Социальная работа с неформальными группами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание

Цель исследования: Изучение социальной работы с неформальными группами.
Объект исследования: Социально-педагогическая работа с неформальными молодежными объединениями.
Предмет исследования: Техника, методики социальной работы с неформальными группами.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить различия в понятиях «неформальные молодежные объединения» и «субкультура» ;
2. Рассмотреть историю возникновения молодежных объединений ;
3. Выявить виды и направления молодёжных неформальных объединений
4. Определить функции субкультуры;
5. Рассмотреть влияние субкультуры на молодежь.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Сущность понятия неформальные молодежные объединения…………………………………………………………… …………6
1.1. Определение понятий «Неформальные группа» и «Неформальные молодежные объединения»………………………………………………………6
1.2. История возникновения молодежных неформальных объединений………………………………………………………….………........7
1.3. Виды и направления деятельности неформальных объединений……....14
2. Субкультура как фактор социального развития….…………………………………………………………………….....18
2.1 Понятие и функции субкультуры. Классификация субкультур.………………………………………………….................................18
2.2 Влияние субкультур на молодежь…………………………………………………………………………24
2.3. Социальная работа с неформальными объединениями…………………..29
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 74.95 Кб (Скачать документ)

III  вид: неустойчивые криминальные или антиобщественные группы.  Основными типами этих групп являются группы хулиганов, воров, насильников, бродяг, наркоманов, токсикоманов и др. Утилитарные интересы и склонности, низменные потребности членов группы удовлетворяются антиобщественным или преступным путем. Члены таких групп уже в полном составе совершают преступления и сразу распадаются. Но со временем группы могут собираться вновь. Четко выделяется лидер и антиобщественное ядро группы, вокруг которых сплачиваются остальные члены. Заметно распределение прав и обязанностей. Характерным видом деятельности

является антиобщественное поведение и совершение различных  преступлений с целью удовлетворения низменных личных интересов и потребностей. Если неустойчивые криминальные группы не будут своевременно выявлены и к ним не будут применены пресекающие меры исправительно-трудового и медицинского воздействия,  то они могут перерасти в устойчивые криминогенные группы.

IV  вид: устойчивые криминальные или преступные группы. Это устойчивые объединения подростков, которые, как правило, хорошо организованы. Успешному совершению преступлений способствует высокая подготовленность преступных групп к противоправным действиям. В них просматривается четкая организационная структура.  Количественный состав устойчивых криминальных групп более или менее постоянный.  Выделяется «руководящий центр»   –  лидер, предпочитаемые и исполнители.  В этих криминальных группах есть свои «законы»,  нормы и ценности, которые тщательно скрываются от окружающих. Несоблюдение или нарушение этих «законов»  ведет к распаду группы, поэтому нарушители преследуются и караются. В группах всегда царит жестокая зависимость членов друг от друга,  круговая порука. Деятельность такой группы носит явно негативный антисоциальный характер. Сегодня в нашей стране насчитываются десятки тысяч неформальных молодежных объединений разной направленности,       за деятельностью которых невозможно проследить.  

2. Субкультура как  фактор социального  развития.

2.1. Понятие и функции субкультуры. Классификация субкультур.

Следует отметить разграничения в понятиях неформальные объединения и субкультура.

Само слово  неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд.

неформальные  объединения - это своеобразная форма общения и жизни подростков, общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. Представляющие собой объединения людей на основе общих интересов, но непосредственно не общающихся.

А говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной.

     Система  норм  и  ценностей,  отличающих  группу  от  большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется  под  влиянием  таких факторов, как возраст, этническое  происхождение,  религия,  социальная группа или  местожительство. Ценности субкультуры  не означают отказа  от национальной культуры, принятой  большинством,  они  обнаруживают  лишь некоторые  отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре  с неодобрением или недоверием.

     Молодежные  субкультуры – феномен городской  культуры западного типа. В нем  отразились разнообразные процессы, протекающие в религиозной, идеологической, политической сферах, сфере экономики  и моды. Субкультура неразрывно связана и производна от общей культуры.  Культура общества выступает здесь как единство в многообразии, подчеркивается ее принципиально плюралистический, вариативный характер. Социологи делают акцент на связь субкультуры с определенной социальной группой людей, например, «субкультура - это социальная, этническая или экономическая группа с особым собственным характером в пределах общей культуры общества» [12,ст.19]. В таком контексте это понятие используется для определения образцов поведения и ценностей у различных меньшинств. Предметом исследования при таком подходе может выступить субкультура мормонов в США, субкультура китайской диаспоры в Великобритании или субкультура криминального сообщества (мафии) в Италии. В таком подходе решаются проблема отношений и взаимодействий субкультуры с обществом, проблема сосуществования субкультур. Важно отметить, что в любом определении понятия субкультура подчеркивается принципиально немассовый, в известном смысле эзотеричный ее характер, явное или скрытое противопоставление общей культуре. Вектор становления субкультуры противоположен вектору установления культурного господства.

 «Молодежная  субкультура» не сразу стала  описываться и анализироваться  именно как субкультура (в данной  модели). Ей, можно сказать, отказывали  в равноправии с иными субкультурами  (этническими, религиозными). Ее феномены  длительное время рассматривались  как «девиации» (отклонения от  норм) и как таковые привлекали  внимание в большей степени  криминологов, чем культурологов. Собственно начало исследовательских разработок молодежных субкультур связывается с традициями городской этнографии. Оформление собственно научного подхода со своей методологией включенного наблюдения относится к 1920-м годам, когда группа социологов и криминологов из Чикаго начала собирать данные о подростковых уличных бандах и различных девиантных группах.

М. Брейк выделяет следующие функции субкультур для  молодежи:

1. Они предлагают  решение некоторых структурных  проблем молодежи на "магическом" уровне, особенно проблем, созданных  внешними противоречиями социоэкономической  структуры, которые коллективно  переживаются молодежными поколениями.  Часто эти проблемы являются  частью классовых переживаний  - эффектом осознания классовой  принадлежности и сопротивления  молодежи социально-экономической  заданности их будущего.

2.Они предлагают некую новую культуру, из которой можно отобрать значимые культурные элементы, такие как: стиль (моду), досуговые ценности, повседневные идеологии и жизненные стили. Эти элементы способствуют формированию идентичности вне той солидарности, которая предписывается им "соответствующей" (их уровню) работой, семьей и школой.

3. Они  есть некая альтернативная форма  социальной реальности, которая,  конечно же, апробируется в классовой  культуре, но опосредуется ближним  окружением (соседством) или несуществующей - символической общиной, воспринятой  через масс-медиа. 

4. Субкультуры  предлагают осмысленный, значимый  путь жизни в рамках "свободного" времени - в течение досуга, который  вынесен за рамки инструментального  и скучного мира работы.

5. Субкультуры  предлагают новые экзистенциальные  дилеммы для принятия индивидуальных  решений. В частности, они могут  включать использование бриколлажа  молодежного стиля для конструирования  своей идентичности вне школы или работы.

Существует  большое количество видов субкультур.

По социально-правовому  признаку выделяют:

Просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.

Социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.

Асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

 Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую  типологизацию западных молодежных субкультур: романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры). гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.) криминальные ("гопники", "люберы") анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными. В определенный период своей жизни все подростки начинают испытывать необходимость в признании в среде сверстников, в самоутверждении среди себе подобных. Этот важный этап становления личности, по словам психологов, как правило бывает самым конфликтным. А еще именно в этом возрасте подростки начинают создавать какие-то свои компании, клубы по интересам, объединения. Именно это и объясняет возникновение огромного количества молодежных субкультур.[1,ст 115-120]. Итак, какие неформальные объединения, можно сегодня встретить на улицах Запада? 

ХИППИ

  Это молодежное движение возникло еще в 60-х годах прошлого века в США. «Дети цветов» (так называли хиппи СМИ за их идеологию и любовь к украшениям и расшитым цветочными узорами одежду) пропагандировали свободную любовь и любовь ко всему живому, отрицали материальные ценности и выступали против войн и любого насилия. Романтическое время 60-х в США и его вклад в мировую культуру до сих пор по достоинству неоцененно. Это и музыка ставшая классикой рока (Дорс, Дженис Джоплин) и художественная литература, и поэзия.

ПАНКИ

Панки,  появились  в 70-х в Англии. В отличие от интеллектуальных хиппи, с идеологией у представителей данной субкультуры  все более сложно. Видимо потому, что по сути своей панк не столько  движение, сколько форма выражения  чего либо. Вызывающая одежда, антисоциальное поведение, отказ от любых моральных  норм . Ныне панки в нашей стране - странная и многочисленная категория молодежи. Носят ирокезы.

