Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:22, реферат
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ - государственная система обеспечения и обслуживания нетрудоспособной части населения. Термин «социальное обеспечение» в разных странах имеет неодинаковое толкование. Например, в США этот термин относится к пенсиям по старости, в Великобритании он охватывает все денежные пособия плюс расходы на здравоохранение. Но во всех странах мира система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающей в себя также негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность и пр.
Гарантированность провозглашенных прав обе5спечивается государством путем проведения им соответствующей политики, согласно Конституции, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощение в реальной жизни, можно только по успехам государства в социальной политике.
Экономические блага - это результаты созидательной производственной деятельности людей. Задача государства - стимулировать получение максимально возможных результатов такой деятельности путем проведения соответствующей экономической политики. Таким образом, эффективность социальной политики во многом предопределена эффективностью экономической политики, проводимой государством, что чрезвычайно усиливает его роль в обеспечении беспрепятственного осуществления конституционных прав граждан, включая право на социальное обеспечение.
Государство
должно гарантировать каждому
Таким образом, можно сделать вывод, что роль государства в реализации конституционного права на социальное обеспечение чрезвычайно вели-ка.
1.2. Формирование российской Федеральной системы социального
обеспечения.
Государственная
система социального
Формирование пенсионной системы. Первый этап осуществления пенсионной реформы в России связан с применением Закона от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В связи с этим законом был создан Пенсионный Фонд России как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система.
В
связи с принятием этого закона
были ликвидированы
Единая
пенсионная система в России сохранялась
недолго. В начале 1993 года начался
интенсивный процесс
Закон 1993 года закрепил такой уровень пенсионного обеспечения, который гарантирует получение пенсии в размере до 85% сумм денежного довольствия военнослужащего и без ограничения размера пенсий твердым максимальным пределом.
Формирование систем иных денежных выплат гражданам в порядке их социального обеспечения. В данном случае речь идет о системе пособий и компенсаций.
Первоначально пособия по беременности и родам регулировалось Законом от 4 апреля 1992 года «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», нормы которого затем были инкорпорированы в ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в связи, с чем закон от 4 апреля 1992 года был признан утратившим силу.
Впервые в нашей стране устанавливается пособие по безработице. Оно вводится в России одним из первых законов - от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в РСФСР».
Законом от 12 марта 1992 года «О ритуальном пособии» впервые в России вводится ритуальное пособие, которое назначается любому лицу, взявшему на себя похороны умершего. В последствии нормы этого закона инкорпорируются в Федеральный Закон от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле», который ввел бесплатные ритуальные услуги всему населению, а если такие услуги не предоставлялись, то лицам, взявшим на себя похороны умершего, выплачивается социальное пособие на погребение.
Введен ряд других новых пособий: единовременные пособия предусмотрены для лиц, пострадавших в связи с участием их в борьбе с терроризмом; для медицинских работников, заразившихся ВИЧ-инфекцией при выполнении своих обязанностей; при возникновении поствакционального осложнения у граждан; для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Формирование
системы социального
В настоящее время предоставление гражданам медицинской помощи и лечение регулируется принятыми 22 июля 1993 года Верховным Советом РФ Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан».
Законодательное закрепление получает и система социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми. Федеральными законами от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов», от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» предусматривается социальное обслуживание на дому пожилых и инвалидов, нуждающихся в постоянной помощи.
Формируется система социальной поддержки в виде социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми, детям, лишенных родительской опеки и попечительства; детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. По защите их прав были приняты законы от 24 июля 1989 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Общая
характеристика современной российской
системы социального
Достаточно широким и разнообразным стал перечень льгот. Однако реальное положение с гарантированностью тех прав, которые законодательно закреплены, таково, что эти права носят зачастую декларированный характер. Многие виды социального обслуживания остаются дефицитными, поскольку не обеспечены соответствующим государственным финансированием.
1.3. Формы социального обеспечения.
Под
формами социального
К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:
1. способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;
2.
круг субъектов,
3.
виды обеспечения за счет
4.
систему органов
Формы
социального обеспечения
* обязательное социальное страхование;
* социальное обеспечение за счет бюджетных средств;
* смешанную
форму социального обеспечения,
Финансовой
основой системы обязательного
социального страхования
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета.
Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.
В
России с начала 90-х годов созданы
как самостоятельные кредитно-
- Пенсионный Фонд РФ;
- Фонд социального страхования РФ;
- Государственный фонд занятости населения РФ;
- и
фонды обязательного
С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваемых в составе единого социального налога средств осуществляется налоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых в фонды, а также иных условий, связанных с использованием этих средств, то они, как и прежде, устанавливаются законодательством РФ.
Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам социального страхового риска.
ФЗ
«Об основах обязательного
Вторая централизованная форма социального обеспечения - это социальное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируются самим государством. На федеральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов.
К
кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных
средств, относятся лица, получающие
обеспечение в связи с
Многообразие
видов социального обеспечения
за счет бюджетных средств
На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна - третья централизованная форма социального обеспечения социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме социального обеспечения, когда государство одновременно использует в отношении определенных субъектов первую и вторую форму социального обеспечения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящихся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансового источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа аккумуляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.