Социальное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:22, реферат

Описание

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - государственная система обеспечения и обслуживания нетрудоспособной части населения. Термин «социальное обеспечение» в разных странах имеет неодинаковое толкование. Например, в США этот термин относится к пенсиям по старости, в Великобритании он охватывает все денежные пособия плюс расходы на здравоохранение. Но во всех странах мира система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающей в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и пр.

Работа состоит из  1 файл

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.docx

— 56.94 Кб (Скачать документ)

  Таким образом, расширяя понятие «социальная  работа» не только в пределах «профессия – наука», но и понимая под  этим определенную культурно-историческую модель помощи, мы приобщаемся к  той традиции, которая была присуща  отечественной историографии общественной помощи в XIX в., тем самым находя базисные флектиры отечественной науки.

  Одна  из первых работ, посвященных истории  помощи, где рассматриваются стадии развития национальной системы поддержки  и защиты нуждающихся, принадлежит  отечественному ученому А. Стогу. В  работе «Об общественном призрении» им в 1818 г. впервые обозначены основные этапы развития отечественной системы  помощи. Характерно, что автор рассматривает  историческую разноплановую деятельность, различные формы помощи в логике целостного подхода. Всю совокупность мер и форм поддержки на различных  временных этапах он предлагает рассматривать  как проявление одной формы, единого паттерна, характерного для его (Стога) исторического времени – общественного призрения. Эволюцию этой системы в ее временном, культурном, историческом своеобразии отражает, по мнению ученого, российское законодательство об общественном призрении, которое и является основой для исторической реконструкции процесса помощи в России. Рассмотрение этапов становления государственного института поддержки с исторических позиций наметило особую канву периодизации, не совпадающей с периодизацией становления российской государственности.

  Историю общественного призрения в России А. Стог делит на пять основных этапов:

  первый  – с 996 г. по XIV столетие;

  второй  – XIV-XVII вв.;

  третий  – с 1701 по 1775 гг.;

  четвертый – с 1775 по 1801 гг.;

  пятый – с 1801 по 1818 гг.

  Отличительная особенность периодизации А. Стога, помимо типологии процесса, заключается  в стремлении показать его динамику. Поэтому не случайно четвертый и  пятый этапы связаны как с  изменением административно-территориальной  системы управления, так и с  теми тенденциями помощи, которые  наметились в период правления Екатерины II и были связаны с учреждением  приказов общественного призрения.

  Периодизация, предложенная А. Стогом в начале XIX в., была принята его современниками, а национальную систему общественной благотворительности стали связывать с мерами правительства в этой области. Аналогичный подход, только содержащий более точные исторические ориентиры, предложен в работе «Историческое обозрение мер правительства по устройству общественного призрения в России». Периодизация общественного призрения связывается в ней с принятием основополагающих указов и постановлений в этой области. Первая группа указов относится к временному отрезку от 988 г. (указы князя Владимира I) до 1682 г. (указы царя Федора Алексеевича), что соответствует первому этапу становления общественной благотворительности. Второй этап включает время с 1682 г. по 7 ноября 1775 г., то есть до учреждения приказов общественного призрения; третий – с 7 ноября 1775 г. по 1 января 1864 г., когда было принято положение о земских учреждениях. Основу такой классификации составляет принцип изменения институтов помощи в соответствии с выходом постановлений и правительственных мер.

  К концу XIX в. намечаются культурно-исторические подходы к исследованию развития национальной системы общественного  призрения. Национальную систему помощи связывают не только с деятельностью  государства и его институтов, она рассматривается значительно  шире. К тому же начинают исследовать  более ранние формы помощи, существовавшие у славянских племен до принятия христианства на Руси.

  Примером  данного подхода к периодизации служат работы Е. Максимова. Взяв за основу периодизацию исторического процесса развития системы общественной помощи, предложенную А. Стогом, Е. Максимов несколько  изменяет хронологию этапов с учетом тех реалий, того уровня науки о  помощи, которые сложились к концу XIX столетия.

  Прежде  всего, Е. Максимов определил, что «общественное  призрение» — это явление и  понятие, исторически обусловленные. Поэтому, следуя хронологическим рамкам, принятым в то время, он назвал первый период благотворительным (идея общественного призрения еще не сформирована, а помощь носит стихийный характер). Второй этап совпадает со становлением государственности, именно в этот период зарождается идея государственной помощи, которая в третьем периоде не только приобретает обоснованную идеологию, но и оформляется в систему общественного призрения. Четвертый этап Е. Максимов интерпретирует с позиций оформившихся тенденций, которые только намечались в то время, когда были написаны труды А. Стога. По мнению ученого, период, включающий время правления царей от Павла I до Александра II, характеризуется укреплением тенденций организованной государственной помощи, а также включением в этот процесс «общественных организованных сил». И, наконец, последний этап, пореформенный, связан с попытками решения вопросов бедности и пауперизма, и с оформлением нормативно-правовой базы общественного призрения.

  Историография государственной помощи XIX в. ищет те доминанты, которые позволяют определить основу исторического процесса, механизм изменения, заставляющий осуществлять переход от одной модели помощи к  другой. В этом отношении показательны работы В. Герье и А. Якоби.

  В. Герье считал, что, несмотря на культурно-историческое многообразие традиций, форм и способов помощи, развивающихся в различные  эпохи, все их можно свести к основным формам: милостыня, благотворительные  учреждения, попечительство. Три формы  помощи характеризуют три стадии, три, как бы сегодня сказали, парадигмы  общественной поддержки нуждающихся. Таков один из первых отечественных  подходов к мультикультурному осмыслению феноменологии помощи, накладывающий определенный отпечаток на отечественную историографию общественной помощи.

  Другой  подход в логике мультикультурного осмысления истории развития общественной помощи предпринят А. Якоби, который считал, что исторические законы можно открыть только при рассмотрении процесса в пределах больших периодов и отрезков времени. На материале исторической и географической патологии возможно выявление фаз развития благотворительности, которые следуют за пандемическими (одновременное страдание многих людей) факторами. Следуя логике такого подхода, изучение благотворительности в ее историческом развитии осуществляется путем рассмотрения массовых бедствий: голода, войны, эпидемии.

  Историографии отечественной системы помощи в XIX в. развивается, как видим, путем экстраполяции идей и подходов исторической науки: с периодизацией, точной хронологией, исторической событийностью. Однако намечаются тенденции к выяснению научной исторической логики на основе динамики процесса помощи в национальной и мультикультурной заданности.

  В советский период истории российской государственности подходы к  исследованию проблем помощи в их исторической обусловленности, в частности, к вопросам периодизации, претерпевают существенное изменение. Идеология нового времени обусловливает переосмысление взаимодействия людей в общности, вырабатывается иной взгляд на проблему помощи и благотворительности: «Ввиду того, что существующее название Народного Комиссариата Государственного призрения не соответствует социалистическому пониманию задач социального обеспечения и является пережитком старого времени, когда социальная помощь носила характер милостыни, благотворительности, Совет Народных Комиссаров постановляет: переименовать Народный Комиссариат Государственного Призрения в Народный Комиссариат Социального обеспечения».

  Социальное  обеспечение становится той парадигмой помощи, которая на долгое время  утвердилась в качестве ведущей  формы поддержки различных категорий  нуждающихся, постепенно оформившись  в систему государственного обеспечения.

  В контексте нового времени государственная  система социального обеспечения, этапы ее развития рассматривались  исключительно в логике становления  не российской, а советской государственности  с точкой отсчета с ноября 1917 г. Если в ранних работах, посвященных  государственной системе социального  обеспечения, хотя и в негативном смысле, все же упоминалось о существовании  предшествующих систем защиты и поддержки, то в работах более позднего периода  о них нет ни слова.

  Характерная особенность периодизации государственной  системы помощи советского периода  – ее неразрывная связь с документами  партии и правительства, которые  служили вехами для обозначения  этапов развития системы государственного обеспечения. Такой подход обусловил  синхронический принцип периодизации, распространившийся на осмысление не только системы помощи в целом, но и ее отдельных направлений, таких как социальное страхование, социальное обеспечение, опека и попечительство и ряда других. Такая тенденция сохранилась до начала 90-х годов.

  Сегодня, — отмечает М. В. Фирсов, — мы должны подойти к отдаленному прошлому без излишней идеализации, не допустимо рассматривать советский период как время геноцида и тотальной коммунизации в области социальной помощи. Необходимо увидеть в различных номинациях и исторических эпохах движение единого процесса со своей логикой, с историческим образом.

  Хочется повторить вслед за Ж. — П. Сартром, «что парадигма помощи существует сама по себе, имея самостоятельный социальный, культурный, этнический, исторический уровень существования».9

  Что же является основой различных моделей  поддержки и защиты одних слоев  общества другими? «Представляется, что  это – процесс помощи и взаимопомощи в культурно-исторической общности».10

  Во-первых, этот феномен имеет социогенетическую  обусловленность, которая представлена своей историей и генезисом индивидуального  развития в социально-исторической перспективе.

  Во-вторых, в процессе своего развития данный феномен находит интерпретацию  в структурных сценариях и  закреплен в массовом сознании в  языковых формах и структурах.

  В-третьих, он имеет исторические, вещные и  деятельностные формы существования со своими субъектами, объектами и идеологией помощи, что, в конечном счете, определяет его социально-генетическую типологию как явления, процесса и феномена культуры.

  Рассматривая  способы помощи и взаимопомощи в  их культурно-исторической перспективе, можно отметить то особое социальное поле, где намечаются различные типы взаимодействия между субъектами со своими принципами и законами. Призрение  нищих и юродство, организация  детских приютов, обучение глухонемых и трудовая помощь, благотворительность  и социальное страхование – явления  этого и других рядов имеют  собственную логику исторического  развития, систему существования, место  в историческом процессе.

  Такой подход позволяет нам рассматривать  не только ранние формы поддержки, которые, как правило, связывают с принятием  христианства на Руси, но и архаические  родовые формы, которые были архетипическими формами всех последующих систем помощи и защиты.

  Предлагаемая  нами периодизация, с одной стороны, следует традициям русской дореволюционной  историографии в области общественного  призрения, с другой – мы выделяем иную логику развития процесса, исходя из идеи социогенетического оформления и развития способов помощи и взаимопомощи у этнических групп в их культурно-исторической перспективе.

  Каждый  этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, которые могут  расширяться или сужаться, институтов поддержки, идеологии помощи, с изменением понятийного языка (семантического плана), номинации процесса и обусловлен пандемическими процессами, такими как  смена идеологии, разрушение геополитического или социокультурного пространства, глобальные эпидемии, региональные, этнические, социально-экономические войны и конфликты, массовый голод.

  Таким образом, в качестве основных этапов развития помощи и взаимопомощи в  России, имеющих различную номинацию  данного процесса, целесообразно  представить следующие периоды:

  1. Архаический период – родоплеменные  и общинные формы помощи и  взаимопомощи у славян до Х  в.;

  2. Период княжеской и церковно-монастырской  благотворительности – XII-XIII вв.;

  3. Период церковно-государственной  помощи – с XIV в. по вторую  половину XVII в.;

  4. Период государственного призрения  – со второй половины XVII в.  по вторую половину XIX в.;

  5. Период общественного и частного  призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в.;

  6. Период государственного обеспечения  – с 1917 по 1991 гг.;

  7. Период социальной работы –  с начала 90-х годов по настоящее  время.

  Приведенная периодизация позволяет наметить концептуальную схему исторического процесса развития помощи и взаимопомощи, выделить специфическую  социальную историю процесса в ее единичности и в то же время  в контексте глобальных исторических факторов.

  Значительный  пласт проблем в историографии  современной науки о помощи связан с источниковедением. На сегодняшний  день отечественное источниковедение социальной помощи делает только свои первые шаги. Основная задача сегодня  – собрать все источники по общественной благотворительности, общественному  призрению не только XIX, но и ХХ вв. Необходимо выяснить что сделано предшествующими поколениями ученых в этой области.

Информация о работе Социальное обеспечение