Социальное управление: сущность, функции, разновидности, связи с социальной работой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования – теоретическое обоснование социального управления в связях с социальной работой.
Задачи исследования:
Определить сущность и содержание социального управления;
Выяснить функции и принципы социального управления;
Выявить методы социального управления для эффективности управления социальной работой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 5
2. ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 10
Целеполагание. 11
Прогнозирование. 12
Организация. 13
Мотивация. 17
3. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 19
Общесистемные принципы: 19
Организационно-технологические и кибернетические принципы. 21
Конкретные (частные) принципы. 23
4. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 35

Работа состоит из  1 файл

реф по социологии.docx

— 59.52 Кб (Скачать документ)

    Системы принципов социального управления изменяются в процессе развития и  социального управления. Тем не менее, основные принципы управления исчезнуть  не могут, потому что выражают требования к системе социального управления. Формы же и методы использования  этих принципов на различных этапах социального развития могут и  должны быть различными.

 

4. МЕТОДЫ  СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ.

    Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

    Характеризуя  методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную  форму.

    Направленность  методов управления ориентированна на систему (объект) управления.

    Содержание  – это специфика приемов и  способов воздействия.

    Организационная форма – воздействие на конкретно  сложившуюся ситуацию. Может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих  условий) воздействие.

    В практике социального  управления, как правило, применяются различные  методы и их сочетание (комбинации), которые органически дополняют  друг друга, находятся в состоянии  динамического равновесия.

     Выделяют следующие методы социального управления:

    • Социальные и социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности  людей;
    • Экономические, обусловленные экономическими стимулами;
    • Организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
    • Самоуправление, как разновидность саморегулирования социальной системы.

    В общем виде все методы  управляющего воздействия можно разделить на две группы:

    1. Основные методы – такие методы, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (социальных, экономических, организационно-технических и др.);

    2. Сложные (комплексные) методы – это комбинации основных методов.

    По  содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных  законов социального развития: экономических, организационно-технических, демографических, социологических, психологических  и др.

    Социальные  методы управления – связаны со способами достижения социальных целей общества не только экономической, организационно-административной мотивацией человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку  социальных целей, повышения качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур, и в первую очередь, управленцев.

    Будучи  основными, социальные методы выступают  и как комплексные, но в этом комплексе  в соответствии с требованиями объективных  закономерностей (возрастания роли социального) они во много определяют содержательный аспект управления и  задают вектор развития всем другим методам  воздействия.

    Например, наряду с экономическим стимулированием, сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защищенностью, качеством социального  воздействия, чувством социальной сопричастности к делам фирмы и т.п.

    Социальные  методы управления включают социально-психологические  способы и приемы воздействия  на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие  внутри него. Данные методы основаны на использовании социально-психологического механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений, социальные потребности и другие социально-психологические аспекты.

    Социально-психологические  методы управления – прежде всего эти методы отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия.

    Среди способов мотивации выделяют следующие:

    • внушение;
    • убеждение;
    • подражание;
    • вовлечение;
    • принуждение и понуждение;
    • побуждение и др.

    Социально-психологические  методы применяются для обеспечения  растущих социальных потребностей человека, его всестороннего гармоничного развития и повышения на этой основе трудовой активности личности и эффективности  в деятельности коллективов.

    Психологические методы управления – главным образом направлены на регулирование отношений между людьми, путем оптимального подбора и расстановки персонала.

    К таким методам относятся методы комплектования малых групп, гуманизации  труда, профессионального обучения и отбора.

    Методы  комплектования малых групп позволяют  определить оптимальные количественные и качественные отношения между  работниками с учетом психологической  совместимости.

    К методам гуманизации труда относят  использование психологического воздействия  цвета, музыки, исключение монотонности в работе, расширение творческих процессов  и т.д.

    Методы  профессионального обучения и отбора направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим  психологическим характеристикам  наиболее соответствуют требованиям  выполняемой работы.

    Таким образом, в целом к социальным и методам относятся способы  управляющего воздействия, опирающегося на объективные законы развития и  законы психологии.

    Объектом  здесь являются социальные и психологические  процессы на уровне населения, производственного  коллектива или его структурного звена, отдельного работника.

    Экономические методы управления – представляют собой способы достижения экономических целей управления (средств) на основе реализации требований экономических законов.

      Иными словами, под экономическими  методами понимается экономический  расчет, основанный на сознательном  использовании всей системы экономических  законов и категорий рыночной  экономики. 

    Из  экономических методов управления выделяют метод экономического стимулирования.

      Он представляет собой метод  управления, опирающийся на экономические  интересы работников, т.е. на формирование  доходов предприятия, организаций,  а также каждого работника  в зависимости от личного вклада.

    Сама  система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых  и осуществляемых мероприятий, направленных на усилие заинтересованности персонала  и каждого работника в получении  возможно более высокой прибыли.

    Экономическое стимулирование опирается на следующие  принципы:

    • взаимосвязь и согласование целей экономического стимулирования с целями развития организации;
    • дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства;
    • сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;
    • сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность организаций и отдельных работников.

    Организационно-административные методы – базируются на власти, дисциплине и ответственности.

    Организационно-административное воздействие осуществляется в следующих  основных видах:

    • прямое административное указание – имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;
    • установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия;
    • разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно-административному воздействию;
    • контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.

    Основная  форма реализации и применения организационно-административных методов – это распорядительство  и оперативное вмешательство в процесс управления с целью координации его участников для выполнения поставленных перед ним задач.

    При использовании данного метода возникают  организационные отношения, которые  составляют часть механизма управления. Реализуется одна из важнейших функций  управления – функция организации.

    Задача  организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных.

    Следует отметить, что ни одни из экономических  методов не сможет заработать без  организационно-административного  воздействия, обеспечивающего четкость, дисциплинированность и порядок  на производстве.

    Организационно-административные методы опираются на власть руководителя, его права, присущую организации  дисциплину и ответственность.

    В тоже время, нельзя административные методы отождествлять с волевыми и субъективными  методами руководства, т.е. администрированием.

    Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие  на управляемый объект на основе приказов, распоряжений, оперативных указаний, а также на систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д.

    В рамках организации возможны следующие  формы проявления организационно-административных методов:

    • обязательное предписание (приказы, запреты и т.д.);
    • договорные методы (консультация, разрешение компромисса);
    • рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение).

    Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний;

    Их  невыполнений рассматривается как  прямое нарушение исполнительской  дисциплины и влечет за собой определенные взыскания (в основном методы принуждения, которые сохраняют свое значение до тех пор, пока труд не превратится  в первую жизненную потребность).

    Самоуправление – процесс превращения человека, трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект.

    Это особый вариант организации управления, когда каждый из них сам решает вопросы в пределах отведенных полномочий, распределения ресурсов, трудовых функций  и совместного заработка.

    Это может быть ассоциация трудящихся, регулирующих реальное соединение работников со средствами производства и распределение  по труду.

    Иными словами, складывается новый тип  социально-экономических отношений  между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления.

    Именно  на этом уровне самоуправление вырабатываются те направления и способы его  дальнейшего развития и углубления, которые могут быть распространены и на более  «высокие» ступени  управления.

    Коллективная  материальная и моральная заинтересованность побуждает все субъекты управления участвовать в обсуждении всех аспектов общественной деятельности, принятии и реализации управленческих решений  на коллективной основе.

    Самоуправление  предусматривает не только выбор  и самостоятельное принятие субъектом  управления тех или иных решений, но и их обязательное выполнение.

    Каждый  член коллектива несет личную ответственность  за выполнение решений. С одной стороны, самоуправление предполагает определенную самостоятельность организационно-хозяйственных  звеньев учреждения по отношению  к высшим органам управления, т.е. наделение правом принимать самостоятельные решения по ряду вопросов, а с другой – полную самостоятельность.

Информация о работе Социальное управление: сущность, функции, разновидности, связи с социальной работой