хиппи критиковали
поколение отцов за то, что
оно опошлило и сделало карикатурным
все естественные появления человеческой
сущности: труд, общение, игру, юмор.
Короче жизнь стала «кладбищем
комфорта и роскоши», а хиппи
не хотели быть «заживо похороненными».
Они протестовали против приглаженности,
серости, однотонности жизни,
ее бездушности, подчиненности
формальным правилам, подавления
индивидуальности. Хиппи были приверженцами
тотальной революции, выступали
за подлинную демократию, власть
народа, за «эмоциональный социализм».
Однако, по признанию одного из
лидеров хиппи А. Хофмана, их
заговор становится все более
агрессивным. Дети цветов теряли
мирный нрав и обрастали шипами.
В 1966 году под влиянием хип-движения
произошло бурное выступление
левацки настроенных студентов
в Париже. Выдвинув абстрактные
лозунги («Фантазию – к власти»
и тому подобное), студенты устраивали
массовые демонстрации протеста,
создавали баррикады, провоцировали
столкновения с полицией. К студентам
примкнула часть парижских горожан.
Только вмешательство демократических
сил предотвратило кровавое подавление
студенческого бунта властями. С
ними вступили в переговоры. В
результате студенты добились
демократизации и усовершенствования
системы высшего образования в стране,
удовлетворения некоторых требований
трудящихся. К политическим проблемам
добивались экономические: пребывание
в крупных городах больших групп неорганизованной
молодежи приводило к голоду в их среде,
болезням и эпидемиям. Это заставило хиппи
заняться материальным производством.
Создаются небольшие ремесленные мастерские,
сельскохозяйственные фермы. Причем диггеры,
особое направление в хиппи-движении,
пытаются игнорировать товарно-денежные
отношения. В их магазинах все отдается
даром. Естественно, что долго такие предприятия
продержаться не смогли. В это же время
движение «подполье» направляет свои
усилия на духовные преобразования общества:
они начинают издавать большое количество
книг, газет и журналов, в которых обсуждают
проблемы секса, религии, комиксов, поп-искусства.
Выражением крайнего отчаяния
и протеста была возникшая
на грани 60-х и 70-х годов
«революция озарения посредством
наркотиков». Утверждалось, что лишь
путем систематического употребления
наркотических средств становится
возможным развитие чувственности,
«раздвижение» познания мира, установление
связей между людьми. Для многих
молодых людей в этом и сегодня
видится единственный путь разрешения
их трудных жизненных проблем.
В эти же кризисные годы
молодежного движения возникают
разнообразные секты. Они стремятся
«евангелизировать контркультуру».
Получают так же распространение
и другие религиозные взгляды
и верования, особенно связанные
с индуистской философией.
В 70-е годы возникают и более
«мирные», целеустремленные виды
молодежного несогласия с обществом:
движение «зеленых», группы новой
демократии, защиты прав женщины,
безработных и так далее. Молодежь
проводит компании: «Рок против
правых!», «Нет стартовым площадкам
для третьей мировой!». Таким
образом, насущные, животрепещущие
проблемы современного общества попадают
в центр внимания молодежи, активно включающейся
в движение протеста.
С середины 70-х годов в развитых
капиталистических странах распространяется
движение рокеров. Это преимущественно
молодые люди из низкооплачиваемых
семей, рабочие и учащиеся. Рокеры
всегда с мотоциклами. Мчась
на них с головокружительной
скоростью по пустынным улицам
больших городов, рокеры испытывают
«чувство сладостного освобождения
от оков общества». Рокеры стремятся
найти удовлетворяющие их идеалы
жизни в общении с себе подобными
в своих рок-клубах.
Еще боле крайние позиции занимают
в Великобритании и Германии
«бритоголовые» («скинхэдз», «скинз»).
Они выходцы из среды люмлен
- пролетариев. Тяжелое существование
породило у них слепую ненависть
к более состоятельным людям
и стремление к ничем не
прикрытому насилию по отношению
к окружающим. Из них формируются
основные «кадры» неонацизма. Однако
ряды их неординарны. Не всякий
«бритоголовый» - фашист. Для многих
из них участие в этих группах
- лишь средство выразить свой
протест против равнодушного
отношения к ним общества.
Большую известность в современном
мире получили панки. Чувствуя
себя брошенными и преданными
обществом, они, негодуя, сознательно
стремятся вызвать у членов
этого общества отрицательную
реакцию, даже отвращение к
себе. «Шокировать и провоцировать!»-
их лозунг. В особенности сказанное
относится к группам панк-рока.
Подобные взгляды находят выражение
даже во внешнем облике Панков,
разительно отличающемуся от
всех других людей: у них
гладко выбритые черепа, экстравагантные
прически, причудливо расписанные
красной или черной краской
лица, разодранная одежда (джинсы, кожаные
куртки), на шеях ошейники для
собак, цепи от унитаза. Многие
из них мрачно и безнадежно
смотрят в будущее, но некоторые
группы находят выход в формах
политической борьбы.
В последние годы возникло
и стало широко распространяться
новое молодежное движение - киберпанкизм.
Оно происходит от слов «кибернетика»
и «панк». Фантаст и математик
Р.Оаккер назвал его «синтезом
человека и машины». Б. Стерлинг
характеризует киберпанкизм как
«греховный альянс технического
мира с низшими проявлениями
поп-культуры и уличной анархией».
Американский писатель У.Гибсон
в романе «Невроманктик» описал
мир киберпанков, в котором
живут девушки с остекленевшими
глазами и взвинченные юноши.
Мозги молодых людей присоединены
к техническим устройствам, усиливающим
умственные возможности.
Имеются две категории киберпанков:
осознающие и не осознающие
свою принадлежность к киберпанкам.
Вторых значительно больше. Это
люди разных профессий, возрастов,
социальной принадлежности, которые
страстно влюблены в компьютеры.
В новой субкультуре Панков
персональный компьютер ценится
значительно выше грампластинки,
выполненные средствами компьютерной
графики, уже выставляются в
картинных галереях. Журналы киберпанков
издаются на компьютерах и
передаются на экраны по компьютерным
сетям. Несколько популярных эстрадных
групп пропагандируют музыку
киберпанков. Они записываются
на компакт-диски. Их философия
- вольно или невольно - отражена
в голливудских фильмах «Видеодром»,
«Робот-полицейский», «Терминатор-2».
Новая техника позволяет киберпанков
выходить в пространство телефонных
номеров и факсов, используемых
для компьютерной связи. Тем
самым перед ними открываются
все временные, государственные
и социальные границы. Ожидаемый
расцвет киберпанкизма в годы
президента Клинтона, который стремился
сделать США мировым лидером
в разработке высоких технологий,
полностью не оправдался.
Киберпанки сжились с техникой,
чего не смогли сделать все
предшествующие неформальные молодежные
объединения.
Они хотят использовать ее
для установления связи искусства
и науки, литературы и промышленности.
Киберпанки поняли: или мы подчиним
технику себе, или она подчинит
нас (А.Сычев, «Известия», 3 апреля
1993 год).
Изложенное показывает, что нельзя по
обывательски сводить сущность неформального
молодежного движения к причудам и странностям
«бесящейся от жира», «неизвестно чего
хотящий», «похотливой и развратной» молодежи.
Понятно, что преломление в сознании и
воплощение в поведении далеко не всегда
бывает правильным: если бы юность знала,
если бы старость могла! Поэтому зрелых
людей поражает своеобразие и неожиданность
форм молодежного протеста, которые заслоняют
от них содержание, смысл его. В то же время
нельзя закрывать глаза на то, что некоторые
неформальные молодежные объединения
под влиянием слепой ненависти встают
на путь преступления и насилия. Этого
любое цивилизованное общество терпеть
не должно.
Впервые упоминание о неформальных
объединениях встречаются еще
в Древней Греции, однако число,
структура и сущность, как «неформалов»,
так и уличных группировок
менялись в различные исторические
периоды. Движение «неформалов»
развивалось волнообразно, то, затихая,
то, охватывая территории целых
государств. Эти изменения, как
правило, совпадали с изменениями
социально-экономической, политической,
культурной и других сфер и
особенно во времена резких
социальных потрясений. В целом в настоящее
время явления субкультур прочно вошло
в повседневную жизнь. В силу особенностей
телекоммуникаций, оно создает в настоящее
время стратификацию нашего общества
по интересам.[5ст.90-112]
- Виды
и направления деятельности
неформальных объединений.
Неформальные
объединения влияют на социализацию
подростков и молодежи в зависимости
от их состава, направленности, стиля лидерства,
а главное от меры значимости для того
или иного их члена.
По направленности
интересов социолог М.Топалов
так классифицирует молодежные объединения
и группы: увлечение современной молодежной
музыкой; устремление к правопорядковой
деятельности; активно занимающиеся
определенными видами спорта; околоспортивные
различные фанаты; философско-мистические;
защитники окружающей среды.
И.П. Башкатов
[1] выделяет четыре вида неформальных
объединений. I вид: социально нейтральные
(озорные) группы общения. Основными типами
этих групп являются само возникающие
«озорные» группы детей и подростков,
сформировавшиеся по домовому, дворовому
или уличному принципу по месту жительства.
Основная цель деятельности этих групп
удовлетворение потребности в интимно-личностном
общении со сверстниками, чаще всего выражающееся
в играх, в разговорах о чем угодно. Характерной
особенностью этих групп является то,
что взаимоотношения подростков в них
фактически не опосредуются совместной
деятельностью. Подготовленность к групповой
деятельности отсутствует. Аморальные
действия и проступки совершаются отдельными
членами внезапно по инициативе наиболее
подвижных и деятельных членов стихийно
возникшей группы. Внутри групповой структуры
тоже нет. Интересы, нормы и ценности
существуют только на личностном уровне
и могут быть как позитивной, так и негативной
направленности. Общая направленность
деятельности и общения в этих группах
носит социально нейтральный характер,
с тенденцией развиваться в асоциальном
направлении. Многое зависит от прежнего
опыта каждого подростка, от его включенности
в социально полезную деятельность. Хорошо,
если подростки в таких неформальных объединениях
будут включены в позитивную общественно
значимую деятельность, если же дворовые,
уличные компании подростков оказываются
в не контроля взрослых, школы и общественных
организаций, а представлены сами себе,
то с уверенностью можно сказать,
что они будут развиваться по криминогенному
пути. II вид: предкриминальные или асоциальные
группы подражания. Это асоциальные группы
подростков и юношей, которые сформировались
на основе подражательного интереса к
зарубежной рок-музыке, «тяжелому металлу»
– группы «металлистов»; технике – группы
«ночных мотоциклистов-рокеров»; политизированной
моде – группы «хиппи», «панков»,
«чернорубашечников» и «коричневорубашечников»;
группы спортивных болельщиков-«фанатов»
и другие. Характер их групповой деятельности
асоциален и имеет интимно-личностный
уклон.
Главное для подростков
заключается в том, чтобы их заметили,
выделили из среды взрослых и сверстников.
Поэтому каждый, в меру своих сил и возможностей,
старается выделиться, обратить на себя
внимание: кто одеждой, кто прической,
кто поведением, кто знанием техники, музыки
и
т.д. Чаще всего
их совместная деятельность носит хулиганский
характер, выражающийся в нарушении
общественного порядка. Отдельные члены
групп могут совершать более серьезные
преступления: употребление, сбыт и
хранение наркотических веществ, хищения
личной и государственной собственности
и т.д. Но эти преступления не являются
групповыми, так как совершаются не
всей группой, а только отдельными ее членами.
Отклоняющееся от нравственных норм поведение,
асоциальная ориентация во взглядах на
жизнь свидетельствуют о том, что эти группы
находятся на подступах к противоправной
деятельности. Если своевременно не принимать
профилактических мер, направленных
на предупреждение возникновения предкриминальных
групп, то в скором времени они перерастают
в неустойчивые криминальные группы.