Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 10:48, курсовая работа

Описание

Цель исследования: проанализировать характеристики и основные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов, выявить особенности социально- педагогической поддержки таких семей.
Задачи исследования:
1) Сформировать теоретические представления об инвалидности как социальной проблеме.
2) Изучить динамику и причины роста детской инвалидности, рассмотреть особенности различных видов детской инвалидности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
1. Теоретические подходы в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов ……………………………………………………………….
1.1. Динамика и основные причины детской инвалидности………………………………………………………………
1.2. Основные проблемы в семьях, воспитывающих детей-инвалидов…………………………………………………………………….
Выводы ко второй главе…………………………………………………………….
Глава 2. Технологии работы, с семьей имеющей ребенка инвалида……….…………………………………………………………
2.1 Формы и методы работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида………………………………………………………………………….
2.2 Особенности социально- педагогической поддержки детей- инвалидов и их родителей………………………………………………………
2.3 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями………………………………………………
Глава 3. Практическое исследование семей, имеющих детей- инвалидов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

готовая инвалиды.docx

— 267.63 Кб (Скачать документ)

Основными проблемами взаимоотношений  в семье, имеющей взрослого инвалида, являются: [11.c.75]

• воспитание, сопровождающееся чувством обременительности родительских обязанностей;

• заниженный уровень требовательности к ребенку, часто связанный с  незнанием его потенциальных  возможностей;

• вынужденная авторитарность воспитания, обусловленная ограниченными  способностями и недостаточным  общением ребенка;

• вынужденная жертвенность матери и ее постоянная потребность  в опоре;

• постоянная сдержанность в проявлении переживаний из-за своих  нереализованных полностью родительских возможностей.

Таким образом, все семьи, воспитывающие детей-инвалидов, характеризуются определенными признаками:

• родители испытывают нервно-психическую  и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в  отношении будущего ребенка (это  можно обозначить как нарушение  временной перспективы);

• личностные проявления и  поведение ребенка не отвечают ожиданиям  родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность;

• семейные взаимоотношения  нарушаются и искажаются;

• социальный статус семьи  снижается — возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к  изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения  психического и физического развития у ребенка от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается;

• особый психологический  конфликт возникает в семье как  результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим  усилия родителей по воспитанию и  лечению такого ребенка;

• в семьях, воспитывающих  детей-инвалидов, роли, как правило, изменены. [11.c.77] Интересы семьи сосредоточены на инвалиде. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребенок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети. Все решения относительно его проблем принимает мать. Она и остальные члены семьи диктуют ему желательный стереотип поведения. Его низкий социальный статус иллюстрируется тем, что члены семьи часто говорят о нем в третьем лице, лишая возможности выразить собственное мнение.

Анализ семейных взаимоотношений  семей, имеющих детей-инвалидов, позволяет  выделить следующие их типичные характеристики: чрезмерная гиперпротекция, потворствование  одним потребностям ребенка и  игнорирование других его потребностей, минимизации обязанностей и запретов для него, неустойчивость типа воспитания, наличие воспитательной неуверенности, фобии потери ребенка и проекции на ребенка собственных нежелательных  качеств. Тем не менее, родители детей-инвалидов  обладают рядом качеств, особо ценных для социального партнерства  с семьей, формирования характера  ребенка, его адаптации в обществе.

Таким образом, развитие ребенка-инвалида в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь, с матерями больных детей. Эта работа должна включать обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и практической помощи. Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей-инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно решать насущные проблемы своих детей и своей семьи.

Для нормализации жизнедеятельности семей с детьми-инвалидами необходима специальная психокоррекционная работа с ними как с социальными группами с целью устранения нестабильности и дискомфортности эмоциональных внутрисемейных взаимодействий

Необходима социальная поддержка  семей, имеющих детей-инвалидов, со стороны государства и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Практическое исследование семей, имеющих детей- инвалидов

 

Практическая часть работы проводилась  с помощью анкетирования. Вопросы  анкеты составлены так, что бы можно  было выявить основные характеристики, нужды и трудности семей, воспитывающих  ребенка- инвалида.

Анкетирование проводилось в Московском городском клубе инвалидов «Контакты-1», в опросе приняли участие 42 родителя, имеющих детей- инвалидов. В опросе приняли участие 38 женщин (32 матери и 6 бабушек- опекунов) и 4 мужчины (отца), что свидетельствует о том, что в большинстве случаев, воспитанием ребенка-инвалида занимаются матери.

 

Возраст родителей.

 

 

Возраст у 57% родителей превышает 40 лет, у 33% родителей превышает 30лет, у 10% родителей превышает 20лет.

 

Семейное положение.

 

Количество детей  в семье.

 

Оценка материальной обеспеченности семьи.

 

Занятость родителей (матери).

 

Образование родителей

 

Состояние жилищных условий.

1)

 

2) Приспособлены жилищные условия  для потребностей ребенка.

 

Могут ли родители с ребенком пользоваться услугами общественного транспорта?

 

 

Посещаемость ребенком культурных мероприятий(музей, театр, кинотеатр, цирк и др.).

 


 

 

 

 

 

 

 

1.не менее одного раза в  месяц-28%.

2. не менее одного раза в  полгода-47,6%.

3. не менее одного раза в  год-23,8%.

 

Оценка медицинского обслуживания на взгляд родителей.

 

Испытывают  ли необходимость в консультациях  психолога или 
семейного терапевта.

 

 

 

Испытывают ли необходимость  в консультации юриста.

 

Оценка социального  обслуживания на взгляд родителей.

 

Оценка образовательных  услуг.

 

Изменения в системе образования: 61,9% родителей считают, что изменений  нет, 23,8% родителей считают изменения  позитивными, 14,3% родителей считают  изменения негативными.

 

Имеют ли возможность  проведения отдыха и занятием спортом с ребенком.

 

Достаточно ли вы информированы  о правах ребенка.

 

Нуждается ли ребенок  в профессиональной ориентации.

 

Оценка деятельности неправительственных организаций: 42,8% родителей удовлетворяет, 9,5% родителя не удовлетворяет, 47,6% человек не смогли ответить.

 

Насколько часто родители испытывают стресс, напряженность из-за проблем, связанных с их ребенком.

 

1.Никогда-7%

2.Иногда-37%

3.Довольночасто-37%

4. Постоянно -19%

 

Что родителям кажется самым  трудным в организации жизни  ребенка?

 

  1. Трудности с формированием личности 14%
  2. Проблемы с физическим развитием 18%
  3. Проблемы с транспортом и передвижением 16%
  4. Проведение лечения 18%
  5. Регулярное проведение диеты 2,5%
  6. Трудности с организацией обучения 16%
  7. Уход за ребенком 4%
  8. Трудности с формированием навыков самообслуживания 9%
  9. Отдыха и досуга 2,5%

 

Что родителей  беспокоит в поведении их ребенка?

 

1.Агрессивность-19%

2.Застенчивость-16%

3.Лживость-4%

4.Грубость-4%

5.Невнимательность-5%

6.Тревожность-4%

7.Раздражительность-23%

8.Плаксивость-5%

9.Апатичность-4%

10.Подавленность-4%

11.Замкнутость-4%

12.Болтливость4%

13.Неусидчивость 4%

 

Как оценивают  родители отношение других детей  к их детям?

 

  1. Хорошее 44%
  2. Равнодушное 4%
  3. Неприязненное 4%
  4. Снисходительное 18%
  5. Затрудняюсь ответить 30%

 

Отношение родителей к возможности  ребенка в будущем жить самостоятельно, работать и обеспечивать свое существование.

 

  1. Да 11%
  2. Да, но при определенных условиях 30%
  3. 3атрудняюсь ответить 52%
  4. Нет 7%

 

Что вызывает наибольшее беспокойство, когда родители думают о будущем своего ребенка?

 

  1. Сложности со школьным обучением 18%
  2. Трудности с получением профессии 26%
  3. Трудности с будущим трудоустройством 18%
  4. Трудности с созданием семьи 9%
  5. Невозможность для ребенка в будущем жить без посторонней помощи 26%
  6. Трудности с лечением 3%

 

Что, по мнению родителей, нужно сделать, чтобы  их дети могли в будущем самостоятельно жить, получить профессию, работу?

 

 

 

  1. Создать Центр 4%
  2. Обратить внимание на способности, талант 4%
  3. Поставить на ноги 4%
  4. Дать образование 17%
  5. Лечить, вылечить 26%
  6. Занятие на тренажерах, спортом 4%
  7. Нужны материальные средства 8%
  8. Воспитывать и обучать 17%
  9. Оформить в спецшколу 4%
  10. Больше внимания, заботы 4%
  11. Навыки жизни, общения 4%
  12. Помогать 4%

На вопрос "Какую  помощь Вы бы хотели получить для того, чтобы вырастить своего ребенка" родители дали, следующие ответы:

 

  1. Нужна помощь государства: 56%
    • возвращение всех льгот детям-инвалидам
    • бесплатное лечение
    • бесплатное образование
    • увеличение размера пенсии и специальных пособий
    • защите прав ребенка-инвалида
    • поддержка и забота от правительства страны.
  2. Нужна помощь от системы социальной поддержки и общественных организаций: 28%
    • открытие Реабилитационного центра
    • бесплатные юридические консультации
    • помощь в приобретении инвалидами профессии
    • помощь в трудоустройстве инвалидов
    • проводить диагностику детей
    • организовывать больше спортивных секций
    • больше мероприятий для детей-инвалидов
    • психологическая и педагогическая помощь.
  3. Материальную помощь. 16%

Как показали данные исследования родители, воспитывающие ребенка- инвалида сталкиваются с рядом трудностей, которые зачастую не могут решить самостоятельно. Поэтому  им необходима социально-педагогическая поддержка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/87-work-with-family/1066-programma-dlya-detsko-roditelskoj-gruppy-s-elementami-soczialno-psixologicheskogo-treninga-semya-s-rebenkom-invalidom-v-vozraste-6-9-let


Информация о работе Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов