Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:35, курсовая работа
Задачи исследования:
1. Рассмотреть социально-психологические проблемы пожилых людей.
2. Изучить опыт социально-психологического консультирования на примере деятельности ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения по Первомайскому району г. Кургана».
3. Определить пути совершенствования социально-психологического консультирования пожилых людей.
Часто человек не является источником конфликтов, однако другие люди, с которыми он общается, провоцируют его на конфликты. Сам же человек не знает, как выйти из этой затруднительной ситуации, как предупредить возможное возникновение конфликта между ним и окружающими людьми.
Через какое-то время после
того, как социальный работник провел
беседу и дал рекомендации, он проводит
повторный социально-
Наличие множества проблем: одиночество, непонимание окружающих людей, отсутствие смысла и целей в жизни, болезни и материальная незащищенность способствует тому, что у пожилых людей возникают мысли о самоубийстве.
Если пожилой человек живет в эмоционально значимой для него ситуации, то он не видит, не замечает иных событий. Как правило, это приводит к тому, что размеры собственной проблемы вырастают до «вселенских», что еще больше затрудняет выход из кризиса. Выход из травмирующей ситуации предполагает расширение кругозора человека, возможность увидеть множество вариантов решений, и выбор наиболее подходящего для него.
Любая проблема переживается как уникальная, присущая только данному человеку. Однако информация о том, что другие люди тоже сталкиваются с такой проблемой и успешно решают ее, может принести облегчение. Это предполагает возможность сравнивать себя, свое отношение к проблеме с мнениями других людей.
Положение усугубляется тем, что часть пожилых людей, с данной проблемой, прикованы к кровати болезнью. К социальному работнику за помощью обращаются либо родственники, либо медицинский работник. Сам же пожилой человек не считает, что специалист может чем-либо помочь.
Еще одной проблемной сферой,
достаточно часто
С пожилым человеком в подобной ситуации необходимо работать следующим образом. Во-первых, пожилого человека нужно постараться убедить в том, что ни ему самому, ни кому-либо еще вряд ли удастся просто и быстро справиться с возникшей эмоциональной проблемой. Во-вторых, пожилого человека необходимо заверить в том, что в регулировании своих эмоций он все же сможет добиться успеха, если наберется терпения и будет достаточно настойчивым. При решении данных проблем консультанту и клиенту необходимо реализовать следующие действия: проанализировать условия и типичные ситуации, в которых у клиента возникают неуправляемые эмоции; выбрать из этих ситуаций одну или две, которые появляются чаще других, и направить свои усилия на регулирование эмоций в этих ситуациях.
Обоснованную тревогу должны вызывать только такие случаи в жизни, когда сложившаяся ситуация или событие вызывают у абсолютного большинства людей отчетливую эмоциональную реакцию.
В целом добиться какого-либо положительного эффекта не легко, так как для этого необходимо не только вовлечение пожилого человека в социально-психологическую работу, но чтобы она была проведена по его инициативе. Несмотря на то, что существуют различные методы социально-психологической помощи пожилым людям, большинству из них не достает теоретического обоснования. Поэтому, прежде чем проводить социально-психологическое консультирование пожилых людей, необходимо разрабатывать индивидуальную программу социально-психологической помощи.
Итоги социально-психологического консультирования можно оценивать и спустя некоторое время после завершения консультирования, если предполагается, что его позитивные результаты проявятся не сразу и настолько, чтобы можно было полностью оценить. Последний вариант процедуры оценивания результатов социально-психологического консультирования чаще всего применяется тогда, когда изменяемые в ходе социально-психологического консультирования свойства и формы поведения клиента являются достаточно инертными, устойчивыми и преобразуются медленно.
Выбор средств оценки результатов социально-психологического консультирования стоит за консультантом, он самостоятельно обычно решает этот вопрос в зависимости от того, на что было направлено консультирование.
2.2. Пути совершенствования
социально-психологического
Дальнейшее совершенствование социальной защиты и социального обслуживания идет по пути изменения, прежде всего, отношения к пожилым людям в их конкретном окружении.
Проводить работу по выявлению
пожилых людей, нуждающихся в
социально-психологическом
Предоставлять социально-психологическое консультирование не только пожилому человеку, но и окружению клиента – в основном семье. Проблема может складываться не только из-за поведения пожилого человека, но и в связи с неблагоприятной обстановкой в ближайшем окружении клиента. Таким образом, проведение консультаций с ближайшим окружением является составной частью работы с пожилыми людьми.
Создание телефона доверия. В настоящее время в 146 городах России работают около 300 служб «Телефон доверия». Все эти службы являются членами Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи (РАТЭПП)[2.86, с.45-53].
Главные цели РАТЭПП:
• содействие развитию и становлению служб «Телефоны экстренной психологической помощи» (ТЭПП) на территории России;
• гуманизация жизни общества, координация усилий специалистов в области оказания экстренной психологической помощи по телефону для преодоления страдания, отчаяния, кризисных ситуаций;
• предупреждение асоциального поведения, суицидов, неврозов и психосоматических расстройств;
• содействие раскрытию личностного потенциала человека, его саморазвитию, самореализации и самопознанию.
Телефон экстренной психологической
помощи («телефон доверия») — одна из
самых доступных, эффективных и
дешевых социально-
Телефон доверия позволяет получать данные, малодоступные для других способов сбора информации, так как люди обращаются в службу добровольно, без какого бы то ни было явного или скрытого принуждения. Эти данные являются срезом и индикатором социально-психологического состояния, характерного для всего населения района, региона, страны в целом.
Важно информировать о
социально-психологической
Один из важных путей совершенствования
социальной защиты и социального
обслуживания – это внедрение
новых технологий и методов социальной
работы, в том числе и
- кадровая политика;
- обеспечение роста квалификации и социальной мобильности сотрудников;
- мотивация работников;
- стимулирование работников;
- развитие коммуникаций и обратной связи;
- управление конфликтами.
Руководитель социальной структуры должен иметь необходимые личностные черты и качества: 1)организаторское чутье 2)эмоционально-волевую воздейственность 3)склонность к организаторской деятельности»[2.61, с.59]. В противном случае, никакие знания руководителю не помогут. Должна быть изначальная личностная настроенность на работу с людьми.
При работе с пожилыми людьми важной является мотивация социальных работников. Необходимо, чтобы случайные люди не попадали в эту сферу обслуживания. Альтруистическая, милосердная мотивация – это главное, что делает социального работника особо ценным. В связи с этим встает вопрос о совершенствовании нового типа этики и деонтологии социального работника. В системе ценностей личности социального работника также представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения [2.61, с.148].
Представленные пути совершенствования социально-психологического консультирования позволят ГБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов по г.Кургану» работать с пожилыми людьми наиболее эффективно и продуктивно, учитывая что помощь будет оказываться комплексно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема постарения населения
постоянно привлекает внимание научной
общественности, и это вполне обоснованно.
Последние десятилетия
Рассматривая вопрос о
старении, весьма важно не отделять
вопрос о положении пожилых лиц
от общих социально-экономических
условий, преобладающих в обществе.
Престарелых следует
Социально-психологическая
поддержка от любого человека, включая
членов семьи и друзей, должна признавать
потребность пожилого человека в
его собственном «контроле
Социально-психологическое
консультирование – это особая область
практической деятельности, которая
связана с оказанием со стороны
специалиста по социальной работе непосредственной
социально-психологической
Данные пути совершенствования социально-психологического консультирования необходимы для успешной дальнейшей работы с клиентами Центра.
Из всего выше изложенного
можно сделать вывод. Социально-психологическое
консультирование – это практика
оказания действенной социально-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Законодательство и
1.1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
1.2 Рекомендация №162 Международной организации труда «О пожилых трудящихся» (Принята в г. Женеве 23.06.1980 на 66-ой сессии Генеральной конференции МОТ).
1.3 Международный (Венский) план действий по проблемам старения.
1.4 Федеральный Закон от 17.07.99 №178 «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ.1999.
1.5 Федеральный Закон от 10.12.95г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» // Собрание законодательства РФ 1995. №48. С. 2152.