Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:00, дипломная работа
Цель исследования: обосновать необходимость социально-педагогической работы с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение.
Для достижения цели исследования в соответствии с актуальностью, объектом и предметом были выдвинуты следующие задачи:
Определить сущность и методы социально-педагогической воспитательной работы;
Изучить предпосылки и причины возникновения девиантного поведения;
Рассмотреть основные направления работы социального педагога с детьми, имеющими девиантное поведение;
Описать опыт социально-педагогической работы с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теория основной проблемы социально-педагогической деятельности с подростками, имеющими девиантное поведение 6
1.1 Понятие и сущность социально-педагогической деятельности 6
1.2 Предпосылки и причины девиантного поведения подростков 31
Глава 2. Описание опыта работы социального педагога с младшими подростками, имеющими девиантное поведение 56
2.1 Основные направления социально-педагогической деятельности в работе с младшими подростками, имеющими девиантное поведение 56
2.2 Организация социально-педагогической работы с младшими подростками 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 106
В процессе ведения группы в играх или упражнениях часто дети в малых группах меняются ролями, на чем ведущий специально акцентирует внимание участников. Введенные нормы группового общения поддерживаются ритуалами приветствия, прощания, а также формой групповых обменов впечатлениями, где ведущий следит за тем, чтобы каждый участник мог высказаться при внимании и одобрении его всей группой.
Развитие навыков успешной коммуникации предполагает возможность эмоционального контакта детей, способность попросить помощи, предложить свою и получить необходимую информацию от других. Возможность эмоционального контакта детей обеспечивается за счет атмосферы эмоционального приятия и взаимного доверия, обусловленного выбранной формой и стилем проведения тренинга. Способность детей к эффективному обмену информацией связана, с одной стороны, с навыком формулировать собственное мнение, а с другой - с умением слушать другого.
В процессе тренинга навык формулирования собственного мнения тренируется в процессе формулирования детьми личных целей, а также при групповых обсуждениях результатов тренинговой деятельности или событий, происходящих в жизни детей в школе и дома. При этом каждый ребенок получает возможность сказать, чего он хочет сейчас, что нового произошло в его жизни, выразить свои эмоции, свое отношение к происходящему, предложить собственное видение ситуации, которое принимается группой. Этому способствуют также постоянные вопросы ведущего в процессе занятий типа «Как ты себя сейчас чувствуешь?», что облегчает самовыражение участников.
Способность слушать другого также формируется при групповых совместных обсуждениях, когда ведущий спрашивает одного участника о том, что думает другой и как это можно сравнить с его собственным мнением. Эффективными оказываются взаимные интервью в парах, когда участникам предлагается взять друг у друга интервью на определенную тему, а потом представить мнение друг друга группе. К этому же типу относятся задания с инструкциями следующего типа: «Спроси его и расскажи о том, что он сказал», «Повтори предыдущего, а потом скажи сам», «Обсудите в группе, а потом пусть один скажет за всех, а другие дополнят». Описанные средства заставляют каждого участника обратить внимание на то, что делают и говорят другие. Кроме того, у детей развивается способность к эмоциональной рефлексии - способности войти в эмоциональное состояние другого с помощью вопросов типа «Как вы себя чувствуете?», «Если бы ты был на его месте, как это было бы для тебя?», а также при использовании средств невербальной коммуникации в специальных заданиях, когда требуется по мимике, жесту, позе, интонации понять состояние другого.
Формирование и закрепление навыков общения приводит к выработке у детей способностей к успешной совместной деятельности. В тренинге это осуществляется при выполнении упражнений в парах и в тройках. При этом задание выдается группе, а успешность его выполнения оценивается по результатам совместной деятельности. При работе в парах можно использовать как самооценку, так и взаимную оценку, когда каждый участник оценивает вклад и успешность себя и другого. Используется также групповое обсуждение результатов совместной работы в малых группах, что дает участникам возможность обменяться успешными стратегиями и опытом. Эффективным средством, обеспечивающим дополнительную мотивацию, является также организация работы в форме соревнования нескольких команд.
3. Блок тренировки согласованной работы анализаторов и развития пространственно-временных представлений (блок тренировки целостного восприятия) связан с решением следующих основных задач:
1) развитие возможностей восприятия;
2) формирование базовых пространственно-временных представлений;
3) Согласованная и координированная тренировка работы анализаторов в двух и трех модальностях одновременно.
Средствами решения поставленных задач являются методы телесно-ориентированного тренинга и, в частности, методы обучающей кинезиологии. При этом они составляют комплекс специальных упражнений по тренировке изолированной работы анализаторов, их координации, а также по формированию пространственно-временных представлений. При этом двигательный анализатор используется как ведущий, поскольку прямое воздействие возможно именно на двигательный компонент деятельности с помощью кинестетических упражнений, обеспечивающих необходимый уровень формирования элементарных рефлекторных навыков.
Упражнения комплекса условно можно разделить на следующие группы.
III раздел предполагает ассоциированную
работу трех видов ощущений и восприятия
в процессе активного изучения ребенком
окружающего пространства
и самого себя как части этого пространства.
Предполагается обобщение
опыта, полученного ребенком в ходе выполнения
упражнений предыдущих
раздело» и использование его для воссоздания
целостного зрительно-двигательно-
IV группа заданий и упражнений предполагает включение двигательной ориентировки в процесс оперирования абстрактными образами. Цель упражнений этой группы -- приобретение навыка сворачивания и интериоризации развернутого двигательного акта, а также формирование знаково-символической модели действия.
4. Блок развития когнитивных процессов (связан с решением следующих основных задач):
1) формирование ориентировочной основы деятельности;
2) развитие высших психических функций (внимание, па мять, мышление, речь);
3) развитие вербального и невербального интеллекта как предпосылки формирования эффективных навыков и стратегий учебной деятельности.
Для развития высших психических функций в групповом процессе используются методы когнитивного тренинга - задания по тренировке памяти, внимания, способности решать вербально-логические задачи и т.д. Особая роль отводится развитию речи с помощью речевых игр и проговаривания всех элементов деятельности, используемой в тренинге. Работа на знаково-символическим уровне обеспечивается также за счет последовательного использования метафор в процессе групповой работы, а также медитативных упражнений и их последующего обсуждения. При этом происходит наработка номинаций образного плана, что стимулирует развитие речи. Метафора внедряется в сознание детей посредством введения в тренинг сказочного элемента, занимательность которого дает возможность привлечь их внимание, и является мощным стимулом к развитию речи вообще, развивает способность к обобщению и пониманию знаково-символических конструкций. Кроме того, использование медитативных техник тренирует способности детей к концентрации внимания на конкретной деятельности, а также позволяет снять избыточное эмоциональное напряжение.
Центральной задачей этого блока является формирование ориентировочной основы деятельности, включающей способность ребенка к анализу проблемной ситуации, прогнозированию, целеполаганию, выбору программы и средств достижения цели, реализации действий и оценке полученного результата. Это достигается за счет фиксации внимания детей на каждом элементе ориентировочной основы деятельности при выполнении любой поставленной перед ним задачи. Так, при выдаче инструкции ведущий с помощью вопросов устанавливает, как дети поняли смысл задачи. Затем проводится обсуждение основных элементов условия задачи и возможных способов ее решения. Далее дети реально решают поставленную задачу (индивидуально или в малой группе) и в заключение проводится общее обсуждение использованных способов решения и полученных результатов.
Сензитивный тренинг, описанный в предыдущем
разделе, является предпосылкой развития
способности ребенка к созданию целостного
зрительно-двигательно-
Описанная процедура также позволяет формировать у ребенка функцию целеполагания, дает ему средства анализа ситуации, обеспечивает возможность выбора правильной последовательности действий, а также формирует средства контроля полученного результата.
Необходимым условием эффективности предлагаемой социально-педагогической работы - является включение интеллектуальной рефлексии в процесс формирования любого навыка как важнейшего элемента при реализации каждого этапа этой процедуры. Так, в начале процесса при разворачивании неверно сформированного навыка фиксируется внимание на том, что ребенок сделал неверно. Проговаривая с ребенком (или с группой) верную последовательность действий, ведущий формирует модель идеального будущего. Для ребенка это формулируется в терминах позитивной цели («что я хочу и в какой ситуации»). Здесь возможно групповое обсуждение, когда ребенок может скорректировать или дополнить свою цель, сопоставив себя с другими, а также появляется возможность сформировать и общую цель для всей группы.
Заключение
Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.
Дети, положение которых характеризуется как социально неблагополучное, тоже являются объектом социальной работы. Таким образом можно выделить следующие основные группы детей:
дети-инвалиды;
дети-сироты;
дети-правонарушители;
дети группы риска.
Таким образом, организация системы социально-педагогической поддержки детства на муниципальном уровне предусматривает решение трех важнейших проблем, обуславливающих три основные направления организационной деятельности:
совершенствование образовательной системы в интересах развития каждого ребенка, что включает обеспечение многовариантности образовательных программ, возможности выбора образовательной программы в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка, своевременной диагностики проблем детей;
организация социальной и медико-психолого-
обеспечение реальных мер по защите прав и законных интересов детей на уровне исполнительной власти и управления образованием.
Криминальное поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов. Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать и отбирать полезные культурные образцы в имеющемся поведении индивидов и групп.
Следовательно, изучение механизмов социальных отклонений показывают, что факторами, предопределяющими отклонение от социальных норм являются: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе системы социальных регуляторов поведения человека и сформированности отношения общества к людям, нарушающим нормы морали и права.
Разнообразие методов и методик не может преуменьшить роль личности консультанта. На всех этапах совместной работы поведение педагога остается ведущим источником подкрепления позитивных изменений в поведении ребенка, а личность педагога - основным инструментом его профессиональной деятельности. Считается, что педагоги, проявляющие высокий уровень таких профессионально важных качеств, как эмпатия, внимание, бескорыстная сердечность и искренность, работают более эффективно. Это объясняется тем, что искренне сопереживающие своим детям педагоги оказывают на них положительное воздействие независимо от используемого метода.
Необходимым условием эффективности предлагаемо социально-педагогической работы является включение интеллектуальной рефлексии в процесс формирования любого навыка как важнейшего элемента при реализации каждого этапа этой процедуры. Так, в начале процесса, при разворачивании неверно сформированного навыка фиксируется включение на том, что ребенок сделал неверно, проговаривая с ребенком (или группой) верную последовательность действий, ведущий формирует модель идеального будущего. Для ребенка это формируется в терминах позитивной цели («что я хочу и в какой ситуации»). Здесь возможно групповое обсуждение, когда ребенок может скорректировать или дополнить свою цель, сопоставив себя с другими, а также появляется возможность сформировать и общую цель для всей группы.
Таким образом, социально-педагогическая деятельность с младшими подростками девиантного поведения в условиях школы строится с учетом следующих условий:
Выбор образовательной программы должен соответствовать индивидуальным особенностям ребенка.
Социологам необходимо выявлять детей с положительными отклонениями на ранних стадиях и развивать их.
Предопределяющим отклонением от социальной нормы является уровень сознания, нравственности, развитости в обществе. Из этого следует, что отклонение от нормы формируется в среде, где люди сами нарушают права и нормы.
Необходимость личностных качеств педагога, таких как эмпатия, внимание, бескорыстная сердечность и искренность, являются важным условием в позитивном изменении в поведении ребенка.
Главным элементом является включение интеллектуальной рефлексии в процесс формирования любого навыка.