Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:22, курсовая работа
Как отмечает Б.Балаш в своей работе “Дух фильмы” (1935г) - закон буржуазного искусства гласил, что внутренняя ценность и популярность в искусстве обратно пропорциональны друг другу. Для высших социальных слоев общества все «непонятное» служило как бы дворянским титулом. Однако всегда существовало народное искусство, созданное самим народом, которое отнюдь не было менее достойным, чем высококвалифицированное искусство «аристократов духа»1. Искусство же, созданное для народа сверху, содержит в себе только отрицательные предпосылки популярности.
Из всех форм массовой коммуникации, из всех видов искусства кино занимает в обществе положение уникальное. Кино следует относить к одним из наиболее влиятельных средствам масс-медиа, т. е. к таким, которые полностью овладевают зрительским восприятием и заставляют зрителя идентифицироваться с героями фильма. Специфика кино заключается в его всестороннем воздействии на сознание зрителя, в прорыве к архетипам коллективного бессознательного.2 Собравшиеся вместе зрители погружаются в созданный мир, затрагивающий все струны души и одновременно отражающий самые злободневные проблемы современности.
Введение 3
Глава 1. Понятие социальных ценностей 5
Классификация ценностей 10
Ценностные ориентации личности 11
Глава 2. Эмпирическое исследование 13
Описание ключевых социальных ценностей, используемых в работе 13
Ход работы 21
Сбор данных 21
Проведение исследование 21
Результаты исследования 22
Заключение 23
Список использованных источников 24
Приложения 26
Глоссарий 31
Дружеские отношения отличаются интимной доверительностью. Дружба предполагает исповедь, совет, опеку. Друзья — люди, помогающие решать проблемы, а также развиваться и двигаться вперед к достижению целей. Люди предпочитают дружеские обязательства приятельскому комфорту потому, что взаимность поддержки и оценки обеспечивают в большей степени удовлетворение потребностей в безопасности, любви и самоуважении. Английский философ К. Льюис писал, что «дружба — это любовь богов потому, что в ней нет ничего биологического»12. Тем самым он подчеркивал, что в дружбе нет ничего, что заставляло бы нас дружить, кроме взаимной радости общения.
Ценность дружбы проявляется следующим образом:
Участие заклчючается в продолжение, вынесение во вне таких первичных нравственных качеств как чуткость, отзывчивость, жалость, сострадание, сочувствие, сопереживание. Во-вторых, посредством участия мы реализуем потребности в общении, коммуникации с миром, в диалоге с другими людьми, государством, природой и т.д. В последнем случае участие только тогда имеет характер гуманистической ценности, когда оно мотивировано потребностями добра, истины и справедливости.
Сострадание — это особый способ сосуществования и взаимодействия людей в любом социуме, который характеризуется процессом соединения и преодоления противоположностей, проявления толерантности и компромисса; возможность достижения гармонии в различных формах человеческих сообществ.
Взаимодействие и взаимоотношения между феноменом сострадания и другими общественными явлениями: добродетельностью, справедливостью, солидарностью г и т. д. выступают основами дальнейшего развития человеческого сообщества как гармоничной системы. Непреходящий характер сострадания будет все более актуализироваться в современных условиях - по мере глобализации социальных процессов и понимания требовательной необходимости гуманизации социума. Без развития деятельной сострадательности общества невозможно построение гуманного правового гражданского общества.
Ценность участия проявляется следующим образом:
Труд – это трудность. первоисточнику существования, как к интересному и содержательному виду деятельности с учётом его социальной значимости, как к средству самореализации. Известно, что трудовая деятельность является основополагающей в создании материальных благ при любом общественном строе, однако отношение к труду и восприятие индивидом себя как субъекта производственных отношений существенно отличается в зависимости от характера этих отношений.
Гуманистическая ценность труда в том, что им создаются человеческие блага, вся собственно человеческая среда создана трудом людей. Труд – это право и внутренняя обязанность человека. Труд составляет неотъемлемое, объективное условие человеческой жизни, то есть жизни человека в качестве человека. Он выступает как универсальная категория, охватывающая все стороны рефлексии сугубо человеческой деятельности. Являясь исторически основным фактором самосозидания и самореализации личности, но меняющим сегодня свой характер, он позволяет не только по-новому взглянуть на сущность человека и его место в мире, но и осмыслить новое содержание мировоззренческих ориентаций и ценностных установок современного социального устройства, в особенности развития способности принятия решений, осуществления выбора, возможности самоидентификации, самореализации и самоактуализации.
Ценность труда проявляется следующим образом:
Как жизненная ценность отдых – это отдых и физический, и психологический, и умственный, т.е. он относится к целостному человеку, охватывает все его существо. Если отдых созидателен, то это отдых-ценность, если же он разрушителен, то это отдых-антиценность.
Он может рассматриваться как одна из форм уединенности, отъединенности, прежде всего, от труда или иной деятельности, приведшей к усталости, истощению и т.д. Но отдых может быть и коллективным, сочетающим отдых как таковой (восстановление трудоспособности) с ценностью общения, участия.
Ценность отдыха проявляется следующим образом:
Мир – это состояние и процесс реализации людьми своих способностей и потребностей быть доброжелательными, терпимыми, кооперативными, обязательными и ответственными на всех уровнях отношений друг с другом.
Международное
сотрудничество только тогда является
полнокровным и подлинным, когда
оно наряду с межгосударственными,
политическими, экономическими, торговыми
и культурными отношениями
Ценность мира и междунарожного сотрудничества проявляется следующим образом:
Процесс совершенствования позволяет человеку жить богатой и великолепной нравственной, психической, интеллектуальной, эмоциональной жизнью. Самосовершенствование способно охватить весьма широкий спектр внутренней и внешней жизнедеятельности человека: от мужества и подвига до радости и веселья, от самодисциплины и «мук творчества» до чувства истинного удовлетворения своими достижениями.
Другая его сторона раскрывается как совершенство в отношениях с другими людьми и обществом. Самое дорогое для человека, чье совершенствование и совершенство продуктивно для общества, – это искреннее признание и одобрение его достижений окружающими. Так, уже через признание и одобрение совершенствование и совершенство связано с общением. Но и само общение подвержено совершенствованию.
Ценность совершенствования проявляется следующим образом:
Исследование заключается в анализе фильмов выпущенных начиная с 2007 года и стоящих в верхней части рейтинга по кассовым сборам. Анализ проводится на наличие или отсутсвие выделенных ранее в данной работе социальных ценностей. Ценности проявляются по описаным выше критериям. Таким образом, данный анализ позволяет делать выводы о характеристике общей массы людей и преобладающих в ней социальных ценностях.
Данные взяты из крупнейшей в мире базы данных Internet Movie Database (IMDb, англ. База данных фильмов в Интернете).13 В качестве информации для данного исследования был взят рейтинг фильмов за все годы существования кинематографа по уровню кассовых соборов (451 фильм). Для того, чтобы проанализаровать текущие общественные ценности были выбраны 50 фильмов в верних строчках, созданные начиная с 2007 года (см. Приложение 3).
Далее проводится определение наличия/отсутствия выделенных в главе 1 ценностей во взятых для анализа фильмах. В итоге, получается таблица (см. Приложение 6), в которой в первом столбике проставлены номера фильмов из таблицы (см. Приложение 3), а далее следуют все 9 выбранных социальных ценностей. Знак “✔” означает присутсвиие определенной ценности в фильме, знак “✖” соответсвенно ее отсутсвие.
После данного анализа показатели суммируются и определяется общее число фильмов, в которых присутсвует каждая ценность (см. Приложение 7). Также определяется процентное соотношение и делаются выводы.
В итоге можно сделать следующие заключения.
Чаще повторяющимеся в фильмах собирающих наибольшие залы являются такие ценности, как:
К следующей категории относятся социальные ценности, которые отутствуют в 4 фильмах из 10. Это какие ценности, как:
И к последней групе относятся фильмы, которые появляются лишь в половине (или чуть больше) фильмов списка:
Кино,
как одно из наиболее влиятельных
средствам масс-медиа –
Массовое
кино должно быть популярно, чтобы преобретать
внимания максимально возможного количества
людей. Для этого авторами в своих
работах рассматриваются
Следует отметить, что социальные ценности взаимозависимы с жанром киноработы. Так, например, в мультипликационном фильме чаще всего встречаются все 9 рассматриваемых социальных ценностей – сказывается семейный характер и широта аудитории, а в отностительно узконаправленных фильах, таких как, например, Король говорит отсутсвует почти половина рассматриваемых ценностей.
Подобное империческое исследование следует углублять, расширяя список фильмов, но главное увеличивая список социальных ценностей. В результате широкого исследования будут получены более полные и детальные данные о текущем социальном состоянии.
Однако из данной работы можно сделать вывод для людей, работающих в сфере кино. Чтобы фильм занял высокий рейтинг и принес удовольствие зрителям, следует обязательно рассмотреть в картине таке ценности, как любовь, дружба, семья и труд (преодоление трудностей). А вывод для людей, являющихся зрителями – рейтинг по кассовым сбором – это не тот показатель, по которму следует отбирать фильмы для просмотра.