Социальное управление: сущность, функции, разновидности, связи с социальной работой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования – теоретическое обоснование социального управления в связях с социальной работой.
Задачи исследования:
Определить сущность и содержание социального управления;
Выяснить функции и принципы социального управления;
Выявить методы социального управления для эффективности управления социальной работой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 5
2. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 10
Целеполагание. 11
Прогнозирование. 12
Организация. 13
Мотивация. 17
3. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 19
Общесистемные принципы: 19
Организационно-технологические и кибернетические принципы. 21
Конкретные (частные) принципы. 23
4. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 35

Работа состоит из  1 файл

реф по социологии.docx

— 59.52 Кб (Скачать документ)

      Возможность работать в период  летних каникул и в свободное  от учебы время получили дети  из детских домов, школ-интернатов, специальных (коррекционных) школ  на условиях софинансирования  из федерального, областного, местных  бюджетов в г. Томске, Бакчарском, Зырянском, Кожевниковском, Томском,  Первомайском, Асиновском, Чаинском, Колпашевском  районах (Уртамской, Крыловской, Моряковской, Бассандайской и  др. специальных школах-интернатах). 3

    В социальных организациях (предприятиях, научных институтах, вузах) имеются  различные организационные структуры  по оказанию социальной помощи населению: администрация, профсоюзы различные  органы самоуправления трудовых коллективов.

    Социальная  помощь населению может оказываться  также негосударственными организациями, которые имеют свою структуру  управления, свои учредительные документы (устав, Положение и др.), в которых указываются их права и обязанности, состав и функции органов управления.

Мотивация.

      Мотивация – это совокупность  внутренних и внешних движущих  сил, которые побуждают человека  к деятельности, задают ее границы  и формы, а также придают  этой деятельности направленность, ориентированную на достижение  личных целей или целей организации.

    Мотивация труда работников социальных служб  имеет важное значение в повышении  эффективности управления социальной работой.

    На  сегодняшний день разработано много  теорий мотивации, которые можно  поделить на две категории: содержательные и процессуальные.

    Содержательные  теории мотивации.

    Основаны  на идентификации тех внутренних потребностей, которые заставляют действовать  людей так, а не иначе.

    В основе как содержательных теорий мотивации, так и процессуальных, лежат такие  понятия, как потребность и вознаграждение.

    Потребности – ощущение человеком недостатка чего-либо. Могут быть первичными (потребности в пище, воде, одежде, безопасности и т.д.) и вторичными – психосоциальными (успех, уважение, власть и т.д.).

    Вознаграждение  – это все, что человек считает ценным для себя.

    Но, как известно, ценности у каждого  человека специфичны, а следовательно, различна и оценка вознаграждения. Таким образом, ценность вознаграждения относительна.

    Практическая  ценность содержательных теорий мотивации  для управления социальной работой  заключается в том, что она  позволяет руководителям социальных служб различных рангов понимать, что лежит в основе стремления людей.

    Процессуальные  теории мотивации.

    Процессуальные  теории мотивации включают теорию ожидания и теорию справедливости.

    Теория  ожидания -  наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели.

    Человек должен надеяться  на то, что выбранное  им поведение действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого.

    Наивысшая эффективность мотивации достигается  при одновременной реализации трех последовательных групп ожидания:

    • ожидания того, что усилия дадут желаемые результаты;
    • что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение;
    • ожидаемая валентность (ценность для конкретного человека) вознаграждения.

    Теория  справедливости – люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения и затраченных усилий, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.

    Если  при сравнении человек видит  дисбаланс и несправедливость, то он считает, что его коллега получил  за такую же работу большее вознаграждение, в результате чего у него возникает  психологическое напряжение.

    Следовательно, руководителю необходимо восстановить справедливость, повысив вознаграждение сотруднику или разъяснив, что его  коллега получил большее вознаграждение за более производительный труд.

    Мотивации могут быть использованы руководителями социальных служб для повышения  эффективности управления и оптимального решения задач.

  

3. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

    Принципы  социального управления – это правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе.

    Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального  управления.

    Принципы  управления представляют собой результат  обобщения людьми объективно действующих  законов и закономерностей, присущих им общих 

черт, характерных  факторов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности.

    Следовательно, принципы социального управления –  это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений  управления.

    Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей  можно представить в такой  последовательности: законы  социального  развития – социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития – законы и закономерности социального  управления – принципы социального  управления.

    При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают – им следуют.

    Принципы  социального управления подразделяются на общие (общесистемные) – технические  и кибернетические – и конкретные (частные).

Общесистемные принципы:

    1. Социальная  направленность управления – указывает на важность именно социальной направленности всего процесса управления;
    2. Научная обоснованность – вся управленческая социальная деятельность  должна функционировать и развиваться на основе применения современных научных методов, объективных закономерностей и законов в социальном управлении;
    3. Системность - предполагает применение системного подхода в социальном управлении, обеспечение социальной увязки всех составляющих систем;
    4. Эффективность в реализации – управление должно быть эффективным и обеспечивать оптимальность всем параметрам составляющих  социальной системы;
    5. Демократизм – предполагает обеспечение гибкой свободной взаимосвязанной деятельности всех элементов социальной системы управления, что обеспечивается прямой и  обратной связью, как во внутренней, так и во внешней деятельности системы, а также указывает на широкое применение при этом методов мотивации и самоуправления;
    6. Состязательность и конкуренция – развитие системы управления осуществляется на основе состязательности и конкуренции, при этом выявляются наиболее результативные и эффективные способы управления; лучшие методы производства и хозяйствования становятся общественным достоянием;
    7. Стимулирование работников – обеспечение эффективности функционирования системы через стимулирование членов трудового коллектива, устранение уравниловки в оплате труда, организация системы повышения профессиональной квалификации трудящихся;
    8. Саморегулирование – предлагает самосохранение и саморазвитие системы управления. Оно по-новому формирует деятельность системы, исходя из принципов синергетики и кибернетики. Именно этот принцип является весьма важным в условиях рыночной экономики;
    9. Многофункциональность – указывает, что социальным управлением охватываются самые разные факторы в деятельности людей: мотивационные, функциональные, относящиеся к организации труда в разных сферах и т.д.;
    10. Широкая применимость – предполагает, что социальная система управления охватывает широкую сферу человеческой деятельности и разрабатывает своего рода руководство по взаимодействию в объекте управления всех индивидуумов.

Организационно-технологические  и кибернетические  принципы.

    1. Разделение  и организация  труда – весь процесс деятельности в трудовом коллективе разделяется на определенные операции и процедуры на основе установленных стандартов и положений по труду на данную операцию, что обеспечивает установление соответствующих прав, обязанностей и ответственности каждого члена коллектива;
    2. Многоступенчатая прямая и обратная связь – говорит о том, что построение рационального многоступенчатого процесса социального управления в организационной структуре соответствующей производственно-хозяйственной системы осуществляется, исходя из ее уровня в иерархии управления;
    3. Оптимальное сочетание централизованного и децентрализованного регулирование – это фиксация принципа оптимального сочетания централизации и децентрализации при оказании административного и социального воздействия на деятельность соответствующих субъектов в иерархии управления, с тем, чтобы сохранить их инициативу и самодеятельность, но в разумных, допустимых пределах;
    4. Единоначалие, соподчиненность и коллегиальность в управлении – очень важен с точки зрения соблюдения единоначалия и недопущении анархии в управлении трудовым коллективом;
    5. Коллегиальность и обеспечение оптимального единоначалия – предполагает коллективное обсуждение при разработке и принятии коллективного решения на основе договоренности с учетом персональной ответственности.

    Что касается кибернетических принципов, то они во многом совпадают с общими, социально-технологическими и частными принципами социальных систем управления.

    Они все взаимосвязаны  и отражают свою целостность в  любой управляющей системе.

  1. Самовыдвижение самоуправляемых систем – предполагает их самоуправление и появление в результате этого все новых противоречий, т.е. самовыдвижение осуществляется в результате самоуправления при разрешении противоречий;
  2. Оптимальность функционирования – невозможна без осуществления принципа информационных  и обратных связей (информационное обеспечение), которые могут оптимизироваться  (принцип оптимизации) в зависимости от поставленной цели функционирования (принцип целеполагания);
  3. Иерархия управления;
  4. Относительность управляющих и управляемых подсистем;
  5. Активное отображение взаимодействия с окружающей средой.

Конкретные (частные) принципы.

    1. Соблюдение  социального партнерства  – при осуществлении социального управления необходимо, чтобы все представители государственных органов, профсоюзов и предпринимателей тесно сотрудничали друг с другом, соблюдалось равенство их прав, всесторонний учет выгод и невыгод для трудовых коллективов и предпринимателей тех или иных управленческих решений;
    2. Отправление государственной службы в  строгом соответствии с законом – активное участие в социальном управлении государственных служб с учетом существующего закона и положения «О федеральной государственной службе» от 1993 года, в котором четко определены нормативные требования функционирования государственной службы.
    3. Управление подготовкой кадров для социального управления – касается вопросов социального регулирования в управлении и в организации здесь кадровой деятельности. В частности, большое внимание должно уделяться работе с информацией, обеспечению профессионального роста, созданию условий для эффективного выполнения должностных функций и др.;
    4. Соответствие моральным требования общества – акцентирует внимание на обеспечении основных моральных норм поведения персонала, работников, занятых социальным управлением в трудовом коллективе. Принцип направлен на недопущение различных аморальных проявлений в процессе управленческой деятельности в коллективе;
    5. Косвенный контроль за деятельность служб социального управления – это принцип контроля на основе не прямого, а косвенного наблюдения или изучения функционирования социальной системы управления в различных хозяйственных субъектах.

    Принципы  позволяют формировать систему  методов и выбирать каждый метод  в отдельности, но каждый метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

    Таким образом, принципы социального управления должны:

    • Основываться на законах развития общества, на законах управления;
    • Соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;
    • Учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;
    • В необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.

Информация о работе Социальное управление: сущность, функции, разновидности, связи с социальной работой