Социальное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:22, реферат

Описание

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - государственная система обеспечения и обслуживания нетрудоспособной части населения. Термин «социальное обеспечение» в разных странах имеет неодинаковое толкование. Например, в США этот термин относится к пенсиям по старости, в Великобритании он охватывает все денежные пособия плюс расходы на здравоохранение. Но во всех странах мира система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающей в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и пр.

Работа состоит из  1 файл

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.docx

— 56.94 Кб (Скачать документ)

СОЦИАЛЬНОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ - государственная система  обеспечения и обслуживания нетрудоспособной части населения. Термин «социальное обеспечение» в разных странах имеет неодинаковое толкование. Например, в США этот термин относится к пенсиям по старости, в Великобритании он охватывает все денежные пособия плюс расходы на здравоохранение. Но во всех странах мира система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающей в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и пр.

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль оформилась в общей системе права относительно недавно. В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее существование стало реальностью. В условиях, когда заново формируется российская государственная система социальной защиты населения, эта отрасль права приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором социальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно, реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике. В советский период бедность и безработица не признавались официальным основанием для социальной поддержки, а социальное страхование лишь декларировалось. Механизм финансирования заключался в том, что в государственном бюджете предусматривались соответствующие статьи расходов на выплату пенсий, пособий и т.д. В теории советского права социального обеспечения соответствующие источники финансирования рассматривались как особая правовая категория - « Фонды для нетрудоспособных». Однако таких фондов не существовало. Ситуация несколько изменилась лишь с введением государственного пенсионного страхования. Этот способ введения полностью игнорировал возможность соизмерения уровня пенсионного обеспечения с размерами страховых платежей.  Государство превратилось в гаранта равенства в бедности, предоставления старым людям, инвалидам, хотя и не высокий, но стабильный уровень социальной помощи и поддержки. Это способствовало социальной однородности общества, препятствовало расслоению населения по уровню доходов. Пока не завершится процесс формирования федеральной системы социального обеспечения, его нормы будут подвергаться постоянной трансформации. В то же время остается незыблемой истиной то, что нормы этой отрасли права адресованы всему населению. В связи с этим каждому, а юристу тем более необходимо знать законодательство о социальном обеспечении. Это позволяет своевременно и в полной мере воспользоваться социальными правами и в случае необходимости грамотно их защитить.

Основные  этапы становления  систем социального  обеспечения.

Потребность в социальном обеспечении появилась  одновременно с возникновением человеческого  общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического  устройства всегда есть люди, которые  в силу естественных, не зависящих  от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся дети и старики. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность. Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе осуществлялось, скорее всего, в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела. Феодальный период характеризуются господством натурального хозяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по материальному обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот период государственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в это время имела характер награды, а не обеспечения нетрудоспособных.

Как свидетельствует начальная летопись, с принятием в 988 г. христианства на Руси князь Владимир велел: «Всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны.» Он заботился также о создании богаделен, странноприимных домов.

С этого периода на Руси начали создаваться  госпитали, больницы, богадельни, сиротские дома, дома для незаконнорожденных младенцев, аптеки, работные дома, смирительные дома. При Екатерине II в России был учрежден первый дом для инвалидов.

Российское  законодательство в XIX в. делило нищих  на четыре категории:

1. те, которые не могут своим  трудом добывать пропитание;

2. те, кто по сиротству и временным  болезням впал в нужду, однако  может работать;

3. те, которые могут трудится, но нищенствуют по лености и дурному поведению;

4. те, кто по случайным обстоятельствам  впал в крайнюю нужду. 

Очевидно. Такая «классификация» нуждающихся  была необходима для

определения характера социальной поддержки  и применения иных мер для борьбы с нищенством.

В конце XIX в. в развитии системы социального  обеспечения наступает принципиально  новый этап - социальное обеспечение  наемных работником начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государством. В качестве способа его организации вводится государственное социальное страхование наемных работников. Первые законы об обязательном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка. Вслед за Германией такие законы принимаются и в других странах Европы.

В развитии социального обеспечения  следует выделить еще один важный этап, когда наряду с государственным и производственными социальным страхованием наемных работников в странах с рыночной экономикой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.

Именно  с принятия законов об обязательном социальном страховании трудящихся появляются государственные системы  социального обеспечения. Государственный характер этих систем выражается в том, что законодательно организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения, которые в последствии дополняются новыми; но неизменным остается одно: обязательность им придает само государство.

1.1. Понятие и функции  социального обеспечения.

Социальное  обеспечение как реально существующее общественное явление нуждается в научно-обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его существенные признаки. К числу сущностных признаков социального обеспечения на современном этапе можно отнести:

* во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе

организационно-правовых способов распределения совокупного

общественного продукта через систему социального  обеспечения;

* во-вторых, законодательное закрепление перечня  социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления тех или иных видов социального обеспечения;

* в-третьих,  закрепление в нормах права,  либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

* в четвертых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения его уровня и условий предоставления.

Эти признаки социального обеспечения  связаны с выполнением им в  обществе экономической функции, которая  позволяет раскрыть экономический аспект данного понятия.

Социальное  обеспечение - это  один из способов распределения  части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях строго нормируемых обществом, государством, для поддержки их полноценного социального статуса.

Классификация функций социального обеспечения:

* экономические функции социального обеспечения. Ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка;

* производственная функция выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд;

* социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения целью, которой является восстановление полноценной жизнедеятельности человека;

* политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

* демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, стимулирование рождаемости и т.д.

Наряду  с вышеуказанными функциями социального  обеспечения стоит и духовно - идеологическая функция, в составе  которой выделяются: идеологическая, моральная и социально-психологическая подфункции.

Права и свободы человека и гражданина закреплены во всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Декларация закрепляет право каждого как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимой социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступление старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Таким образом, Декларация закрепляет, во-первых, право каждого как члена общества на социальное обеспечение; во-вторых, право на достойный уровень жизни, гарантирующий человеку возможность  удовлетворения его основных потребностей, которые необходимы для поддержания  здоровья и благосостояния каждого  и его семьи; в-третьих, перечень социальных рисков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение; в-четвертых, в качестве самостоятельного основания для особого попечения и помощи предусматривается материнство и младенчество.

Право каждого на социальное обеспечение , включая социальное страхование, закреплено и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В Пакте признается, что самая широкая

охрана  и помощь должны предоставляться  семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества.

Вслед за Всеобщей декларацией Пакт также  признает право каждого: на достойный  уровень жизни для него и для  семьи, включающей достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное  улучшение условий жизни, на наивысший  достижимый уровень физического  и психического здоровья.

Таким образом, права человека свидетельствуют  о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка  каждого, кто потерял источник средств  существования по независящим от него причинам, признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.

Информация о работе Социальное обеспечение