Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 10:48, курсовая работа

Описание

Цель исследования: проанализировать характеристики и основные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов, выявить особенности социально- педагогической поддержки таких семей.
Задачи исследования:
1) Сформировать теоретические представления об инвалидности как социальной проблеме.
2) Изучить динамику и причины роста детской инвалидности, рассмотреть особенности различных видов детской инвалидности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
1. Теоретические подходы в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов ……………………………………………………………….
1.1. Динамика и основные причины детской инвалидности………………………………………………………………
1.2. Основные проблемы в семьях, воспитывающих детей-инвалидов…………………………………………………………………….
Выводы ко второй главе…………………………………………………………….
Глава 2. Технологии работы, с семьей имеющей ребенка инвалида……….…………………………………………………………
2.1 Формы и методы работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида………………………………………………………………………….
2.2 Особенности социально- педагогической поддержки детей- инвалидов и их родителей………………………………………………………
2.3 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями………………………………………………
Глава 3. Практическое исследование семей, имеющих детей- инвалидов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

готовая инвалиды.docx

— 267.63 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..

  1. Теоретические подходы в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов ……………………………………………………………….
    1. Динамика и основные причины детской инвалидности………………………………………………………………

 1.2. Основные проблемы в семьях, воспитывающих детей-инвалидов…………………………………………………………………….

Выводы ко второй главе…………………………………………………………….

Глава 2. Технологии работы, с семьей имеющей ребенка инвалида……….…………………………………………………………

2.1 Формы и методы работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида………………………………………………………………………….

2.2 Особенности социально- педагогической поддержки детей- инвалидов и их родителей………………………………………………………

2.3 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями……………………………………………

 Глава 3. Практическое исследование семей, имеющих детей- инвалидов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования. В настоящее время около 500 млн. человек в мире официально признаны инвалидами вследствие интеллектуальных, физических или сенсорных расстройств, 17% из них являются детьми-инвалидами. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, на 1 января 2002 года зарегистрировано 642 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет включительно и с каждым годом число больных возрастает на пять процентов.

Семья является наиболее значимым фактором социализации ребенка и  ее влияние в этой связи превосходит  воздействие всех других общественных институтов. Что же касается ребенка  с ограниченными возможностями  здоровья, то роль семьи неизмеримо возрастает, т.к. на нее ложится основное бремя ухода, воспитания и образования  таких детей. Присутствие ребенка, имеющего жизненные ограничения, вносит в жизнь семьи много дополнительных проблем, оказывает влияние на всех ее членов. Для воспитания детей, подготовки их к жизни в обществе требуются  дополнительные духовные и материальные ресурсы. Однако до последнего времени  в исследованиях российских ученых, семьи, имеющие детей-инвалидов, не выделялись в отдельную группу. В  зарубежной литературе 1950-1960-х г.г., равно как и в отечественной  литературе до 1990-х г.г., практически  нет сведений о состоянии родителей  детей с особыми потребностями. Вероятно, отсутствие этой информации обусловлено тем, что большинство  детей с ограниченными возможностями  помещались для воспитания в закрытые учреждения. До недавнего времени  политика изоляции в отношении инвалидов  была определяющей тенденцией отечественного общества. В специализированных домах  инвалидов, домах ребенка, детских домах, интернатах проходила жизнь примерно 10 % населения (Е.Р. Смирнова, 1996г.). Сегодня ситуация качественно меняется. Все больше родителей берут на себя задачи воспитывать ребенка-инвалида в семье, развивается система социальной, профессиональной поддержки, растет профессионализм социальных работников, специализирующихся на помощи семье, издаются законы, разрушающие преграды в жизни инвалидов. Однако символические барьеры сломать порой гораздо сложнее, здесь требуется развитие культурных ценностей гражданского общества, таких как толерантность, эмпатия, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав, независимость.

Семьи, имеющие ребенка-инвалида, как правило, испытывают материальные трудности, а нередко находятся  на грани нищеты. Крайне злободневна  проблема трудоустройства матерей, несущих тяжелые заботы о детях-инвалидах. Плохо развиты надомные формы  трудовой деятельности, услуги «социальной  няни», производства неохотно решают вопросы  о гибком трудовом графике, неполном рабочем дне для матери ребенка-инвалида. 
Семья детей-инвалидов, особенно матери, испытывает тяжелый психологический гнет. Не выдержав тягот воспитания такого ребенка, оставляют семьи отцы. Не решен вопрос отдыха семьи, имеющей ребенка-инвалида. Возможности детей-инвалидов в сфере образования, трудоустройства, получения доходов, обеспечения жильем, участия в социальной, культурной, экономической, политической жизни значительно ограничен (И.П.Каткова,1992). Изменение подхода от содержания детей в закрытых учреждениях к семейному воспитанию и созданию необходимых ребенку и его родителям программ междисциплинарного обслуживания вызвало интерес и определило необходимость изучения семейных стратегий микросоциальной адаптации. Только в последние годы проблемы адаптации родителей к рождению ребенка с особыми потребностями стали темой профессионального обсуждения. Практика показывает, что некоторые родители психологически опустошены и подавлены, оставаясь в этом состоянии на долгие годы, тогда как другие стремятся мобилизовать себя и других членов семьи, стараются сформировать позитивный настрой и управлять психотравмирующей ситуацией, постепенно нивелируя многие негативные стороны. Понимание психологического состояния взрослых, окружающих ребенка-инвалида, имеет практическую ценность для обеспечения более эффективных форм социально-педагогической помощи ребенку и его семье.

Исследованием проблем  воспитания детей-инвалидов занимаются Алексеева Л.С., Айшервуд М.М., Багаева Г.Н., Безух С.М., Грачев Л.К., Дементьева Н.Ф., Исаева Т.Н., Ким Е.Н., Лебедева С.С., Мельникова Г.С., Усынина А.И. и другие отечественные ученые. Однако рассматривают они поставленную проблему, преимущественно, с позиции медико-профилактических, психологических, организационно-управленческих требований. В этой связи актуальность нашей темы исследования заключается в раскрытии и обосновании социально-педагогического подхода к работе с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида.

Исследование  направлено на разрешение противоречия между существующими, неразрешимими  в рамках существующей практики, проблемами в семьях, имеющих детей-инвалидов и необходимостью организации продуманной, целенаправленной социально-педагогической поддержки, направленной на оказание психологической, медико-социальной помощи.

Научная проблема: В чем сущность социально-педагогической поддержки семей, воспитывающих ребенка-инвалида? Какие основные проблемы у семей, воспитывающих ребенка- инвалида?

Объектом  исследования: являются семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов.

Предметом исследования: является социально-педагогическая поддержка родителей, воспитывающих детей- инвалидов.

Цель  исследования: проанализировать характеристики и основные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов, выявить особенности социально- педагогической поддержки таких семей.

Задачи  исследования:

  1. Сформировать теоретические представления об инвалидности как социальной проблеме.
  2. Изучить динамику и причины роста детской инвалидности, рассмотреть особенности различных видов детской инвалидности.
  3. Проанализировать характеристики семей, имеющих детей- инвалидов и выявить их основные проблемы.
  4. Рассмотреть особенности социально- педагогической поддержки детей- инвалидов и их родителей.
  5. На примере работы Московского клуба инвалидов «Контакты-1», выявить какую роль играют организации в жизни семей, имеющих детей-инвалидов.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, нуждаются в продуманной, целенаправленной социально-педагогической поддержке, направленной на оказание психологической, медико-социальной помощи.

База исследования: в данном исследовании, которое проводилось в Московском городском клубе инвалидов «Контакты-1», приняли участие 42 родителя, имеющих ребенка-инвалида.

Методы  исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, социально-педагогическое моделирование, наблюдение, беседа, анкетирование, социально-педагогический эксперимент.

Методологическая  основа исследования. Важное методологическое значение, в работе по данной теме имеют исследования отечественных ученых: Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леоньтьева, И.А. Камаева, М.А. Поздняковой, И.С. Кона и других.

К ведущим специалистам по социальной работе с детьми- инвалидами и их семьями относятся: Л.В. Бадя, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, В.А. Луков, А.В. Мудрик, А.М. Панов, П.Д. Павленюк, Р.В. Соколов, Л.А. Темникова, Е.И. Холостова, А.Р. Маллер, Е.М.Мастюкова, Н.С.Морзова, Б.Ю. Шапиро, Е.Н. Ким и многие другие.


Особое место  среди изданий по проблемам социальной работы с лицами с ограниченными  возможностями занимают публикации В.М. Остапова, О.И. Лебединской и  Б.Ю. Шапиро «Теоретико- методологические аспекты подготовки специалистов социально- педагогической сферы для работы с детьми- инвалидами, имеющими отклонения в развитии», Л.К. Грачева «Программа работы с семьями, имеющих детей- инвалидов».

Элементы  научной новизны и теоретическая  значимость исследования заключаются в следующем:

  1. Сформированы теоретические представления об инвалидности как социальной проблеме.
  2. Изучена динамика и причины роста детской инвалидности, рассмотрены особенности различных видов детской инвалидности.
  3. Проанализированы характеристики семей, имеющих детей- инвалидов и выявлены их основные проблемы.
  4. Рассмотрены особенности социально- педагогической поддержки детей- инвалидов и их родителей, показана роль неправительственных организаций в решении данной проблемы.

Практическая  значимость исследования. Данные результаты будут использоваться при проведении мероприятий, направленных на оказание поддержки родителям, имеющих детей- инвалидов и самих детей. Положения, выносимые на защиту:

1. Основная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка–инвалида связана с необходимостью помочь справиться с трудной задачей воспитания такого ребенка, способствовать ее оптимальному решению; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитации. Для реализации поставленных целей наиболее эффективными методами социально-педагогической работы являются: контакт, консультирование, тренинги, патронаж.

2. В качестве основных  задач, которые должны решать  социальный педагог и родители, следует выделить следующие: 1) воспитать  у детей-инвалидов общественную  активность, инициативу, готовность  к жизни; 2) формировать у них  личностные качества (эмоции, чувства,  нравственность на основе усвоения  культуры и ценностей своего  народа, культуры здоровья, общения  и поведения, культуры проведения  свободного времени); 3) интегрировать  детей-инвалидов в общество здоровых  людей. В основе деятельности  социальных педагогов заложены: личностпо-ориентированный подход, оптимальность подхода, объективность  подхода, коммуникативность, неразглашение  информации о детях-инвалидах  и их семьях.

3. Одним из ведущих факторов, обеспечивающих адаптацию детей-инвалидов и их родителей, является их социально-педагогическая поддержка. Она акцентирует внимание на выработку новой системы целей и ценностей, способствует их свободной самоактуализации и самореализации. Социально-педагогическая поддержка осуществляется с целью помочь детям-инвалидам достигать и поддерживать оптимальную степень участия в социальных взаимодействиях, членов общества, помешать врожденному или приобретенному дефекту занять центральное место в формировании и становлении личности, дать возможность детям так организовать свой образ жизни, чтобы развить другие способности и тем самым компенсировать инвалидность.

4. Социально-педагогическая поддержка оказывает детям-инвалидам компетентную социальную помощь: повышает эффективность процесса социализации, воспитания и развития детей; обеспечивает диагностику, коррекцию и управление в широком спектре отношений в социуме в интересах становления и развития полноценной, нравственно здоровой, социально защищенной и творчески активной личности; организует различные виды общественно и индивидуально значимой деятельности детей-инвалидов на принципах творчества, самоуправления, самостоятельности; формирует на этой основе их систему ценностей.

Социально-педагогическая поддержка  обеспечивает педагогическую среду  для организации досуговой деятельности детей-инвалидов и родителей, заключающуюся  в их адаптации, реабилитации и интеграции в видах жизнедеятельности в  интересах социального формирования их личности.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические подходы в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов.

Рождение ребенка - это  долгожданное событие для каждой семьи. С детьми родители связывают  мечты о счастливом будущем, на них  возлагают большие надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается  ребенок с тяжелой патологией либо становится инвалидом из-за хронического соматического заболевания. Такое  явление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей  и близких родственников. Особенно часто встречающиеся реакции  на поставленный диагноз — чувство  вины, ощущение незаслуженности случившегося. Резкое падение самооценки является следствием вопроса "Почему это случилось  именно со мной?", возникает чувство собственной неполноценности.

Информация о работе Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов