Социальное исследование ценностей общества путем анализа современного состояния киноиндустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:22, курсовая работа

Описание

Как отмечает Б.Балаш в своей работе “Дух фильмы” (1935г) - закон буржуазного искусства гласил, что внутренняя ценность и популярность в искусстве обратно пропорциональны друг другу. Для высших социальных слоев общества все «непонятное» служило как бы дворянским титулом. Однако всегда существовало народное искусство, созданное самим народом, которое отнюдь не было менее достойным, чем высококвалифицированное искусство «аристократов духа»1. Искусство же, созданное для народа сверху, содержит в себе только отрицательные предпосылки популярности.
Из всех форм массовой коммуникации, из всех видов искусства кино занимает в обществе положение уникальное. Кино следует относить к одним из наиболее влиятельных средствам масс-медиа, т. е. к таким, которые полностью овладевают зрительским восприятием и заставляют зрителя идентифицироваться с героями фильма. Специфика кино заключается в его всестороннем воздействии на сознание зрителя, в прорыве к архетипам коллективного бессознательного.2 Собравшиеся вместе зрители погружаются в созданный мир, затрагивающий все струны души и одновременно отражающий самые злободневные проблемы современности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие социальных ценностей 5
Классификация ценностей 10
Ценностные ориентации личности 11
Глава 2. Эмпирическое исследование 13
Описание ключевых социальных ценностей, используемых в работе 13
Ход работы 21
Сбор данных 21
Проведение исследование 21
Результаты исследования 22
Заключение 23
Список использованных источников 24
Приложения 26
Глоссарий 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Социология.docx

— 429.24 Кб (Скачать документ)

      Идеал - представление о совершенстве, которое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности человека, общественного класса.

Классификация ценностей

 

      Всякая  классификация ценностей по типу и уровню неизменно условна в  силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно вставить ту или  другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу.

      Тем не менее можно дать следующую  условно упорядоченную классификацию ценностей.9

      Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, физическое состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление, комфорт, уровень потребления и т.д.

      Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, труд, профессия, семья, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, локальная (почвенная) или сверхлокальная (государственная, интернациональная) ориентация.

      Политические: свобода слова, гражданские свободы, государственность, законность, хороший  правитель, порядок, конституция, гражданский  мир.

      Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг. честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к  детям.

      Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание  и Предание, церковь.

      Конкретная  социальная ценность не возникает в  обществе сама по себе, как природный  феномен. Каждая ценность — это кристализованное за многие века и годы предпочтение взглядов людей в данных социально-экономических  условиях Если сегодня, в качестве эксперимента, люди задумывают внедрить в общество абсолютно новую ценность, что им для этого потребуется сделать? Им необходимо будет убеждать других в правильности и необходимости такого взгляда на какой-либо факт. Другими словами, они займемутся формированием и поддержанием определенной идеологии.

      Идеология выполняет ряд функций. Одна из них  — ослабление социальной напряженности, возникающей, когда люди осознают расхождение  между провозглашаемыми ценностями и реальными условиями жизни. Идеология также выражает или  защищает интересы группы. Можно предположить, что наиболее мощной и, по этой причине, результативной будет идеология  наиболее значимых и сильных групп  общества: представленных, во-первых, государственными институтами и властью, и крупными социальными или коммерческими  организациями, во-вторых. Следует также  отдельно отметить роль влияния сильных  личностей на формирование и изменение  ценностных ориентаций в обществе.

      Ценностные  ориентации личности

 

      Социологию  ценности интересуют прежде всего как  фактор, играющий определенную роль в  регуляции социальных взаимодействий. Ценности выступают как: желательное, предпочтительное для данного индивида, социальной общности, общества, т.е. социального  субъекта состояние социальных связей, содержание идей; критерий оценки реальных явлений; они определяют смысл целенаправленной деятельности; регулируют социальное взаимодействие; внутренне побуждают  к деятельности.

      Регулируются  ценности экономические и нравственные, политические и эстетические. Ценности существуют как целостная система. Каждая система ценностей имеет  как бы одно основания. Таким фундаментом  выступают нравственные ценности, в  которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений  людей, их связей друг с другом, с обществом в такой форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье.

      Немалыми  различиями могут характеризоваться  системы ценностей социальных слоев, классов, групп общества; существуют различия и между поколениями. Но возможные конфликты ценностей, идеалов, а потом и социальные конфликты между социальными  группами людей могут и должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей, признающих безусловную  ценность мира для людей, человеческой жизни, а также общественных (общенациональных, общенародных) ценностей и свобод. стабильных обществах конфликты  ценностей решаются в рамках имеющейся  культуры. При этом "вечными" остаются споры эгоистов и альтруистов, возникают "вечные" проблемы с ценностями поколений. Но общество живет, развивается  культура, сохраняя свою ценность. 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование

Описание  ключевых социальных ценностей, используемых в работе10

 
  1. Смертность

   Имеется в виду не сама по себе смерть, а фактор понимания смысла жизни, поскольку конечность жизни составляет важнейшую характеристику последней. Смерть нельзя рассматривать как противоположность жизни. Смерть — это не отсутствие жизни, а её окончание, завершение. Поэтому смерти противостоит не жизнь, а рождение. Смертность человека оказала огромное влияние на человеческое общество, став одной из важнейших причин появления и развития религий.

   Ученые  отмечают, что биологически человеку дано жить 120-150 лет. У жизни есть свои пределы. За ее пределами – смерть. Феномен смертности понимают как осознание человеком своей возможной или неизбежной смерти и как процесс умирания живого в человеческом организме – частей тела или клеток.

   Осознание смерти – мощный фактор жизни индивида. Факт смертности подчеркивает однократность и неповторимость человеческого бытия, порождает желание человека жить, двигаться и заботиться о своей жизни, чтобы смочь сделать как можно больше и добиться поставленных целей, учит лучше понимать жизнь и заботиться о ней. Нередко именно близость смерти заставляет бросаться в объятия жизни. Таким образом ценность смерти усиливает ценность жизни.

   Ценность  смертности проявляется  в кинофильмах  следующим образом:

  • либо в сюжет включается смерть близких или важных герою людей, которая побуждает зрителя задуматься о ценности жизни
  • либо герой борится со своей смертью
  • либо демонстрируются человеческие трагедия унесшие жизни большого количества людей (такие как авто-, авиакатастрофы и т.д.)
  1. Любовь

       Следует отметить, что любовь является почти  исключительной темой кино. Так оно  было всегда, или почти всегда и  в литературе и в театре. Любовь как стихийное явление природы общеобязательна и независима от социальных условий. В любви все люди равны. Рядом с этим равенством классовые различия кажутся несущественными. В драматическом конфликте с социальными препятствиями сила любви всегда побеждает. А именно, убеждает в том, что существует нечто более важное и более могущественное.

       Любовь – это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Любовь имеет альтруистское начало, так как любящий человек заботится, прежде всего, не о себе, а о своем возлюбленном, стремится удовлетворить запросы и потребности не столько личные, сколько любимого человека. Как отмечает Э.Фромм, любовь – это не обладание, а бытие11. Любовь – одна из форм поддержания существования человека, проявление его качества быть, обладать, отдавать, реализовывать и воплощать себя.

      Любовь  открывает глаза человеку на те моменты  и явления в жизни, на те душевные переживания, которые он раньше не замечал  или не обращал на них внимания, т. е. влюбленный человек мир познает  по-другому, начиная замечать то, что  прежде находилось за пределами внимания. Без преувеличения можно сказать, что когда индивид любит, у него проявляются лучшие человеческие качества, заложенные в нем природой.

      Ценность  любви проявляется  в произведениях  кино следующим образом:

  • в сюжет включается любовная линия – не только повествование романтической истории, но и комплекс приключений, ситуаций, для которых необходимы принятие решений и действия и в конечном итоге ведущих к осознанию зрителем ценности любви.
  • либо в фильме авторы раскрывают тему любви непосредственно описывая ее и делая выводы
  1. Семья, рождение и воспитание детей

          Прежде  всего социальная ценность семьи определяется ее воспитательной ролью, участием в формировании и реализации жизненных планов детей, эффективным использованием в этих целях своего нравственно-психологического потенциала.

          Ценности  семейной жизни, рождения и воспитания детей, находятся на стыке ценностей  частной и общественной жизни. В этой ценности заключается личная жизнь человека, воспроизводство потомства и продолжителей рода, передача последующему поколению жизненного опыта. Семья как сплоченная социальная среда становится колыбелью, пестующей духовный мир человека.

          Семья является важным индикатором духовного  здоровья общества: по тому, насколько  успешно она выполняет свои функции, можно судить об общественном развитии и положении дел на общегосударственном  уровне. С точки зрения общества, благополучная семья - это семья, в которой созданы все условия  для ее нормальной жизнедеятельности  и оптимального выполнения ее функций, прежде всего, воспитательной и репродуктивной. Поэтому благополучие семьи есть благополучие общества в целом

          Ценность  семьи проявляется  следующим образом:

  • либо главный герой преодолевая трудности обретает семью, жену/мужа и/или детей
  • либо главный герой имеет семью, жену/мужа и/или детей и в сюжете произведения этому дается существенное значение
  • либо главный герой поставлен перед ситуацией, когда необходимо спасти семью, детей и/или жену/мужа
  1. Дружба

          В отличие от кровнородственной, семейной близости и от товарищества, члены которого связаны общей принадлежностью и узами групповой солидарности, дружба индивидуально-избирательна, свободна и основана на взаимной симпатии. В отличие от поверхностного приятельства, дружбаотношение глубокое и интимное, предполагающее не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь.

Информация о работе Социальное исследование ценностей общества путем анализа современного состояния киноиндустрии