Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:00, дипломная работа
Цель исследования: обосновать необходимость социально-педагогической работы с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение.
Для достижения цели исследования в соответствии с актуальностью, объектом и предметом были выдвинуты следующие задачи:
Определить сущность и методы социально-педагогической воспитательной работы;
Изучить предпосылки и причины возникновения девиантного поведения;
Рассмотреть основные направления работы социального педагога с детьми, имеющими девиантное поведение;
Описать опыт социально-педагогической работы с младшими школьниками, имеющими девиантное поведение.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теория основной проблемы социально-педагогической деятельности с подростками, имеющими девиантное поведение 6
1.1 Понятие и сущность социально-педагогической деятельности 6
1.2 Предпосылки и причины девиантного поведения подростков 31
Глава 2. Описание опыта работы социального педагога с младшими подростками, имеющими девиантное поведение 56
2.1 Основные направления социально-педагогической деятельности в работе с младшими подростками, имеющими девиантное поведение 56
2.2 Организация социально-педагогической работы с младшими подростками 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 106
Система внеклассных мероприятий представляет собой циклический процесс, который может быть воспроизведен в течение учебного года 1-3 раза, и предусматривает последовательное решение следующих задач:
4. В процессе творческого взаимодействия психолога с педагогическим коллективом намечается план педагогических мероприятий, позволяющий педагогам последовательно расширять искусственную среду тренинга до актуальной ситуации обучения детей. Это осуществляется путем создания на уроках творческих ситуаций, подкрепляющих и развивающих наработанные детьми в процессе тренинга навыки и обеспечивающих творческое проживание программного материала.
5. Затем силами классного руководителя в сотрудничестве с родителями также осуществляется перенос навыков и новых способов познания и общения, приобретенных детьми в процессе тренинга, на широкий круг жизненных ситуаций. Это достигается путем организации комплекса внеклассных мероприятий, в том числе при участии детей в конкурсах и олимпиадах. Эти мероприятия используются классным руководителем в качестве специально моделируемых ситуаций, позволяющих осуществить самореализацию детей на базе усвоения школьной программы и достигнутого ими уровня творческого потенциала. В процессе их проведения осуществляется поощрение детей к освоению ими культурных ценностей, расширению их кругозора, а также к использованию новых способов деятельности и стилей общения. Этот этап может предполагать подключение родителей, сверстников, а также других взрослых как носителей культурных ценностей, он позволяет расширить интересы и круг общения детей, осуществляет связь школы с жизнью, обеспечивает возможность самореализации и способствует становлению самосознания детей.
При реализации указанной системы кроме продвижения каждого отдельного ребенка достигается также цель создания детского коллектива, способного творчески решать задачи, поставленные перед детьми классным руководителем, главной из которых является задача обучения. Главная цель сотрудничества психолога с педагогом состоит в обеспечении позитивных сдвигов в развитии каждого ребенка, т.е. в продвижении каждого относительно его индивидуальных возможностей, пробуждение стимулов к его саморазвитию, а также в создании детского коллектива с демократическим стилем взаимоотношений, способного к совместному творческому решению стоящих перед ним задач. При этом процесс умственного развития понимается в широком смысле как процесс творческого освоения ребенком культурно-исторического опыта, не ограниченного содержанием школьного образования.
Взаимодействие классного руководителя с социальным педагогом и психологом в процессе реализации описанного цикла психологических и социально-педагогических мероприятий может осуществляться следующим образом:
1. Классный руководитель формулирует свои практические запросы, а также накапливает в реальном учебно-воспитательном процессе и при взаимодействии с родителями факты о тенденциях развития учащихся.
2. Психолог по запросу классного руководителя проводит диагностику, в результате которой выявляет индивидуальную норму для каждого учащегося, т.е. выясняет, как быстро он может продвигаться и что мешает в его развитии. Кроме диагностики состояния основных процессов памяти, внимания, особенностей мышления и эмоционального состояния, большое внимание уделяется диагностике систем восприятия и моторики.
3. Психолог совместно с классным руководителем на основе объединения полученной информации намечают оптимальную траекторию развития для каждого ребенка и общий план мероприятий, включая работу с детьми, учителями и родителями.
4. Психолог проводит с детьми тренинг, способствующий устранению недоразвитии предыдущих возрастных периодов и становлению основ самосознания детей путем осознания ими своих качеств, способностей и возможностей и создания мотивации их дальнейшего развития. При этом психолог ориентируется на индивидуальную норму каждого ребенка, т.е. на зоны его актуального и ближайшего развития путем сопоставления его вчерашних; сегодняшних и возможных завтрашних успехов. Обратную связь об успехах детей в учебной и внеклассной деятельности психолог осуществляет с помощью классного руководителя.
5. Параллельно с проведением тренинга классный руководитель также осуществляет развивающую работу с детьми с целью подкрепления и развития наработанных ими в процессе тренинга качеств в учебной деятельности и в жизни. Для этого в учебном процессе по своему предмету он создает ситуации, в которых ребенок получает возможность доказывать, обосновывать, рассуждать, сравнивать; особо акцентируются ситуации, когда нет единого правильного ответа, а есть ситуации с множеством выборов и от ученика требуется формирование собственной позиции. Кроме того, с помощью серии внеклассных мероприятий (экскурсий, походов, викторин, конкурсов и т.д.) классный руководитель создает специально смоделированные ситуации, когда ребенок, используя приобретенные навыки и знания, глубже познает мир природы, мир социальный, а во взаимодействии с ними глубже познает себя. Таким образом, он укореняет себя в трех мирах: «Я сам», «Я и природа», «Я и другие».
Одновременно с описанными мероприятиями психолог в партнерстве с классным руководителем проводит работу с учителями и родителями с целью получения обратной связи об успехах каждого ребенка, создания у них позитивных ожиданий относительно дальнейших возможностях продвижения детей, а также для вовлечения учителей и родителей в реализацию единой развивающей программы. Это осуществляется путем информирования родителей и педагогического коллектива относительно результатов диагностики и планов работы с классом, составленных психологом и классным руководителем в личных беседах, а также на педсоветах и родительских собраниях. Это способствует формированию у родителей и педагогов нового взгляда на взаимодействие с ребенком и переходу во взаимодействии с ним от жесткой оценочной системы к сотрудничеству, когда вместо акцента на трудностях и недоработках в жёстко авторитарной системе взрослые создают творческие ситуации и осуществляют развивающие мероприятия, помогая ребенку преодолевать недоразвития, поощряют новые способы деятельности ребенка, формируя у него творческий взгляд на мир. Таким образом, создаются условия для объединения усилий всех взрослых по созданию единой развивающей среды для детей, обеспечивающей также возможности участия детей в построении программ по их саморазвитию. Это позволяет осуществлять поэтапную передачу детям ответственности за результаты их развития, а в конечном итоге - способствует формированию у них ответственности за свою судьбу.
Предлагаемый тренинг (см. Приложение) проводится с различными группами детей.
Организация тренинга предполагает необходимость решения следующих основных задач: набор группы, проведение предварительной диагностики, проведение цикла тренинговых занятий, заключительная диагностика и контроль результатов в смысле реально достигнутого изменения актуальной ситуации развития детей. Решение этих задач осуществляется в форме следующих этапов.
1. Этап набора группы и проведения диагностического обследования. Диагностическое обследование предполагает выявление актуального уровня развития детей во всех описанных выше аспектах. Кроме того, необходимо получить информацию о социокультурных условиях ребенка в семье и школе, а также о наличии актуального конфликта, о возможных причинах отклонения в поведении ребенка.
При проведении диагностического обследования проводится мотивация детей путем актуализации их желания стать более успешными - лучше учиться, меньше уставать, легче делать уроки и т.д. Поэтому уже в процессе диагностики происходит формирование искусственно созданной среды, в которой дети вовлекаются в успешную деятельность.
2. Этап проведения тренинговых занятий, на которых формулируются цели развития на понятном для ребенка языке, вырабатываются необходимые навыки, которые закрепляются ситуацией успеха в искусственной тренинговой среде. Тренинг рассматривается как способ формирования поддерживающей и контролируемой среды, в которой возможна коррекция неэффективных и неверно сложившихся навыков, а также формирование новых навыков коммуникации и успешной учебной деятельности. При этом устанавливается связь предлагаемых детям заданий с их проблемами и трудностями в реальных ситуациях обучения и общения. Приобретаемые навыки связываются с возможностями разрешения детьми конфликтов в реальных ситуациях. Кроме того, одно временно осуществляется связь целей ребенка, формируемых в тренинговой группе, с его актуальной ситуацией в школе и дома, а также перенос некоторых наработанных навыков в реальную ситуацию.
3. Этап заключительной диагностики и контроля полученных результатов - предполагает завершение группового процесса. При этом результаты диагностического обследования в определенной форме сообщаются детям как объективная оценка их новых возможностей. На этом этапе проводится расширение искусственно созданной среды тренинга до реальной ситуации развития ребенка. Перенос навыков успешной деятельности на реальную ситуацию ребенка проводится за счет формирования у него мотива развития его личности, а затем подключения к. нему цели успешной учебной деятельности. Это может быть осуществлено при индивидуальной работе психолога с детьми, в процессе которой формируются новые цели, когда вместе с ребенком проговаривается, как он может использовать новые возможности, полученные на тренинге, в своей жизни. Кроме того, валено вместе с ребенком наметить способы эффективного разрешения конфликтных ситуаций, которые его волновали раньше, и поставить задачи дальнейшего развития ребенка в ситуации обучения.
Направления развития и коррекции, реализуемые в тренинге, ориентированы на активизацию всех четырех выделенных выше сфер: эмоциональной, когнитивной, социальной, а также соматической сферы, связанной с развитием систем восприятия и двигательных актов. Это соответствует включению следующих основных блоков в цикл тренинговых занятий:
1. Эмоционалыю-мотивационный блок (связан с решением следующих задач):
1) создание ситуации успешной деятельности;
2) обеспечение атмосферы эмоционального приятия, снижающей страхи, тревогу и фрустрацию;
3) формирование мотивации развития, в том числе школьной мотивации;
4) формирование модели потребностного будущего и обеспечение приятия ее детьми как личной цели развития;
5) формирование адекватной гибкой самооценки;
6) развитие рефлексии, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.
Опыт успешной деятельности обеспечивается за счет учета актуального уровня развития детей и предложения им достаточно простых задач, соответствующих их уровню. Важнейшим средством создания ситуации успеха и формирования у детей мотивации достижений является организация группового процесса в форме игры. Игровая форма занятий позволяет «расковать» детей, заинтересовать их, снизить уровень тревоги и организуется следующим образом. На первом занятии ведущий группы объявляет, что все дети без исключения богато одарены от природы, просто они раньше не знали об этом. Ведущий ставит перед участниками группы общую задачу - найти в себе свои способности. Для этого детям в течение группового процесса предлагается совершить символическое путешествие внутрь себя в поисках своих способностей. Ведущий сообщает детям, что у них есть некоторые «силы ума», которым присваиваются метафорические названия, понятные детям. Ведущий раздает детям эмблемы этих «сил» и предлагает выбрать те, которые, по их мнению, у них наиболее развиты. Все последующие занятия построены в форме встречи с каждой из «сил», что составляет путешествие по «силам» или своим внутренним возможностям.
Предложение ведущего выбрать наиболее развитые силы сразу ставит детей в ситуацию успеха, позволяет ориентировать их на собственные внутренние ресурсы и мотивировать на поиск внутренних возможностей развития. Обеспечение атмосферы эмоционального приятия осуществляется за счет особой организации группового процесса, предусматривающей возможность свободного обмена впечатлениями между участниками. При этом основное внимание фиксируется на чувствах детей, а каждое высказывание поддерживается и одобряется. Атмосфера эмоциональной близости достигается также за счет организации работы детей в малых группах (парах, тройках) с последующим обсуждением в общем кругу результатов деятельности. В групповых обсуждениях используется принцип «здесь и теперь», что позволяет перечеркнуть прошлые неудачи детей, снять ярлык неудачника и сконцентрировать их внимание на сегодняшних задачах и новом успешном опыте.
Важной особенностью стиля групповой работы является отсутствие внешней оценки результатов деятельности. Вместо этого ребенку в разных формах предлагается самому оценить свои успехи сейчас. При этом основное внимание фиксируется не столько на самих результатах деятельности, сколько на сравнении их с предыдущими результатами самого ребенка, т.е. на произошедших изменениях. Иначе говоря, ребенку предлагается сравнить его успех, пусть даже неполный, с его прошлой неудачей. Фиксация таких изменений сосредоточивает внимание детей на том, что происходит с ними сегодня, и мотивирует их на более успешную деятельность в будущем. Кроме того, ожидания успешных изменений запускает у детей механизм «самоактуализирующегося пророчества», что является средством формирования у них идеальной модели потребности ого будущего, а также способности прогнозирования своих действий.
2. Социально-нормативный блок (ориентирован на решение следующий группы задач):
1) формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях;
2) развитие навыков успешной коммуникации;
3) формирование навыков успешной совместной деятельности;
4) развитие способности критически воспринимать внешнюю оценку, повышение стрессоустойчивости при взаимодействии.
Средствами формирования в тренинге правил и норм является использование ритуалов и игр с правилами. Необходимым условием принятия детьми предлагаемых правил, норм и форм общения является специально созданная ситуация их успешной деятельности, а также их интерес к групповому процессу, поддерживаемый за счет игровой формы и занимательности происходящего.
Вначале правила и нормы вводятся ведущим в искусственно созданной игровой ситуации с согласия и по желанию самих детей. Важную роль при этом играет «договор» о правилах поведения в группе, который зачитывается ведущим и обсуждается группой. Детям предлагается внести свои предложения, а затем, если они согласны, подписать договор.