Социально-педагогическая деятельность с младшими подростками девиантного поведения в условиях школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:00, дипломная работа

Описание

Цель исследования: обосновать необходимость социально-педагогической работы с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение.
Для достижения цели исследования в соответствии с актуальностью, объектом и предметом были выдвинуты следующие задачи:
Определить сущность и методы социально-педагогической воспитательной работы;
Изучить предпосылки и причины возникновения девиантного поведения;
Рассмотреть основные направления работы социального педагога с детьми, имеющими девиантное поведение;
Описать опыт социально-педагогической работы с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теория основной проблемы социально-педагогической деятельности с подростками, имеющими девиантное поведение 6
1.1 Понятие и сущность социально-педагогической деятельности 6
1.2 Предпосылки и причины девиантного поведения подростков 31
Глава 2. Описание опыта работы социального педагога с младшими подростками, имеющими девиантное поведение 56
2.1 Основные направления социально-педагогической деятельности в работе с младшими подростками, имеющими девиантное поведение 56
2.2 Организация социально-педагогической работы с младшими подростками 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 106

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

Достаточно эффективна методика проектирования будущего которая предполагает подробное описание своего будущего при сохранении девиантного поведения и без него. Педагог помогает не только конструировать образы, но и выражать свои переживания по их поводу. Для себя и своей новой жизни полезно подобрать метафоры. Если представление о будущем без девиантного поведения вызывает положительный эмоциональный отклик, целесообразно перейти к составлению плана действий по его достижению.

Важным мотивирующим моментом является дальнейшая проработка проблемы ребенка. Совместно с консультантом он пытается ответить на следующие вопросы: Что для него значит отклоняющееся поведение? Что оно дает ему? Чего он лишится в случае освобождения от девиации? Ребенок может поговорить со своей девиацией, если затрудняется ответить на вопросы. В случае проявления защитного поведения в форме сопротивления, отрицания или ухода от сотрудничества целесообразно использование невербальных способов самовыражения. Это могут быть рисунки на темы, связанные с девиантным поведением, например: «Я и наркотики», «Жизнь без наркотиков».

При стойком отрицании проблем и нежелании личности изменяться в позитивном направлении прибегают к более интенсивным методам воздействия. Прежде, всего, можно использовать потенциал семьи или референтной группы, перейдя в режим группового консультирования или семейной психотерапии. Эффективным методом стимулирования позитивных изменений выступает групповое убеждение [35,27с].

Довольно жестким, но, к сожалению, единственно эффективным в некоторых случаях, является методика естественных последствий поведения. Суть приема - в предоставлении ребенку полной свободы действий при делегировании ему всей ответственности за себя и свое поведение. При этом на личность перестают воздействовать (критиковать, убеждать, водить к педагогам) и лишают ее какой-либо поддержки. С определенного момента человек сам должен заботиться о себе, иногда семье приходится с ним просто расстаться. Отношения окружающих с данным человеком определяются жесткими правилами и условиями. Ему не верят на слово и не помогают просто так. В семье, его потребности должны удовлетворятся только в случае строгого выполнения им семейных правил.

Работа с мотивацией по мнению Е.В. Змановской, является неотъемлемой составляющей всех этапов поведенческой социально-педагогической работы. Педагог может выбирать Доступные для него и адекватные для ребенка методики стимулирования мотивации позитивных изменений. При этом главным фактором, побуждающим ребенка к сотрудничеству, являются личные отношения между ним и педагогом, основанные на честности, ответственности, поддержке и уважении.

Другим направлением социально-педагогической работы с отклоняющимся поведением является коррекция эмоциональных состояний. Девиантное поведение сопровождается широким кругом негативных эмоций, тревогой, страхом и агрессией. Существуют два основных способа коррекции негативных эмоциональных состояний - уменьшение их силы и выработка альтернативных реакций.

Неадаптивное поведение человека действительно во многом определяется тревогой. Однако следует избегать завышенных оценок. Например, ребенок может испытывать чувство тревоги при необходимости принять решение просто потому, что он не имеет адекватных для этого навыков. В таких случаях тревогу следует уменьшать, обучая необходимым навыкам. Если же в ходе поведенческого анализа у ребенка выявляются специфические тревоги или фобии, а не просто общая напряженность, целесообразно использовать специальные методики, например систематическую десенсибилизацию.

Систематическая десенсибилизация, разработанная Д. Вольпе [11, 15, 19], включает в себя три элемента:

а) обучение глубокой мышечной релаксации;

б) выстраивание иерархии стимулов, вызывающих тревогу;

в) предложение ребенку, пребывающему в состоянии релаксации, воображать объекты из иерархий, вызывающие тревогу[8,29с.].

Перед началом работы необходимо кратко разъяснить ребенку суть методики. Составляется список индивидуально непереносимых ситуаций, ранжированных по значению. Но ситуации поочередно моделируются и решаются другим человеком, не имеющим аналогичных проблем. Затем ситуация отрабатывается с тем, кому эта проблема принадлежит. Методика может использоваться в группе детей (7-9 человек), меньшая часть которых имеет проблемы в поведении.

Еще один вариант методики - эмотивное воображение. Здесь используется образ любимого героя ребенка, его кумира или значимого человека. В этом образе ребенок постепенно сталкивается с ситуациями и преодолевает их. Методика включает этапы:

составление иерархии ситуаций и объектов, вызывающих тревогу;

выявление любимого героя, с которым бы ребенок себя легко идентифицировал;

воображение любой жизненной ситуации при закрытых глазах вместе с героем;

решение тревожащей ситуации (из списка) в образе героя [58, 147с.].

Как только ребенок демонстрирует спокойно-уверенное поведение, переходят к следующей по списку ситуации. Затем ребенка побуждают вести себя уверенно в аналогичных ситуациях в реальной жизни.

Систематическая десенсибилизация может использоваться в работе как с отдельными детьми, так и с группами.

В целом десенсибилизацию можно представить следующим образом. Страх, тревога могут быть подавлены, если стимулы, их вызывающие, связать во времени со стимулами, антагонистичными страху, например с релаксацией. Первоначально исследуются психологические трудности, на основе чего составляется иерархия ситуаций, вызывающих тревогу (от менее к более значимым). Затем происходит обучение релаксации. На третьем этапе у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызываются представления о ситуациях, рождающих у него страх. При этом последовательно происходит снижение тревоги. Десенсибилизация в реальной жизни включает только два этапа: составление иерархии ситуаций, вызывающих тревогу, и собственно десенсибилизация через тренировку в реальных ситуациях (их многократное повторение в жизни при поддержке педагога). Тренировка в реальной жизни может быть также заменена тренировкой в группе.

Рассмотренные методы коррекции эмоциональных состояний могут сочетаться с игровой терапией у детей, творческим самовыражением (рисование, театрализация), телесной терапией, генштальттехниками, психоаналитической терапией.

Рассмотрим методы саморегуляции. Саморегуляция - следующая важная «мишень» психологического воздействия. Процедуры релаксации могут использоваться сами по себе или быть частью более сложных методов, например систематической десенсибилизации. Наиболее распространенным методом является тренинг релаксации, основы которого разработаны Э. Джекобсом. Джекобсон считал, что такие рефлекторные реакции, как гипервозбуждение и гиперраздражение, связаны с состоянием, которое он назвал нервно-мышечная гипертензия [11, с. 256]. Симптомы гипертензии встречаются очень часто, в том числе при общей напряженности, напряженном ритме жизни, проблемах самоконтроля, бессоннице, головных болях. Обучение релаксации (расслаблению) является важной задачей, для решения которой была предложена методика прогрессирующей релаксации, также известная под названием аутотренинг

Существуют различные по форме, но схожие по содержанию варианты процедуры прогрессирующей мышечной релаксации. В начале обучения разъясняются цели процедуры, ее элементы и их назначение. Дети должны убедиться, что навыки релаксации помогут им справиться с определенными проблемами [28,126с.].

Процесс обучения состоит из пяти основных этапов:

на первом - детей обучают фокусировать внимание на определенной группе мышц;

на втором - вызывать напряжение этой группы мышц;

на третьем - добиваются навыка фиксации, сохранения напряжения в течение 5-7 секунд;

на четвертом - проводится обучение освобождению от напряжения;

на пятом - внимание специально фокусируется на снижении напряжения в мышцах или на полной релаксации данной группы.

Дети должны хорошо освоить цикл «фокусировка-напряжение-фиксация-освобождение-расслабление» и применять его при выполнении домашнего задания. Педагог демонстрирует отдельные приемы на собственном примере и сопровождает действия специальными фразами, например: «Я фокусирую все мое внимание на правой руке и на правом предплечье, и я хочу, чтобы вы делали то же самое»; «Я сжимаю правый кулак и напрягаю мышцы нижней части руки... теперь я как можно быстрее снимаю напряжение в правой кисти и в нижней части руки... я расслабляю правую руку и предплечье, позволяя напряженности уходить дальше и дальше и позволяя мышцам становиться все более расслабленными... напряжение исчезает и появляется ощущение все более и более глубокой релаксации». На первом занятии цикл для каждой группы мыши желательно пройти дважды [28].

Чтобы облегчить обучение, все мышцы тела делятся на 16 групп. Консультант последовательно дает указания по созданию напряжения в каждой группе мышц:

сожмите правый кулак и напрягите мышцы нижней части руки;

согните правую руку в локте и напрягите мышцы верхней части правой руки;

сожмите левый кулак и напрягите мышцы нижней части руки;

согните левую руку в локте и напрягите мышцы верхней части левой руки;

поднимите брови как можно выше;

крепко зажмурьте глаза и наморщите нос;

сожмите зубы и растяните углы рта;

с силой потяните подбородок вниз к груди, не давая ему коснуться ее;

сведите лопатки вместе и сделайте глубокий вдох;

напрягите мышцы живота так, будто кто-то собирается вас в него ударить;

напрягите мышцы верхней части правой ноги, подтягивая верхние мышцы вниз, а нижние мышцы - вверх;

вытяните правую ногу и тяните пальцы ноги по направлению к голове;

встаньте на кончики пальцев правой стопы и поверните стопу вовнутрь;

напрягите мышцы верхней части левой ноги, подтягивая верхние мышцы вниз, а нижние - вверх;

вытяните левую ногу и тяните пальцы ноги по направлению к голове;

встаньте на кончики пальцев левой стопы и поверните стопу вовнутрь.

Как только ребенок освоит прием напряжения различных групп мышц, консультант предлагает ему выполнить эти упражнения с закрытыми глазами. После того как весь цикл оказывается, пройден, выясняется, достигнуто ли полное расслабление. Если нет, ребенок должен поднять указательный палец, а консультант выслушать ребенка. Полной релаксации не следует ожидать немедленно. Если же она затруднена, через какое-то время можно пройти цикл «напряжение расслабление» повторно. Допускается изменение порядка группировки мышц и способа напряжения с учетом индивидуальных различий. В конце занятия консультант может попросить детей сосредоточиться на чем-то самом приятном [28].

Тренировка требует минимум 8-9 сеансов (ускоренный вариант). Одновременно дважды в день проводятся самостоятельные упражнения по 15-20 мин (последнее - перед сном). Выполнение домашних упражнений специально обсуждается для нахождения оптимальных условий и стратегий расслабления. Регулярная регистрация успехов (продвижения) повышает вероятность продолжения занятий.

После освоения полной процедуры мышечной релаксации переходят к освоению ее кратких вариантов релаксации сначала семи, а затем только четырех групп мышц.

Ментальная релаксация также расширяет возможности детей и усиливает эффект процедуры. Она обычно подразумевает представление (воображение) конкретной спокойной, приятной сцены. Педагоги могут выяснить, какие сцены ребенок находят особенно благоприятными, и помогать им вербально. Ментальная релаксация часто используется после мышечной релаксации.

Дифференцированная релаксация подразумевает сочетание минимального напряжения мышц, участвующих в совершении действия, с расслаблением других мышц.

Другой процедурой, помогающей справляться со стрессом, является условная релаксация. Педагоги обучают детей связывать ключевое слово, например «покой» или «отдых», с состоянием глубокого расслабления, которого можно достичь посредством прогрессирующей мышечной релаксации. В дальнейшем дети могут использовать ключевое слово для подавления чувства тревоги.

Наряду с тренингом релаксации используют метод формирования стратегии самоконтроля. При этом первоначально детей обучают самонаблюдению за собственным поведением: в постановке личных целей, в планировании постепенных шагов к цели, в нахождении значимых подкреплений позитивного поведения. Самонаблюдение часто осуществляется в форме дневника. Дети также могут составлять диаграммы (например, диаграмму, отражающую изменения веса) или заполнять учетные листы (например, учетный лист, показывающий количество выкуренных сигарет в динамике). Самонаблюдение повышает уровень осознания и самоконтроля. Оно также используется для оценки прогресса.

После развития навыков самонаблюдения переходят к формированию самоконтроля. Существуют две основные стратегии контроля, которыми могут воспользоваться дети. Во-первых, они могут попытаться изменить окружающую среду (контроль стимула) в соответствии со своими целями до совершения действий. Например, людям, занимающимся по программам снижения веса, предлагается: следить за тем, чтобы пища находилась вне поля зрения, до нее было нелегко добраться, а количество ее было ограничено. Целесообразно покупать одежду меньшего размера. Также по возможности следует избегать контактов, способствующих перееданию.

Во-вторых, они могут награждать себя после совершения действий, способствующих достижению цели, используя положительное самоподкрепление. Сам о подкрепляющую силу имеет: что-то, выходящее за рамки повседневной жизни (например, новый предмет одежды или особое событие); что-то приятное, что мы делаем редко; наконец, самозаявления (например, каждый раз при воздержании от употребления алкоголя человек говорит себе: «Отлично», «Я молодец», «Я доволен, что сделал это»).

Эффективность сам о подкрепления зависит от выбора вознаграждения и от его соответствия цели. Сложные цели могут быть разбиты на несколько этапов, чтобы дети вознаграждали себя за последовательное достижение все более важных целей. Составление односторонних (с самим собой) и двусторонних контрактов также способствует развитию у детей навыков самосовершенствования.

Наряду с эмоциональными проблемами и трудностями саморегуляции, причинами нарушенного поведения могут быть искажения в когнитивных процессах, таких, как восприятие, установки, интерпретации, умозаключения и т.д. При изменении их содержания можно ожидать изменений и в эмоциональной, и в поведенческой сферах.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с младшими подростками девиантного поведения в условиях школы