Социальная работа с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
1. Рассмотреть социально-психологические проблемы пожилых людей.
2. Изучить опыт социально-психологического консультирования на примере деятельности ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения по Первомайскому району г. Кургана».
3. Определить пути совершенствования социально-психологического консультирования пожилых людей.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 71.94 Кб (Скачать документ)

Часто человек не является источником конфликтов, однако другие люди, с которыми он общается, провоцируют  его на конфликты. Сам же человек  не знает, как выйти из этой затруднительной  ситуации, как предупредить возможное  возникновение конфликта между  ним и окружающими людьми.

Через какое-то время после  того, как социальный работник провел беседу и дал рекомендации, он проводит повторный социально-психологический  патронаж. Во время которого выясняет, изменились ли взаимоотношения клиента с окружающими людьми, об этом так же могут свидетельствовать последующие жалобы или их отсутствие со стороны медицинских работников, которые обслуживают данного клиента.

Наличие множества проблем: одиночество, непонимание окружающих людей, отсутствие смысла и целей  в жизни, болезни и материальная незащищенность способствует тому, что  у пожилых людей возникают  мысли о самоубийстве.

Если пожилой человек  живет в эмоционально значимой для  него ситуации, то он не видит, не замечает иных событий. Как правило, это приводит к тому, что размеры собственной  проблемы вырастают до «вселенских», что еще больше затрудняет выход  из кризиса. Выход из травмирующей ситуации предполагает расширение кругозора  человека, возможность увидеть множество  вариантов решений, и выбор наиболее подходящего для него.

Любая проблема переживается как уникальная, присущая только данному  человеку. Однако информация о том, что другие люди тоже сталкиваются с такой проблемой и успешно  решают ее, может принести облегчение. Это предполагает возможность сравнивать себя, свое отношение к проблеме с мнениями других людей.

Положение усугубляется тем, что часть пожилых людей, с  данной проблемой, прикованы к кровати  болезнью. К социальному работнику  за помощью обращаются либо родственники, либо медицинский работник. Сам же пожилой человек не считает, что  специалист может чем-либо помочь.

          Еще одной проблемной сферой, достаточно часто встречающейся  в практике консультанта, является  состояние стресса, страха или  тревоги.

С пожилым человеком в  подобной ситуации необходимо работать следующим образом. Во-первых, пожилого человека нужно постараться убедить  в том, что ни ему самому, ни кому-либо еще вряд ли удастся просто и быстро справиться с возникшей эмоциональной  проблемой. Во-вторых, пожилого человека необходимо заверить в том, что в  регулировании своих эмоций он все  же сможет добиться успеха, если наберется  терпения и будет достаточно настойчивым. При решении данных проблем консультанту и клиенту необходимо реализовать  следующие действия: проанализировать условия и типичные ситуации, в  которых у клиента возникают  неуправляемые эмоции; выбрать из этих ситуаций одну или две, которые  появляются чаще других, и направить  свои усилия на регулирование эмоций в этих ситуациях.

Обоснованную тревогу  должны вызывать только такие случаи в жизни, когда сложившаяся ситуация или событие вызывают у абсолютного  большинства людей отчетливую эмоциональную  реакцию.

В целом добиться какого-либо положительного эффекта не легко, так как для этого необходимо не только вовлечение пожилого человека в социально-психологическую работу, но чтобы она была проведена по его инициативе. Несмотря на то, что существуют различные методы социально-психологической помощи пожилым людям, большинству из них не достает теоретического обоснования. Поэтому, прежде чем проводить социально-психологическое консультирование пожилых людей, необходимо разрабатывать индивидуальную программу социально-психологической помощи.

Итоги социально-психологического консультирования можно оценивать  и спустя некоторое время после  завершения консультирования, если предполагается, что его позитивные результаты проявятся  не сразу и настолько, чтобы можно  было полностью оценить. Последний  вариант процедуры оценивания результатов  социально-психологического консультирования чаще всего применяется тогда, когда  изменяемые в ходе социально-психологического консультирования свойства и формы  поведения клиента являются достаточно инертными, устойчивыми и преобразуются  медленно.

Выбор средств оценки результатов  социально-психологического консультирования стоит за консультантом, он самостоятельно обычно решает этот вопрос в зависимости  от того, на что было направлено консультирование.

 

2.2. Пути совершенствования  социально-психологического консультирования

Дальнейшее совершенствование  социальной защиты и социального  обслуживания идет по пути изменения, прежде всего, отношения к пожилым  людям в их конкретном окружении.

Проводить работу по выявлению  пожилых людей, нуждающихся в  социально-психологическом консультировании, с помощью информационного обмена со многими специалистами: врачами, юристами, психологами, работниками  городских служб и учреждений. В команде с представленными  специалистами – рекомендации проконсультироваться у специалиста социальной работы.

Предоставлять социально-психологическое  консультирование не только пожилому человеку, но и окружению клиента  – в основном семье. Проблема может  складываться не только из-за поведения  пожилого человека, но и в связи  с неблагоприятной обстановкой  в ближайшем окружении клиента. Таким образом, проведение консультаций с ближайшим окружением является составной частью работы с пожилыми людьми.

Создание телефона доверия. В настоящее время в 146 городах  России работают около 300 служб «Телефон доверия». Все эти службы являются членами Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи (РАТЭПП)[2.86, с.45-53].

Главные цели РАТЭПП:

• содействие развитию и становлению служб «Телефоны экстренной психологической помощи» (ТЭПП) на территории России;

• гуманизация жизни общества, координация усилий специалистов в области оказания экстренной психологической помощи по телефону для преодоления страдания, отчаяния, кризисных ситуаций;

• предупреждение асоциального поведения, суицидов, неврозов и психосоматических расстройств;

• содействие раскрытию личностного потенциала человека, его саморазвитию, самореализации и самопознанию.

Телефон экстренной психологической  помощи («телефон доверия») — одна из самых доступных, эффективных и  дешевых социально-психологических  служб. Эти службы призваны оказывать  социально-психологическую помощь и поддержку всем категориям населения  в любое время дня и ночи. По телефону доверия люди рассказывают о проблемах, волнующих их, с наибольшей откровенностью.

Телефон доверия позволяет  получать данные, малодоступные для  других способов сбора информации, так как люди обращаются в службу добровольно, без какого бы то ни было явного или скрытого принуждения. Эти  данные являются срезом и индикатором  социально-психологического состояния, характерного для всего населения района, региона, страны в целом.

Важно информировать о  социально-психологической помощи пожилым людям с помощью средств  массовой информации – радио, телевидение, журналы, газеты. Пожилые люди в силу своего положения часто обращаются к средствам массовой информации, пытаясь заменить общение с окружающими. Данный путь совершенствования может  стать достаточно эффективным.

Один из важных путей совершенствования  социальной защиты и социального  обслуживания – это внедрение  новых технологий и методов социальной работы, в том числе и совершенствование  системы социального управления учреждением. «Через призму технологий можно рассмотреть всю совокупность используемых обществом средств  эффективного функционирования высших органов власти до специфических  социальных институтов»[2.93, с.80]. Важным является перемещение центра внимания с управляющей системы на собственно процесс управления. Управление рассматривается  как социальная (гуманитарная [2.85, с.121]) технология. В отличие от управленческих технологий, вызванных к жизни  технологическими процессами, применяемыми в организации, гуманитарные технологии имеют в виду, прежде всего, человека, как главный и весьма непредсказуемый  ресурс организации. Главной функцией управления как гуманитарной технологии признается конструирование трудового  коллектива, а основными элементами следующие действия:

- кадровая политика;

- обеспечение роста квалификации и социальной мобильности сотрудников;

- мотивация работников;

- стимулирование работников;

- развитие коммуникаций и обратной связи;

- управление конфликтами.

Руководитель социальной структуры должен иметь необходимые личностные черты и качества: 1)организаторское чутье 2)эмоционально-волевую воздейственность 3)склонность к организаторской деятельности»[2.61, с.59]. В противном случае, никакие знания руководителю не помогут. Должна быть изначальная личностная настроенность на работу с людьми.

При работе с пожилыми людьми важной является мотивация социальных работников. Необходимо, чтобы случайные  люди не попадали в эту сферу обслуживания. Альтруистическая, милосердная мотивация  – это главное, что делает социального  работника особо ценным. В связи  с этим встает вопрос о совершенствовании  нового типа этики и деонтологии  социального работника. В системе  ценностей личности социального  работника также  представление  об абсолютной ценности каждого человеческого  существа переходит здесь из разряда  философского понятия в категорию  базисного психологического убеждения [2.61, с.148].

Представленные пути совершенствования  социально-психологического консультирования позволят ГБУ «Центр социального  обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по г.Кургану» работать с пожилыми людьми наиболее эффективно и продуктивно, учитывая что помощь будет оказываться комплексно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема постарения населения  постоянно привлекает внимание научной  общественности, и это вполне обоснованно. Последние десятилетия характеризуются  увеличением доли пожилых людей  в общей популяции всего мира. Российская Федерация не является исключением. Немногим более чем за 40 лет наша страна из демографически молодого государства  превратилась в старое. Кроме того, в стране неуклонно увеличивается  доля пожилых, старых и очень старых людей. В последние годы число  людей в возрасте 75 лет и старше увеличилось в 2,6 раза, а число  людей в возрасте 85 лет и старше - более чем в 3 раза. Происходит процесс  постарения в рамках самой старости. На первое место выходит группа 80-летних.

Рассматривая вопрос о  старении, весьма важно не отделять вопрос о положении пожилых лиц  от общих социально-экономических  условий, преобладающих в обществе. Престарелых следует рассматривать  как неотъемлемую часть населения. Их следует также рассматривать  в контексте групп населения, таких как женщины, молодежь, инвалиды и рабочие-мигранты. Престарелых  надо рассматривать как важный и  необходимый элемент процесса развития на всех уровнях в данном обществе.

Социально-психологическая  поддержка от любого человека, включая  членов семьи и друзей, должна признавать потребность пожилого человека в  его собственном «контроле самоопределения» и должна находить альтернативные способы  улучшения жизни пожилых людей. Работа со старыми людьми во всех странах  считается одной из самых тяжелых  во всех отношениях: велико разочарование  лиц, обеспечивающих уход за ними; чтобы  его избежать, необходимы высокая  профессиональная подготовка, понимание  и знание социально-психологических  особенностей пожилого и старческого  возраста. Работа специалиста по социальной работе требует значительных энергетических затрат, развитого самосознания, владения навыками утилизации транслируемого клиентами  негатива плюс специальных личностных качеств. Большинство специалистов, оказывающих населению психосоциальную помощь, относят к ним эмпатию, эмоциональную теплоту, искренность (способность говорить правду себе) и честность, конструктивное отношение жизни среди людей, конкретность (буквально воспринимает лишь то, что сказал человек, а не фантазирует о том, что он подразумевает), чувство юмора и трагичности бытия.

Социально-психологическое  консультирование – это особая область  практической деятельности, которая  связана с оказанием со стороны  специалиста по социальной работе непосредственной социально-психологической помощи людям, которые нуждаются в ней.

Данные пути совершенствования  социально-психологического консультирования необходимы для успешной дальнейшей работы с клиентами Центра.

Из всего выше изложенного  можно сделать вывод. Социально-психологическое  консультирование – это практика оказания действенной социально-психологической  помощи пожилым людям, основанная на убежденности в том, что каждый человек  в состоянии справиться почти  со всеми возникающими в его жизни  социально-психологическими проблемами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Законодательство и официальные  документы

1.1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

1.2 Рекомендация №162 Международной организации труда «О пожилых трудящихся» (Принята в г. Женеве 23.06.1980 на 66-ой сессии Генеральной конференции МОТ).

1.3 Международный (Венский) план действий по проблемам старения.

1.4 Федеральный Закон от 17.07.99 №178 «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ.1999.

1.5 Федеральный Закон от 10.12.95г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» // Собрание законодательства РФ 1995. №48. С. 2152.

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми