Социально-педагогическая деятельность с младшими подростками девиантного поведения в условиях школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:00, дипломная работа

Описание

Цель исследования: обосновать необходимость социально-педагогической работы с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение.
Для достижения цели исследования в соответствии с актуальностью, объектом и предметом были выдвинуты следующие задачи:
Определить сущность и методы социально-педагогической воспитательной работы;
Изучить предпосылки и причины возникновения девиантного поведения;
Рассмотреть основные направления работы социального педагога с детьми, имеющими девиантное поведение;
Описать опыт социально-педагогической работы с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теория основной проблемы социально-педагогической деятельности с подростками, имеющими девиантное поведение 6
1.1 Понятие и сущность социально-педагогической деятельности 6
1.2 Предпосылки и причины девиантного поведения подростков 31
Глава 2. Описание опыта работы социального педагога с младшими подростками, имеющими девиантное поведение 56
2.1 Основные направления социально-педагогической деятельности в работе с младшими подростками, имеющими девиантное поведение 56
2.2 Организация социально-педагогической работы с младшими подростками 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 106

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 1.04 Мб (Скачать документ)

Другой важной особенностью программы социально-педагогической работы является системный подход, предполагающий анализ состояния системы «ребенок - родитель - учитель» для выявления тех социальных причин, которые тормозят развитие ребенка. Необходимость системного подхода ими обосновывается следующим образом.

Как указывалось выше, причины отклоняющегося поведения ребенка могут быть связаны как с его внутренними проблемами, обусловленными различными психическими недоразвитиями, следствием которых и является дезадаптивное взаимодействие ребенка с окружающими, так и с внешними проблемами, связанными с неэффективной системой требований и подкреплений, используемых взрослыми во взаимодействии с ребенком. Среди многочисленных причин дезадаптации большого количества детей в настоящее время важно отметить изменения взаимодействий и взаимоотношений детей и взрослых в современном обществе, которые, с нашей точки зрения, можно охарактеризовать как разрыв системных связей, что выражается в отсутствии адекватного взаимопонимания детей и взрослых. Это приводит к постоянному рассогласованию требований взрослых с реальными возможностями детей при организации учебной и другой деятельности и часто сопровождается отсутствием социальной востребованности и потенциальных перспектив для детей, растерянностью взрослых и трудностями реального планирования ими будущего детей. Поэтому в основу разработанной программы оказания помощи ребенку ими заложено рассмотрение взаимоотношений и взаимодействий между ребенком, родителем и учителем в процессе обучения и воспитания с точки зрения функционирования единой целостной взаимосвязанной системы, в которой все участники взаимно обусловливают состояние и поведение друг друга. Для изменения состояния этой системы программа предусматривает одновременное воздействие педагога на все ее элементы, а также на связи между ними, обусловленные типом сложившихся взаимоотношений. Это осуществляется путем проведения коррекционно-развивающей работы отдельно с детьми, их родителями и учителями, а также путем коррекции способов их коммуникации. Педагог воздействует на ребенка не только непосредственно в специально организованной коррекционной или развивающей среде, но и через родителей, меняя через них систему требований и подкреплений в актуальной ситуации развития ребенка.

Таким образом, разработанная ими программа предусматривает не только возможность выявления причин девиантного отклонения ребенка, но и выбор форм коррекционной и социально-педагогической работы и способов ее организации с учетом ресурсов самого ребенка, его социального окружения, а также возможностей специалиста, реализующего эту модель. Целью при этом является объединение усилий (значимых для ребенка) взрослых, которые, по возможности, вовлекаются в организуемую педагогом социально-педагогическую работу. Психолог при этом осуществляет воздействие на ребенка не только непосредственно, в режиме групповой и индивидуальной работы в специально организованной среде, но также и через родителей, меняя с их помощью систему требований и подкреплений в актуальной ситуации развития ребенка.

Предлагаемую программу можно рассматривать как средство профилактики отклоняющегося поведения детей путем восстановления и укрепления связей в системе «ребенок - родитель - учитель» в процессе специально организованной коррекционной социально-педагогической работы с детьми. Формой реализации предлагаемой программы является прикладная модель социально-педагогической работы, которая может быть использована в школе при организации взаимодействия педагога со школьной администрацией и другими педагогами, работающими с классом

Отметим способы реализации данной программы. Предлагаемый ими вариант психолого-педагогического сопровождения учащихся 4-5 классов основан на сотрудничестве социального педагога с психологом или другим лицом в школе, заинтересованных в стимулировании развития детей выбранного класса. Комплекс психолого-педагогических мероприятий должен создать предпосылки для устранения у детей недоразвитии предшествующих возрастных этапов и создать благоприятные условия для раскрытия их способностей на текущем этапе обучения. Программа реализуется путем создания для детей искусственной среды в виде психологического тренинга с последующим расширением этой среды до ситуации учебной деятельности, а затем включает и систему внеклассных мероприятий. При работе с детьми педагог опирается не только на психолога или другое заинтересованное лицо, но также на родителей и учителей, Включая, по возможности, их в систему реализации программы.

Важной целью психологического вмешательства является в первую очередь осуществление воздействия на стиль взаимоотношений взрослых с ребенком. Это позволяет:

изменить состояние ребенка, создав поддерживающую среду, в которой осуществляется коррекция и развитие недоформированных функций;

изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о его реальном состоянии и возможностях, и создать позитивные ожидания взрослых относительно положительных изменений в поведении ребенка.

Целью разработки программы социально-психологического сопровождения и реализации ее в форме сотрудничества педагога с психологом является облегчение адаптации детей к процессу обучения в школе, коррекция их поведения, расширение их возможностей и создание условий для творческого проживания ими программного материала. Кроме того, программа нацелена на формирование у учащихся гуманистических ценностей и выработку соответствующих жизненных стратегий.

Предлагаемая программа сотрудничества педагога с психологом и реализующая ее модель ориентированы на младших подростков - учащихся 4-5 классов. Этому возрастному периоду педагоги в школе часто уделяют недостаточно внимания, однако именно он особенно важен при формировании личности школьника и закладывает потенциал для его дальнейшего развития. В обучении и общении ребенка должен произойти переход от ориентации его на заданный учителем образец к выбору собственных образцов действий. Этот процесс должен регулироваться самооценкой, формируемой в общении, поэтому первостепенное значение начинает приобретать общение со сверстниками, в процессе которого ребенок активно осваивает нормы, цели и средства социального поведения и вырабатывает критерии оценки себя и других. Учебная деятельность становится для него не только процессом усвоения знаний, но и способами овладения социальной реальностью и формирования мотивационно-потребностной сферы. Потенциал дальнейшего становления личности закладывается именно в данном возрасте, поскольку ребенок впервые сознательно ставит перед собой задачи, пробует свои силы и выбирает стили общения.

Предлагаемая система психолого-педагогического сопровождения, ориентированная на помощь детям в их успешном разрешении указанных выше задач, учитывает также сложности и проблемы, известные как общие реалии обучения в современной школе. К ним относится снижение показателей психосоматического здоровья детей, увеличение различного рода недоразвитии, а также снижение у них мотивации обучения, что в литературе отмечают как характерные тенденции практически для всех школьников. Причины этих тенденций могут быть связаны как с социально-психологическими и экологическими факторами, характерными для современного кризисного и нестабильного состояния российского общества, так и с проблемами самой современной школы с ее авторитарной оценочной системой, часто приводящей к подавлению нейрофизиологической основы телесно-моторной и духовно-психической жизни ребенка. В литературе неоднократно отмечалось, что при обучении в специальной школе дети хронически пребывают в состоянии стресса, проявляющегося в мышечной скованности, что часто сочетается с гиперактивностью и сопровождается психосоматическими заболеваниями. Кроме отмеченных факторов к специфическим проблемам третьеклассников можно отнести разновозрастной состав классов и разный уровень подготовки детей, что обусловлено большим разнообразием программ младшей школы, не всегда согласованных со средним звеном.

В настоящее время разработано большое количество программ и методик коррекционной и социально-педагогической работы. При этом различные методики ориентированы в основном на один или два аспекта из отмеченных выше групп причин затруднений детей, в то время как другие аспекты остаются без внимания.

Особенностью предлагаемой программы является то, что авторами предпринимается попытка создания подхода к разработке модели коррекционной социально-педагогической работы, учитывающей следующие основные группы факторов как возможных причин отклоняющегося поведения детей:

  1. Несформированность мотивации развития, неадекватная самооценка и, как следствие, эмоциональные состояния, препятствующие школьной адаптации.
  2. Несформированность социальных норм и навыков общения, педагогическая запущенность и, как следствие, дезадаптивное поведение, защитные роли.
  3. Несформированность согласованной работы систем восприятия и периферических двигательных актов.
  4. Недоразвитие высших психических функций, а также несформированность когнитивных процессов, обеспечивающих успешную учебную деятельность

Реализация методики осуществляется в форме модели психолого-педагогического сопровождения, включающего социально-педагогическую работу со среднеуспевающими и успешными детьми, а также коррекционную работу с детьми с отклонением в поведении. Выше отмечалось, что причины школьных затруднений ребенка могут быть связаны как с проблемами его взаимодействия с окружающими и возможными задержками его развития, так и с неэффективной системой требований и подкреплений, используемых взрослыми. Поэтому в основу программы оказания реальной помощи ребенку заложено рассмотрение взаимоотношений и взаимодействий между ребенком, родителем и учителем с точки зрения единой целостной взаимосвязанной системы, в которой все участники взаимно обусловливают состояние и поведение друг друга. Для изменения состояния этой системы программа предусматривает одновременное воздействие на все ее элементы, а также на связи между ними, обусловленные типом сложившихся взаимоотношений. Это осуществляется путем проведения педагогом работы отдельно с ребенком, родителем и учителем, а также путем коррекции способов их коммуникации. Педагог воздействует на ребенка не только непосредственно (в режиме индивидуальной и групповой работы в специально организованной среде), но и через родителей и учителей, меняя через них систему требований и подкреплений в актуальной ситуации развития ребенка.

Таким образом, в основу модели положены следующие основные принципы:

Обеспечение комплексного характера психолого-педагогических воздействий, что позволяет учитывать все уровни жизнедеятельности ребенка: витальный уровень, уровень предметной и познавательной деятельности, уровень социальных взаимодействий и общения, а также уровень его самосознания. Это позволяет для любой категории детей, с одной стороны, решить проблемы их недоразвития, раскрепостить учащихся, создать, у них мотивацию саморазвития, а с другой стороны обеспечить благоприятные условия раскрытия их индивидуальных способностей и возможности их самореализации в процессе обучения и социальных взаимодействий.

Системный подход, предполагающий рассмотрение взаимодействий и взаимоотношений между детьми, родителями и учителями с точки зрения единой целостной взаимосвязанной системы, в которой все участники взаимно обусловливают состояние и поведение друг друга. Поэтому для успешного продвижения каждого ребенка модель предусматривает одновременное воздействие на все элементы системы (детей, педагогов, родителей), а также на связи между ними, обусловленные сложившимся типом взаимоотношений. Это осуществляется путем проведения работы психолога одновременно с детьми, с педагогами и родителями, а также путем трансформации способов их коммуникации.

Принципы гуманистической психологии и гуманистической философии образования, предусматривающие организацию сотрудничества всех участников процесса (педагогов, родителей, детей) и участие их в реализации программы на добровольных началах, предполагающие возможность свободного выбора для каждого своего участия. При этом предполагается уважение позиции каждого участника, а также отсутствие административного давления или принуждения на любом этапе работы.

Этапы работы:

I. Анализ педагогом запроса на проведение работы и составление совместно с психологом плана социально-педагогических мероприятии.

II. Создание для детей искусственной коррекционно-развивающей среды со специально организованной деятельностью в форме тренинга, соответствующей выявленному уровню их развития, в которой деятельность каждого ребенка будет успешна. При этом требования к ребенку в его актуальной ситуации (в школе и дома), в соответствии со специальной договоренностью, должны быть на некоторое время ослаблены.

III. Перенос отдельных наработанных навыков в актуальную ситуацию обучения детей и организация способов их подкрепления путем введения обратной связи на тренинге и использования специальных педагогических приемов на уроках.

IV. Расширение искусственно созданной среды до актуальной ситуации развития ребенка, формирование цели его дальнейшего развития и мотивации достижений путем организации классным руководителем в сотрудничестве с родителями серии внеклассных развивающих мероприятий (викторин, конкурсов, экскурсий, творческих вечеров, походов и т.д.).

Подход, реализуемый данной программой, включает ряд мероприятий социально-педагогического сопровождения к процессу обучения и организации учебно-воспитательного процесса, которые могут быть организованы на базе любой школы и применимы для любой категории детей. Педагоги исходят из того, что любому ребенку необходима согласованная помощь взрослых (психологов, педагогов, родителей): успешному и способному - для его развития и создания возможностей, соответствующих его реальным данным, а «трудному» и неуспешному, который застрял в глухой обороне и мерах безопасности, отсекающих его от возможностей роста - в восстановлении безопасности и стимулировании развития на уровне его актуальных возможностей.

Предлагаемая модель предполагает реализацию комплекса психологических, педагогических и социальных мероприятий, осуществляемых педагогом в партнерстве с психологом с целью актуализации развития способностей детей путем создания условий для творческого проживания учащимися программного материала, раскрепощения индивидуальных способностей, формирования у них гуманистических ценностей, а также условий для их самореализации в жизни. Подход, реализуемый программой, поможет объединить усилия специалистов начального звена школы, поскольку проводит линию на их сотрудничество, а не на соперничество.

Информация о работе Социально-педагогическая деятельность с младшими подростками девиантного поведения в условиях школы