Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 10:48, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать характеристики и основные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов, выявить особенности социально- педагогической поддержки таких семей.
Задачи исследования:
1) Сформировать теоретические представления об инвалидности как социальной проблеме.
2) Изучить динамику и причины роста детской инвалидности, рассмотреть особенности различных видов детской инвалидности.
Введение…………………………………………………………………..
1. Теоретические подходы в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов ……………………………………………………………….
1.1. Динамика и основные причины детской инвалидности………………………………………………………………
1.2. Основные проблемы в семьях, воспитывающих детей-инвалидов…………………………………………………………………….
Выводы ко второй главе…………………………………………………………….
Глава 2. Технологии работы, с семьей имеющей ребенка инвалида……….…………………………………………………………
2.1 Формы и методы работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида………………………………………………………………………….
2.2 Особенности социально- педагогической поддержки детей- инвалидов и их родителей………………………………………………………
2.3 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями………………………………………………
Глава 3. Практическое исследование семей, имеющих детей- инвалидов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ
Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.2. Основные
проблемы в семьях, воспитывающих детей-инвалидов………………………………………
Выводы ко второй главе…………………………………………………………….
Глава 2. Технологии работы,
с семьей имеющей ребенка инвалида……….………………………………………………
2.1 Формы и методы работы социального
педагога с семьей ребенка-инвалида……………………………………
2.2 Особенности социально- педагогической поддержки детей- инвалидов и их родителей………………………………………………………
2.3 Система социальной
помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными
возможностями……………………………………………
Глава 3. Практическое исследование семей, имеющих детей- инвалидов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время около 500 млн. человек в мире официально признаны инвалидами вследствие интеллектуальных, физических или сенсорных расстройств, 17% из них являются детьми-инвалидами. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, на 1 января 2002 года зарегистрировано 642 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет включительно и с каждым годом число больных возрастает на пять процентов.
Семья является наиболее значимым
фактором социализации ребенка и
ее влияние в этой связи превосходит
воздействие всех других общественных
институтов. Что же касается ребенка
с ограниченными возможностями
здоровья, то роль семьи неизмеримо
возрастает, т.к. на нее ложится основное
бремя ухода, воспитания и образования
таких детей. Присутствие ребенка,
имеющего жизненные ограничения, вносит
в жизнь семьи много
Семьи, имеющие ребенка-инвалида,
как правило, испытывают материальные
трудности, а нередко находятся
на грани нищеты. Крайне злободневна
проблема трудоустройства матерей,
несущих тяжелые заботы о детях-инвалидах.
Плохо развиты надомные формы
трудовой деятельности, услуги «социальной
няни», производства неохотно решают вопросы
о гибком трудовом графике, неполном
рабочем дне для матери ребенка-инвалида.
Семья детей-инвалидов, особенно матери,
испытывает тяжелый психологический гнет.
Не выдержав тягот воспитания такого ребенка,
оставляют семьи отцы. Не решен вопрос
отдыха семьи, имеющей ребенка-инвалида.
Возможности детей-инвалидов в сфере образования,
трудоустройства, получения доходов, обеспечения
жильем, участия в социальной, культурной,
экономической, политической жизни значительно
ограничен (И.П.Каткова,1992). Изменение подхода
от содержания детей в закрытых учреждениях
к семейному воспитанию и созданию необходимых
ребенку и его родителям программ междисциплинарного
обслуживания вызвало интерес и определило
необходимость изучения семейных стратегий
микросоциальной адаптации. Только в последние
годы проблемы адаптации родителей к рождению
ребенка с особыми потребностями стали
темой профессионального обсуждения.
Практика показывает, что некоторые родители
психологически опустошены и подавлены,
оставаясь в этом состоянии на долгие
годы, тогда как другие стремятся мобилизовать
себя и других членов семьи, стараются
сформировать позитивный настрой и управлять
психотравмирующей ситуацией, постепенно
нивелируя многие негативные стороны.
Понимание психологического состояния
взрослых, окружающих ребенка-инвалида,
имеет практическую ценность для обеспечения
более эффективных форм социально-педагогической
помощи ребенку и его семье.
Исследованием проблем воспитания детей-инвалидов занимаются Алексеева Л.С., Айшервуд М.М., Багаева Г.Н., Безух С.М., Грачев Л.К., Дементьева Н.Ф., Исаева Т.Н., Ким Е.Н., Лебедева С.С., Мельникова Г.С., Усынина А.И. и другие отечественные ученые. Однако рассматривают они поставленную проблему, преимущественно, с позиции медико-профилактических, психологических, организационно-управленческих требований. В этой связи актуальность нашей темы исследования заключается в раскрытии и обосновании социально-педагогического подхода к работе с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида.
Исследование направлено на разрешение противоречия между существующими, неразрешимими в рамках существующей практики, проблемами в семьях, имеющих детей-инвалидов и необходимостью организации продуманной, целенаправленной социально-педагогической поддержки, направленной на оказание психологической, медико-социальной помощи.
Научная проблема: В чем сущность социально-педагогической поддержки семей, воспитывающих ребенка-инвалида? Какие основные проблемы у семей, воспитывающих ребенка- инвалида?
Объектом исследования: являются семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов.
Предметом исследования: является социально-педагогическая поддержка родителей, воспитывающих детей- инвалидов.
Цель исследования: проанализировать характеристики и основные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов, выявить особенности социально- педагогической поддержки таких семей.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, нуждаются в продуманной, целенаправленной социально-педагогической поддержке, направленной на оказание психологической, медико-социальной помощи.
База исследования: в данном исследовании, которое проводилось в Московском городском клубе инвалидов «Контакты-1», приняли участие 42 родителя, имеющих ребенка-инвалида.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, социально-педагогическое моделирование, наблюдение, беседа, анкетирование, социально-педагогический эксперимент.
Методологическая основа исследования. Важное методологическое значение, в работе по данной теме имеют исследования отечественных ученых: Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леоньтьева, И.А. Камаева, М.А. Поздняковой, И.С. Кона и других.
К ведущим специалистам по социальной работе с детьми- инвалидами и их семьями относятся: Л.В. Бадя, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, В.А. Луков, А.В. Мудрик, А.М. Панов, П.Д. Павленюк, Р.В. Соколов, Л.А. Темникова, Е.И. Холостова, А.Р. Маллер, Е.М.Мастюкова, Н.С.Морзова, Б.Ю. Шапиро, Е.Н. Ким и многие другие.
Особое место среди изданий по проблемам социальной работы с лицами с ограниченными возможностями занимают публикации В.М. Остапова, О.И. Лебединской и Б.Ю. Шапиро «Теоретико- методологические аспекты подготовки специалистов социально- педагогической сферы для работы с детьми- инвалидами, имеющими отклонения в развитии», Л.К. Грачева «Программа работы с семьями, имеющих детей- инвалидов».
Элементы
научной новизны и
Практическая значимость исследования. Данные результаты будут использоваться при проведении мероприятий, направленных на оказание поддержки родителям, имеющих детей- инвалидов и самих детей. Положения, выносимые на защиту:
1. Основная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка–инвалида связана с необходимостью помочь справиться с трудной задачей воспитания такого ребенка, способствовать ее оптимальному решению; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитации. Для реализации поставленных целей наиболее эффективными методами социально-педагогической работы являются: контакт, консультирование, тренинги, патронаж.
2. В качестве основных
задач, которые должны решать
социальный педагог и родители,
следует выделить следующие: 1) воспитать
у детей-инвалидов
3. Одним из ведущих факторов, обеспечивающих адаптацию детей-инвалидов и их родителей, является их социально-педагогическая поддержка. Она акцентирует внимание на выработку новой системы целей и ценностей, способствует их свободной самоактуализации и самореализации. Социально-педагогическая поддержка осуществляется с целью помочь детям-инвалидам достигать и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимодействиях, членов общества, помешать врожденному или приобретенному дефекту занять центральное место в формировании и становлении личности, дать возможность детям так организовать свой образ жизни, чтобы развить другие способности и тем самым компенсировать инвалидность.
4. Социально-педагогическая поддержка оказывает детям-инвалидам компетентную социальную помощь: повышает эффективность процесса социализации, воспитания и развития детей; обеспечивает диагностику, коррекцию и управление в широком спектре отношений в социуме в интересах становления и развития полноценной, нравственно здоровой, социально защищенной и творчески активной личности; организует различные виды общественно и индивидуально значимой деятельности детей-инвалидов на принципах творчества, самоуправления, самостоятельности; формирует на этой основе их систему ценностей.
Социально-педагогическая поддержка
обеспечивает педагогическую среду
для организации досуговой
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Рождение ребенка - это долгожданное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с тяжелой патологией либо становится инвалидом из-за хронического соматического заболевания. Такое явление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз — чувство вины, ощущение незаслуженности случившегося. Резкое падение самооценки является следствием вопроса "Почему это случилось именно со мной?", возникает чувство собственной неполноценности.
Информация о работе Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов