Социальная работа с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
1. Рассмотреть социально-психологические проблемы пожилых людей.
2. Изучить опыт социально-психологического консультирования на примере деятельности ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения по Первомайскому району г. Кургана».
3. Определить пути совершенствования социально-психологического консультирования пожилых людей.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 71.94 Кб (Скачать документ)

Каждый раз клиента  следует принимать в одном  и том же кабинете. Это его меньше отвлекает, не занимает время на освоение новой обстановки, кроме того, позволяет  чувствовать себя безопаснее.

Иногда между консультантом  и клиентом имеется посредник (например, регистратор), выполняющий вспомогательные  функции. Однако роль такого человека отнюдь не второстепенна, он настраивает  клиента на встречу с консультантом. Поэтому ассистент должен уметь  тепло и дружески общаться, быть гостеприимным, но ни в коем случае не подменять консультанта и не вмешиваться  в жизнь клиента. Он, как и консультант, обязан строго соблюдать требования конфиденциальности.

Результаты консультации регистрируются в специальных формах учетной документации. Специалист может  вести рабочие записи во время  консультаций, если это не мешает основной работе и не вызывает возражений клиента. В протоколе содержатся паспортные данные, информация о семье и состоянии  здоровья клиента, указано, кем направлен  на консультацию, в чем состоит  проблема, перечислены формы и  методы консультации, проработанные  вопросы, отмечены результаты консультации, поведение человека во время беседы и его отношение к работе, направления  дальнейшей работы с клиентом и др.

Таким образом, консультация в социальной работе обычно подразумевает  формулирование рекомендаций, советов  по содержанию, приемам и формам поведения и жизнедеятельности, по руководству подчиненными, доведения  до клиента дополнительной информации.

Следует учитывать, что на результаты консультации большое влияние  оказывает мнение, бытующее среди  ближайшего окружения клиента. Социальная среда, или обстановка, в которой  проводится консультация, способны вызвать  к жизни различные ассоциации и воздействовать на варианты социальной помощи, которые могут по-разному  повлиять на действенность усилий консультанта по социальной работе: положительно, негативно  или нейтрально. Предвидеть характер влияния среды и обстоятельств  — также входит в задачу консультанта.

 

 

2. АНАЛИЗ ОПЫТА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО  КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ  НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГБУ  «ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ  ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И  ИНВАЛИДОВ ПО  ГОРОДУ КУРГАНУ»

 

2.1 Изучение опыта социально-психологического  консультирования

В соответствии с задачами исследования важно изучить опыт социально-психологического консультирования на примере ГБУ «Центр социального  обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по г.Кургану».

В процессе изучения опыта  социально-психологического консультирования пожилых людей важно проанализировать дневники специалиста по социальной работе Центра, чтобы выявить ряд  проблем, с которыми чаще всего клиенты  обращаются за помощью; провести анкетирование  клиентов консультанта; проанализировать полученный результат; определить пути совершенствования процесса социально-психологического консультирования пожилых людей.

В ГБУ «Центр социального  обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по г.Кургану» специалисту по социальной работе и другим специалистам Центра приходится сталкиваться преимущественно со специфическими проблемами пожилых людей.

Для того чтобы оказывать  эффективную и квалифицированную  помощь старым людям, необходим индивидуализированный  подход к каждому. Это означает, что  знание психологических особенностей пожилых, их потребностей, специфических  социальных проблем приобретает  важное значение для специалистов, результат деятельности которых во многом зависит от успешного взаимодействия со старыми людьми.

В данном Центре пожилым  людям оказываются следующие  социально-психологические услуги: социально-психологическое и психологическое  консультирование, психологическая диагностика и обследование личности, психологическая коррекция, психотерапевтическая помощь, социально-психологический патронаж, психологические тренинги, проведение занятий в клубах, экстренная психологическая помощь (в том числе по телефону).

           Так, по состоянию на 01 октября  2012 года были оказаны социально-психологические  услуги 7824 чел., из них у 7511 пожилых  людей (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

        Консультации  проведены по просьбе социальных  и медицинских работников из-за  неадекватного поведения их подопечных, а так же повторно по просьбе  клиента, либо по личной инициативе  консультанта (как социально-психологический  патронаж с выездом на дом,  для оценки эмоционально-психологического  состояния клиента).

        Проанализировав  записи в дневниках консультанта, можно выявить проблемы, которые  чаще всего возникают у людей  пожилого возраста:

• депрессия (слезливость, перепады настроения, нежелание что-либо делать)

• одиночество (отсутствие круга общения)

• напряженная семейная обстановка (постоянные конфликты с родственниками)

• мысли о самоубийстве

• отсутствие интереса к жизни (пассивное поведение)

• нервный срыв (агрессивное поведение, истеричность)

• психологический стресс

• опасения по поводу ухудшения здоровья (страх за свою жизнь)

• тревожная психика

По каждой из вышеперечисленных  проблем, выявленных специалистом по социальной работе, проводится работа психолога  и других специалистов Центра.

На первом месте психологических  проблем пожилых людей стоит  -депрессия. Но проблема, не столько в депрессии, сколько в отсутствии адекватного понимания жизненной задачи в конце жизненного пути.

Специалист по социальной работе, столкнувшись с депрессивным состоянием, прежде всего, должен определить, чем это состояние вызвано. Если депрессивное состояние порождено  серьезной болезнью клиента, то одного социально-психологического воздействия  на него будет недостаточно, чтобы  решить его проблему, понадобиться, скорее всего, медицинское вмешательство. Однако если клиент психологически здоров, то вполне может рассчитывать на эффективную  помощь со стороны консультанта.

Создание «групп поддержки» - это способ развития социальных интересов  и осознания жизненных задач. Участники этих групп учатся находить общую почву для общения, разделять  чувства друг друга, обеспечивать для  себя обратную связь. В группе обсуждаются  жизненные задачи, осуществляется индивидуальная постановка целей на каждую неделю.

Специалист по социальной работе ставит перед собой цель способствовать лучшему приспособлению пожилого человека к старости. Практически задача заключается  в определении объема и характера  повседневной занятости. Основная роль здесь должна быть отведена самому пожилому человеку. Внешне это незаметная, но большая мыслительная работа с  критическим пересмотром возможностей пожилого человека и нового положения  в обществе. Стержнем этой работы является формирования отношения к собственному старению. В процессе социально-психологической  помощи пожилые люди должны перейти  от обыденного восприятия к ощущению полноценной жизни и освободить внутренние ресурсы для изменения  качества своей жизни. Это даст возможность  переоценить ситуацию, увидеть множество  вариантов поведения, придти к большему принятию себя, лучшему пониманию себя и других.

На втором месте проблем  стоит – одиночество. Эта проблема заключается в том, что круг общения  по мере старения сужается, и у пожилых  людей имеются трудности коммуникации. Наиболее подходящим, при коммуникативных трудностях социально-психологическое воздействие обеспечивает группа. Однако попытки расширить круг общения и модернизировать коммуникативные умения пожилых людей будут иметь успех в том случае, если в группах общения пожилой человек будет сам проявлять активность, то есть когда он не только получает информацию, но и несет ее.

Многие авторы рассматривают  одиночество и депрессию как  две стороны одной медали. Обычно одна сопровождает другую, определение  и интервенция обеих почти  идентичны.

Еще раз остановимся на симптомах не психотической депрессии. К ним относятся:

- медленная речь/небольшое  разнообразие аффектов;

- использование слов и  фраз наподобие "вниз" и "усталость";

- пессимизм;

- чувство вины и низкая  самооценка;

- ощущение неадекватности ("Я не могу");

- нарушения сна;

- недоедание/потеря веса;

- низкая мотивация/апатия, вялость;

- потеря интереса к  активной жизни, друзьям, семье;

- низкая энергетика - быстро  наступающая усталость;

- тихий голос, слабые  эмоции;

- потеря памяти/слабая  концентрация внимания;

- телесные жалобы;

- чувство неприятия;

- изменение привычек.

