Социальное положение женщин на рынке труда в условиях современного российского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 14:00, дипломная работа

Описание

Целью написания настоящей работы является исследование социального положения женщин на рынке труда в условиях современного российского общества.

Задачами исследования являются анализ:

- современного состояния социально-трудовых отношений, рынка труда и занятости населения;

- социально-экономических последтсвий безраотицы, в частности, женской безработицы;

- текущего состояния занятости населения и предпринимательства в Российской Федерации;

- социальных проблем занятости женщин в современной России;

- дискриминации женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики;

- социальной адаптации безработных женщин на российском рынке труда;

- актуальных проблем женского предпринимательства в современной России;

- путей улучшения положения женщин на современном российском рынке труда;

- путей оптимизации роли государства в регулировании женской занятости;

- государственной поддержки женского предпринимательства в Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость населения 6

1.1. Рынок труда и его характеристики. Социально-трудовые отношения в рыночной экономике 6

1.2. Безработица, ее социально-экономические последствия. 14

1.3. Занятость населения, предпринимательство. 19

Глава 2. Социальные проблемы занятости женщин в современной России 22

2.1. Дискриминация женщин на рынке труда в условиях рыночной экономики 22

2.2. Социальная адаптация безработных женщин на российском рынке труда 28

2.3. Актуальные проблемы женского предпринимательства в современной России 36

Глава 3. Пути улучшения положения женщин на современном российском рынке труда 42

3.1. Построение профессиональной карьеры женщины в условиях современного рынка труда 42

3.2. Пути оптимизации роли государства в регулирования женской занятости 50

3.3. Государственная поддержка женского предпринимательства 53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60

ПРИЛОЖЕНИЯ 64

Работа состоит из  1 файл

14180.rtf

— 1.16 Мб (Скачать документ)

      Распределение ответов на вопросы:

      «Заняты ли на Вашем предприятии работники, называемые «особо уязвимыми на рынке труда?»,

      «Готовы ли взять на работу в случае оказания поддержки предприятию со стороны местных властей?»,

      «Какие категории работников Вы никогда не сможете принять на свое предприятие?»

      

      Диаграмма 2. Структура найма представителей социально уязвимых категорий работников предприятиями малого бизнеса.

      Как следует из Диаграммы, ничто не препятствует использованию труда военнослужащих, уволенных в запас, а также «чернобыльцев». Ряд других категорий - матери-одиночки и многодетные, а также лица предпенсионного возраста - имеют достаточно нейтральный баланс оценок их фактического использования / возможности привлечения к работе на МП. В наихудшем положении - лица, отбывшие заключение, а также молодежь до 18 лет и люди с ограниченными возможностями (инвалиды).

      Последнее обстоятельство особенно настораживает. Наиболее распространенный способ поддержки инвалидов на рынке труда России - это квотирование рабочих мест и финансовые льготы работодателям, нанимающим инвалидов.

      На практике, однако, крупные предприятия часто под тем или иным предлогом отказывают инвалидам в приеме на работу. Малые предприятия, которые, с одной стороны, сравнительно легко адаптируются к новым условиям, а с другой стороны - особенно заинтересованы в финансовых льготах, - могли бы дать инвалидам едва ли ни единственную возможность для самореализации. Отказ малых предприятий принимать на работу инвалидов лишает многих из них последнего шанса адаптации в обществе.

      Сколь бы различными ни были мотивы настороженного отношения/ отказа нанимателей использовать труд социально уязвимых категорий работников, достаточно настороженное отношение малого бизнеса к некоторым группам соискателей рабочих мест следует учитывать при формировании политики на рынке труда.  

      3.3. Государственная поддержка женского предпринимательства

 

      Развитие малого и среднего женского предпринимательства, является одним из главных направлений реализации конституционного права женщин на труд, эффективным каналом, позволяющим женщинам не только адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, но и решать вопросы собственного трудоустройства, создавать новые рабочие места, повышать профессиональные навыки и умения.

      В России ведется определенная работа по развитию предпринимательства, включая женское. Однако эти программы нацелены в основном на то, чтобы дать новые жизненные ориентиры безработным женщинам либо научить основам предпринимательской деятельности тех из них, кто желает начать свое дело.

      Вместе с тем вне поля деятельности программ остался целый ряд успешных женщин-предпринимателей и менеджеров, которые уже состоялись, ведут успешный бизнес в самых различных сферах, оказывают значительные социальные услуги населению, имеют высокий авторитет в деловых кругах. Именно эти женщины-руководители и нуждаются в государственной поддержке, специальной программе, которая бы законодательно и целенаправленно помогала бы этим предпринимателям стать двигателем российской экономики.

      Во всем мире женский бизнес выделен в отдельную сферу предпринимательства, и это обосновано той причинно-следственной связью, которая существует между созданием женских предприятий и уменьшением процента безработицы, снижением социальной напряженности в обществе.

      Не случайно в Германии после ее объединения было создано более 150 тысяч предприятий под руководством женщин, в США 38% предприятий от их общего количества руководят женщины, а в Великобритании каждое четвертое предприятие - женское.

      В России женский бизнес - объективная реальность, причем, по оценкам экспертов, он растет гораздо динамичнее мужского и превышает его по темпам роста в 1,7 раза. При сохранении данной тенденции к 2010 году до 40% фирм будут возглавлять женщины. А они имеют, как правило, более низкие стартовые условия по сравнению с мужчинами, но действуют более активно, занимая даже высококонкурентные ниши в бизнесе.

       И тем не менее пока на долю женщин-руководителей приходится всего лишь 18% от общего количества.

      Социологические исследования свидетельствуют о более высоких этических стандартах, на которых строят свой бизнес женщины, что придает большую социальную эффективность от их деятельности.

      Женщины в бизнесе отличаются более высоким уровнем консолидации и неконфликтностью во взаимодействии с местной властью.

      Как показала та же социология, женское предпринимательство находится под меньшим давлением криминальных структур, нежели мужское. Женщины в бизнесе ориентированы на устойчивые деловые стратегии, ведут свое дело более ответственно и осторожно, предпочитая умеренный консерватизм.

      И, наконец, женщины ориентированы в первую очередь не на финансовую, а на правовую и информационную поддержку со стороны государства.

      Именно женщины способны стать теми социально ответственными бизнесменами, которые наилучшим образом распорядятся поддержкой государства, не демонстрируя неадекватных реакций в ответ на предлагаемую помощь.

      Прогнозы перспективы женского предпринимательства в России видятся самыми оптимистичными. Этот оптимизм основан на понимании государственной властью страны того позитивного влияния, которое оказывает женское предпринимательство на обеспечение политической стабильности и экономического роста в России и всесторонней поддержки наших усилий по развитию женского бизнеса.

      Вывод: В качестве насущных первоочередных мер государственной поддержки женского предпринимательства в России необходимы:

      - разработка комплексной программы по развитию женского предпринимательства в России, включающей различные модели взаимодействия государственных, общественных и коммерческих структур, реализующих на практике идею социально ответственного бизнеса;

      - разработка проекта закона о поддержке женского предпринимательства в Российской Федерации;

      - создание единого информационного пространства для визуализации коммерческой и общественно значимой деятельности женщин-предпринимателей как в России, так и в других странах СНГ;

      - создание фонда женского предпринимательства, который после окончания проекта будет осуществлять поддержку социально значимых проектов деловых женщин России по развитию негосударственных социальных услуг и мобилизации необходимых ресурсов.

 

       

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Проведя исследовательскую работу, определено, что представляет собой понятие «социально-трудовые отношения», их типы, а также предметы и субъекты. В ходе исследовательской работы проанализировано социальное положение женщин на рынке труда в условиях современного российского общества. Мы рассмотрели наиболее общие  и характерные для этого явления особенности. Выделив эти особенности, в результате исследовании были сделаны следующие выводы:

      1. Расхождение как с первоначальными ожиданиями, так и с опытом других постсоциалистических стран позволяет сделать вывод о формировании особой российской модели рынка труда. Пока этот вывод не получил всеобщего признания, не говоря уже о его теоретическом осмыслении. Сегодня существует настоятельная потребность как в преодолении неадекватных представлений о том, как устроен и как работает российский рынок труда, так и в более реалистичной оценке перспектив его будущего развития;

      2. Не следует преувеличивать специфику женского и мужского лидерства в предпринимательстве. Лидерские качества мужчин и женщин имеют общую природу и не зависят напрямую от половых различий. Это дало основание утверждать в российских исследованиях о том, что успешный менеджмент не имеет пола. Хороший менеджер располагает двойным репертуаром управленческих технологий: и мужских и женских. Одновременно деловые стратегии мужчин и женщин-руководителей имеют и определенную специфику. Женщины, по сравнению с мужчинами-предпринимателями, ориентированы на устойчивые деловые стратегии и ведут свой бизнес более ответственно и осторожно; женщины чаще рассматривают бизнес как возможность самореализации. Взаимодействие с предпринимательницами свидетельствует, что те из них, которые достигают успеха в бизнесе, отличаются определенными личностными особенностями: это вариантность личностной структуры, повышенный психологический темпоритм, высокий уровень работоспособности и др.

      3. В качестве насущных первоочередных мер государственной поддержки женского предпринимательства в России необходимы:

      - разработка комплексной программы по развитию женского предпринимательства в России, включающей различные модели взаимодействия государственных, общественных и коммерческих структур, реализующих на практике идею социально ответственного бизнеса;

      - разработка проекта закона о поддержке женского предпринимательства в Российской Федерации;

      - создание единого информационного пространства для визуализации коммерческой и общественно значимой деятельности женщин-предпринимателей как в России, так и в других странах СНГ;

      - создание фонда женского предпринимательства, который после окончания проекта будет осуществлять поддержку социально значимых проектов деловых женщин России по развитию негосударственных социальных услуг и мобилизации необходимых ресурсов.

      Все большее значение приобретает дискриминация труда. В этом случае актуально привести пример положения и отношение к женщинам в Америке, так как в этой стране женщина стоит на одной ступени вместе с мужчиной в сфере бизнеса. В социально-трудовых отношениях женщина выступает как носитель определенных профессиональных качеств, как партнер, который самостоятельно и независимо принимает решения. Здесь не существует мужчин и женщин, есть только партнеры и коллеги.

      На российских предприятиях совсем иное положение женщин. Профессиональные качества иногда не учитываются руководителем-мужчиной, так как женщина представительница слабого пола. Решение этой проблемы состоит в том, чтобы дать возможность женщинам проявить себя и реализовать свои идеи.

      В этой связи, особенности социально-трудовых отношений, а также  проблемы социально-трудовых отношений напрямую зависят не только от экономического и социального состояния конкретного предприятия, но и страны в целом. Так как Россия находится в переходном периоде и, многие аспекты и сферы экономики пока еще не совсем сложились, поэтому особенности социально-трудовых отношений будут развиваться и устанавливаться в зависимости от положительного или отрицательного характера изменений в стране.

 

      

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция (основной закон) РФ. - М.: Юридическая литература, 2006г.
  2. «Об основах соц. обслуживания населения в РФ». Закон РФ от 19.12.1995г.
  3. « О занятости населения в РФ». Закон РФ от 15.11.1996г.
  4. Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения. - М., 1999г.
  5. МОТ. Конвенции и рекомендации. -  М., 2001 - 2006г.г.
  6. А.В. Дорин «Экономическая социология: учебное пособие.», Мн,: ИП «Экоперспектива», 2006;
  7. Б.М. Генкин «Экономика и социология труда», М: НОРМА, 2005;
  8. Восколович Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода // Человек и труд - 2000 №1
  9. Н.М. Воловская «Экономика и социология труда», М.-Н.: ИНФРА-М, 2004;
  10. А. Чепуренко, Т. Обыденнова. Трудовые отношения на российских малых предприятиях // Журнал «Вопросы экономики» № 4/ апрель 2001, М.: «Издательство журнала «Вопросы экономики» стр.110;
  11. Б.Г. Тукумцев. Самарский мониторинг социально-трудовой сферы // Журнал «СОЦИС» № 7/2001, М: «Наука» стр.41;
  12. И.О. Тюрина. Гендерные аспекты занятости и управления // Журнал «СОЦИС» № 11/2002, М.: «Наука» стр.135;
  13. Т.И. Заславская, М.А. Шабанрва. Не правовые трудовые практики и социальные трансформации в России // Журнал «СОЦИС» № 6/2002, М: «Наука» стр.3;
  14. Абульханова - Славская К.А. Типология личности и гуманистический подход. // Психол. Журнал. -1991. Т12.№4;
  15. Безрукова О.Н. Репродуктивные мотивации женщин. // Соц. иссл. -2000.№3;
  16. Большой толковый  социологический словарь. Т 2. (П. - Я), - М., - 1999;
  17. Боровик В.С, Ермакова Е.Е. Занятость населения. Уч. Пособие.- Р. - на - Д: ФЕНИКС, 2001г. -99с;
  18. Голенко Е.Н, Ковалёв В.И. справочник практикующего юриста по социальному обеспечению. - М.: Юриспруденция, 2006;
  19. Доэл М, Шардлоу С. Практика социальной работы. - М., - 2005г.;
  20. Женщины и демократизация: общественное мнение женщин по актуальным  соц. - полит. вопросам. / Под ред. Силласте Г.Г.- М.,2005г.
  21. Иванова Б.И. Женщины и занятость. // Соц. иссл. - 2005.№11.
  22. Иванова В.Н., Безнадежных Т. И.Управление занятостью населения на местном уровне: Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2004;
  23. Климатова Г.Н. Женская занятость и рынок труда. // Семья в России. - 2004.№3.
  24. Козина И.М. Женщины и занятость: советское наследие. // Соц. иссл. - 2004.№1.
  25. Козлов А.А, Иванова Т.Б. Практикум социального работника. - Р. - на - Д.: ФЕНИКС,  2001г.
  26. Козлов А.Г. Соц. сущность безработицы. - М., 2000г.
  27. Осадчая Л.Л. Жизненные ценности женщин. // Соц. иссл. - 1997.№10.
  28. Основы соц. работы. / Под ред. Павленок. П. Д. - М.: ИНФРА - М., 1999г.
  29. Петров С.В. Проблема занятости в современной России. // Соц. иссл.- 1995.№5.
  30. Прокофьева А. Профессиональная карьера мужчин и женщин. // Соц. иссл.- 1999. №4.
  31. Профессиональное мастерство работников соц. служб. Материалы 2 Нац. Конференции работников соц. служб. - М.: Соц. работа, 1999г.
  32. Ржаницына Л., Хоткина З, Груздева Е. Женщина на рынке труда. // Общественные науки и современность. 1992.№ 3.
  33. Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. - М.: МИК. 1998г.
  34. Рыбцова Л.Л. Жизненные ценности женщин. // Соц. иссл.- 1997.№10.
  35. Самарина О. Соц. защита женщин и семейная политика в совр. России. // Вопросы экономики. - 2000.№3.
  36. Серёгина И. И. Профессиональная карьера женщин. // Соц. иссл. - 1999.№4.
  37. Сегодня безработный, завтра - предприниматель. // Югорское время. - 2002. №50.
  38. Силласте Г.Г. Особенности женской безработицы в России. // Соц. иссл. - 2000.№5.
  39. Силласте Г.Г. Экономическое поведение безработных женщин. // Соц. иссл. - 2000.№1.
  40. Социальная работа. / Под общ. Ред. Курбатого В. И. Уч. пособие. - Р. -на - Д.:ФЕНИКС. 1999г.
  41. Социальная работа: теория и практика: Уч. пособие. / Под ред.  Холостовой Е. И. - М.: ИНФРА - М., 2001г.
  42. Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. - М.: МГСУ «Союз», 1997г.
  43. Социальная работа в сфере занятости. // Основы соц. работы. - М.,1997г.
  44. Структура занятости женщин. «М.: Госкомстат, 1999г. с 90.
  45. Сухарева Э. О. Рынок труда и занятости в системе соц. отношений. - М., 1999г.
  46. Социальное положение и уровень жизни населения России» М.: Госкомстат, 1999, 88с.
  47. Теория соц. работы: Уч. Пособие. / Под ред. Холостовой Е. И. - М.: ЮРИСТЬ. 2000г.
  48. Технология соц. работы: Уч. пособие. / Под ред. Зайнышева И. Г. - М.:ВЛАДОС. 2000г.
  49. Воронина О.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации. М., 1998 г.
  50. Здравомыслова Е, Темкина А (1999). Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. № 6.СС.177-185.
  51. Левада Ю.А. Комплексы общественного мнения. Информационный бюллетень ВЦИОМ, N 6 (26), 1996, с.8).
  52. Силласте Г.Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России.//Социс. - 1994. - № 3.
  53. СЛОВАРЬ ГЕНДЕРНЫХ ТЕРМИНОВ/Под ред. А. А. Денисовой /Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". М.: Информация XXI век, 2002. 256 с.
  54. http://www.gender.by/gender_research3.html
  55. http://www.romir.ru/socpolit/socio/october/declar.htm

Информация о работе Социальное положение женщин на рынке труда в условиях современного российского общества