Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:00, дипломная работа
Целью написания настоящей работы является исследование социального положения женщин на рынке труда в условиях современного российского общества.
Задачами исследования являются анализ:
- современного состояния социально-трудовых отношений, рынка труда и занятости населения;
- социально-экономических последтсвий безраотицы, в частности, женской безработицы;
- текущего состояния занятости населения и предпринимательства в Российской Федерации;
- социальных проблем занятости женщин в современной России;
- дискриминации женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики;
- социальной адаптации безработных женщин на российском рынке труда;
- актуальных проблем женского предпринимательства в современной России;
- путей улучшения положения женщин на современном российском рынке труда;
- путей оптимизации роли государства в регулировании женской занятости;
- государственной поддержки женского предпринимательства в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость населения 6
1.1. Рынок труда и его характеристики. Социально-трудовые отношения в рыночной экономике 6
1.2. Безработица, ее социально-экономические последствия. 14
1.3. Занятость населения, предпринимательство. 19
Глава 2. Социальные проблемы занятости женщин в современной России 22
2.1. Дискриминация женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики 22
2.2. Социальная адаптация безработных женщин на российском рынке труда 28
2.3. Актуальные проблемы женского предпринимательства в современной России 36
Глава 3. Пути улучшения положения женщин на современном российском рынке труда 42
3.1. Построение профессиональной карьеры женщины в условиях современного рынка труда 42
3.2. Пути оптимизации роли государства в регулирования женской занятости 50
3.3. Государственная поддержка женского предпринимательства 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ
СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра
«Социальных технологий и управленческого
консалтинга»
Допустить к защите
Зав. Кафедрой:
______________________проф.
Н.Г. Рак
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
На тему:
Социальное положение женщин на рынке
труда в условиях современного российского
общества
Студентки
Заочного отделения
Дворниченко
Елены Владимировны
Руководитель:
________________________
________________________
Москва 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость населения 6
1.1. Рынок труда и его характеристики. Социально-трудовые отношения в рыночной экономике 6
1.2. Безработица, ее социально-экономические последствия. 14
1.3. Занятость населения, предпринимательство. 19
Глава 2. Социальные проблемы занятости женщин в современной России 22
2.1. Дискриминация женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики 22
2.2. Социальная адаптация безработных женщин на российском рынке труда 28
2.3. Актуальные проблемы женского предпринимательства в современной России 36
Глава 3. Пути улучшения положения женщин на современном российском рынке труда 42
3.1. Построение профессиональной карьеры женщины в условиях современного рынка труда 42
3.2. Пути оптимизации роли государства в регулирования женской занятости 50
3.3. Государственная поддержка женского предпринимательства 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
ВВЕДЕНИЕ
Изучение проблем социальной адаптации, включая адаптацию женщин на рынке труда, вызвано, прежде всего, изменениями, происходящими в современной России. Российское общество вступило в новую стадию развития - информационную, которая не только ускорила, но и изменила ритм социальных отношений. Одновременно происходят кардинальные изменения, связанные с трансформацией общества, и адаптация всего населения, в частности женщин к новым информационным технологиям и стандартам жизни.
Структурные
изменения, начавшиеся в середине 80-х годов
XX века в политической, экономической
и социальной сферах общества, отразились
на всех гражданах России. В период экономических
преобразований наиболее уязвимой частью
населения оказались женщины. Так, в частности,
на производстве чётко проявляется тенденция
обособления двух рынков труда с вытеснением
женщин во второй, социально менее престижный.
Наблюдается устойчивая тенденция преобладания
женщин среди безработных граждан.
Женщины, оказавшись в среде безработных,
гораздо острее переносят утрату своего
социального статуса, что становится одной
из причин развития девиантного поведения
и социально-психологической патологии:
рост алкоголизма, наркомании, проституции
и различных видов противоправного поведения.
Перспектива увольнения и реальная потеря работы негативно сказываются на положении женщин в семье, демографической ситуации и воспитании детей. Это наносит существенный ущерб генофонду общества, ставит под сомнение будущее нации. Сохранение полноценного социального статуса женщин в названных условиях предполагает разрешение комплекса сложных научных и практических задач. Одна из них заключается в создании социального механизма повышения адаптивности женщин в условиях безработицы.
На сегодняшний день государством разработан ряд мер по поддержанию профессиональной занятости женщин, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Ведущая роль в данном процессе принадлежит федеральной службе занятости, которая ставит своей целью не только трудоустроить женщин, но и помочь им адаптироваться в новых экономических условиях.
Становление новой экономики и рынка предполагает формирование нового субъекта труда, его скорейшую адаптацию к новым политическим, экономическим и социальным условиям. Главной составляющей данного процесса должна стать, прежде всего, активная позиция самих женщин в социально-политической и трудовой сфере.
Всё это обуславливает актуальность научной разработки проблематики социальной адаптации в целом, и женской проблематики в частности. Особое значение она имеет для осмысления и оптимизации курса политических, экономических и духовных преобразований в стране.
Целью написания настоящей работы является исследование социального положения женщин на рынке труда в условиях современного российского общества.
Задачами исследования являются анализ:
- современного состояния социально-трудовых отношений, рынка труда и занятости населения;
- социально-экономических последтсвий безраотицы, в частности, женской безработицы;
- текущего состояния занятости населения и предпринимательства в Российской Федерации;
- социальных проблем занятости женщин в современной России;
- дискриминации женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики;
- социальной адаптации безработных женщин на российском рынке труда;
- актуальных проблем женского предпринимательства в современной России;
- путей улучшения положения женщин на современном российском рынке труда;
- путей оптимизации роли государства в регулировании женской занятости;
- государственной поддержки женского предпринимательства в Российской Федерации.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения и приложений. В работе над исследованием были использованы источники и материалы, указанные в списке использованной литетературы.
Качественное изменение роли человека в экономике, связанное с переходом к постиндустриальному обществу, обусловило рост интереса к проблемам человеческого капитала и воспроизводства человеческого потенциала. Категория «человеческий капитал» быстро вошла в арсенал понятий, используемых западными специалистами в теоретических и прикладных исследованиях. В отечественной науке соответствующий круг проблем до последнего времени рассматривался с использованием категорий рабочей силы, трудовых ресурсов, трудового потенциала, человеческого фактора.
Терминологическое разграничение понятия «человеческий потенциал» и близких к нему категорий «трудовой потенциал», «человеческий капитал» важно как для формирования концептуальных основ социально-экономической политики, так и обоснования практических решений в целях совершенствования системы образования, форм и методов регулирования отношений в сфере труда и занятости, повышения эффективности использования кадрового потенциала предприятий и фирм.
Человеческий потенциал экономики можно охарактеризовать как накопленный населением запас физического и нравственного здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой, предпринимательской и гражданской активности, реализуемый в разнообразных областях деятельности и в сфере потребления. Этот запас способностей не зависит от того, в какой мере они реализуются.
Трудовой потенциал - одна из ключевых подсистем человеческого потенциала. Носителями первого являются только трудоспособные граждане, второго - все население страны (включая лиц моложе и старше трудоспособного возраста). На индивидуальном уровне трудовой потенциал соотносим с рабочей силой, человеческий потенциал - с личностью.
Сфера реализации трудового потенциала - производство материальных и нематериальных благ и услуг (трудовая деятельность).
В экономической теории человеческий потенциал подлежит рассмотрению не во всем многообразии своих характеристик, а лишь в той мере, в какой его реализация влияет на социальную и экономическую эффективность воспроизводственных процессов.
В современных западных экономических исследованиях и отечественной науке постсоветского периода широкое распространение получила теория человеческого капитала, что связано с качественным изменением роли нематериальных, в том числе, личностных факторов в экономическом развитии. Отсюда потребность в изучении особенностей нематериальных составляющих воспроизводственного процесса. Введение в оборот понятия человеческого капитала базируется на признании факта разнокачественности рабочей силы, наличия в ее структуре заложенных природой и искусственно формируемых характеристик и, соответственно, возможностей нематериального накопления. Именно они постепенно начинают играть ключевую роль.
Ядро теории человеческого капитала - инвестиционная трактовка затрат на качественное совершенствование человеческого потенциала (развитие способностей и формирование потребностей населения), а также характеристика вклада этих инвестиций в экономический рост.
Человеческий капитал, являясь разновидностью капитала, обладает всей совокупностью его структурообразующих признаков (способностью к самовозрастанию, инвестиционной природой, включенностью в отношения рыночного обмена). В то же время он безусловно самостоятельная категория, обладающая рядом специфических черт. Его невозможно отделить от конкретного человека и передать другому собственнику. Он может обесцениваться, истощаться (деградировать) в связи с физической изношенностью человека или в результате морального устаревания знаний и навыков (из этого вытекает особая значимость систем образования и профессиональной подготовки).
Мотивы инвестирования в образование имеют сложную структуру. Они определяются не только экономическими, но и социальными, культурными, психологическими факторами. Помимо способности приносить денежную отдачу, человеческий капитал имеет собственную внутреннюю ценность для индивида. Потребительский и инвестиционный эффекты образования неразделимы.
По сравнению с физическим капиталом у человеческого капитала значительно более продолжительные сроки окупаемости. Период получения общего и специального образования занимает как минимум 10-15 лет; лишь затем вложения в человеческий капитал начинают приносить отдачу, возрастающую по мере приобретения производственного опыта. Существенными особенностями обладает и сам процесс накопления человеческого капитала: равные объемы инвестиций могут иметь различные результаты, ибо на них влияют природные задатки, мотивация, личные трудовые усилия работников.
Отправная точка для выделения собственно человеческого капитала из всей совокупности производительных способностей человека - разграничение природных и приобретенных свойств. В строго экономическом смысле природные способности, как и природные ресурсы, не являются капиталом, хотя могут приносить своим владельцам особый вид дохода - ренту (в том числе и в денежной форме).
В соответствии с таким подходом к инвестициям, формирующим и увеличивающим человеческий капитал, относят: расходы на общее и специальное образование, вложения в подготовку и переподготовку на производстве; затраты на проведение научных исследований в области труда (его организации, условий и оплаты). Последние увеличивают общенациональный интеллектуальный капитал (приращение научного знания) и индивидуальный человеческий капитал специалистов (накопление «элитных» знаний и производственного опыта).