Социальное управление: сущность, функции, разновидности, связи с социальной работой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования – теоретическое обоснование социального управления в связях с социальной работой.
Задачи исследования:
Определить сущность и содержание социального управления;
Выяснить функции и принципы социального управления;
Выявить методы социального управления для эффективности управления социальной работой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 5
2. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 10
Целеполагание. 11
Прогнозирование. 12
Организация. 13
Мотивация. 17
3. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 19
Общесистемные принципы: 19
Организационно-технологические и кибернетические принципы. 21
Конкретные (частные) принципы. 23
4. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 35

Работа состоит из  1 файл

реф по социологии.docx

— 59.52 Кб (Скачать документ)

    В процессе управленческой деятельности субъекты управления, органы управления, управляющие, и каждый человек вступают в управленческие отношения, которые  можно разделить на связанные  с целеполаганием, анализом информации, постановкой целей и организацией их достижения.

    Организационные отношения – необходимые элемент механизма управления и имеют свою внутреннюю структуру, в которой выделяют отношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, ответственности, соревнования и др.

    Организационные отношения подразделяются на вертикальные, горизонтальные, формальные и неформальные.

    При организационных отношениях в процессе взаимодействия с коллективами людей  имеет место специализация по определенным предметам, содержанию и  видам работ, что требует кооперации для комплексной реализации компетенции  органа управления и целом – функций  управления.

    Формальное  построение органа по подразделениям и должностям создает лишь внешнюю  логическую схему для организационной  деятельности, которая каждый раз  – с учетом свойств конкретных людей – должна быть соотнесена с неформальной (отношения между  людьми и социальными группами).

    Но  следует отметить, что неформальные отношения в организаторской  деятельности нередко не учитываются, поскольку руководители полагаются на собственную волю или близкое  окружение. В результате, управленческая деятельность зачастую теряет свой потенциал, снижается ее эффективность.

    Особо актуален вопрос о неформальных  коллективных отношениях в крупных  социальных организациях, в обществе в целом, где морально-психологические  и нравственные регуляторы приобретают  все большее значение.

    Следует отметить, что помимо субординации типа «руководитель – подчиненный» существуют отношения координации  между находящимися на одном иерархическом  уровне членами организации, направленные на взаимное согласование действий исходя из совместных задач руководства  или исполнения.

    Следует отметить и более конкретную систему  управления, которая подразделяется на две основные подсистемы: управляющую  и управляемую, каждая из которых  может рассматриваться как относительно самостоятельная с присущими  ей особенностями. Они имеют многоуровневую, иерархическую структуру.

    При дальнейшем анализе системы управления необходимо выделить следующие ее компоненты. Кроме объекта и субъекта управления, организационных и управленческих отношений и соответствующих  видов деятельности в нее входят функции управления.

     

 

2. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

    Функции управления – это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.

    Выполнение  функций может рассматриваться  применительно к должности (функции  работника, должностного лица), подразделению (функции отдела, службы и т.д.), органу управления (функции министерства, госкомитета др.)

    Функции управления отражают разделение, специализацию  и кооперацию управленческого труда, как по горизонтали, так и по вертикали.

    Функции подразделяются на два вида – общие (основные) и конкретные (специализированные, специальные).

    Впервые общие функции выделил А.Файоль (1841-1925). В качестве основания классификации  он взял фактор времени, и функции  в его классификации были представлены как последовательные этапы: предвидение, распорядительство, согласование, контроль.

    В настоящее время  эти этапы  представлены в виде системы функций  трехзвенного управления:

    • предварительное управление – целеполагание, прогнозирование, планирование;
    • оперативное управление – организация, руководство, мотивация;
    • заключительное управление – контроль, учет, анализ.

Наиболее проблемные для управления социальной работой  такие функции как: целеполагание, прогнозирование, организация, мотивация. Рассмотри их более подробно.

Целеполагание.

    Это начальный момент управления, в который  устанавливаются цели управления на определенный период и разрабатываются  механизмы достижения этих целей.

    Конкретные  цели управления социальной работой  формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Причем процесс управления социальной работой лишь тогда будет  полным, непрерывным, когда он будет  представлен во взаимодействии ближайших  и долгосрочных, тактических и  стратегических целей. В качестве стратегической цели может выступить наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев  населения в социальной защите на базе передовых достижений мировой  науки и научно-технического прогресса.

    Тактической целью на данном этапе развития нашего общества является удовлетворение потребностей наиболее нуждающихся в социальной защите слоев населения с учетом возможностей экономики.

    Несмотря  на известное противоречие между  ближайшими и долгосрочными интересами людей, социальный закон взаимодействия конкретных целей управления состоит  в том, сто стратегическая цель не может быть достигнута в ущерб  тактической цели.

    С другой стороны, если на первый план выдвигаются  тактические, сиюминутные цели, в  ущерб стратегическим, это тормозит развитие социальной работы.

    Стратегические  и тактические цели социальной работой, главные направления ее развития могут быть изложены в основополагающем документе: концепции социальной работой  и целевой модели управления социальной работой.

Прогнозирование.

    Прогнозирование социальной работой  - одна из главных  функций социального управления – это научно аналитический этап социального планирования, основа для  составления перспективных, текущих  и оперативных планов социальной работы.

    Прогнозирование социальной работы -  это выработка обоснованного суждения, предсказания в формах, видах, объемах и масштабах ее в будущем, о ее возможных вариантах и сроках решения социальных проблем клиентов.

    Программно-целевой  критерий предполагает разделение прогнозирования  социальной работы на поисковое и  нормативное.

    Поисковое прогнозирование – это предсказание возможного будущего развития социальной работы.

    Нормативное прогнозирование – это определение  возможных путей развития социальной работы и тех ресурсов, которые  необходимы для достижения поставленных целей.

    По  времени упреждения прогнозирование  социальной работы, может быть:

    оперативным (с упреждением на месяц);

  • краткосрочным (от месяца до года);
  • среднесрочным (от года до 5 лет);
  • долгосрочным (от 5 лет до 15 лет);
  • дальнесрочным (свыше 15 лет).

    Качество  прогнозирования во многом зависит  от используемых методов получения  прогнозных оценок. Эти методы делятся  на качественные и количественные.

    Наиболее  эффективными качественными методами прогнозирования являются методы массовых и специализированных экспертных оценок с использованием дельфийской техники.

    Количественные  методы прогнозирования дают более  достоверные оценки.

    При прогнозировании социальной работы могут быть использованы аналитические, трендовые, регрессионные и факторные  модели. В нормативном прогнозировании  могут успешно применяться сетевые  модели.

    Например, с использованием метода прогнозирования  в префектурах города Москвы была внедрена компьютерная техника в  управлениях социальной защиты населения, что позволило улучшить качество работы, а переход на безбумажную  обработку пенсионных документов способствовал  выявлению исправлению ошибок, сокращению сроков обработки лицевых счетов. 1

Организация.

    Эффективность деятельности социальных служб существенным образом зависит от типа используемой организационной структурой управления.

    Под организационной структурой управления  (ОСУ)  социальной работой понимается  совокупность элементов органа управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающая ее целостность, сохранение основных свойств при различных  внутренних и внешних изменениях.

    Основные  требования к ОСУ:

    • минимальное число звеньев и уровней управления;
    • четкое распределение функций;
    • устойчивость;
    • непрерывность;
    • оперативность и гибкость управления.

Основные типы ОСУ, используемые при управлении социальной работой:

    • функциональные;
    • дивизиональные;
    • проектные и матричные;
    • линейные структуры.

Самые простые  могут быть использованы на нижних уровнях управления однотипной деятельностью.

    Для управления разнотипными видами социальной работы на нижних уровнях применяются функциональные организационные структуры управления, на верхних – дивизиональные.

    Проектные структуры лучше применять при  управлении новыми или кратковременными видами социальной работы.

    Наиболее  прогрессивными являются матричные ОСУ.

    Матричные ОСУ могут быть использованы при  проектировании и совершенствовании  органов социальной защиты, научно-исследовательских  и проектных учреждениях.

    При создании эффективной системы социальной защиты населения важнейшим условием является структурное совершенствование  на различных уровнях управления социальной работой.

    Основной  государственный  орган в области  социальной защиты населения  в Российской Федерации  и автономных республиках  – Министерство труда  и социального  развития.

    Его функции:

    • разработка положения по основам федеральной политики для нуждающихся в государственной помощи;
    • анализ и прогнозирование уровней жизни различных категорий населения;
    • подготовка рекомендаций для разработки различных региональных программ по:
      • организации обслуживания и обеспечения пособиями;
      • социальному обслуживанию;
      • медико-социальной экспертизе, реабилитации инвалидов и оказанию протезно-ортопедической помощи;
      • социальной помощи семье и детям;
      • международному сотрудничеству.

    Исполнительными органами управления социальной работой  на региональном уровне, органов социальной защиты краев, областей, автономных образований, комитетов управления, отделов департамента социальной защиты населения в составе  местных администраций являются такие учреждения социального обслуживания, как:

    • центр, обеспечивающий оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населению;
    • центр или отделение, осуществляющие социальную помощь на дому, отделение дневного пребывания лиц пожилого возраста и инвалидов;
    • центр, осуществляющий социальную реабилитацию несовершеннолетних;
    • центр помощи детям, оставшимся без родителей;
    • социальные гостиные и т.д.

    Областным управлением здравоохранения совместно  с ТТФ ОМС в 1997 году  был издан  приказ № 77/103 «О совершенствовании  контроля качества медицинской помощи  и экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждения Томской области».

    Для решения споров по вопросам медицинской  экспертизы, с учетом представительства  заинтересованных учреждений была сформирована экспертная комиссия, в состав которой  вошли представители от департамента здравоохранения, департамента социальной защиты, фонда социального страхования и др.2

    В течение 2003 года в общественных работах  приняло участие 154 безработных инвалида. В 2003 году Департаментом федеральной  государственной службы занятости  по Томской области совместно  с органами местного самоуправления проводилась работа по организации  временного трудоустройства детей  с ограниченными возможностями (включая  детей-инвалидов в возрасте от 14 до 18 лет).

Информация о работе Социальное управление: сущность, функции, разновидности, связи с социальной работой