Социальная работа с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
1. Рассмотреть социально-психологические проблемы пожилых людей.
2. Изучить опыт социально-психологического консультирования на примере деятельности ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения по Первомайскому району г. Кургана».
3. Определить пути совершенствования социально-психологического консультирования пожилых людей.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 71.94 Кб (Скачать документ)

 

1.2 Формы,  методы и этапы  социально-психологического консультирования

     М.А. Гулина дает определение консультирования в широком смысле. Консультирование - процесс, когда подготовленный специалист оказывает поддержку или осуществляет руководство другим человеком в индивидуальной или групповой работе[2.44, с.78].

Консультирование есть оказание помощи при жизненном стрессе, вследствие психотравмирующих событий, например потери работы или тяжелой утраты, или вследствие текущих обстоятельств, например неудачного брака, материальных трудностей или плохих жилищных условий. Консультирование может также включать рекомендации, например по уходу. Несмотря на широкий смысл термина, его  основное значение состоит в том, чтобы помочь консультируемому управлять  собственной жизнью благодаря реалистичной оценке и хорошему пониманию текущих  эмоциональных и межличностных  переживаний. Консультирование получает все более широкое распространение, в этой сфере работает все больше специалистов. Британская ассоциация консультирования утверждает и сертифицирует  курсы подготовки, соответствующие  определенным стандартам.

      Социально-психологическое  консультирование — одно из  направлений профессиональной деятельности, в ходе которого специалист  по социальной работе помогает  клиенту понять суть его трудной  жизненной ситуации и предлагает  различные варианты ее решения.  Как технологический способ решения  социальных задач эта процедура  часто используется не только  в социальной работе, но и в  медицинской, юридической и психотерапевтической  практике.

Консультирование позволяет  путем предоставления необходимой  информации, указания на альтернативные формы помощи содействовать гражданам  в реализации их законных прав и  интересов.

В процессе консультирования решаются следующие задачи: оказание профессиональной помощи, в связи  с заявленной клиентом проблемой; информирование клиента о неиспользованных им возможностях; мобилизация скрытых ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение  проблемы; выявление основных направлений  дальнейшего развития личности.

Консультирование проводится тогда, когда проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже  поздно, нужно оказывать помощь. При этом необходимо уточнить и осмыслить  проблему, найти средства для ее решения; только затем пытаться предупредить, предотвратить появление подобных проблем в будущем. Консультирование представляет собой взаимодействие клиента и специалиста на двух уровнях: содержательном и психологическом. На содержательном уровне клиент обращается с просьбой помочь ему в решении трудной жизненной ситуации, а специалист изучает суть возникшей проблемы и предлагает варианты возможного выхода из нее. На психологическом уровне устанавливаются доверительные отношения между специалистом и клиентом, специалист формирует у клиента установку на самостоятельное решение возникших жизненных трудностей.

Социально-психологическое  консультирование граждан пожилого возраста ориентировано на их социально-психологическую  поддержку, активизацию усилий в  решении собственных проблем  и предусматривает:

• выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;

• профилактику различного рода социально-психологических отклонений;

• работу с семьями, в которых живут граждане пожилого возраста, организацию их досуга;

• обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста;

• правовую помощь в пределах компетентности органов социального обслуживания;

• иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для граждан пожилого возраста.

Социально-психологическое  консультирование как технологический  способ решения социальных задач  — это процедура, часто используемая в социальной работе, в медицинской, юридической практике специалистами  разных направлений с целью ориентации граждан, отдельных лиц, семей, групп, общин путем указания на альтернативные формы оказания помощи, в определении  целей и обеспечении необходимой  информацией[2.28, с.35].

Правовое регулирование  социально-психологического консультирования осуществляется на основании:

• Конституции Российской Федерации, в которой закреплено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь человека[1.1];

• федеральных законов - «Об основах социального обслуживания населения в РФ»[1.5], «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»[1.7];

• нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации ( например - Закон Курганской области от 3 декабря 2004 года № 845 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Курганской области»[1.11]);

• вневедомственных нормативно-правовых актов, конкретизирующих социально-психологической консультирование пожилых людей (например - Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения, порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам» ГОСТ Р 52884-2007 Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 562-ст.[1.14]);

• правовые акты муниципальных образований, согласно которым устанавливаются правила и особенности социального обслуживания на местном уровне.

Социально-психологическое  консультирование предоставляется  в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации. Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации  установлены Федеральным законом  от 27 декабря 2002 г. № 558-ФЗ «О техническом  регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»[1.10]. Настоящий стандарт разработан по заказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере социального обслуживания населения без образования юридического лица, гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Настоящий стандарт устанавливает  порядок и условия предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам  всего комплекса социальных услуг: социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых.

М.А. Гулина пишет, что по своей технологии и форме консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими  людьми, в ходе которого консультант  передает специальные знания и соответствующую  информацию консультируемому лицу с  целью помочь ему в решении  назревших проблем, а также при  подготовке социальных прогнозов, перспективных  программ и т.п.[2.43, с.170].

Информация консультанта может реализовывать различные  функции консультирования: быть катализатором  и фасилитатором, ускоряющим и облегчающим работу, выступить средством мобилизации ресурсов личности, средством, формирующим мотивацию действий. Информация, вовремя полученная клиентом, может предупреждать последствия его альтернативных действий. Главное, в большинстве своем социально-психологическое консультирование помогает консультируемому комплексно и объективно оценить стоящие перед ним проблемы, глубже их уяснить и осуществить оптимальный выбор варианта действия, поведения. Консультант способствует ликвидации дефицита информации об объекте и предмете исследования или преобразования, вооружает клиента новыми подходами, инновационной информацией и технологией.

По форме различают  групповое и индивидуальное консультирование, по содержанию — конкретное и программное. В практике социальной работы находят  применение все формы и виды консультирования, а в соответствии с возникающими проблемами может быть использовано и их сочетание.

Контактное консультирование проводится в ходе непосредственного  общения специалиста с клиентом. Оно может быть посвящено вопросам материнства и детства, семьи  и брака, профессии, злоупотребления  наркотиками, безработицы и т.д. Выделяют конкретное и программное консультирование.

Конкретное консультирование осуществляется в тех случаях, когда  речь идет о какой-либо проблеме человека, группы, семьи и т.д. При этом, как  правило, происходит не только передача дополнительной информации, которая  помогает консультируемому разобраться  в сложном для него вопросе, но и осуществляется поддержка клиента. На практике нередко клиент нуждается  именно в морально-психологической  помощи, чтобы воплотить уже имеющееся  у него знание в практическое действие.

Программное консультирование — это двусторонний процесс решения  проблем, в ходе которого консультант  помогает учреждению или организации  объективно проанализировать их деятельность, устранить налет субъективизма в оценках и на этой основе повысить качество оказываемых социальных услуг. Акцент в такого рода консультации делается на способах обеспечения действенности социальных услуг, а не на личной проблеме отдельно взятого клиента. Программное консультирование предполагает также сосредоточение внимания на организационных вопросах с целью эффективного решения проблемы клиента.

Сочетание конкретного и  программного консультирования. Специалист по социальной работе сначала проводит консультацию конкретного типа, помогая  сотрудникам социальных учреждений в решении проблем отдельных  клиентов. Обобщая полученную информацию, он переключает внимание на решение  программных или структурных  задач данной категории клиентов.

Технологией контактного  консультирования должен владеть каждый специалист по социальной работе, умение консультировать — показатель его  профессионализма[2.65, с.17].

При проведении социально-психологического консультирования важно придерживаться основных принципов этой деятельности. Ряд исследователей (Осипова А.А. и др.) вполне справедливо выделяют шесть основных принципов социально-психологического консультирования:

 

• доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту;

• ориентация на нормы и ценности клиента;

• запрет давать советы клиенту;

• анонимность консультирования;

• включенность клиента в процесс консультирования;

• разграничение личных и профессиональных отношений.

Социально-психологическое  консультирование предполагает использование  своеобразных приемов и методов  работы с клиентами. К их числу  обычно относят: наблюдение, тестирование, внушение, убеждение, информирование, метод художественных аналогий, мини-тренинг, консультационный инструктаж и др.

Одним из оснований для  классификации консультативного воздействия  является пространственная организация  консультаций. С этой точки зрения многие ученые (Меновщиков В.Ю. и др.) выделяют два вида консультирования: контактное («очное») и дистантное («заочное»). Для контактного консультирования характерно то, что консультант встречается  с клиентом, и между ними происходит беседа. Дистантный вид консультативной  деятельности не предполагает прямого  общения с клиентом лицом к  лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.

Контактная беседа является наиболее распространенным видом консультационного  процесса. Одной из основных ее форм является интервью. Оно предполагает оказание воздействия на клиента  с помощью вопросов и специальных  заданий, раскрывающих его потенциальные  возможности.

Специфическим видом консультативной  деятельности является дистантное консультирование. Телефонное консультирование как основная его форма позволяет многим гражданам, не решающимся обратиться за помощью напрямую к специалисту-консультанту или не имеющим такой возможности, получать заочно советы и рекомендации по волнующим их социальным проблемам.

Особенностью телефонного  консультирования является принцип  анонимности, который формирует  у клиента фантазийный образ  консультанта. Отсутствие зрительных впечатлений усиливает нагрузку на звуковой канал восприятия. Значение приобретает не только сам текст  сообщения, но и тон, тембр, скорость речи, паузы, продолжительность молчания. Основные же приемы и методики телефонного  консультирования (выслушивание, перефразирование, резюмирование и др.) совпадают  с теми, что используются при контактном консультативном процессе.

Своеобразной формой дистанционного консультирования является консультирование по переписке или скрибо-терапия. Оно применяется в тех случаях, когда телефонное консультирование затруднено из-за отсутствия в том  или ином городе (районе) службы «телефона  доверия», телефона у клиента, а также  из-за его нежелания с глазу  на глаз встретиться с социальным консультантом. К тому же, как справедливо  отмечает ряд исследователей (В.Ю.Меновщиков и др.), для отдельных категорий  населения консультирование по переписке  может быть единственной возможностью получить жизненно важный совет, средством, способным предотвратить беду. При  этом следует признать, что консультирование по переписке во многих случаях служит лишь начальным, переходным этапом к  непосредственной социальной помощи.

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми