Социальное исследование ценностей общества путем анализа современного состояния киноиндустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:22, курсовая работа

Описание

Как отмечает Б.Балаш в своей работе “Дух фильмы” (1935г) - закон буржуазного искусства гласил, что внутренняя ценность и популярность в искусстве обратно пропорциональны друг другу. Для высших социальных слоев общества все «непонятное» служило как бы дворянским титулом. Однако всегда существовало народное искусство, созданное самим народом, которое отнюдь не было менее достойным, чем высококвалифицированное искусство «аристократов духа»1. Искусство же, созданное для народа сверху, содержит в себе только отрицательные предпосылки популярности.
Из всех форм массовой коммуникации, из всех видов искусства кино занимает в обществе положение уникальное. Кино следует относить к одним из наиболее влиятельных средствам масс-медиа, т. е. к таким, которые полностью овладевают зрительским восприятием и заставляют зрителя идентифицироваться с героями фильма. Специфика кино заключается в его всестороннем воздействии на сознание зрителя, в прорыве к архетипам коллективного бессознательного.2 Собравшиеся вместе зрители погружаются в созданный мир, затрагивающий все струны души и одновременно отражающий самые злободневные проблемы современности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие социальных ценностей 5
Классификация ценностей 10
Ценностные ориентации личности 11
Глава 2. Эмпирическое исследование 13
Описание ключевых социальных ценностей, используемых в работе 13
Ход работы 21
Сбор данных 21
Проведение исследование 21
Результаты исследования 22
Заключение 23
Список использованных источников 24
Приложения 26
Глоссарий 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Социология.docx

— 429.24 Кб (Скачать документ)

          Дружеские отношения отличаются интимной доверительностью. Дружба предполагает исповедь, совет, опеку. Друзья — люди, помогающие решать проблемы, а также развиваться и двигаться вперед к достижению целей. Люди предпочитают дружеские обязательства приятельскому комфорту потому, что взаимность поддержки и оценки обеспечивают в большей степени удовлетворение потребностей в безопасности, любви и самоуважении. Английский философ К. Льюис писал, что «дружба — это любовь богов потому, что в ней нет ничего биологического»12. Тем самым он подчеркивал, что в дружбе нет ничего, что заставляло бы нас дружить, кроме взаимной радости общения.

          Ценность  дружбы проявляется  следующим образом:

  • либо главный герой через череду неприятностей и препядствий преобретает верных друзей, за счет чего демонстрируется ценность дружбы
  • либо главный герой имеет близких друзей, которые помогают справлятся с трудностями (приводят к развитию сюжета)
  • либо главный герой поставлен перед ситуацией, когда необходимо помочь друзьям или спасти их
 
 
  1. Участие

          Участие заклчючается в продолжение, вынесение во вне таких первичных нравственных качеств как чуткость, отзывчивость, жалость, сострадание, сочувствие, сопереживание. Во-вторых, посредством участия мы реализуем потребности в общении, коммуникации с миром, в диалоге с другими людьми, государством, природой и т.д. В последнем случае участие только тогда имеет характер гуманистической ценности, когда оно мотивировано потребностями добра, истины и справедливости.

          Сострадание — это особый способ сосуществования и взаимодействия людей в любом социуме, который характеризуется процессом соединения и преодоления противоположностей, проявления толерантности и компромисса; возможность достижения гармонии в различных формах человеческих сообществ.

          Взаимодействие и взаимоотношения между феноменом сострадания и другими общественными явлениями: добродетельностью, справедливостью, солидарностью г и т. д. выступают основами дальнейшего развития человеческого сообщества как гармоничной системы. Непреходящий характер сострадания будет все более актуализироваться в современных условиях - по мере глобализации социальных процессов и понимания требовательной необходимости гуманизации социума. Без развития деятельной сострадательности общества невозможно построение гуманного правового гражданского общества.

                Ценность  участия проявляется  следующим образом:

  • либо герои попадают в ситуации, где они проявляют чуткость, отзывчивость, жалость, сострадание, сочувствие, сопереживание
  • либо герои попадают в ситуации, где к ним проявляются чуткость, отзывчивость, жалость, сострадание, сочувствие, сопереживание
 
  1. Труд 

          Труд  – это трудность. первоисточнику существования, как к интересному и содержательному виду деятельности с учётом его социальной значимости, как к средству самореализации. Известно, что трудовая деятельность является основополагающей в создании материальных благ при любом общественном строе, однако отношение к труду и восприятие индивидом себя как субъекта производственных отношений существенно отличается в зависимости от характера этих отношений.

          Гуманистическая ценность труда в том, что им создаются  человеческие блага, вся собственно человеческая среда создана трудом людей. Труд – это право и внутренняя обязанность человека. Труд составляет неотъемлемое, объективное условие человеческой жизни, то есть жизни человека в качестве человека. Он выступает как универсальная категория, охватывающая все стороны рефлексии сугубо человеческой деятельности. Являясь исторически основным фактором самосозидания и самореализации личности, но меняющим сегодня свой характер, он позволяет не только по-новому взглянуть на сущность человека и его место в мире, но и осмыслить новое содержание мировоззренческих ориентаций и ценностных установок современного социального устройства, в особенности развития способности принятия решений, осуществления выбора, возможности самоидентификации, самореализации и самоактуализации.

          Ценность  труда проявляется  следующим образом:

  • либо герои решают задачи путем преодоления трудностей и применения значительных усилий
  • либо герои встают перед выбором – или сделать все, что возможно и получить результат, или ничего не делать и не получить положительный результат
 
  1. Отдых

          Как жизненная ценность отдых – это  отдых и физический, и психологический, и умственный, т.е. он относится к  целостному человеку, охватывает все  его существо. Если отдых созидателен, то это отдых-ценность, если же он разрушителен, то это отдых-антиценность.

          Он  может рассматриваться как одна из форм уединенности, отъединенности, прежде всего, от труда или иной деятельности, приведшей к усталости, истощению  и т.д. Но отдых может быть и  коллективным, сочетающим отдых как  таковой (восстановление трудоспособности) с ценностью общения, участия.

          Ценность  отдыха проявляется следующим образом:

  • либо герои проводят время в кругу семьи или друзей, общаясь, отдыхая и это демонсрируется как событие, влекущее за собой положительные последствия
  • либо показывается истощенность героя физическая, психологическая или умственная
  1. Мир и международное сотрудничество

          Мир – это состояние и процесс реализации людьми своих способностей и потребностей быть доброжелательными, терпимыми, кооперативными, обязательными и ответственными на всех уровнях отношений друг с другом.

          Международное сотрудничество только тогда является полнокровным и подлинным, когда  оно наряду с межгосударственными, политическими, экономическими, торговыми  и культурными отношениями включает в себя непосредственное общение  конкретных людей и гражданских  организаций, воспринимающих себя посланниками мира, доброй воли и дружбы.

          Ценность  мира и междунарожного сотрудничества проявляется  следующим образом:

  • либо демонстрируется мировая война или война миров (любой формы)
  • либо демонстрируется политические нестабильности, которые ведут к трагедиям, гибели людей
  • либо решаются глобальные проблемы путем подписания мировых договоров
  1. Совершенствование

          Процесс совершенствования позволяет человеку жить богатой и великолепной нравственной, психической, интеллектуальной, эмоциональной жизнью. Самосовершенствование способно охватить весьма широкий спектр внутренней и внешней жизнедеятельности человека: от мужества и подвига до радости и веселья, от самодисциплины и «мук творчества» до чувства истинного удовлетво­рения своими достижениями.

          Другая  его сторона раскрывается как  совершенство в отношениях с другими  людьми и обществом. Самое дорогое для человека, чье совершенствование и совершенство продуктивно для общества, – это искреннее признание и одобрение его достижений окружающими. Так, уже через признание и одобрение совершенствование и совершенство связано с общением. Но и само общение подвержено совершенствованию.

          Ценность  совершенствования проявляется следующим образом:

  • герой не останавливается на достигнутых успехах, а идет дальше по направлении к цели
 

 

      Ход работы

      Исследование  заключается в анализе фильмов выпущенных начиная с 2007 года и стоящих в верхней части рейтинга по кассовым сборам. Анализ проводится на наличие или отсутсвие выделенных ранее в данной работе социальных ценностей. Ценности проявляются по описаным выше критериям. Таким образом, данный анализ позволяет делать выводы о характеристике общей массы людей и преобладающих в ней социальных ценностях.

      Сбор  данных

      Данные  взяты из крупнейшей в мире базы данных Internet Movie Database (IMDb, англ. База данных фильмов в Интернете).13 В качестве информации для данного исследования был взят рейтинг фильмов за все годы существования кинематографа по уровню кассовых соборов (451 фильм). Для того, чтобы проанализаровать текущие общественные ценности были выбраны 50 фильмов в верних строчках, созданные начиная с 2007 года (см. Приложение 3).

      Проведение  исследование

      Далее проводится определение наличия/отсутствия выделенных в главе 1 ценностей во взятых для анализа фильмах. В итоге, получается таблица (см. Приложение 6), в которой в первом столбике проставлены номера фильмов из таблицы (см. Приложение 3), а далее следуют все 9 выбранных социальных ценностей. Знак “” означает присутсвиие определенной ценности в фильме, знак “” соответсвенно ее отсутсвие.

      После данного анализа показатели суммируются  и определяется общее число фильмов, в которых присутсвует каждая ценность (см. Приложение 7). Также определяется процентное соотношение и делаются выводы.

      Результаты  исследования

      В итоге можно сделать следующие заключения.

      Чаще  повторяющимеся в фильмах собирающих наибольшие залы являются такие ценности, как:

  • труд (преодоление трудностей, совершение усиленных действий при желании получить нечто желанное). Вероятность появления в выбранном списке фильмов = 94%, что является высоким показателем и можно прирванить к «почти всегда присутсвует»;
  • любовь и дружба – две социальные ценности, которые присутствуют в 90% фильмов списка, что также является высоким показателем и приравнивается к «почти всегда присутствует»;
  • семья – социальная ценность, которая появляется в фильмах списка в 82%.

      К следующей категории относятся  социальные ценности, которые отутствуют в 4 фильмах из 10. Это какие ценности, как:

  • мир во всем мире – социальная ценность, которая рассматривается в выбранных фильмах в 78% случаев;
  • смертность (страх смерти и понятие смысла жизни). Вероятность поднятия темы в фильме 74%;
  • участие (понимание, сочувствие и пр) появляется в фильмах списка с вероятностью 72%. 

    И к последней групе относятся фильмы, которые появляются лишь в половине (или чуть больше) фильмов списка:

  • отдых – появляется с вероятностью 50%
  • совершенствование – появляется с вероятностью 60% 

Заключение

      Кино, как одно из наиболее влиятельных  средствам масс-медиа – полностью  овладевающее зрительским восприятием  и заставляющее зрителя идентифицироваться с героями фильма и выполнять  определенные действия, представляется сильнейшим инструментов влияния и  воздействия на массы.

      Массовое  кино должно быть популярно, чтобы преобретать  внимания максимально возможного количества людей. Для этого авторами в своих  работах рассматриваются наиболее общие социальные ценности, которые  понятны всем.

      Следует отметить, что социальные ценности взаимозависимы с жанром киноработы. Так, например, в мультипликационном фильме чаще всего встречаются все 9 рассматриваемых социальных ценностей  – сказывается семейный характер и широта аудитории, а в отностительно  узконаправленных фильах, таких как, например, Король говорит отсутсвует почти половина рассматриваемых  ценностей.

      Подобное  империческое исследование следует  углублять, расширяя список фильмов, но главное увеличивая список социальных ценностей. В результате широкого исследования будут получены более полные и  детальные данные о текущем социальном состоянии.

      Однако  из данной работы можно сделать вывод для людей, работающих в сфере кино. Чтобы фильм занял высокий рейтинг и принес удовольствие зрителям, следует обязательно рассмотреть в картине таке ценности, как любовь, дружба, семья и труд (преодоление трудностей). А вывод для людей, являющихся зрителями – рейтинг по кассовым сбором – это не тот показатель, по которму следует отбирать фильмы для просмотра.

Информация о работе Социальное исследование ценностей общества путем анализа современного состояния киноиндустрии