Социальная работа с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:35, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
1. Рассмотреть социально-психологические проблемы пожилых людей.
2. Изучить опыт социально-психологического консультирования на примере деятельности ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения по Первомайскому району г. Кургана».
3. Определить пути совершенствования социально-психологического консультирования пожилых людей.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 71.94 Кб (Скачать документ)

Следующее основание для  классификации должно учитывать  количество клиентов, одновременно консультируемых  одним консультантом. По этому критерию консультация может быть, во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. Причем под последней следует  понимать беседу консультанта с двумя  и более клиентами, так как  в ряде социально-психологических  работ объединение двух, а тем  более трех человек уже именуется  малой группой (хотя вопрос о нижних количественных границах малой группы остается дискуссионным).

Групповые консультации возможны лишь с клиентами, имеющими сходные  проблемы и выразившими желание  работать в группе. Они организуются после предварительных индивидуальных консультаций с каждым из потенциальных  членов будущей группы.

Индивидуальные консультации делятся на: однократные и многократные; консультации по личному обращению; в результате вызова, направления; изолированные  и комбинированные с другими  методами помощи.

Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы  приложения. В данном случае, вероятно, могут быть выделены следующие виды психологического консультирования:

— школьное консультирование;

— профессиональное;

— семейное и супружеское;

— ориентированное на проблемы личности и другие [2.66, с.66].

Итак, консультирование располагает  большими возможностями позитивного  воздействия на граждан, нуждающихся  в социальной поддержке и испытывающих трудности в социальном общении. Все большее применение консультативная  деятельность получает в различных  сферах социальной работы, в формировании её инновационных технологий.

Основные принципы построения модели старения собраны в пять групп[1.3]:

- принципы группы «независимость» подразумевают, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, сохранять возможность профессиональной подготовки и т.п.

- принципы группы «участие» отражают вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики;

- принципы группы «уход» затрагивают проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального благосостояния и предупреждения заболеваний. В эту группу входит и возможность пользоваться полным уважением, правами человека, принимать решения в отношении ухода и качества жизни;

- принципы группы «реализация внутреннего потенциала» призывают к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала;

- принципы группы «достоинство» затрагивают вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия и т.п.

Утверждение этих принципов  имеют не только социальные, но и  многообразные экономические, медицинские  и психологические последствия.

К экономическим последствиям можно отнести предварительное  всестороннее изучение и общий курс на использование трудового потенциала пожилых людей. «Использование потенциала пожилых людей является определенной базой для дальнейшего развития, поскольку у общества в результате появляются дополнительные ресурсы, а  у пожилых людей – возможность  самореализации. Важно, чтобы при  разработке управленческих решений  за их основу была взята гипотеза, учитывающая  мотивацию пожилых людей, связанную  с желанием работать и созданием  условий для возможного применения их потенциала»[2.40, с.58].

К медицинским последствиям можно отнести общий курс на профилактику старения медицинскими средствами и  медико-социальную реабилитацию. Имеет  значение не столько лечение старческих заболеваний, сколько комплекс мероприятий, направленных на сохранение психической  и физической активности и долголетия. При этом пожилой человек сам  отвечает за пути своего старения. «Каждый  человек сам выбирает и вырабатывает свой собственный способ старения»[2.96, с.60].

Механизмы социальной помощи на современном этапе характеризуются  адресностью (социальная помощь предоставляется  конкретно нуждающимся гражданам) и гарантированностью (обязательностью  оказания помощи пожилым людям). Самой  распространенной формой является «бригадная форма помощи – это комплексное обслуживание с предоставлением социальных и медицинских услуг»[2.96, с.165].

Социально-бытовая помощь и морально-психологическая поддержка  оказывается в рамках социального  обслуживания. Социальное обслуживание регулируется Законом «О социальном обслуживании граждан, пожилого населения  и инвалидов»[1.7]. Во исполнение данного  Федерального Закона принмаются нормативно-правовые акты, например Постановление администрация (правительство) Курганской области от 7 декабря 2004 г. № 431 о мерах по реализации федеральных законов «об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»[1.17].Социальное обслуживание пожилых людей производится:

- в нестационарных формах (на дому);

- в полустационарных формах (отделения дневного и ночного пребывания, реабилитационные центры, медико-социальные отделения);

- в стационарных формах (пансионаты, дома-интернаты, геронтологические центры, специальные жилые дома для пожилых людей).

В социальной практике хорошо зарекомендовали себя Комплексные  Центры социального обслуживания населения, дома-интернаты и геронтологические  центры. Современная тенденция выражается в том, что «параллельно и одновременно с надомной службой открываются  стационары малой вместимости для  одиноких пожилых людей и инвалидов  – Дома пожилого человека»[2.47, с.17].

Очень интересным и современным  быстро развивающимся направлением работы с пожилым населением является создание сети общественных клубов пожилых  людей. «Как показывает многолетняя  практика, много интересного и  полезного приносит пожилым людям  участие в клубах общения, кружках  по интересам. Для многих пожилых  людей, желающих плодотворно проводить  свое свободное время, это своеобразное «окно в мир»[2.94, с.6]. Задачей клубов является удовлетворение различных духовных потребностей людей пожилого возраста.

Технология социально-психологического консультирования — это взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого консультант передает специальные знания и соответствующую информацию консультируемому лицу с целью помочь ему в том или ином деле. Это позволяет клиенту комплексно и объективно оценить стоящие перед ним проблемы, глубже их уяснить и осуществить оптимальный выбор варианта действия, поведения.

Важно занять правильную позицию  по отношению к клиенту. Оптимальной  является ориентация на позитивные оценочные  отношения и эмоциональную теплоту  к пожилому человеку. Искренность  и уравновешенность социального  работника, вербализация эмоциональных  переживаний позволяют клиенту  чувствовать себя комфортно, продуктивно  работать вместе с консультантом  над решением проблемы.

М.В. Фирсов и Е.Г. Студенова  в процессе социального консультирования выделяют подготовительный, основной и заключительный этапы[2.87, с.210].

Подготовительный этап консультирования. Устанавливается график и очередность  консультаций. Консультант по возможности  собирает информацию о будущих клиентах, на основе которой составляет предварительный  план работы, намечает наиболее эффективные  методы воздействия и определяет стиль общения с клиентом.

Основной этап консультирования. Беседа с пожилым человеком представляет собой непрерывный процесс, мягко  и тактично контролируемый и направляемый консультантом. Консультирование включает в себя несколько обязательных стадий, переходящих друг в друга. Первая стадия — психологическая подготовка консультанта. Она начинается задолго  до приглашения клиента в кабинет  и завершается первыми словами  приветствия. Консультант освежает в памяти сумму сведений об очередном  клиенте, намеченный на предварительном этапе план и оптимальный стиль консультирования.

Вторая стадия — взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу. Первое, что должен сделать консультант  после приветствия, предложить человеку присесть и чувствовать себя как  дома. Необходимо дать пожилому человеку возможность освоиться и осмотреться  в помещении в течение одной - трех минут. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения, напряжения и устанавливается психологический  климат.

Третья стадия — заключение «договора-контракта» между консультантом  и клиентом. Специалист уясняет первичный  запрос и требования клиента к  предстоящей консультации, принимает  решение либо о её проведении, либо об отказе от консультации и направлении клиента к другому специалисту. После этого консультант в деловом и конкретном стиле доводит до сведения клиента цель, задачи и регламент консультирования, сообщает ему об этических принципах работы, защищающих интересы клиента, его права и обязанности. На этой стадии консультирования необходимо активное участие обеих сторон.

Четвертая стадия— «исповедь». Консультант задает клиенту прямой вопрос: «Расскажите подробно, что вас привело ко мне» Собеседник получает возможность «выговориться», откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей времени основного этапа консультации. На стадии «исповеди» консультант поддерживает клиента, выражая ему свой интерес, сочувствие средствами невербальной коммуникации. При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы.

Пятая стадия — активный расспрос клиента и получение  дополнительной информации. Специалист задает ряд уточняющих вопросов. В  результате у него формируется обоснованное мнение о причинах затруднений клиента, он намечает конструктивные пути их преодоления. На этой стадии консультант не сообщает своего мнения клиенту.

Шестая стадия консультирования решающая, она требует от консультанта максимальной мобилизации, собранности, профессионального мастерства. На этой стадии вырабатывается совместная интерпретация  проблемы клиента. Консультант не должен в безапелляционной форме выражать свое понимание ситуации. Следует  внимательно наблюдать за реакцией человека и оценивать степень  его согласия с предлагаемой точкой зрения. Если согласие достигается  — выдвинутая версия принимается  за основу.

Но если предположение  консультанта оставляет клиента  равнодушным, приходится искать другое решение. Эту стадию разговора можно  считать успешной, если достигнуто взаимоприемлемое понимание причин проблемы и трудностей клиента.

Седьмая стадия направлена на оптимизацию личностных механизмов саморегуляции и формирование новой модели поведения клиента. В этот период работы полезна детальная проработка наиболее сложных для клиента новых моделей поведения.

Восьмая стадия — завершение общения с клиентом, оценка эффективности  консультации ее участниками. Клиенту  предлагают высказать свое мнение о  проделанной работе. Специалист по социальной работе дает окончательную  оценку. Если проблему не удалось решить за одну встречу, намечается дата повторной  консультации и ее примерная программа.

После того как социально-психологическая  консультация окончена, консультанту необходимо обратить внимание на свое психологическое состояние. Эту  стадию можно назвать фазой отдыха и освобождения от впечатлений. Консультанту на короткое время необходимо расслабиться и переключиться на другие виды деятельности, восстанавливающие его ресурсы.

Заключительный этап консультирования наступает после завершения совместной работы с пожилым человеком. Консультант  осмысливает полученные результаты, оформляет протокол консультации и  при необходимости намечает меры воздействия на социальное окружение  в интересах клиента. На этом этапе  возможно конкретное взаимодействие с  официальными лицами и социальным окружением клиента с целью оптимизации  условий для решения его личных проблем[2.87, с.210].

Р.С. Немов уточняет, что соблюдение технологических этапов социального консультирования еще не дает полной гарантии успешности процесса. Консультанту необходимо обратить внимание, как на собственную подготовку, так и на организационные моменты встречи с клиентом. Консультации целесообразно проводить в изолированном помещении, гарантирующем конфиденциальность общения. Во время консультаций в помещение не должно быть неожиданных вторжений посторонних лиц. Предпочтителен специально оборудованный кабинет, защищенный от шума, внешних помех, телефонных звонков, обеспечивающий комфортный температурный режим и равномерную освещенность[2.68, с.204].

Кабинет должен быть не очень  большим, окрашенным в спокойные  тона, уютно обставленным и не слишком  вычурным. Свет не должен падать на клиента. В кабинете необходим стол, удобные  стулья (три-четыре стула на случай приема нескольких человек, например: дети клиента, супружеская пара и  т.п.). Для проведения занятий по релаксации желательно иметь кушетку. На стенах можно повесить несколько картин, на полках расположить книги, но интерьер не должен быть перегружен, чтобы не отвлекать внимание клиента. На рабочем  месте не стоит держать личные вещи (например, семейные фотографии) или  предметы, отражающие убеждения консультанта (например, крест на стене).

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми