Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:22, курсовая работа
Как отмечает Б.Балаш в своей работе “Дух фильмы” (1935г) - закон буржуазного искусства гласил, что внутренняя ценность и популярность в искусстве обратно пропорциональны друг другу. Для высших социальных слоев общества все «непонятное» служило как бы дворянским титулом. Однако всегда существовало народное искусство, созданное самим народом, которое отнюдь не было менее достойным, чем высококвалифицированное искусство «аристократов духа»1. Искусство же, созданное для народа сверху, содержит в себе только отрицательные предпосылки популярности.
Из всех форм массовой коммуникации, из всех видов искусства кино занимает в обществе положение уникальное. Кино следует относить к одним из наиболее влиятельных средствам масс-медиа, т. е. к таким, которые полностью овладевают зрительским восприятием и заставляют зрителя идентифицироваться с героями фильма. Специфика кино заключается в его всестороннем воздействии на сознание зрителя, в прорыве к архетипам коллективного бессознательного.2 Собравшиеся вместе зрители погружаются в созданный мир, затрагивающий все струны души и одновременно отражающий самые злободневные проблемы современности.
Введение 3
Глава 1. Понятие социальных ценностей 5
Классификация ценностей 10
Ценностные ориентации личности 11
Глава 2. Эмпирическое исследование 13
Описание ключевых социальных ценностей, используемых в работе 13
Ход работы 21
Сбор данных 21
Проведение исследование 21
Результаты исследования 22
Заключение 23
Список использованных источников 24
Приложения 26
Глоссарий 31
Федеральное агентство по образованию
Факультет экономики и управления
Кафедра:
«Социология и управление персоналом»
Курсовая работа
по дисциплине «Социология»
Тема.
Социальное исследование
ценностей общества
путем анализа современного
состояния киноиндустрии
2011
Cодержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие социальных ценностей 5
Классификация ценностей 10
Ценностные ориентации личности 11
Глава 2. Эмпирическое исследование 13
Описание ключевых социальных ценностей, используемых в работе 13
Ход работы 21
Сбор данных 21
Проведение исследование 21
Результаты исследования 22
Заключение 23
Список использованных источников 24
Приложения 26
Глоссарий 31
Как отмечает Б.Балаш в своей работе “Дух фильмы” (1935г) - закон буржуазного искусства гласил, что внутренняя ценность и популярность в искусстве обратно пропорциональны друг другу. Для высших социальных слоев общества все «непонятное» служило как бы дворянским титулом. Однако всегда существовало народное искусство, созданное самим народом, которое отнюдь не было менее достойным, чем высококвалифицированное искусство «аристократов духа»1. Искусство же, созданное для народа сверху, содержит в себе только отрицательные предпосылки популярности.
Из всех форм массовой коммуникации, из всех видов искусства кино занимает в обществе положение уникальное. Кино следует относить к одним из наиболее влиятельных средствам масс-медиа, т. е. к таким, которые полностью овладевают зрительским восприятием и заставляют зрителя идентифицироваться с героями фильма. Специфика кино заключается в его всестороннем воздействии на сознание зрителя, в прорыве к архетипам коллективного бессознательного.2 Собравшиеся вместе зрители погружаются в созданный мир, затрагивающий все струны души и одновременно отражающий самые злободневные проблемы современности.
Кино может достичь воздействия на массы только в том случае, если оно популярно. Оно должно быть рассчитано на психологию широчайших масс.
Психология
кино, как и психология языка, предмет
классовой психологии. Экономические
и технические условия кино, так
же как и его социальная функция
в капитализме, почти совсем не дают
возможности проявляться
Психология кино, как и психология разговорного языка, есть предмет социологии. Представляет ли то или иное произведение искусства художественную ценность или нет — является вопросом эстетики. Для истории же общества, для классовой психологии и истории культуры имеет лишь значение вопрос, почему оно всем нравится или всем не нравится. И как раз поэтому ни одно искусство еще не было так обусловлено, как кино. Кроме разговорного языка только кино стало документом массового мышления и чувствования.
С
этой точки зрения кинематограф может
рассматриваться как социальный
разоблачитель. Он выявляет основополагающие
аспекты реальности, которые не всегда
под силу обнаружить средствами научного
исследования. Однако не следует ставить
знак тождества между кинематографом
и социологическим документом, необходимо
всегда помнить о том, что роль искусства
состоит в том, чтобы задавать вопросы,
а не отвечать на них.
Можно найти большое количество определений ценности. В частности, например, Г. Риккерт подчеркивал в ценностях главный момент - значимость. В советской философии В. В. Тугаринов дал следующее определение: “Ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и проч.) членам определенного общества или класса или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала”. Ценность - особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с их утилитарным назначением.
Мы ограничимся тем общим подходом к ценностям, которое фиксирует в них элемент значимости какого-либо объекта в его взаимодействии с субъектом деятельности.
Понятие социальной ценности обозначает любой предмет и человеческие взаимодействия по его поводу, лимитирующие и легитимирующие поведение субъектов (индивида, группы, сообщества). Эти значимые предметы и отношения, прежде всего как формы человеческого взаимодействия и деятельности, не только детерминируют действия человека, но и узаконивают, санкционируют его интересы, притязания и поступки.
В общем виде социальная ценность определяется как регулятивный принцип личного и группового восприятия, взаимоотношения и поведения в социальных ситуациях. Социальная ситуация — это любой случай межличностного и межгруппового взаимодействия по поводу обмена трудом, собственностью, властью, престижем и статусом. Содержание социальных ценностей определяется необходимостью сохранения и поддержания окружающей среды - природы; человеческой среды — телесности; технической и технологической среды — культуры и цивилизации (технологически оправданного опыта во всех областях); сферы социальных контактов и взаимодействий — социальности. То есть иными словами к социальным ценностям можно смело отнести ценности общечеловеческие, такие понятия как семья, родина, свобода.
Социальные ценности - в широком смысле - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности.
Социальные ценности - в узком смысле - нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.3
Следует проводить четкую границу между ценностями и нормами. В отличие от норм, которым следуют, ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту или безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д.
Нормы, сложившиеся в обществе, являются высшим выражением его системы ценностей – господствующие представления о том, что считать хорошим, правильным или желательным. Разница между ценностями и нормарми заключается в том, что ценности - это абстрактные, общие понятия, в то время как нормы - это правила или руководящие принципы поведения для людей в ситуациях определенного рода. Система ценностей, сложившаяся в обществе играет важную роль, так как она влияет на содержание норм. Хотя все нормы отражают социальные ценности, многие нормы существуют дольше, чем условия, приведшие к их возникновению. В отличие от норм, чье влияние легко заметить в повседневном поведении, ценности иногда труднее идентифицировать. О системе ценностей можно судить по нормам, сложившимся обществе, поэтому анализ социальных ценностей во многом зависит от интерпретаций исследователей.4
Индивид усваивает ценности в процессе своей социализации, являющиеся основой социальных норм. Процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе. Социализацию делят на первичную (детство, подростковый возраст, юность) и вторичную (зрелый возраст).5
Факторы социализации А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся: мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам; микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.6
Для понятия социализации необходимо расммотреть ее механизмы. Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда определенных механизмов. Агенты в совокупности с факторами представляют собой механизмы социализации. Механизмы подразделяются на социально-психологические механизмы и социально-педагогические механизмы.7
К
социально-психологическим
Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.
Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:
Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.8
Человеческий фактор - исторически сложившаяся в обществе совокупность основных социальных качеств людей:
Герой - мистическая или реальная личность, символизирующая своей прошлой или настоящей социальной ролью или поступками особо важные аспекты ценностей той или иной культуры.