Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:00, дипломная работа
Целью написания настоящей работы является исследование социального положения женщин на рынке труда в условиях современного российского общества.
Задачами исследования являются анализ:
- современного состояния социально-трудовых отношений, рынка труда и занятости населения;
- социально-экономических последтсвий безраотицы, в частности, женской безработицы;
- текущего состояния занятости населения и предпринимательства в Российской Федерации;
- социальных проблем занятости женщин в современной России;
- дискриминации женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики;
- социальной адаптации безработных женщин на российском рынке труда;
- актуальных проблем женского предпринимательства в современной России;
- путей улучшения положения женщин на современном российском рынке труда;
- путей оптимизации роли государства в регулировании женской занятости;
- государственной поддержки женского предпринимательства в Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость населения 6
1.1. Рынок труда и его характеристики. Социально-трудовые отношения в рыночной экономике 6
1.2. Безработица, ее социально-экономические последствия. 14
1.3. Занятость населения, предпринимательство. 19
Глава 2. Социальные проблемы занятости женщин в современной России 22
2.1. Дискриминация женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики 22
2.2. Социальная адаптация безработных женщин на российском рынке труда 28
2.3. Актуальные проблемы женского предпринимательства в современной России 36
Глава 3. Пути улучшения положения женщин на современном российском рынке труда 42
3.1. Построение профессиональной карьеры женщины в условиях современного рынка труда 42
3.2. Пути оптимизации роли государства в регулирования женской занятости 50
3.3. Государственная поддержка женского предпринимательства 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64
Подходы к профобучению в случае добровольной безработицы аналогичны тем, о которых говорилось применительно к институциональной.
3. Технологическая безработица, обусловленная научно-техническим прогрессом, требует адекватного изменения содержания и технологий профессионального обучения.
Несоответствие профессиональных возможностей работника требованиям производства, порождаемое НТП, является одним из показателей серьезных просчетов в содержании, организационных формах и технологиях общего и специального образования полученного ранее. Поэтому профессиональное обучение незанятого населения должно носить опережающий характер. Наиболее перспективными в этом случае являются технологии интенсивного обучения и дистанционная форма организации рабочего процесса.
4.
Структурная безработица также вызвана
научно-техническим прогрессом. Зачастую
она тесно переплетается с технологической
безработицей. Структурная безработица
возникает на начальном этапе развития
технологического вытеснения рабочей
силы и связана с несоответствием профессионально-
В отличие от «фрикционных» безработных, которые сразу могут продать свои умения и навыки, «структурным» требуется переквалификация.
5. Региональная безработица формируется под воздействием исторических, демографических, экономических и прочих обстоятельств. В ряде случаев именно профессиональное обучение незанятого населения может решить тупиковые проблемы. От него требуется гибкое приспособление к специфике региональной безработицы, что может быть достигнуто за счет региональной составляющей стандарта образования.
6. Циклическая безработица, возникающая как результат падения спроса на рабочую силу и роста предложения, также может быть смягчена путем профессионального обучения.11
Некоторые условия для роста циклической безработицы создают системы социального обеспечения. Известно, что в большинстве случаев размер пособия по безработице прямо зависит от величины получаемой работником зарплаты. Вместе с тем, период выплат пособий ограничен. Поэтому и для работодателя и для работополучателя в некоторых случаях представляются предпочтительными периодические увольнения некоторых работников и последующий их наем, нежели снижение зарплаты занятых.
Этот вид безработицы затрагивает в основном работников с низкой квалификацией и часть тех квалифицированных специалистов, кто по своим профессиональным качествам является относительно более «слабым».
Молодежная безработица - возникает на двух этапах жизненного пути человека: после окончания средней школы (если не удалось сразу поступить в ВУЗ, техникум или другое учебное заведение, устроиться на предприятие) и после получения профессионального образования (если нет гарантированного направления на работу, или оно не устраивает молодого человека).
Отсутствие перспектив на будущее в молодом возрасте особенно опасно. Именно из-за этого слоя пополняются ряды преступников, наркоманов, членов экстремистских политических течений.
Поэтому трудоустройство молодежи должно быть объектом первоочередных экономических и правовых мер. Необходимо позаботиться о создании отвечающих устремлениям молодежи и уровню ее квалификации рабочих мест, установить квоту для молодежи при создании новых мест на предприятии, поддерживать молодежное предпринимательство.
Женская безработица - один из наиболее распространенных видов безработицы, которая возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины, социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями, детдомами и т.п.). Принцип справедливости требует, чтобы мужчины и женщины имели равный доступ к работе по найму и к работе по семье. Государство должно применять ряд мер как административного, так и правового регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговое наказание и поощрение работодателей в целях увеличения женской занятости.
Молодежная и женская безработица являются острейшими социальными проблемами практически для всех стран, где развивается рыночная экономика.
В заключении следует подчеркнуть, что содержание организационные формы и технологии профессионального обучения незанятого населения необходимо рассматривать во взаимосвязи с спецификой того или иного вида безработицы, характерного для данного города, региона. На этой основе целесообразно строить прогнозы развития основных направлений профессионального обучения незанятого населения.
Для миллионов людей трудовая деятельность является основным источником доходов и главным полем личностной самореализации. Уровень и качество их жизни напрямую зависят от того, как организован и как функционирует рынок труда. Смена экономического режима неизбежно принимает здесь особенно болезненные формы, порождая серьезные социальные издержки. Цена просчетов и ошибок при реформировании данной сферы может быть очень высокой.
В плановых экономиках трудовые отношения находились под централизованным административным контролем и были одним из наиболее жестко регулируемых звеньев хозяйственного механизма. Государство выступало в роли практически единственного работодателя, частный сектор либо отсутствовал, либо занимал подчиненное положение. Самостоятельность экономических агентов при принятии решений по вопросам занятости, оплаты и режима труда резко ограничивалась или вообще исключалась.
Системная трансформация потребовала перехода к принципиально иной системе трудовых отношений, где основным регулятором выступал бы конкурентный механизм, а не прямой государственный контроль. Рыночные реформы означали отмену большей части административных ограничений в сфере занятости, действовавших при прежнем экономическом режиме. Государство лишилось статуса работодателя-монополиста, возник и начал быстро развиваться новый частный сектор. Получила признание контрактная природа трудовых отношений. Трудовая деятельность утратила обязательный характер, исключительное право распоряжаться своими способностями было закреплено за самими работниками. Освоение новых «правил игры» ставило перед участниками рынка труда немало сложных проблем, сопровождалось неизбежными трениями, требовало отказа от устаревших поведенческих стереотипов.
Этот непростой процесс протекал в условиях глубокого и затяжного переходного кризиса. С одной стороны, российской экономике не удалось избежать резкого сжатия совокупного спроса, последовавшего за либерализацией цен и сокращением государственного субсидирования предприятий, что имело крайне негативные последствия с точки зрения спроса на труд и общего уровня занятости. С другой стороны, под влиянием таких факторов как разрыв устоявшихся хозяйственных связей, новая структура относительных цен на товары и факторы производства, резкое обострение конкуренции и т. п. она столкнулась с необходимостью крупномасштабного перераспределения ресурсов, включая рабочую силу.
Сходные проблемы возникали перед всеми переходными экономиками. Отсюда - вполне закономерные ожидания, что в России рынок труда будет развиваться примерно так же, как в других постсоциалистических странах, раньше нее вступивших на путь реформ. Правда, с учетом большей глубины трансформационного кризиса можно было предполагать, что масштабы и острота проблем окажутся иными: «сброс» предприятиями рабочей силы - активнее, безработица - выше, трудовые конфликты - многочисленнее, инфляционное давление со стороны издержек на рабочую силу - сильнее. Неудивительно, что первые пореформенные годы прошли под знаком скорой катастрофы, которая, как представлялось большинству наблюдателей, неминуемо должна была разразиться в сфере занятости российской экономики.
Однако этим катастрофическим прогнозам не суждено было сбыться. Дальнейшие события показали, что развитие рынков труда в России и в большинстве остальных реформируемых экономик пошло по различным траекториям.
Вывод: Это расхождение как с первоначальными ожиданиями, так и с опытом других постсоциалистических стран позволяет сделать вывод о формировании особой российской модели рынка труда. Пока этот вывод не получил всеобщего признания, не говоря уже о его теоретическом осмыслении. Сегодня существует настоятельная потребность как в преодолении неадекватных представлений о том, как устроен и как работает российский рынок труда, так и в более реалистичной оценке перспектив его будущего развития.
В современных социально- трудовых отношениях представляется актуальной проблема полового разделения труда, под которой понимают распределение занятий между женщинами и мужчинами, базирующихся на традициях и обычаях, формально и неформально закрепленных в практике и сознании людей. Во всем мире существуют сугубо мужские и сугубо женские профессии.
В сфере занятости существует проблема дискриминации по половому признаку, которая означает, что к отдельным работникам, обладающими одинаковыми характеристиками по признаку производительности, относятся по разному из-за того, что они представляют разные социально-демографические группы.
Различают несколько видов дискриминации: в оплате труда, при найме на работу, при сокращении персонала, при продвижении в должности, в повышении квалификации. В современной науке выделяют 3 базовых подхода, объясняющих происхождение и сущность явления дискриминации.
1) Понятие «дискриминация»
Дискриминация - (от латинского слова - discriminatio - различие) действия, закрывающие членам определенной группы доступ к ресурсам или источникам дохода, доступным для остальных (Гидденс Э.).
Понятие может трактоваться широко - когда члены определенной группы воспринимаются по-иному, негативно, и против них существуют предрассудки (гендерные, национальные, расовые и др.), вследствие чего следуют дискриминационные действия (Большой толковый социологический словарь).
Узкая трактовка - когда как дискриминация рассматриваются только действия, направленные против дискриминируемой группы, а сами предрассудки в понятие дискриминация не входит (Гидденс). При этом вероятна ситуация, когда индивиды, предубежденные против других, не участвуют в дискриминационных действиях против них; и, напротив, люди могут подвергать других дискриминации, не испытывая против последних никаких предубеждений.
Различают дискриминацию по категории - когда дискриминируются все члены социальной группы (например, дискриминация по признаку пола), и статистическую дискриминацию - основанную на учете лишь вероятности наличия нежелательных характеристик у членов какой-либо группы. Социальная дискриминация женщин означает ограничение или лишение прав по признаку пола (или гендерному признаку) во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой для ее безопасности (Силласте Г. Г.).
В России существует дискриминация по полу с сфере труда - долговременное неравенство статусов индивидов ,которое проявляется, в частности, в неодинаковом вознаграждении одинаково продуктивных групп; в практике найма, оплате, повышении квалификации, продвижении по службе. Таким образом, права и возможности женщин как работников ограничиваются. Проблема заключается в том, что социальные группы, имеющие меньше возможностей устроиться на работу, будут наниматься за меньшие деньги, поэтому бизнес, стремящийся снизить расходы на рабочую силу, будет воспроизводить такой способ эксплуатации. В тесной связи с понятием дискриминация находится понятие сексизм - неоправданно негативное поведение по отношению к группе или ее членам (в данном случае - к женщинам ), которое ведет к сокращенному доступу людей к престижным ценностям общества, например, к работе или образованию. Конкретными примерами сексизма могут служить правила запрещающие службу женщин в армии.