Социальное положение женщин на рынке труда в условиях современного российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:00, дипломная работа

Описание

Целью написания настоящей работы является исследование социального положения женщин на рынке труда в условиях современного российского общества.

Задачами исследования являются анализ:

- современного состояния социально-трудовых отношений, рынка труда и занятости населения;

- социально-экономических последтсвий безраотицы, в частности, женской безработицы;

- текущего состояния занятости населения и предпринимательства в Российской Федерации;

- социальных проблем занятости женщин в современной России;

- дискриминации женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики;

- социальной адаптации безработных женщин на российском рынке труда;

- актуальных проблем женского предпринимательства в современной России;

- путей улучшения положения женщин на современном российском рынке труда;

- путей оптимизации роли государства в регулировании женской занятости;

- государственной поддержки женского предпринимательства в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость населения 6

1.1. Рынок труда и его характеристики. Социально-трудовые отношения в рыночной экономике 6

1.2. Безработица, ее социально-экономические последствия. 14

1.3. Занятость населения, предпринимательство. 19

Глава 2. Социальные проблемы занятости женщин в современной России 22

2.1. Дискриминация женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики 22

2.2. Социальная адаптация безработных женщин на российском рынке труда 28

2.3. Актуальные проблемы женского предпринимательства в современной России 36

Глава 3. Пути улучшения положения женщин на современном российском рынке труда 42

3.1. Построение профессиональной карьеры женщины в условиях современного рынка труда 42

3.2. Пути оптимизации роли государства в регулирования женской занятости 50

3.3. Государственная поддержка женского предпринимательства 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60

ПРИЛОЖЕНИЯ 64

Работа состоит из  1 файл

14180.rtf

— 1.16 Мб (Скачать документ)

     4. Влияние гендера на профессиональную карьеру женщин имеет неравномерный характер: более выражено воздействие гендера на карьеру у женщин старших возрастов безотносительно к национальности; в карьерном поведении татарок обнаруживается ориентированность в большей степени на семейно-брачные ценности, чем на карьеру; для успешных в карьере женщин значимость гендерного фактора минимальна.

     5. Активизация женщин в профессиональной деятельности опосредована ухудшением материального положения домохозяйств, кризисом государственной власти, «несостоявшейся маскулинностью», связанной больше с личными качествами мужчин. Женская маскулинность - результат высокой адаптированности женщин, ориентированных на профессиональную карьеру.

     6. Карьерное поведение женщин вызывает изменения в традиционных институтах (семья), социальных организациях (специфика женского менеджмента), а в конечном итоге - изменения гендерной системы российского общества.

     7. Женщины-предприниматели - наиболее активная карьерная группа с выраженными маскулинными чертами, применяющая радикальные практики адаптации при одновременном совмещении семейной и профессиональной сфер (ведение бизнеса, комбинирование стилей управления, рационализация и минимизация социальных ролей, сокращение социальных связей, делегирование части задач другим лицам - коллегам, родственникам, гувернерам, пользование услугами бытовых и сервисных служб). Предпринимательство, требующее от женщин концентрации профессиональных, личностных качеств и времени, обостряет взаимоотношения в семье, меняет их брачно-репродуктивное поведение.

      Неизбежная в условиях рыночной экономики структурная перестройка требует пересмотра концептуальных и методологических подходов к формированию рабочей силы, в частности женской. Речь идет о расширении сфер приложения женского труда и создании благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала женщин именно в тех областях и сферах деятельности, где их труд наиболее эффективен. Это важно не только для формирования политики занятости женщин на перспективу, но и для решения текущих, порой весьма острых проблем их трудоустройства. Тем более что в числе безработных большинство по-прежнему составляют женщины. Так, среди обращающихся в службу занятости населения Московской области доля женщин достигает 55%, из них почти 70% - в возрасте до 40 лет.

      Ситуация усугубляется тем, что традиционные формы профессиональной ориентации и обучения не обеспечивают в должной мере повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Очевидна и их социальная уязвимость. В частности, на высших руководящих должностях женщин - менее 6%, а их заработная плата, как правило, на 10-30% ниже, чем у мужчин. Подобное положение характерно для большинства индустриально развитых стран.

      Высокая мотивация женщин к производительному труду и недооценка работодателями их способностей и трудового вклада, невозможность реализации ими своего образовательного и личностного потенциала, - причины того, что многие женщины, будучи высококвалифицированными специалистами, сталкиваясь с отторжением на рынке труда, соглашаются выполнять любую работу, нередко ниже своих возможностей. В силу психологических особенностей чаще всего они воспринимают такой поворот событий как личную драму. Объективно же это весьма негативно сказывается на экономике и социальных отношениях.

      Государство и социум могут и должны защитить женщин от явной и скрытой дискриминации. В интересах экономического и социального прогресса нужно новое понимание их роли в жизни общества, результатом которого должно стать утверждение нового социального статуса женщин. Это продиктовано сложностью и многогранностью накопившихся проблем, невозможностью их решения традиционными методами.

      Распространение информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ), содействуя росту занятости, потенциально способно создать рабочие места для женщин, улучшив их положение. Ведь именно на таких рабочих местах, где требуется точность и аккуратность при выполнении задания, женщины могут оптимально применить свои знания и способности. Тем не менее и здесь женщин по-прежнему оттесняют. По данным МОТ, среди пользователей интернет женщин меньшинство (в Латинской Америке - 38%, в странах ЕС - 25%, в России - 19%, в Японии - 18%, на Ближнем Востоке - 4%. Наименьший гендерный разрыв - в США и Скандинавии).

      Для того чтобы превратить профессиональную ориентацию, психологическую поддержку и профобучение в действенное средство формирования личности и развития человеческих ресурсов в зависимости от их половозрастных и иных особенностей, требуются новые идеи и технологии.

      Утрата прежних связей между системой образования и производством резко обострила и без того трудную профессионализацию населения, т.е. выбор и построение профессиональной карьеры каждым индивидом. В таких условиях службе занятости нельзя ограничиваться частными изменениями в работе с женщинами. Необходима новая гендерная идеология, а главное - соответствующие методы ее реализации.

      Исходя из признания значимости повышения профессионального статуса женщин важно выявить их индивидуальные особенности, разработать способы, влияющие на мотивацию и ориентацию на определенный, наиболее подходящий вид профессиональной деятельности, показать социальные, экономические и нравственные преимущества трудовой карьеры. В этом - сущность нового концептуального подхода к обеспечению эффективного профессионального роста женщин.

      Получающий все большее признание принцип «непрерывного обучения», или «обучения на протяжении всей жизни», применительно к женщинам означает, что мотивы и формы обучения должны учитывать особенности их жизненного цикла (большинство из них на три-пять лет, а некоторые на больший период "вырываются" из сферы профессиональной деятельности в связи с рождением и воспитанием детей). Если не предусмотреть этого «зигзага» в системе обучения женщин, неизбежной становится значительная или полная утрата профессиональных знаний и навыков. Общество не должно скупиться на помощь женщинам, желающим вернуться к профессиональному труду.

      Формирование профессиональной карьеры - важнейший элемент активной политики занятости. Это целенаправленное избирательное регулирование государством (прежде всего органами службы занятости) поведения населения на рынке труда. Современное понимание карьеры включает успех не только в профессиональной деятельности, но и в жизни вообще. Каждая новая ступень в карьере человека является результатом его деятельности по реализации намерений, стремлений к определенному, осознанному и желаемому образу жизни. Карьера - это прежде всего достижение более высокого социального, экономического, научного, культурного и нравственного статуса.

      Применительно к женской рабочей силе целесообразно постепенно переходить к новой стратегии - целевому формированию индивидуальной профессиональной карьеры женщин на основе системного консультирования с учетом личностных особенностей.

      Современные технологии, используемые при формировании профессиональной карьеры женщин, позволяют воспринимать человека не как "звено технологической цепочки", а как творческую и самодостаточную индивидуальность, способную конкурировать на рынке труда, самопроектировать профессиональный рост и реализовывать жизненные планы.

      В условиях повышения требований к качеству подготовки к труду важно формировать у женщин понимание роли профессионального образования как надежного и наиболее эффективного средства, увеличивающего их конкурентоспособность, уверенность и стабильность, облегчающего положение на рынке труда и карьерный рост.

      Однако отечественной системой высшего образования и профессиональной подготовки гендерные особенности женщин практически не учитываются. Традиционные образовательные и профессиональные учреждения вообще не прививают навыков, помогающих выстраивать карьеру, а тем более женщинам.

      Между тем формирование индивидуальной профессиональной карьеры женщин с учетом гендерного фактора требует специальных знаний. Государство (в лице органов служб занятости) должно решать эту проблему комплексно, обеспечивая социальную защищенность женщин на рынке труда, стимулируя и поддерживая их усилия, направленные на всемерное использование личностных возможностей.

      Для реализации этих принципов Департамент ФГСЗН по Московской области осуществил региональный пилотный проект «Подготовка к созданию центра «Профессиональная карьера женщин» в рамках российско-канадского проекта «Женщины и реформа рынка труда в России».

      Участие канадских экспертов способствовало внедрению в практику нетрадиционного для России направления - индивидуальных программ профессиональной карьеры, рассчитанных на женщин. Их цель - помощь в удовлетворении потребности в обучении, изменение прежних стереотипов в оценке женского труда и женской профессиональной карьеры, значительное расширение возможности выбора. Центр профессиональной карьеры женщин позволит реализовать новую гендерную стратегию и предоставить женщинам необходимые условия для самореализации. По своему характеру это инновационное, многофункциональное учреждение социального и психолого-педагогического назначения. Наличие таких подразделений, как службы маркетинга, предпринимательства, новых инновационных, коммуникационных и интерактивных технологий, позволит оптимально сочетать интересы государства, общества и личности, а структура центра, направления его работы и состав персонала будут выстроены с учетом конкретных экономических условий и социокультурных особенностей любого региона.

      Центр призван стать государственным социальным институтом по проектированию индивидуальной профессиональной карьеры женщин, научить их ориентироваться в мире профессий, выбирать специальность и вид деятельности исходя из возможностей будущего трудоустройства, повышать квалификацию и профессиональное мастерство в рамках непрерывного образования.

      Технология индивидуальной профессиональной карьеры - многогранная, интегрированная система, в которой все так называемые карьерообразующие компоненты должны быть органично взаимосвязаны, дополнять и обогащать, а не противоречить друг другу.

      Схематично данная технология может быть представлена в трех аспектах:

      - научном: рассмотрение доктрины, концепции, целей, задач, принципов, содержания, методов и средств построения карьеры;

      - процессуально-описательном: составление алгоритма и определение технологии построения карьеры;

      - процессуально-действенном: реализация технологий с учетом личностных особенностей обучаемых женщин, применение прогрессивных подходов в процессе обучения и социально-профессиональной адаптации.

      Проведение опытно-экспериментальных работ, планируемых центром, позволит проверить теоретическую и практическую ценность предложенных стратегий, разработать региональные программы развития аналогичных центров на ближайшую перспективу в ряде городов Московской области (Пушкино, Шатуре, Наро-Фоминске, Протвино).  

      3.2. Пути оптимизации роли государства в регулирования женской  
занятости

      После начала рыночных преобразований в России со становлением и развитием малого предпринимательства государство неизменно связывает решение целого ряда важнейших социально-экономических задач: устранение структурных перекосов и создание рациональной структуры экономики, насыщение рынка товарами и услугами, пополнение региональных и местных бюджетов, формирование среднего класса, широкое использование труда граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (инвалидов, уволенных в запас военнослужащих, молодежи), и, самое главное - решение проблемы занятости. Общепризнанным является тезис, согласно которому малые предприятия обладают потенциальной способностью быстрого создания значительного количества новых рабочих мест, а потому развитие сектора МБ способствует смягчению напряженности на рынке труда, ослаблению безработицы.

      Действительно, малый бизнес вносит ощутимый вклад в решение проблемы занятости, а значит, и в снижение социальной напряженности в России. В 2005 и 2006 годах численность занятых на малых предприятиях составила, соответственно, 7,4 млн. человек и 8,0 млн. человек.

      С учетом зарегистрированных физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ), общее количество занятых в малом предпринимательстве в 2005 и 2006 году составило, соответственно, 11,9 млн. человек и 12,7 млн. человек (17,7% экономически активного населения страны). 

      Вместе с тем, исследования показывают, что проблема найма представителей социально уязвимых категорий работников предприятиями малого бизнеса стоит достаточно остро. Как следует из приведенной ниже Диаграммы, масштабы использования труда таких работников довольно ограничены, хотя и варьируют от одной социальной категории к другой. Мотивация работодателей в отношении их найма также достаточно сильно отличается.

Информация о работе Социальное положение женщин на рынке труда в условиях современного российского общества