Очень важно понять, что  каждый из вышеназванных симптомов  будет иметь в каждом конкретном случае свой смысл, например, «проблема  со сном» может означать для одного - на полчаса позже лечь спать, а  для другого - три бессонные ночи подряд.

Специалист по социальной работе предпринимает следующие  действия при работе с такими людьми, поскольку они часто имеют  низкую самооценку и чувствуют себя отвергнутыми, необходимо относиться к ним уважительно и почтительно, чтобы не заставлять их лишний раз  переживать подобные чувства.

Улучшение их самочувствия в конце разговора не является единственной задачей консультанта.

Приоритетны три основные цели:

- связать их чувства  с причиной;

- объяснить клиенту, что  именно поддерживает его депрессию;

- ставить небольшую, достижимую  цель.

В оценке каждого случая на предмет одиночества и депрессии  входит:

- ведет ли человек себя  опрометчиво;

- имели ли место в  недавнем прошлом события, которые  повысили депрессию;

- насколько тяжела депрессия  (тяжесть симптомов);

- прогрессирует клиент  или нет;

- какие выгоды видит  клиент в одиночестве;

- злоупотребление (например, алкоголем) 

- депрессивное злоупотребление;

- нереальные ожидания  и надежды.

Социальный работник может  привести примеры интервенции при  не психотической депрессии:

- рефлексивное слушание/оценка (это поможет им почувствовать,  что их принимают, поможет связать  чувства с причинами);

- указание образцов поведения.

Попытка поставить перед  клиентом одну маленькую цель. Это  должна быть небольшая и достижимая цель, в идеале нечто такое, что  слегка нарушит депрессивный паттерн, например: позвонить старому другу, который может оказать поддержку, выйти вечером из дому, не пить сегодня  вечером и т.п.

Помимо групп общения, консультант дает рекомендации клиентам чаще встречаться и общаться с  родственниками и знакомыми, вообще стараться чаще находиться среди  людей, даже не обязательно вступать с ними в прямой контакт. Достаточно бывает просто доброжелательно и  с интересом наблюдать за людьми, а так же за тем, что происходит вокруг. Постараться наладить общение  с соседями или завести домашнее животное.

Особо выделяют также симптомы хронической депрессии. Для нее  характерны:

• стагнация, высказывания типа: «у меня со всеми плохие отношения...». Человек может считать, что другие (включая вас) должны прийти ему на помощь; он может также не брать на себя ответственность. Интервенция должна воодушевлять, придавать силы, делать больший акцент на плане действия, не укреплять беспомощность - одобрять чувства, но не укреплять мнение клиента, что другие делают слишком мало;

• к медицинской помощи следует обращаться, если - есть следующие признаки - экстремальные симптомы и очень низкая самооценка.

У  пожилых людей наблюдаются  постоянные конфликты с родными  и вообще с окружающими людьми. Чаще всего с такой проблемой  к консультанту обращается не сам  клиент, а люди его окружающие (семья, соседи и др.). Часто человек сам  не осознает, почему происходят конфликты, и, находясь в травмирующей ситуации, эмоционально значимой для него, не может решить свои проблемы «изнутри». Поэтому важно создать условия  для того, чтобы клиент смог рассмотреть  сложившуюся ситуацию «извне», со стороны. Только в этом случае возможна какая-либо переоценка ее, выявляется способ решения  проблемы.

На практике проблема такого рода встречается достаточно часто, пожилой человек сталкивается с  ними: когда он сам является источником частых конфликтов, возникающих в  процессе его общения с окружающими  людьми, при этом он может: не осознавать данного факта и даже не подозревать, что это на самом деле так; он может  иметь достаточную информацию об этом, поступающую со стороны других людей, но сам себя виновником конфликтов не признает.

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми