Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:22, реферат
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - государственная система обеспечения и обслуживания нетрудоспособной части населения. Термин «социальное обеспечение» в разных странах имеет неодинаковое толкование. Например, в США этот термин относится к пенсиям по старости, в Великобритании он охватывает все денежные пособия плюс расходы на здравоохранение. Но во всех странах мира система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающей в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и пр.
К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социального обеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государственные служащие, депутаты.
Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.
Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование указанных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собственных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, кото-рые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.
К
числу местных, локальных форм социального
обеспечения относятся
Практическая часть,
1.
Назовите объективные причины,
которыми обусловлено
функционирование в обществе систем социального обеспечения?
Социальное обеспечение, как реально существующее общественное явление нуждается в научно обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его сущностные признаки.
Ученые выделяют такие конституционные признаки как:
1)
объективные основания,
2)
особые фонды, источники
3) особые способы предоставления создания этих фондов;
4)
особые способы предоставления
социального обеспечения в
2. Задача.
Ровенский является инвалидом 2 группы от общего заболевания, проживает в 2-х комнатной квартире, получает пенсию по инвалидности. Имеет ли он право на льготы по квартплате и коммунальным платежам? По условию задачи сформулируйте пенсионной дело.
Решение.
Согласно Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» Ровенский имеет право на льготы, так как является инвалидом 2-й группы. Также согласно Постановления Правительства от 18 июля 1996 года №707 он имеет право получать выплаты на оплату жилья (субсидии) и коммунальных услуг, причем компенсационные выплаты будут выплачиваться в пределах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума.
Заключение.
Право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль сформировалась в общей системе права относительно недавно, но потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики.
Следовательно, социальное обеспечение - это один из способов распределения части ВВП путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях строго нормируемых обществом, государством для поддержки их полноценного социального статуса.
Для
обеспечения социального
- экологическая функция;
- производственная функция;
- социальная (социально-реабилитационная) функция;
- политическая функция;
- демографическая функция;
- духовно-идеологическая функция.
Таким образом, права человека свидетельствуют о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источник средств существования по независящим от него причинам, признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.
Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни, можно только по успехам государства в социальной политике.
К
сожалению, реальная ситуация на современном
этапе в России такова, что положение
старшего поколения наших соотечественников
и всех тех, кто кроме социальных выплат
не имеет иного источника средств существования,
поистине трагическое.
Методологические проблемы историографии социальной работы
Методологические проблемы историографии социальной работы в России образуют три направления исследований:
понятия социальной работы;
периодизации процесса помощи;
источников, необходимых и достаточных для осмысления социальной работы как культурно-исторического феномена.
Термин «социальная работа», используемый во многих отечественных научных журналах, появился в широкой научной практике сравнительно недавно, в конце 80-х – начале 90-х годов. Перенесенный из научной традиции американской системы помощи, он сыграл свою как позитивную, так и негативную роль.
Традиционно
в американской литературе семантическое
значение термина «социальная работа»
раскрывается как специфическое
научное знание и как профессиональная
деятельность в обществе. Переход
термина с данным значением в
отечественную и общественную практику
привел к тому, что подходы к
научному познанию и к профессии,
потребность в которых
Формируясь
как самостоятельная научная
парадигма, социальная работа вызвала
у отечественных авторов
Еще
«одна грань проблемы раскрывается
при попытке редуцировать смысловое
значение понятия в контексте
иного феноменологического
Жестокая детерминация причинно-следственных связей социальной истории народа и истории процесса помощи не дает объективных, научных представлений не только о его жизни, но и о стадиях и этапах его развития. История других дисциплин, таких как психология, физика, филология и т. д., наглядно показывает наличие специфики. «Социальная история, — считает М. В. Фирсов, — есть только контекст, фон». Его учитывают при построении модели исторического процесса того или иного знания, но при этом осуществляется поиск своих детерминант, своих фаз, стадий развития, спада.
И, наконец, третья грань проблемы исследования понятия «социальная работа» связана с логикой научного мышления. Потребность в профессиональной деятельности по защите и поддержке выдвигает сегодня определенные принципы ее организации, которые базируются на синхронических подходах – «здесь и теперь». Это приводит к тому, что в отечественной науке о помощи развивается определенный тип мышления, при котором проблематика познается в мультикультурном контексте, на фоне существующего западноевропейского опыта, чему способствует единство категориально-понятийного аппарата, поскольку, во многих странах Западной Европы оказание помощи связано с данным унифицированным понятием.
Существует
и субъективная научная потребность
в синхронических сопоставлениях и
ориентирах. Долгое время отечественная
гуманитарная наука не имела возможности
осмыслять свои шаги в контексте
современных западных веяний и тенденций
вне идеологического
Рассматривая социальную работу как определенную культурно-историческую модель, парадигму помощи, мы тем самым включаем ее в ряд таких моделей помощи, как социальное обеспечение, общественная благотворительность, общественное призрение, княжеская благотворительность, «слепня», «помочи», то есть тех стадий культурно-исторического развития, которые проходит отечественная система помощи и защиты.
Изменение содержания понятия – явление объективное, оно идентифицирует определенный исторический этап развития процесса помощи и взаимопомощи, и смена понятия, как правило, ведет к смене ее модели. Эту закономерность мы наблюдаем не только в отечественной, но и в мировой практике.
Во Франции с XI по XVII вв. деятельность по оказанию помощи определяется как «cha rite» — «благотворительность», с XVIII по ХХ вв. как «assistance» — «содействие», аналогичное по семантическому значению славянскому «призрение». В первой половине ХХ в. происходит изменение понятия, деятельность по оказанию защиты и поддержки определяется как «aide» — помощь, поддержка, и, наконец, с середины 50-х годов, как и во многих странах Западной Европы, данная деятельность получает унифицированное название «социальная работа».8 То, что изменение названия есть объективный процесс, связанный с изменением модели помощи, подтверждает опыт Германии, Бельгии, США и других стран.9
В связи с этим можно предположить, что содержание понятия «социальная работа» также изменится, поскольку процесс флуктирует от одних состояния и идеологии помощи к другим, и ее сегодняшняя форма не является конечной.