Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 10:48, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать характеристики и основные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов, выявить особенности социально- педагогической поддержки таких семей.
Задачи исследования:
1) Сформировать теоретические представления об инвалидности как социальной проблеме.
2) Изучить динамику и причины роста детской инвалидности, рассмотреть особенности различных видов детской инвалидности.
Введение…………………………………………………………………..
1. Теоретические подходы в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов ……………………………………………………………….
1.1. Динамика и основные причины детской инвалидности………………………………………………………………
1.2. Основные проблемы в семьях, воспитывающих детей-инвалидов…………………………………………………………………….
Выводы ко второй главе…………………………………………………………….
Глава 2. Технологии работы, с семьей имеющей ребенка инвалида……….…………………………………………………………
2.1 Формы и методы работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида………………………………………………………………………….
2.2 Особенности социально- педагогической поддержки детей- инвалидов и их родителей………………………………………………………
2.3 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями………………………………………………
Глава 3. Практическое исследование семей, имеющих детей- инвалидов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
ПРИЛОЖЕНИЕ
Семьи, имеющие ребенка -
инвалида, довольно часто распадаются,
нередки также случаи, так называемых
скрытых разводов, когда семья
формально сохранена, но отец живет
отдельно, оправдывая это жизненной
необходимостью. Родители ребенка-инвалида
- по-разному переносят его
Уже стало аксиомой утверждение, что несчастная
мать, с высоким уровнем тревожности, низкой
самооценкой не сможет воспитать счастливым
и успешным даже здорового ребенка. Что
же можно сказать о воспитании ребенка
с проблемами здоровья. Уже доказано, что
искажение родительского отношения может
вызвать у таких детей вторичные нарушения.1
До 1979 года наличие детей-инвалидов, имеющих право на получение социального пособия, в СССР вообще не признавалось, поскольку инвалидность определялась как «стойкое нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы».
Люди, не имевшие определенного трудового стажа, не получали пенсий, а могли рассчитывать только на пособия. В число получателей пособий входили лица, которые по достижении 16 лет в силу физических и/или психических ограничений были неспособны к труду. Их называли «инвалидами с детства».
Статус «ребенка-инвалида» был впервые официально введен в СССР в ходе проведения Международного года ребенка, объявленного ООН в 1979 году.
Согласно приказу Минздрава СССР № 1265 от 14 декабря 1979 года «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет» в СССР признавалось наличие детей-инвалидов.
Утвержденный данным приказом
«Перечень медицинских
В результате многие дети с
ограниченными возможностями
С 1991 года «Перечень медицинских показаний, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом», был существенно расширен в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
В результате число детей-инвалидов, получающих социальные пособия по инвалидности, стало быстро расти. Если в 1985 году такие пособия получало 90,6 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, проживающих в семьях, а в1990 году – 155,1 тыс. детей-инвалидов, то в 1991 году число детей-инвалидов увеличилось до 212 тыс., в 1992 году составляло 285 тыс., в 1993 году – 345 тыс., в 1994 году – 399 тыс.. в 1995 году – 454 тыс., в 1996 году - 514 тыс. детей-инвалидов (или 1,4% от общего числа детей в возрасте до 16 лет).
По состоянию на 1996 год,
помимо 514 тыс. детей, проживающих в
семьях, еще 35,3 тыс. детей-инвалидов
проживало в 159 домах-интернатах для
глубоко умственно отсталых детей
и 0,9 тыс. детей-инвалидов в 6 домах–интернатах
для детей с физическими
Еще 18,3 тыс. детей-инвалидов проживало в 252 домах ребенка, входящих в систему Минздрава России.
Кроме того, в этом же 1996 году 199,5 тыс. детей-инвалидов обучалось в 1437 школах-интернатах для детей с умственными и физическими недостатками, 271 тыс. детей-инвалидов - в 1871 вспомогательной школе и 28 тыс. детей-инвалидов - в детских домах системы Минобразования России.
После 1996 года рост численности детей-инвалидов продолжался до 2000 года и составил максимальную величину 675 тыс. человек. Начиная с 2001 года, происходит стабилизация абсолютной численности и доли в детском населении детей- инвалидов, а их доля в детском населении составляет 2%.
С 2000 года в России стали учитываться дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. Численность детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, сократилась с 675 тыс. человек на 1 января 2000 года до 573 тыс. человек на 1 января 2006 года. В то же время их численность на 10000 детей в возрасте до 18 лет с 2000 года практически не меняется и составляет порядка 205 детей.
Что касается численности детей-инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях, то на 1 января 2006 года 29 тыс. детей-инвалидов проживали в 153 учреждениях социального обслуживания и 4 тыс. человек – в 34 реабилитационных центрах для инвалидов молодого возраста. Еще 4 тыс. молодых инвалидов проживали в 34 реабилитационных центрах для инвалидов молодого возраста. При этом очередь для помещения в учреждения для детей-инвалидов была 0,9 тыс. человек.
Кроме того, на 1 января 2006 года 447тыс. детей дошкольного возраста посещали детские сады компенсирующего вида и учреждения с группами компенсирующего назначения (в том числе для детей с нарушением слуха, речи, зрения, интеллекта (умственно отсталых), опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией и др.). Еще 167 тыс. детей воспитывались в 1373 школах-интернатах для детей с отклонениями в развитии.
В 1946 государственных и
муниципальных специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях
Следует отметить, что в 60-80%
случаев детская инвалидность обусловлена
пренатальной патологией. В настоящее
время просматривается
Факторами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются также неблагоприятная экологическая обстановка, неблагоприятные условия труда женщин и мужчин, рост травматизма, недостаточные возможности и недооценка населением значения здорового образа жизни, плохое здоровье родителей, нерациональное питание, плохая питьевая вода, т.е. очень широкий комплекс проблем, связанных с низким уровнем качества жизни значительной части семей.
В то же время, представляется, что очень многое зависит от специальной государственной политики, направленной на профилактику детской инвалидности, реабилитацию и интеграцию детей-инвалидов в социум.
В жизни детей с ограниченными возможностями и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем.
Семья, имеющая ребенка-инвалида, на протяжении всей жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами.
Клинико-психологический статус ребенка-инвалида, его особенности несут ряд специфических проблем на каждом из возрастных этапов развития ребенка (от 0 до 3 лет, от 4 до 7 лет, от 7 до 16 лет, от 16 до 21 года), которые вызывают цепную реакцию неблагоприятных изменений в семье. Эти изменения затрагивают все основные сферы жизни семьи.
Выделяется пять периодов, связанных со стрессом на стадиях и переходах жизненного цикла семей, имеющих детей-инвалидов.
1. Рождение ребенка –
получение точного диагноза, эмоциональное
привыкание к особенностям
2. Школьный возраст –
становление личностной точки
зрения на форму обучения
3.Подростковый возраст
– привыкание к хронической
природе заболевания ребенка,
возникновение проблем,
4. Период «выпуска» - признание
и привыкание к продолжающейся
семейной ответственности,
5. Постродительский период
– перестройка взаимоотношений
между супругами (если ребенок
был успешно выпущен из семьи)
и взаимодействие со
На каждом из этих отрезков можно выделить проблемы самого ребенка-инвалида и проблемы родителей, связанные непосредственно с ним. Особенности детско-родительских отношений сказываются на всех этапах становления социализации ребенка. [1.c.32]
0-3 года.
Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали малыша. Рождение больного ребенка всегда является семейной катастрофой.
Рождение ребенка с нарушением развития изменяет жизненные перспективы семьи, порождая трудности, связанные как с резкой сменой образа жизни, так и с необходимостью решения множества специфических проблем. В большинстве случаев это приводит к шоковой реакции родителей. У многих возникает реакция отрицания. Если отклонения в развитии не столь очевидны при рождении, удар переносится менее болезненно, так как родители начинают сами замечать появляющиеся по мере роста ребенка проблемы. Часто у родителей отмечаются реакции незаслуженно обиженного человека: «Почему это случилось со мной?», «В чем я провинилась?».
Часть родителей отказывается
признавать диагноз. Это может быть
результатом неадекватного
Чем меньше ребенок, тем больше
иллюзий удается сохранить
Отношение родителей к особенностям ребенка далеко не однозначное. Реакцию семьи на указанную проблему можно классифицировать по определенным проявлениям. Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к состоянию паники, трагической обреченности. Нередко они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, без которой оказываются не способными рационально помогать ребенку.
У родителей, как правило,
возникает чувство
Изменяется нормальный цикл
семейной жизни и психологический
климат в семье. Все члены семьи,
и, в первую очередь, мать, находятся
в состоянии эмоционального стресса.
На протяжении первых трех лет жизни
малыша этот стресс не уменьшается, а
обычно нарастает. Возникают неровные,
а часто и конфликтные
Переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребенка. Усилия специалистов направлены не только на диагностику и лечение больного ребенка, но и на психологическую помощь родителям с целью смягчить первый удар и помочь принять сложившуюся ситуацию такой, какая она есть, с ориентацией родителей на активную помощь малышу. Тем не менее, первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи, никогда не исчезают совсем, они присутствуют постоянно и являются частью эмоциональной жизни семьи. В определенные периоды семейного цикла они вспыхивают с новой силой и дезадаптируют семью.
Больной ребенок требует
повышенного внимания. Отмечаются сложности
в кормлении, формировании рефлексов.
С первых месяцев жизни у детей
могут отмечаться вегетативно-сосудистые
и соматические нарушения. Часто
отмечаются нарушения сна, всевозможные
страхи, нарушено активное коммуникативно-познавательное
поведение, слабо выражен комплекс
оживления на родителей, отмечаются
запаздывания в развитии предметно-манипулятивной
деятельности. Все это приводит к
сложностям контакта с ребенком, создает
проблемы ухода и воспитания. Это
нарушает воспитательную функцию семьи.
Состояние ребенка может
Информация о работе Социальная работа с семьями, воспитывающими детей-инвалидов