ЭМО

Самая загадочная спорная и многочисленная группа. Считается что музыкальный стиль  эмо возник в середине 80-х, и вышел  он все из того же панка. Главное  различие состояло в том, что музыка Панков была политизированной, идеологизированной и агрессивной. Песни эмо были о любви, страхе, перживаниях –  в общем об эмоциях. Отсюда собственно и название. Стиль одежды эмо сформировался гораздо позже – около 2000 года. А после этого эмо движение проникло практически во все страны мира и во все сферы жизни. Эмо – это молодые люди с крашенными черными волосами и длинными рвано постриженными челками. Одежду они предпочитают черных и ядовито-розовых цветов. Нередко внешний вид эмо украшают пирсинг и жутковатый макияж. А одежду они украшают значками с мультяшными героями. Считается что эмо – это молодые люди пишущие стихи и не употребляющие алкоголь и наркотики. А еще эмо могут разрыдаться по любому поводу. Главная ( и по сути единственная) идея эмо – не скрывать своих эмоций.

ГОТЫ

Те самые, что  носят на руках колготы. По своей  спорности и многочисленности готы уступают лишь эмо. Как и следует  из названия - это молодые люди предпочитающие слушать музыку готической направленности. Выглядят готы соответственно – длинные  черные волосы, подведенные глаза, белила – побольше. Как правило готы довольно интеллектуальные молодые  люди, увлекаются haunted house – литературой  о вампирах, немецким романтизмом, и  даже пишут стихи и музыку –  соответствующей мрачной направленности.

МЕТАЛЛИСТЫ

Практически вымирающее движение. Популярность хэви-металл групп  пошла на спад еще в 80-х годах, тогда же и закончилось победное шествие парней в кожаных куртках  с заклепками и цепями. Сегодня  настоящему металлисту который хорошо разбирается в направлениях тяжелой  музыки, имеет отличную фонотеку и  знает на память все альбомы «Айрон Мейден» около 40 лет и он уже  давно не доставал из шкафа любимую  косуху.

R`N`B

Поклонники соответствующей  музыки - r`n`b. Главные ценности r`n`b –  материальные. Девушки придерживающиеся данной субкультуры круглый год  оголяют животы и ходят в солярий, парни – обвешиваются тяжеленными цепями и так же круглый год пытаются ходить в куртках Алясках. Да, еще необходимое требование – Вся одежда должна быть обязательно от модных дизайнеров.

ХУЛСЫ (от «хулиганы») – агрессивная разновидность  футбольных фанатов, субкультурные  враги эмо . Одеваются хулсы сдержанно  – в противоположность эмо, главное  для них не внешний вид, а идеология. 
 

2.2. Влияние субкультур на молодежь.

     Основной  фактор, привлекающий молодежь в субкультуры  – стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения  мегаполиса. Поэтому, несмотря на декларирование представителями субкультуры своей  приверженности каким-либо идеологическим, религиозным, политическим концепциям, обычно они не особо вникают в  них и в основном объединяются по внешним характеристикам –  одежда, прически, музыка, места общения  и т.д. Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и  ценностей  формируется  контркультура.  Известный  пример  контркультуры - хиппи 60-х годов в США. Элементы, как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодёжи на Западе. Ее определяющей характеристикой является феномен  субъективной "размытости",  неопределенности,  отчуждения  от  основных  нормативных ценностей (ценностей большинства). Так, у  немалого  числа  молодых  людей  отсутствует  четко  выраженная личностная   самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном  преломлении  просматривается  как  в  отношении   к социуму,  так  и  в   межгенерационном   общении,   в   контркультурной направленности молодежного досуга. Однако  сегодня  у  молодого  поколения  нередко  появляется полное отрицание  всех  "папиных"  ценностей,  включая  историю   собственного государства.  Эта  позиция  особенно  уязвима,  если   иметь   в   виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия  в решении социальных проблем для общества, а не только для себя. Именно на этом уровне субкультура молодого  поколения  приобретает заметные  контркультурные   элементы:   досуг,   особенно   юношеством, воспринимается   как   основная   сфера   жизнедеятельности,    и    от удовлетворенности им зависит общая  удовлетворенность  жизнью  молодого человека. В индивидуальном поведении молодых людей проявляются такие черты  социального поведения,  как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной  самореализации. Выбор тех  или  иных  культурных  ценностей  чаще  всего  связан  с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не  согласные  с ними легко попадают в  разряд  "отверженных"),  а  также  с  престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения. Групповые стереотипы и престижная иерархия  ценностей  обусловлены половой  принадлежностью,  уровнем  образования,   местожительством   и национальностью реципиента. Культурный конформизм в рамках  субкультуры проявляется от более мягкого до более агрессивного. Возникновение такой, а не иной, с указанными  особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом  причин,  среди  которых наиболее значимыми представляются следующие.

Информация о работе Социальная работа с неформальными группами